Раздел III. СПЕЦИАЛЬНАЯ И ПРИКЛАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ
Практическое занятие № 7
Вид: коллоквиум (2 часа).
Тема 6:Понятие и классификация отраслевых и специальных социологических теорий. Социологии права: Диалог юристов и социологов.
Вопросы к практическому занятию:
1.Отраслевые и специальные социологические теории: понятие и основные виды.
2. Предмет и метод социология права (правовой социологии, юридической социологии): подход юристов (Гревцов Ю.И., Керимов Д.А., Лапаева В.В., Нерсесянц В.С. и др.) и социологов (Глазырин В.А., Касьянов В.В. Ксенофонтов В.Н., Тадевосян Э.В. и др.). Западные ученые о предмете социологии права.
3.Общество и право. Социологические аспекты права. Право как социальный институт.
Задания для подготовки к практическому занятию:
Ø Подготовить ответы на вопросы:
- Кто автор теории среднего уровня и ее сущност.
- Какие типы специальных социологических теорий вы знаете.
- В чем сущность понятий: эмпирическая социология, прикладная социология, практическая социология.
- Что такое социологии права (юридической социологии), её объект и предмет.
- Какие особенности социологического подхода в изучении права и правовых отношений.
- Какие функции социологии права (юридической социологии) вы знаете.
- Какие Вы можете назвать учёных (социологов, юристов), внесших наибольший вклад в развитие социологии права.
Ø Студенты должны быть готовыми к обсуждению:
- Сформулировать своё аргументированное мнение по вопросу: социология права некоторыми учёными рассматривается юридической дисциплиной, а другими социологической.
- Согласились бы Вы с пониманием социологии права как «отражающем зеркале», показывающим праву его «недостатки». (Ж. Карбонье – крупнейший современный специалист в области социологии права (юридической социологии). Он раскрывая функции социологии права, в частности, выделяет критическую функцию социологии права по отношению к догматической юриспруденции. Ознакомьтесь с этой его позицией и аргументацией французского юриста и социолога. См.: Карбонье Ж.Юридическая социология. М.: Прогресс, 1986. С.299–300).
- Дать аналитические комментарии утверждению французского социолога Э. Дюркгейма. (Э. Дюркгейм утверждал, что преступность – это не социальная патология, а социальная норма. См.:Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии М.: Наука, 1990. С. 462–471).
Ø Объяснить, как вы понимаете следующие высказывания:
- В. Швебеля «Управлять при помощи законов легче всего тогда, когда следствием их несоблюдения являются угрызения совести».
- Д. Галифакса «Если бы законы могли говорить вслух, они бы первым делом пожаловались на законников».
- Фридриха Великого «Дурные законы в хороших руках исполнителей – хороши; и самые лучшие законы в руках дурных исполнителей – вредны».
Ø Проанализировать и прокомментировать статью:
- Масловская Е.В. Эволюция западных концепций социологии права и гражданской сферы. // СоцИс.- 2010. - №11. – С. 70-78
Ø Изучить источники по теме из списка основной и дополнительной литературы.
Практическое занятие № 8,9,10
Вид: Семинар-практикум (6 часа).
Тема 7:Социологические исследования
Целью проведения практического занятия является: освоение структуры и содержания социологического исследования, приобретение необходимых навыков в составлении программы социологического исследования.
В ходе проведения семинарского занятия используется такая форма, как: «интерактивное обсуждение».
Занятие № 8 (2 часа)
Вопросы к практическому занятию:
1. Программа социологического исследования как теоретическая разработка способов изучения и разрешения конкретной проблемы: формулировка проблемы; определение цели и задач исследования; определение объекта и предмета исследования; выдвижение гипотез; типы и виды выборки.
2. Методы сбора данных в социологическом исследовании: опрос и его разновидности (гиды – опросники); наблюдение и его виды (включенное наблюдение); анализ документов и его виды (традиционный и формализованный, контент-анализ); эксперимент и этапы проведения.
3. Экспертный опрос: сущность, специфика, структура, функции и область применения.
4. Методы обработки (ручная и машинная, первичная и вторичная) и анализа (статистическая группировка, ранжирование, шкалирование и др.) данных социологического исследования.
Задания для подготовки к практическому занятию:
Ø Подготовить ответы на вопросы:
- Что понимается под социологическим исследованием? Какие виды социологических исследований вам известны.
- Что понимается под программой социологического исследования. Из каких разделов она состоит, и в чём заключаются её функции.
- Что такое репрезентативная выборка.
- Какие существуют основные методы сбора информации в социологии и назовите основные нормативные требования к ним.
- Знаете ли Вы основные критерии классификации документов.
- Какие методы социологической обработки информации Вы знаете, и назовите основные нормативные требования к ним.
- К какому методу сбора информации относится контент-анализ и его содержание.
Ø Студенты должны быть готовыми к обсуждению:
- Выяснить и обосновать свой ответ на вопрос: является ли целью всякого социологического исследования подтверждение сформулированных в нём гипотез.
- Математические законы гласят, что случайная выборка с высокой вероятностью отображают генеральную совокупность. Подумайте, являются ли данные опроса репрезентативными, если осуществлялся «случайный» отбор респондентов на каком-либо городском перекрёстке, а результаты исследования были представлены в качестве суждений, отражающих мнения всех жителей этого города.
- Чем объясняются различия в результатах ответов на следующие вопросы, раскрывающих отношение опрашиваемых на проблему допустимости абортов. Один вопрос звучал так: «Считаете ли Вы лично, что аборт – это зло?» В этом случае 57% респондентов сказали «Да», а 36% – «Нет» (остальные либо не были уверены, либо не стали отвечать). Другой вопрос был составлен так: «Независимо от Вашего личного отношения к абортам, предпочитаете ли Вы или отвергаете, чтобы женщина в этой стране (США) имела выбор и могла сделать аборт по рекомендации врача?» Теперь за легальные аборты высказалось 69% и только 24% были против. (Масионис Дж. Социология. СПб., 2004. - С. 76).
Ø Изучить источники по теме из списка основной и дополнительной литературы.