Понятие и типология этноса
Понятие "этнос" появилось в социологии сравнительно недавно. В Западной Европе интерес к этническим проблемам возник после окончания Второй мировой войны, когда в страны Европы и Великобританию начался приток иммигрантов из Африки. В СССР понятие этнос в 1970-е гг. ввел в научный оборот Ю.В. Бромлей. До сих пор среди исследователей нет единого мнения о том, что такое "этнос", "этническая общность" и "этническая группа". Многие авторы в своих трудах используют их как синонимы. Однако различия есть, и состоят они в следующем.
Этнос – общая расовая, языковая или национальная идентичность социальной группы . Этнос может объединять людей по нескольким признакам: культурным (язык, традиции, обычаи), религиозным (идеологическим), национальным (политическим), генетическим (расовым) (например, говорят – "он этнический русский", то есть – русского происхождения, хотя сам индивид, может быть, и не догадывается об этом).
Этническая общность – совокупность людей, объединенных общими этническими признаками и осознающих свою принадлежность к данному этносу. Этническая группа – устойчивая группа людей, имеющих общую историю, обычаи и идентичность, а в большинстве случаев и язык, и религию, осознающих себя как единое целое .
В недавнем прошлом, когда различные этносы существовали сравнительно локально, изолированно друг от друга (препятствием для смешивания служили как национальные границы, так и культурные (языковые, религиозные и т.п.) различия, этноцентризм (тенденция судить о поведении других групп по стандартам собственной группы, нетерпимость к иным этносам и культурам)), этническая общность и этническая группа были идентичны друг другу. Следствием массовых миграций народов мира в ХХ в. стало то, что в настоящее время этническая общность охватывает всех представителей того или иного этноса, где бы они ни проживали, даже если их не объединяет ничего, кроме происхождения и самоосознания принадлежности к этому этносу; этническая группа, как правило, существует в пределах национального государства, либо на определенной территории в составе государства (автономная республика, область, округ, район), что позволяет ее представителям активно взаимодействовать и воспроизводить в каждом последующем поколении структуру своего этноса.
Структура этноса включает:
- язык (речь, манеру общения, мимику, жесты);
- бытовую культуру (одежду, приготовление пищи, вид и обстановку жилища);
- обычаи и традиции (праздники, обряды, типичные модели поведения, трудовую, досуговую и иную деятельность);
- этническое самосознание (самоидентификацию – осознание себя принадлежащим к той или иной группе, в данном случае – этнической);
- этническое родство (чувство этнической солидарности – осознание общности происхождения, интересов, потребностей с другими представителями данной группы);
- самоназвание (этноним, например, русские). Этносы возникли в глубокой древности, существуют сегодня и, очевидно, сохранятся в обозримом будущем, придавая своеобразие социокультурным общностям людей.
Исследователи выделяют три исторических формы существования этнических групп:
1. племя – людей, объединенных родовыми и социальными связями (важнейшие признаки племени: этнокультурная общность, этническое самосознание и самоназвание);
2. народ – общность, объединенную преимущественно социально-экономическими связями и характеризующуюся более высоким уровнем развития языка, материальной и духовной культуры;
3. нацию – наивысшую на сегодняшний день историческую форму этнической группы, объединенную, главным образом, экономическими и политическими связями. Нацию отличают:
o специфическое национальное самосознание;
o развитой, литературный язык;
o профессиональная культура;
o устойчивый социально-классовый состав, соответствующий эпохе промышленно-научного развития;
o национальная государственность или развитое движение за ее достижение;
o экономическая общность на основе национальной государственности.
Исторически племя возникает в период формирования родоплеменного строя и преобразуется в народ на стадии появления государства. Однако некоторые этнические группы и до сегодняшнего дня существуют в виде племени (в странах Центральной Азии, Африки, Латинской Америки). Этническая группа в форме народа существовала в традиционных государствах докапиталистической эпохи. В период капитализма (в Западной Европе – с XVI–XVII вв.) появляются первые нации, объединенные в границах государств современного типа. Однако и до сегодняшнего дня не все народы мира стали нациями. Процесс трансформации народов в нации является важнейшей особенностью современного этапа развития этнонациональных отношений (6.2).
Понятие нация – одно из наиболее сложных в современной социологии. Существует два различных подхода к его толкованию. Первый исходит из того, что нация – это совокупность граждан того или иного государства. В такой трактовке национальное означает – государственное (например, национальные интересы = государственные интересы), национализм – любовь и уважение к своей нации, своему государству (национализм в данном контексте = патриотизм). Сторонники второго подхода понимают под нацией форму этнической группы, представляющую собой политическую общность граждан какого-либо государства, республики или автономии в составе государства, либо общность, выражающую стремление к своему государственно-политическому оформлению. При таком понимании нации национальное следует трактовать как этническое (например, национальные отношения, национальный вопрос (6.3)). Национализм в многонациональном (полиэтническом) государстве – стремление к доминированию своей этнической группы по отношению к иным группам, неуважение к интересам и потребностям других наций, борьба за образование своего независимого государства и выход из состава страны (национализм = сепаратизм). В некоторых странах, где в силу численного превосходства и господствующего положения в обществе одна этническая группа объективно доминирует над другими, может возникнуть шовинизм – крайняя форма национализма, состоящая в проповеди национальной исключительности, направленная на разжигание национальной вражды и ненависти.
Наличие двух различных трактовок понятия нации в последнее время нашло выражение в появлении двух новых терминов: нация-государство и нация-этнос (или этнонация). При этом одно понятие не противоречит другому. Например, в России нация-государство – это все ее граждане, россияне, этнонации – этнические группы, имеющие свои государственные образования (русские в России, якуты в Республике Саха (Якутия), чукчи в Чукотском автономном округе и т.д.).
В 1990-е гг. в России возникла дискуссия о сущности нации. Ряд исследователей (Э.В. Тадевосян, В.А. Тишков и другие) поставили под сомнение само ее существование, полагая, что понятие "нация" было порождено в свое время сугубо идеологическими соображениями и в политических целях – оно служило консолидации тех или иных этнических групп под национальными знаменами и способствовало приходу к власти лидеров и групп, эксплуатирующих чувство этнической солидарности граждан. По мнению этих исследователей, нация существует лишь как политическая общность граждан данного государства (безотносительно их этнической принадлежности), этнонация – опасная выдумка политиков, чреватая острыми межнациональными конфликтами, войнами, распадом некогда единых многонациональных государств и т.д. С этим мнением можно согласиться, однако, имея в виду идею П. Бурдье, высказанную им о социальных классах (4.3), приходится признать, что до тех пор, пока понятие этнонации укоренено в сознании миллионов людей и пока этнонациональные чувства управляют их социально-политическим поведением, нации являются реальными элементами социальной структуры современного общества.