Паломники и паломничество

Паломничество (от лат. palma — пальма) — странствие верующих для по­клонения святым местам (у христиан в Иерусалим, Рим, у мусульман в Мекку и др.) с четко определенными культовыми целями. Названо по обычаю хри­стианских паломников привозить из Палестины пальмовую ветвь. Палом­ничество совершали в Палестину, к чудотворным иконам, в монастыри и к святым мощам. Паломничество в той или иной форме принято практически во всех религиях и языческих культах. Людей, совершающих дальнее путе­шествие для поклонения святым местам, называют паломниками, богомоль­цами, странниками, пилигримами. Ныне паломничество превратилось в отрасль международного туризма, куда подключены железнодорожные и авиационные компании, система бронирования мест в гостиницах, соответ­ствующие министерства и ведомства, благотворительные и религиозные организации, туристические фирмы и т.д.

Вокруг института паломничества сложилась разветвленная инженерная и социальная инфраструктура, доходы многих городов пополняются в значитель­ной степени или преимущественно за счет бизнеса (общие и специализирован­ные магазины, гостиницы, музеи, гостиницы и т.д.) от подобных массовых мероприятий. На международном уровне сформулированы и приняты докумен­ты, устанавливающие правила поведения паломников и регламентирующие их пребывание на территории других стран. В частности, каждое посещение свя­тых мест, храмов и иных культовых объектов, находящихся под эгидой действу­ющей конфессии или секты, включенное в программу тура, должно быть согла­совано с руководством этой религиозной общины; установлены порядок посе­щения объекта туристами, время посещения, не мешающее обрядам, порядок присутствия на обрядах. Организация паломнических туров превратилась в гло­бальную проблему, решение которой заставляет координировать между собой действия многих государств. Еще в средние века паломники из Европы обеспе-

Кауфман А.А. Указ. соч. С. 69.

G7

чивались охраной, лечением, жильем и питанием, для них строились многочис­ленные странно- и гостеприимные дома, госпитали. Огромную помощь в орга­низации быта и охране паломников оказывали католические духовно-рыцар­ские ордена (бенедиктинцы, тамплиеры, иоанниты, тевтоны и др.).

На протяжении 2000 лет паломничество является самой массовой и распро­страненной формой миграции в виде кратковременного культурного туриз­ма. Специалисты затрудняются дать точную оценку общего числа паломни­ков, представляющих разные религии, но оно превышает 250 млн в год (из них 150 млн христиан). Только Рим каждый год посещает более 10 млн паломни­ков. Небольшой итальянский город Лурд, один из важнейших в католичестве

Паломники и паломничество - student2.ru

центров паломничества, ежегодно посе­щают 5—6 млн паломников из 120 стран мира. На поклонение иконе Ченстохов-ской Богоматери в монастырь паулинов Ясна Гура (Польша) ежегодно прибывает до 5 млн человек.

Кроме всемирно известных мест па­ломничества в каждой стране существу­ют региональные и местные центры паломничества. В Латинской Америке каждая деревня особо почитает какого-либо святого, на празднике в честь которого устраивают процессии и царит веселье.

Религиозные цели паломничества — осуществление полагающихся по ре­лигиозным канонам обрядов и ритуалов; поклонение святому месту, храму, мощам; получение благодати, духовного и физического исцеления, желание обрести просветление, приносимое верой. Люди совершают паломничество при неизлечимых недугах, на пороге смерти, перед каким-то очень важным выбором, при столкновении с такими жизненными проблемами, решить в одиночку которые они не могут, при засухе и стихийных бедствиях, во вре­мя войн, массовых эпидемий и т.д. Для них святые места — это та часть Все­ленной, где происходит чудо. Не имея официального статуса церковного таинства, паломничество всегда почиталось как элемент достойного духов­ного пути для тех, кто не принимал монашеского обета, но желал развивать в себе духовность, добиваться приближения к Богу. Паломничество выпол­няется либо с личными целями (собственные намерения), либо по поруче­нию, просьбе вторых лиц; в этом случае оно получает название поручитель­ского. Раньше в Европе наемное паломничество было весьма прибыльной профессией, был даже образован союз паломников. Кроме того, паломниче­ство выполняет важные социальные, культурные и психологические функ­ции. Американские психологи называют среди основных мотивов современ­ного паломничества следующий: упорный молитвенный труд, совершаемый паломниками, является своеобразной психотехникой, позволяющей снять душевное напряжение, избавиться от стрессов, отвлечься от мирской суеты и приобщиться к вечным ценностям.

Сегодня помимо несомненных позитивных моментов паломничество при­обретает некоторые негативные оттенки. Оно становится своеобразной мо­дой, массовым увлечением, престижным занятием, а святые места превра­щаются в «туристическую достопримечательность». Сутолока и толчея, про­исходящая каждый год в священной для мусульман Мекке, пополняет криминальную статистику.

Христианское паломничество насчитывает сотни, если не тысячи святых мест. Многие из них являются местами видений. Самым главным местом па­ломничества для всех христиан выступает Святая земля (Иерусалим, Виф­леем, Назарет). Из других мест наиболее известны Лурд и Фатима. Некото­рые места приобрели популярность после различных чудес или просто яв­ляются центрами духовной жизни, часто на протяжении многих веков. В России самым почитаемым местом для паломничества является Сергиев Посад — центр Русской православной церкви.

Традиция паломничества зародилась на Руси в XV в. Прослышав о хрис­тианских подвигах игумена Троицкого монастыря Сергия, на поклон к стар­цу отправлялись бояре, крестьяне, торговые люди. Обитель не раз посещал Дмитрий Донской. С тех пор на протяжении столетий Троице-Сергиев мона­стырь считается главной святыней России. Паломничество сюда совершалось пешим ходом из Москвы на расстояние более 70 км, исключение не делалось даже для царей. Простолюдины ночевали в придорожных трактирах и на по­стоялых дворах. Сегодня богомольцы приезжают на электропоездах.

Паломники и паломничество - student2.ru

Pi:c. 'А. Сиеоневеьовьт паломники

В мусульманском мире настолько глубоко укоренилась мысль о том, что любой правоверный должен совершить паломничество (хадж), что на это вре­мя прекращаются все боевые действия и войны. Паломничество включает по­сещение святых мест в Мекке, где родился пророк, и Медине, где по преда­нию находятся могилы Магомета и его сподвижников.

К священным местам для индуистского паломничества относятся: Бена­рес (Варанаси) — известнейший храмовый комплекс на берегу Ганга, где, как говорят, Шива создал Вселенную (более 2 млн паломников в год); Айодхья, расположенная в 100 км от Бенареса мифическая резиденция Рамы; Двара-ка, Канчипурам, Пушкара, Тирупати и др. Самое многолюдное на свете па­ломническое действие разворачивается во время всеиндийского праздника

G9

паломников Кумбх Мела. В 1989 г. здесь побывало 12 млн человек — боль­ше, чем на любом другом религиозном празднике. Паломники прибывают сюда, чтобы совершить ритуальное омовение в водах реки Ганг и очистить­ся от греха. Малый Кумбх Мела проводится каждые 3 года в городах Хард-вар, Насик, Аллахабад и Уджайн. Большой Кумбх Мела устраивается один раз в 12 лет. Тяга к паломничеству глубоко укоренилась в душах индуистов. Даже смертельно больные люди жаждут побывать в Варанаси — одном из семи священных городов индуистской религии. Здесь они в последний раз омывают свое тело водами Ганга, а затем удаляются в странноприимные дома, ожидая смерти. Их бренные останки позднее сожгут на берегу великой реки. В буддизме священными почитаются те места, где произошли основные события жизни Будды. Они расположены на севере Индостана. Для тибетских паломников тремя самыми важными местами являются Кайлас, Лапчи и Цари, где размешаются горные храмы, связанные с культом Будды.

БеЖенцы

Беженцев официально квалифицируют как вынужденных переселенцев. В России в отличие от вынужденных переселенцев — граждан Российской Федерации беженцы не имеют гражданства страны. Согласно Закону Россий­ской Федерации «О беженцах» беженец — прибывшее или желающее прибыть на территорию Российской Федерации лицо, не имеющее гражданства Рос­сийской Федерации, которое было вынуждено или имеет намерение поки­нуть место своего постоянного жительства на территории другого государ­ства вследствие совершенного в отношении него насилия или преследова­ния в иных формах либо реальной опасности подвергнуться насилию или иному преследованию по признаку расовой или национальной принадлеж­ности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной со­циальной группе или политических убеждений.

Беженец — любой человек, находящийся за пределами страны, граждани­ном которой он является (или лицо без гражданства за пределами страны, где

Врезка

Российское село

Обычно люди едут туда, где им лучше. Но это место — никак не русская деревня. С тех пор как Хрущев отменил позорное советское крепостное право и выдал крестьянам паспорта, все самые энергичные, самые образованные стремились покинуть отчий дом. А потом тысячи деревень были разогнаны как «неперспективные», затоп­лены «рукотворными морями». Сегодня мы пожи­наем эти печальные плоды: более половины жи­вущих в деревне - старики. Приглядитесь даже к фермерам: большинство - пенсионеры. Рож­даются даже в сельских райцентрах — единицы, умирают — десятки и сотни. Среди трудоспособ­ного населения — традиционная русская эпиде­мия: уже с утра мужики кто в лежку, кто навесе­ле. В сибирских деревнях среди 13-14-летней

молодежи — наркомания. От тяжкого труда люди к 40 годам становятся инвалидами: доярки сва­ливаются от сердечных приступов, у скотников

Паломники и паломничество - student2.ru

отнимаются ноги, скрючивает руки. В военкома­тах жалуются: некого призывать. Источник: http://www.rg.ru/anons/arc_2001/0605/ 5.shtm.

он/она обычно проживает), который не может или не желает воспользоваться защитой этой страны от преследования или обоснованной угрозы преследо­вания по мотивам расы, религии, национальности, принадлежности к опре­деленной социальной группе или политических взглядов. Люди, которые пе­реместились в другую часть страны из-за гражданской войны, хотя иногда называются беженцами, не являются таковыми в соответствии с междуна­родным правом. Для обозначения таких лиц используется термин «переме­щенные лица».

В США юридическое толкование термина «беженец» {refugee) впервые было дано в Законе о беженцах 1990 г. (Refugee Act). К категории беженцев

Паломники и паломничество - student2.ru

относятся лица, находящиеся вне гра­ниц своей родной страны или страны постоянного проживания, но вне преде­лов США. В ряде случаев к этой же группе могут быть отнесены лица, еще находящиеся на территории своих стран, а также те, кто не может вернуть­ся к месту своего постоянного прожива­ния в силу масштабных природных ка­тастроф. Число въезжающих в США в статусе беженца ограничено ежегод­но устанавливаемой президентом страны квотой. Квота 1997 финансового года составляла 78 тыс. человек, в 1998 г. — 83 тыс. человек.

В 2001 г. количество запросов убежища, поданных в 13 странах Евросоюза, возросло на 1 % в сравнении с 2000 г. В шести восточноевропейских странах (Болгария, Чехия, Венгрия, Румыния, Словакия и Словения) число прошений об убежище выросло на 38% в сравнении с 2000 г. В США, Канаде, Австралии и Новой Зеландии увеличение запросов составило 23%. Если сравнить эти дан­ные с 1999 г., то в странах ЕС произошло сокращение на 3%, а в странах Вос­точной Европы увеличение на 76% (не зря укрепляют границы и финансируют открытие все новых лагерей беженцев в странах Восточной Европы и обучение иммиграционных чиновников в этих странах). Странами, в которых в течение 1999—2001 гг. зарегистрировано наибольшее количество прошений об убежище на 1000жителей, являются Лихтенштейн (19,9 заявлений), Швейцария (11,8), Бельгия (10,1), Люксембург (9,6), Австрия (8,5), Норвегия (8,0)'°.

Больше всего беженцев дал и миру три страны —Афганистан (3,9 млн че­ловек), Бурунди (более 550 тыс.) и Ирак (более 530 тыс.). В США больше всего заявлений о предоставлении статуса беженца подают колумбийцы, албанцы, армяне, бирманцы, индонезийцы и мексиканцы.

Иностранных беженцев нельзя воспринимать исключительно лишь как проблему для коренных обитателей той или иной страны. В категории пере­секающих границы — 17 лауреатов Нобелевской премии. Беженцами были Альберт Эйнштейн и Зигмунд Фрейд, Рудольф Нуриев и Лео Сциллард, Марлен Дитрих, Александр Солженицын, Бертольт Брехт, Рихард Вагнер, Виктор Гюго, Джузеппе Гарибальди, Владимир Набоков и Марк Шагал.

Беженцы смогли позитивно повлиять на образ жизни даже такой консер­вативной страны, как Великобритания. К примеру, марраны (евреи, изгнан­ные из Испании и Португалии в XVII в.) обогатили британскую кухню но-

Источник: http://wals.narod.ru/imigr-2.html.

вым блюдом Fish and Chips (жареная рыба с картошкой), ныне ставшим од­ним из столпов британской кулинарии. Евреи, бежавшие в Англию из на­цистской Германии, первыми начали производить туалетную бумагу. Бежен­цы из царской России привнесли в традиционную американскую кухню буб­лики (bagels); некоторые беженцы (например, Игорь Сикорский и Владимир Зворыкин) могут по праву считаться создателями современной американской промышленности".

По данным ООН, с 1975 г. число мигрантов в мире выросло более чем вдвое и достигло 175 млн человек. Примерно 3% населения планеты прожи­вает за пределами своих родных стран. Большинство мигрантов осело в стра­нах Европы (56 млн), Азии (50 млн) и Северной Америки (41 млн). Пример­но каждый десятый житель развитых регионов мира является мигрантом, в то время как в развивающихся странах один мигрант приходится на 70 жи­телей. Сегодня около половины стран мира проводят политику, направлен­ную на снижение уровня иммиграции.

Все больше людей становятся так называемыми экологическими бежен­цами, вынужденными уехать из родных мест из-за изменений климатичес­ких условий (например, жестокой засухи) или масштабного загрязнения ок­ружающей среды. По прогнозу ООН,к 2050 г. число «экологических бежен­цев» может достичь 150 млн человек.

После распада СССР свои дома покинули 9 млн человек. По меньшей мерс треть из них оказалась в России. В России учет беженцев введен с 1 июля 1992 г. На начало 1996 г. их насчитывалось 974,4 тыс., а общее число прибывших в 1990—1995 гг. в Россию из стран ближнего зарубежья составило 5 441,5 тыс. человек. К сожалению, как отмечают эксперты ООН, точной статистики бе­женцев в России до сих пор не ведется.

Каждый четвертый житель Земли сам был беженцем или беженцем был один из его родителей. По подсчетам ООН, ныне в мире насчитывается бо­лее 21 млн беженцев и перемешенных лиц, 80% из них женщины и дети. А 55 млн человек являются вынужденными переселенцами, примерно поло­вина из них были вынуждены оставить дома в результате военных конфлик­тов. Лишь каждый пятый вынужденный переселенец, бежавший от войны, получает помощь от ООН.

ТИПОЛОГИЯ ДИСТАНЦИЙ

Проведение границы автоматически предполагает установление опреде­ленной дистанции — политической, социальной или культурной. Дистанция и граница —тесно связанные между собой социологические понятия.

Социальная дистанция— расстояние между двумя статусами или пози­циями индивидов либо социальных групп относительно друг друга. В оте­чественной науке феномен социальной дистанции в этнических отноше­ниях подробно разработан Л.М. Дробижевой12. В социальной психологии через понятие «дистанция» объясняется перцептивная сторона межгруппо­вой коммуникации (Г.А. Андреева). Оно используется для объяснения вос-

1 Подробнее ем.: Washington ProFile.

12 Дробижева Л. Социальная и культурная дистанции (опыт многонациональной России). М., 1998.

приятия малых групп и их образов, формирования симпатий-антипатий, установок другой группы и т.п.13 Посредством категории «социальная дис­танция» в групповом сознании фиксируется не только расстояние между со­циальными группами, но и расстояние между идеальными объектами («наши» и «не наши» нормы, ценности, установки и т.п.). В социологии эта категория характеризует степень близости и отчуждения социальных групп. Среди важных социологических понятий, впервые введенных родоначаль­ником городской экологии Р. Парком (1864—1944), следует выделить поня­тие социальной дистанции как показатель степени близости или отчужден­ности индивидов или социальных групп, а также концепцию маргинальной личности, характеризующую индивида, находящегося в социальной струк­туре на стыке разных групп и общностей либо на их периферии.

Социальная дистанция считается одним из центральных понятий социо­логии. Измеряя дистанцию, социолог определяет статус, потенциал соци­альных групп, социальные позиции этнических групп. Жесткость и размер­ность социальной дистанции, взаимопроникновение характеристик групп служат показателями состояния общества, степени равенства групп, каче­ственными индикаторами социальной справедливости, социальной и этни­ческой толерантности.

С помощью социальной дистанции изучаются «расстояния» между груп­пами, находящимися на одном уровне иерархии, — горизонтальная дис­танция (например, между профессиями, представителями одного и того же

Паломники и паломничество - student2.ru

класса, национальностями), и «рассто­яния» между социальными группами внутри общества или этнической груп­пы (между верхними и средними слоя­ми) — вертикальная дистанция.

Социальная дистанция, как вполне справедливо полагает В. Ильин14, выс­тупает в двух формах — объективной и суоъективнои. 11ервая форма — это дистанция между статусными позици­ями в одномерной плоскости социального пространства (например, поли­тического, административного, экономического, символического и т.д.). Здесь измерение дистанции возможно лишь с помощью категории власти (в каждой плоскости своего вида — административной, политической, эко­номической и т.д.), исходя из оценки того, кто стоит выше, кто над кем имеет власть, т.е. в состоянии навязать свою волю. Для занятия места в иерархии не важно, насколько счастлив человек и как много он потребля­ет (имущество, деньги превращаются в фактор социальных отношений и регулирования социальной дистанции, когда они становятся капиталом, т.е. общественным отношением). Объективная дистанция поддерживается с помощью инструментов власти: чем «выше» кресло, тем больше на пути к нему стоит референтов, секретарей, телохранителей. Индивид, обладающий властью, регулирует дистанцию в одностороннем порядке, решая, кому от­крывать двери, а кого не подпускать даже к крыльцу.

Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1997.

Ильин В. Теория социального неравенства (структуралистско-конструктивистская парадигма). —

http://socnet.narod.rU/library/authors/Ilyin/neravenstvo/l.htm.

Вторая форма —субъективная дистанция— характеризует личностные от­ношения (в таком значении ее рассматривал Р. Парк). Она определяется сис­темой ценностей, самооценок и социальных стереотипов, которую разделяют сопоставляемые индивиды. Высоко оценивать свою позицию вопреки тому, что объективно она незначима, означает иметь свой собственный образ соци­ального статуса и субъективную дистанцию до других статусов. Специалист, возомнивший себя незаменимым, может запросто войти в кабинет директо­ра, полагая, что тот оценивает его так же высоко, как и он себя сам. В действи­тельности директор измеряет дистанции в терминах служебной иерархии. Для него способности и таланты инженера могут вообще ничего не значить вне такой иерархии. Он может удивиться, а то и разгневаться на бесцеремонного специалиста, претендующего на равное с директором положение в силу того, что он обладает высоким интеллектуальным капиталом, сопоставимым, как он думает, с финансовым или административным капиталом директора. На желание сократить дистанцию влияет не само место во властной иерархии, а субъективная оценка специалистом престижности профессиональных знаний.

Паломники и паломничество - student2.ru

Рис. 15. Социальная дистанция: директор может удивиться и даже разгневаться на бесцеремонного специалиста, претендующего на равное с директором положение

Другая классификация социальных дистанций, предложенная В. Ильиным, подразумевает две формы —дистанцию статусных позиций во властном про­странстве и дистанцию межличностных отношений. Их корреляция имеет ме­сто, но в самых разных вариантах. Вторая форма социальной дистанции ле­жит в основе феномена слияния элит: представители элит разных сфер обще­ственной жизни в непрофессиональной сфере, сфере досуга и личной жизни могут сосуществовать, поддерживая очень короткую социальную дистанцию.

Социальная дистанция может принимать писаный (формальный, инст­руктивный) и неписаный (конвенциональный) характер, она может быть ин-ституционализованной и неинституционализованной. К формально учреж­денным (институционализованным) относятся система каст в Индии и апар­теид, недавно вполне официально существовавший в ЮАР. Обе системы предполагают ограничения на использование общественных мест — школа­ми, больницами, пляжами и т.п., на сферы занятости, на смешанные браки и т.д. Неофициально они существуют во всех системах.

К неинституционализованному (неписаному) типу относится межлично­стная дистанция, которая в зависимости от области жизнедеятельности об­щества может быть культурной и статусной.

Культурные дистанции

Общение между людьми — жестовое и речевое — в разных культурах про­исходит не только в различных формах, но и, что особенно удивительно, на различных дистанциях. В интересной и поучительной книге «Молчаливый язык» (1959) американский антрополог Эдвард Т. Холл описал культурные

Паломники и паломничество - student2.ru

варианты дистанции, которые поддер­живают собеседники. Она различается от минимальной (нос к носу) в одних обществах до максимальной (несколько шагов) в других и выбирается не произ­вольно, а обусловлена менталитетом на­рода, общими представлениями о том, что такое приватное (личное) простран­ство и при каком расстоянии оно нару­шается. В книге «Скрытое измерение» (1969) Э. Холл, основываясь на дан­ных наблюдений и интервью со взрослыми выходцами из среднего класса севера США, выявил четыре общепринятые дистанции, используемые при общении.

Межличностная дистанция устанавливается неписаными правилами и раз­лична в разных культурах. Например, жители Северной Европы нуждаются в большем обособлении, чем представители африканских, арабских или юж­ноамериканских сообществ.

Для западных сообществ Холл выявил четыре зоны, размеры которых за­висят от степени близости отношений между людьми. Они соответствовали:

1) интимной дистанции, изменяющейся от прямого физического контакта до 0,5 м от тела партнера;

2) личной дистанции в пределах 45 см — 1,2 м, когда люди находятся друг от друга на расстоянии вытянутой руки;

3) социальной дистанции от 1,2 до 3,5 м, при которой возможность фи­зического соприкосновения заменяется голосовым контактом;

4) «публичной» дистанции более 3,5 м, которая устанавливается на пуб­личных собраниях, в суде, аудиториях и т.п.

Неожиданно встретившиеся, например, любовники, участники поедин­ка по армрестлингу или борьбе, прибегают к реальному телесному контак­ту либо к максимально короткой дистанции. Такова интимная дистанция, составляющая от 0 до 0,5 м. На этом расстоянии присутствие другого чело-

века не является случайным, и однажды оно может ошеломить, так как силь­но увеличивает сообщаемую эмоциональную энергию. Взгляд (часто иска­женный), запах, испарения, исходящие от человеческого тела, звук, инто­нация и эмоциональный тон человеческого голоса — все это вместе служит сигналом неслучайного контакта с другим телом.

Личная дистанция (от 45 см до 1,2 м) может мыслиться как малая защит­ная сфера или колпак, которым организм отгораживается от других. Боль­шая часть наших бесед ограничена этим пространством.

Случайных встречных мы допускаем к себе на расстояние от 1,2 до 3,5 м. Эту зону называют социальной дистанцией. Она характерна для специально

устроенных собраний.

Паломники и паломничество - student2.ru

Наконец, часть коммуникаций про­исходит «вне круга личной вовлечен­ности». На публичной дистанции (более 3,5 м) голос усилен, а значительная часть общения перемещается в сферу жестов и телесных поз. Это дистанция публичной аудитории и театральных представлений. Сравнивая американцев с арабами, Холл подчеркивает, что у арабов обоняние (ощущение запаха) — важнейший механизм, регулирующий культурную дистанцию. В процессе разговора ара­бы принюхиваются, находя для себя приятным и желательным переживание запаха тела другого человека. Следовательно, они ведут беседу на более близ­ком расстоянии, чем американцы. В то же время немцы испытывают острую потребность в частном пространстве, огораживая его стенами и дверями.

В терминах территории и собственного пространства у арабов нет поня­тия границ. Для арабов собственность на пространство определяется тем, кто первым начал двигаться по направлению к незанятому месту независимо от того, кто первым достиг его. Для араба не существует такой вещи, как втор­жение в общественное место без приглашения. Общественное означает об­щественное. Например, если А стоит на углу улицы, а В претендует на его место, то В ничуть не нарушит общепринятые нормы, если создаст такие неудобства для А, которые вынудят его покинуть свое место. В США «соб­ственность» на какую-то общественную территорию (например, место на публике) определяется отчасти тем, кто первым его займет.

Межкультурные контакты подразумевают, что между партнерами суще­ствует четкое разделение ролей и каждый субъект роли выполняет предписан­ные родной или иноземной (в зависимости оттого, в какую страну попал че­ловек) культурой. В основном роли подразделяются на хозяев, гостей и чужа­ков. Последнюю категорию людей именуют так: пришелец, иммигрант, чужестранец, беженец. В Австралии используются такие понятия, как «новый австралиец», «новый приятель», «эмигрант, живущий на деньги, присылаемые с родины». Американцы говорят о «постоянно проживающих чужестранцах». В Европе слово «гастарбайтер» применяется по отношению к иностранным рабочим, пребывающим здесь по контракту или нелегально.

Часто эти люди допускают ошибки только потому, что незнакомы с нор­мами и правилами ритуальной коммуникации в другой стране. Ритуальная коммуникация в разных обществах не одна и та же. Она включает не только вербальную, но и невербальную информацию. Сведение к переносице бро-

вей, замах рукой и широкое разведение рук в разных культурных контекстах обозначает не одно и то же: удивление или неудовольствие, угрозу или про­явление нервозности, дружественность или враждебность. Повседневное об­щение людей пронизано такими жестами, которым употребляющий их при­писывает одно значение, а тот, кому они адресованы, может истолковать их совсем иначе.

Жестами можно выразить приказ, угрозу, приглашение, показать свое самочувствие, недоумение и многое другое, что словами не всегда выска­жешь. Жесты культурно обусловлены, в каждой стране они разные. В Но­вой Гвинее указывают на предмет взглядом и не понимают указания, ког­да оно делается рукой. Болгары заявляют о своем согласии, качая головой из стороны в сторону, т.е. движением, которым в Европе и Америке пользу­ются для выражения отрицания. Тибетцы выражают одобрение, высовы­вая язык. В одних странах люди при встрече обнимаются и целуют друг друга в щеку, в других такое поведение может считаться неприличным. В Аме­рике большинство людей не стесняются открыто выражать свои чувства, а в Японии или в арабских странах подобное проявление эмоций вызывает неловкость.

Большинство своих жестов мы сознательно контролируем и направляем их на отражение наших эмоций, т.е. придаем им значение. Пожатие руки как символический жест обставлено множеством культурных условностей: пер­вым подает руку старший по возрасту или женщина, женщине руку целуют, а не подают, родственники обнимаются, а не здороваются, здороваясь с не­знакомыми, не надо представляться.

Наши рекомендации