Социальные институты, их происхождение, структура, функции
Семинар 7. Общество как особая часть мира.
Разные подходы к понятию «общество».
Системное строение общества, признаки общества.
Общество и природа.
Системное строение общества.
Социальные институты, их происхождение, структура, функции.
1)Социология должна дать четкое определение, ибо общество является объектом ее исследования. Следует отметить, что в социологии термин «общество» обычно используется в двух значениях.
Первое значение — это понимание общества исторически, географически, экономически и политически конкретного социального образования.
Согласно даже простым бытовым представлениям, общество — нечто большее, чем просто общность или группа. Обычно, пользуясь понятием «общество», мы имеем в виду либо исторически конкретный тип общества — первобытное общество, феодальное, современное и т.п., либо большую устойчивую общность людей, в своих границах совпадающую с тем или иным государством, например современное российское общество, либо совокупность таких общностей, объединенных одинаковым уровнем развития технологий, общими ценностями и образом жизни (современное западное общество). Все эти варианты можно объединить следующим образом: общество — целостная система, локализованная в строгих пространственных и временных границах. Понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе, любому по численности объединению (группе) людей, если это объединение отвечает таким признакам, как (по Э. Шилзу):
§ объединение не является частью какой-либо более крупной системы (общества);
§ браки заключаются между представителями данного объединения;
§ пополнение общества происходит преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;
§ объединение имеет территорию, которую считает своей собственной;
§ у объединения есть собственное название и своя история;
§ оно обладает собственной системой управления;
§ объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;
§ его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.
По мнению ряда отечественных социологов, к критериям общества необходимо отнести следующие:
§ наличие единой территории, являющейся материальной основой возникающих в ее пределах социальных связей;
§ универсальность (всеобъемлющий характер);
§ автономность, способность существовать самостоятельно и независимо от других обществ;
§ интеграгивность: общество способно поддерживать и воспроизводить в новых поколениях свои структуры, включать все новых индивидов в единый контекст социальной жизни.
Итак, второе значение, чисто социологическое и социально-философское понятия «общество» сводится к понятию «социальная реальность». Это как бы «общество вообще», «социальное», то в коллективной жизнедеятельности людей, что не сводится к простой равнодействующей их индивидуальностей. Социология, основываясь на строгих эмпирических фактах, изучает группы и общности (семью, род, классы, нации и т.п.) как коллективные сущности, имеющие свой облик, черты единства, и то, каким образом такие общности иерархически подчиняются обществу. Изучение отношений, структурных уровней, групп — всех социологических объектов раскрывает существование конкретного единства, к которому каждый индивид ощущает себя причастным.
Описывать общество удобнее всего с помощью типологий, которые обеспечивают и приемлемый уровень обобщения, и приемлемую степень конкретности. Существует очень много таких типологий.
За терминологические рамки социально-философского понятия выходитидеологическое понимание общества, наделенное символическим смыслом. Любая идеологическая парадигма дает как бы мифологизированный взгляд на данное общество «изнутри», и на понимание общества накладываются мифологические смыслы, идеологические образы-клише. Рассматриваемое «изнутри» представление о «нашем обществе» аналогично представлению о «мироздании», и история возникновения и развития общества напоминает имеющиеся у всех народов «мифы о начале» — повествования о «первособытии», с которого начался мир. Но если мифы о начале в первобытных обществах действительно повествуют об абсолютном начале, то в легендах и эпопеях «исторических» обществ речь идет об относительном начале, о «начале заново» после разрыва. Например, такова история американского общества, начинающаяся с отцов-основателей, или советского — берущая начало с первого года Октябрьской революции 1917 г.
Наконец, с точки зренияэмпирии общество — это просто самая большая социальная группа, включающая в себя все прочие.
Из-за разнообразия ракурсов рассмотрения общества представляется оптимальным его системное определение, предложенное Р. Кёнигом. Под обществом понимается:
§ конкретный тип образа жизни;
§ образованные народами конкретные социальные единства;
§ основанные на договорах экономические и идейные объединения;
§ целостное общество, т.е. совокупность индивидов и групп;
§ исторически конкретный тип общества;
§ социальная реальность — взаимоотношения индивидов и основанные на этих отношениях структуры и социальные процессы.