Физические аналогии в социологии

Согласно теории относительности, луч света, проходя вблизи большой массы, искривляется. Так происходит, например, с лучом света от далекой звезды, проходящим вблизи края солнечного диска. Если проводить очень

приблизительную аналогию с общественными явлениями, то можно вспом­нить иракский кризис весны 2003 г., когда США, самая мощная страна со­временного мира, невзирая на протесты миллионов людей на всех континен­тах, объявили войну Ираку. Действия и мнение европейской общественно­сти оказались той большой массой, которая вынудила верных союзников Францию и Германию изменить своим политическим пристрастиям и воз­разить США. Пацифистские настроения в британском обществе, получив­шие широкий размах, вызвали парламентский кризис и, хотя не отклонили от союзнической с США траектории политический курс страны в целом, заставили главу правительства постоянно извиняться и лавировать. В то же время экономическая мощь и политический вес самих США стали той боль­шой массой, которая вынудила отклониться от независимой траектории по­литику Испании, Италии и Украины. Даже Турция, солидарная с такой же, как и она, мусульманской страной Ираком, была вынуждена постоянно угож­дать Соединенным Штатам, которые где откровенным давлением, где посу­лами многомиллиардной помощи вынудили пойти навстречу турецкое пра­вительство, разрешившее американцам строить военные базы на своей тер­ритории. В предвоенной обстановке 2003 г., очень разнообразной и богатой политическими событиями, выяснилось, что малые тела-страны, как прави­ло, притягиваются крупными державами, искривляя свою траекторию в со­ответствии с их интересами. Лишь несколько более или менее массивных тел, способных вести независимую политическую линию, смогли удержаться на своих орбитах, выразив несогласие с действиями США (Россия, Германия, Франция, Китай).

В обществе пространственное искривление дают социальные патологии, например отсутствие какого-то важного социального института либо его дис­функции, отсутствие социальных групп или классов, выполняющих, так ска­зать, градообразующую функцию (второстепенные группы не в счет — они не искажают социальной структуры) и т.п. В обществе, особенно развиваю­щемся ненормально, таких патологий должно быть много. Теневая эконо­мика, серая экономика, коррупция и мафия — это зоны искривленного со­циального пространства. У некоторых обществ социальное пространство настолько искажено, что напоминает пересеченную местность, изрезанную глубокими оврагами и промоинами, холмами и горами.

Искривление и патология.От искривления социального пространства надо отличать близкие, но не тождественные ему понятия. Так, большинство со­циальных конфликтов является нормальным моментом развития общества и лишь в своей экстремальной форме, например кровопролитной войне, спо­собны нанести непоправимый ущерб социальному составу населения, т.е. оси ОА'социального пространства. Социальное напряжение также выступает весь­ма будничным и почти нормальным состоянием жизнедеятельности людей. Оно не может относиться к социальной патологии, если во всех своих фор­мах не вызывает деформации социальной структуры. Социальное напряже­ние, если продолжать использование физических аналогий, относится к иному понятийному ряду, а именно: не гравитационному, а к электричес­кому изображению пространства. Электрическое напряжение возникает меж­ду одинаково заряженными частицами (разнозаряженные притягиваются). Возвращаясь к социологическим понятиям, надо сказать, что социальное напряжение возникает между одинаково направленными, т.е. претендующи-

ми на один и тот же ресурс, территорию, собственность либо иные матери­альные, равно как и культурные, ценности. Когда два народа претендуют на одну территорию, между ними формируется межэтническое, политическое, религиозное или какое-либо еще (возможно, все вместе) напряжение. Таким образом, между разноименными зарядами существуют электрические силы притяжения, между одноименными — силы отталкивания (неприятия, со­перничества, борьбы, конфликта, а нередко и войны).

Намного опаснее аномия — отсутствие или несоблюдение установленных обществом законов и норм. Аномия выступает либо условием, порождающим патологию, либо следствием произошедшего ранее искривления социальной структуры.

Социальная превращенная форма — финансовые пирамиды, социальные паразиты, социальная мимикрия —также выступает примером искривления социального пространства.

физические аналогии в социологии - student2.ru

Искривление социального пространства — это нарушение принятых в дан­ном обществе норм, законов, традиций и правил. Если общество перешло на рельсы рыночной экономики, то нарушение либо отклонение от законов рынка надо рассматривать как нарушение экономического пространства. Это спасение банкротов, т.е. слабых предприятий, неэффективных и с бездарным менеджментом только ради спасения их социальной сферы и боязни превра­тить в безработных их персонал; созда­ние финансовых пирамид, недееспособ­ных рынков и банков, вмешательство государства в дела экономики. Наруше­ние законодательства, нежелание бо­роться с преступниками, отмывание «грязных» денег, защита от суда высоко­поставленных лиц — искривление пра­вового пространства. Нежелание госу­дарства выполнять взятые на себя обя­зательства перед социально незащищенными слоями населения, неэффективная семейная и демографическая политика, наличие миллионов сирот при живых родителях, распространение наркомании и проституции, бедности и нищенства — искривление социального пространства.

За рубежом складывается очень полярное представление о России, пре­тендующей на почетное место сверхдержавы в цивилизованном мире. С од­ной стороны, великий русский балет, с другой — русская водка, с одной сто­роны — русские спутники, с другой — русские баллистические ракеты. Рус­ская мафия и русское пьянство, русская музыка и русские «мозги» — полярные символы страны, пространство которой искривляется между по­лярными точками — очень позитивными и очень негативными образами. По­добный перепад, отсутствие ровности и стабильности свидетельствуют об ис­кривленности.

Массы, не создающие большого поля, т.е. не являющиеся крупногабарит­ными телами, перемещаются в пространственно-временном континууме только вдоль геодезических линий, т.е. наикратчайших линий, задаваемых структурой и свойствами пространства. Выражаясь социологическим языком, страны, обладающие микроскопическим политическим весом, всегда держат­ся в тени и движутся по тем траекториям, которые задает общественное мне-

ние. Говоря иначе, они придерживаются курса большинства, стараясь соот­ветствовать настроению и мнению статистической массы. Для того чтобы быть индивидуальными и вести самостоятельную политику, им не хватает со­циальной массы. А она не нарастает за один день. Великий Китай шел к это­му 7 тыс. лет. Египет, считавшийся сверхдержавой Древнего Востока, рас­терял свою социальную и политическую массу и сегодня поднимает в ООН руку вместе со всеми, голосует, как и все, ведет себя скромно, оглядываясь на великих. Только великие могут позволить себе заявить свое Я. Чем оно больше, тем громче голос. Ныне зычным басом в мировой политике облада­ют только США — их экономика составляет 30% мировой, хотя ее формиру­ет около 200 государств. Попробовали было в 1990-е гг. сравняться с ними Япония, а позже — Единая Европа и Китай, но, сделав кратковременный ры­вок, убедились, что лидера им не догнать.

ТЕОРИЯ БИФУРКАЦИИ

Бифуркация (от фр. la bifurcation — раздвоение), или теория ветвления, один из разделов нелинейной динамики, описывает процессы ветвления причинных и других отношений. Фактически представления о бифуркации содержатся уже в сказаниях и мифах народов мира. Когда сказочный рыцарь или добрый молодец стоит, задумавшись, у придорожного камня на развил­ке дорог и выбор пути определяет его дальнейшую судьбу, то это является, по сути, наглядным представлением бифуркации в жизни человека.

Бифуркация — кризисная точка в судьбе человека. Ярким примером слу­жит выбор жизненного пути после окончания средней школы, который оп­ределяет дальнейшую судьбу молодого человека. До тех пор, пока юноша или девушка не выбрали конкретного вуза или места работы, перед ними ветвя­щееся дерево вариантов, каждый из которых включает цепочку событий, на­пример одна из них означает: выбрал нефтяной вуз, значит, после пяти лет обучения будешь торчать на скважинах где-нибудь в тундре, а не нежиться в уютном офисе в столичном городе, т.е. надо сделать то-то и то-то, отказав­шись от того и этого. Когда молодой человек задумался и перед ним откры­лось множество вариантов решения, математики говорят, что он достигточки бифуркации. Точки бифуркации (переломный момент) — это точки логичес­ких разрывов и выбора дальнейшей логической траектории. Но если выбор совершен, документы поданы в конкретный вуз, все прочие варианты отпа­дают. Но и этот момент надо считать точкой бифуркации — вновь ветвится дерево решений, а именно: воспользоваться связями или поступать самосто­ятельно, подавать документы в другие вузы для подстраховки или ограни­читься одним и т.п. Таким образом, вся жизнь человека — и не только чело­века, но жизнь любого общества — состоит из цепочки непредсказуемых дей­ствий с непредсказуемыми результатами при непредсказуемом наборе шансов и непредсказуемом стечении обстоятельств. Короче, человеческая и обще­ственная жизнь — не лапласовский детерминизм с заранее известными тра­екторией и результатом, а теория вероятностей.

Рассмотрим следующий пример. Представим себе социальную структуру общества как набор элементов, каждый из которых характеризуется некото­рым социальным статусом, а также связями с ближайшими в структуре эле-

ментами22. Естественно предположить, что в простейшем случае связи ло­кальны, информационного управления не происходит, а в своих действиях человек прежде всего ориентируется на поведение своих близких. Допустим, что социальный статус одного из элементов случайно повысился. Если это изменение не слишком велико, то друзья, знакомые и коллеги готовы ему порадоваться (прибавка к заработной плате). Но если изменение велико (вы получили Нобелевскую премию или многомиллионное наследство), ситуа­ция резко меняется: у вас могут возникнуть проблемы, которые приведут к изменению как вашего статуса, так и статуса окружающих. По существу, это универсальная картина событий, которые могут развертываться в самых раз­ных сообществах по типу «кучи песка» или «снежного кома».

В свое время А.И. Герцен пережил сильное потрясение, когда его жена Натали погибла23. А все начиналось в общем-то с мельчайших переломных деталей, событий, может быть, взглядов или встреч, которые сначала, нагро­мождаясь как снежный ком, привели к семейным неурядицам, а затем к тя­желой болезни жены. Ее смерть от воспаления легких нельзя рассматривать как чисто случайную. Она была тесно увязана в общую цепь событий, в раз­витие сложных человеческих взаимоотношений. Этот этап личной жизни Герцена хорошо иллюстрирует, что самое незначительное событие может быть предвестником будущих поворотных событий в жизни человека24.

Основная проблема для социологии состоит в том, что после прохожде­ния индивидом или обществом точки бифуркации (точки ветвления реше­ний) необходимо заново познавать закономерности их поведения, проводить дополнительные исследования, строить расчеты. Недавно вышедшая книга российского писателя Сергея Давлатова «Сквозь дебри безумной жизни» (2003) — избыточное обозначение той ситуации, когда нагромождение слу­чайных событий в жизни человека превышает его способности к их разум­ному, причинно-следственному осмыслению.

На уровне математического описания бифуркация означает ветвление реше­ний нелинейного дифференциального уравнения. Физический смысл бифур­кации таков: точка бифуркации — это точка ветвления путей эволюции откры­той нелинейной системы. Примеры бифуркации в общественной жизни —рож­дение наследников, отпочкование предприятий, и наоборот — обратные бифуркации — слияние предприятий. Когда говорят, что Россия снова на пе­репутье, это означает, что она находится в точке бифуркации (иногда ее назы­вают точкой системного кризиса). Действительно, перед Россией выбор между двумя (европейским и азиатским) или несколькими вариантами развития.

Нелинейность развития научного знания может быть развернута посред­ством идей многовариантности, альтернативности путей развития науки (раз­нообразия подходов, направлений, традиций как предпосылки прогресса), идеи выбора из альтернатив. В процессе исторического развития науки име­ет место повышение разнообразия концепций, теорий и традиций. Какими бы ни были приложения теории бифуркации и связанной с ней синергети­ки, суть ее в том, что она пытается придать конструктивность роли случай­ности в естественных и социальных процессах.

22 Капица СП., Курдюмов СП., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего.— http://

sky.kuban.ru. 2} Герцен А.И. Собр. соч. М., 1975. Т. 6. С. 223. 24 Князева Е.Н. Одиссея научного разума. Синергетическое видение научного прогресса. М., 1995.

Российские ученые СП. Капица, СП. Курдюмов и Г.Г. Малинецкий25 попытались применить бифуркационную модель к описанию социальных и исторических событий, используя классический трактат «Государь», написан­ный в начале XVI в. Никколо Макиавелли. В нем описывается, как сицилиец Агафокл стал царем Сиракуз, используя мошеннические приемы: он созвал на­род и сенат Сиракуз якобы для решения политических дел, а преданные ему солдаты по условленному знаку перебили всех. После расправы Агафокл стал властвовать, не встречая сопротивления со стороны граждан (рис. 21).

физические аналогии в социологии - student2.ru

Рис. 21. Бифуркационная диаграмма, описывающая историю Агафокпа

Такой способ действий можно назвать «стратегия свершившихся фактов». Система быстро переводится с одной ветви бифуркационной диаграммы на другую. В качестве характеристики состояния системы (аналог прогиба бал­ки, рис. 22) можно рассматривать, например, степень социальной защищен­ности населения. Описанная модель подходит для тех ситуаций, когда об­щество действует как единое целое.

Такие ситуации возникали в те периоды, когда история государств зави­села от выдающихся личностей, принимаемых ими решений, которые ока­зывались жизненно важным выбором для судьбы общества.

Выбор является не чем иным, как способом пройти точку бифуркации. Именно в точке бифуркации есть место для великих личностей —тех, кто по­ворачивает ход истории, выбирает новые пути, начинает и выигрывает ве­ликие битвы. Выдающиеся личности — по сути главные возмутители спокой­ствия в мировой истории. Это они прерывают плавный ход событий, внося в них искажение. Они концентрируют в своих руках, значит, в одной точке,

Капица СП., Курдюмов СП., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего (http://sky.kuban.ra); Малинецкий Г.Г. Нелинейная динамика — ключ к теоретической истории? // Общественные науки и современность. 1996. № 4. С. 105— 112; Малинецкий Г.Г. Нелинейная динамика и историческая меха­ника // Общественные науки и современность. 1997. № 2; Князева Е.Н., Курдюмов СП. Антропный принцип в синергетике // Вопросы философии. 1997. № 3. С. 62-79; Князева Е.Н., Курдюмов СП. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М., 1994; Капица СП. Феноменологическая теория роста населения Земли//Успехи физических наук. 1996. Т. 166. № 1. С. 63-80.

огромную человеческую энергию и массы людей, направляя их совершенно в иное русло, нежели это было до сих пор.

Именно вточках бифуркации возникает социальный заказ на выдающихся деятелей. Вдали от них почти все предопределено традицией и предшеству­ющим ходом событий. Хватает порой одного или нескольких лиц, чтобы кар­динально изменить ситуацию. Великие империи, процветающие государства рушились на глазах одного поколения, не сумевшего принять вызов.

физические аналогии в социологии - student2.ru

физические аналогии в социологии - student2.ru

Рис. 22. Простейший пример бифуркации — прогиб балки, которой приходится «выбирать»

под действием случайных факторов: прогнуться вправо или влево. Сплошным линиям

соответствуют устойчивые состояния, штриховым — неустойчивые

Поведение системы, в том числе общественной, может существенно услож­няться вблизи точки бифуркации. Физики, занимающиеся теорией фазовых переходов, прекрасно об этом знают. Но еще раньше об этом догадывались ис­торики. Великий отечественный историк В.О. Ключевский, анализируя Смут­ное время начала XVII в., писал:

Это было тягостное, исполненное тупого недоумения настроение обще­ства, какое создано было неприкрытыми безобразиями опричнины и тем­ными годуновскими интригами <...> Смута была вызвана явлением слу­чайным — пресечением династии <...>У нас в конце XVI в. такое событие повело к борьбе политической и социальной, сначала к политической — за образ правления, потом ксоциальной —к усобице общественных клас­сов. Столкновение политических идей сопровождалось борьбой экономи­ческих состояний. Силы, стоявшие за царями, которые так часто сменя­лись, и за претендентами, которые боролись за царство, были различные слои московского общества <...> Смута началась аристократическими происками большого боярства, восставшего против неограниченной вла­сти новых царей. Продолжали ее политические стремления гвардейского дворянства, вооружившегося против олигархических замыслов первоста­тейной знати, во имя офицерской политической свободы. За столичными дворянами поднялось рядовое провинциальное дворянство, пожелавшее быть властителем страны; оно увлекло за собою неслужилые земские клас­сы, поднявшиеся против святого государственного порядка, во имя анар­хии. Каждому из этих моментов Смуты сопутствовало вмешательство ка-

зацких и польских шаек, донских, днепровских и вислинских отбросов московского и польского государственного общества, обрадовавшихся лег­кости грабежа в замутившейся стране...

Крушение политической системы означало распад традиционных связей между классами и многими людьми в каждом классе. Восстановление структуры возможно только на другой основе... По-видимому, не оста­валось никакой политической связи, никакого политического интереса, во имя которого можно было бы представить распадение общества. Но общество не распалось: распался лишь государственный порядок. Когда надломились политические скрепы общественного порядка, оставались еще связи национальные и религиозные: они и спасли общество. Казац­кие и польские отряды, медленно, но постоянно вразумляя разоряемое ими население, заставили, наконец, враждующие классы общества со­единиться не во имя какого-либо государственного порядка, а во имя национальной, религиозной и простой гражданской безопасности26.

На рис. 23 штриховые линии соответствуют неустойчивым, нереализуе­мым состояниям общества, которые могут быть разрушены малейшим воз­мущением, но которые тем не менее могут существовать в наших мечтах и теориях. Это фантомы, призраки, которые живут в общественном сознании. Объективно они очень важны, поскольку могут коренным образом менять ход устойчивых событий. Устойчивая и неустойчивая ветви бифуркацион­ной диаграммы могут столкнуться и аннигилировать. Тогда в системе может произойти катастрофический скачок, или революционное изменение.

физические аналогии в социологии - student2.ru

Рис. 23. Столкновение «фантома» с траекторией устойчивого развития, после которого происхо­дят катастрофические изменения

Революционные изменения, происходящие по желанию и воле людей (по­литических деятелей и возглавляемых ими политических групп), катастро-

26 Ключевский В.О. Курс русской истории. Лекция XL1II. М., 1923.

фические события, случающиеся случайно, без осознанного намерения лю­дей принести вред, но часто после их вмешательства в ход событий, — все это примеры точек бифуркации, в которых поведение общественной системы до события и после него принципиально различно. К катастрофическим собы­тиям относят движение снежных лавин, биржевые крахи, инциденты с ядер­ным оружием, взрыв на Чернобыльской АЭС, утечку конфиденциальной информации.

В настоящее время ряд крупных исторических событий объясняется в рам­ках теории этногенеза Л. Н. Гумилева (о ней говорилось в томе IV). В соответ­ствии с ней развитие этноса в большой степени предопределено внутренними причинами, его саморазвитием27. Важнейшей переменной, характеризующей стадию развития этноса, является уровеньего пассионарности, определяемый числом людей, которые способны в ущерб собственному благополучию или безопасности менять ценности, стандарты поведения, отношения, создавать новое. «При этом пассионарии выступают не только как непосредственные исполнители, но и как организаторы. Вкладывая свою избыточную энергию в организацию и управление соплеменниками на всех уровнях социальной иерархии, они, хотя и с трудом, вырабатывают новые стереотипы поведения, навязывают их всем остальным и создают таким образом новую этническую систему, новый этнос, видимый для истории», — пишет Гумилев.

В теории этногенеза Гумилева пассионарность представляет собой избы­ток биохимической энергии живого вещества, проявляющийся в способно­сти людей к сверхнапряжению. Этот признак возникает вследствие мутации (пассионарного толчка) и образует внутри популяции некоторое число лю­дей, обладающих повышенной тягой к действию (их Гумилев назвал пасси­онариями). Зоны пассионарных толчков — узкие полосы, шириной около 300 км в широтном направлении и несколько больше — в меридиональном. Пассионарные толчки возникают достаточно редко (два или три толчка за ты­сячу лет) и почти никогда не проходят по одному и тому же месту.

Количество событий в обществе, общественных организаций и открыва­ющихся возможностей связано с числом людей, составляющих рассматри­ваемую общность. Например, число граждан Афин эпохи Перикла сравни­мо с числом жильцов современного многоэтажного дома. Однако их вклады в жизнь общества и в мировую культуру несравнимы. По мнению СП. Ка­пицы, проведшего специальные изыскания в области исторической демо­графии, надо вводить некоторый масштабный множитель28.

Наши рекомендации