Физические аналогии в социологии
Согласно теории относительности, луч света, проходя вблизи большой массы, искривляется. Так происходит, например, с лучом света от далекой звезды, проходящим вблизи края солнечного диска. Если проводить очень
приблизительную аналогию с общественными явлениями, то можно вспомнить иракский кризис весны 2003 г., когда США, самая мощная страна современного мира, невзирая на протесты миллионов людей на всех континентах, объявили войну Ираку. Действия и мнение европейской общественности оказались той большой массой, которая вынудила верных союзников Францию и Германию изменить своим политическим пристрастиям и возразить США. Пацифистские настроения в британском обществе, получившие широкий размах, вызвали парламентский кризис и, хотя не отклонили от союзнической с США траектории политический курс страны в целом, заставили главу правительства постоянно извиняться и лавировать. В то же время экономическая мощь и политический вес самих США стали той большой массой, которая вынудила отклониться от независимой траектории политику Испании, Италии и Украины. Даже Турция, солидарная с такой же, как и она, мусульманской страной Ираком, была вынуждена постоянно угождать Соединенным Штатам, которые где откровенным давлением, где посулами многомиллиардной помощи вынудили пойти навстречу турецкое правительство, разрешившее американцам строить военные базы на своей территории. В предвоенной обстановке 2003 г., очень разнообразной и богатой политическими событиями, выяснилось, что малые тела-страны, как правило, притягиваются крупными державами, искривляя свою траекторию в соответствии с их интересами. Лишь несколько более или менее массивных тел, способных вести независимую политическую линию, смогли удержаться на своих орбитах, выразив несогласие с действиями США (Россия, Германия, Франция, Китай).
В обществе пространственное искривление дают социальные патологии, например отсутствие какого-то важного социального института либо его дисфункции, отсутствие социальных групп или классов, выполняющих, так сказать, градообразующую функцию (второстепенные группы не в счет — они не искажают социальной структуры) и т.п. В обществе, особенно развивающемся ненормально, таких патологий должно быть много. Теневая экономика, серая экономика, коррупция и мафия — это зоны искривленного социального пространства. У некоторых обществ социальное пространство настолько искажено, что напоминает пересеченную местность, изрезанную глубокими оврагами и промоинами, холмами и горами.
Искривление и патология.От искривления социального пространства надо отличать близкие, но не тождественные ему понятия. Так, большинство социальных конфликтов является нормальным моментом развития общества и лишь в своей экстремальной форме, например кровопролитной войне, способны нанести непоправимый ущерб социальному составу населения, т.е. оси ОА'социального пространства. Социальное напряжение также выступает весьма будничным и почти нормальным состоянием жизнедеятельности людей. Оно не может относиться к социальной патологии, если во всех своих формах не вызывает деформации социальной структуры. Социальное напряжение, если продолжать использование физических аналогий, относится к иному понятийному ряду, а именно: не гравитационному, а к электрическому изображению пространства. Электрическое напряжение возникает между одинаково заряженными частицами (разнозаряженные притягиваются). Возвращаясь к социологическим понятиям, надо сказать, что социальное напряжение возникает между одинаково направленными, т.е. претендующи-
ми на один и тот же ресурс, территорию, собственность либо иные материальные, равно как и культурные, ценности. Когда два народа претендуют на одну территорию, между ними формируется межэтническое, политическое, религиозное или какое-либо еще (возможно, все вместе) напряжение. Таким образом, между разноименными зарядами существуют электрические силы притяжения, между одноименными — силы отталкивания (неприятия, соперничества, борьбы, конфликта, а нередко и войны).
Намного опаснее аномия — отсутствие или несоблюдение установленных обществом законов и норм. Аномия выступает либо условием, порождающим патологию, либо следствием произошедшего ранее искривления социальной структуры.
Социальная превращенная форма — финансовые пирамиды, социальные паразиты, социальная мимикрия —также выступает примером искривления социального пространства.
Искривление социального пространства — это нарушение принятых в данном обществе норм, законов, традиций и правил. Если общество перешло на рельсы рыночной экономики, то нарушение либо отклонение от законов рынка надо рассматривать как нарушение экономического пространства. Это спасение банкротов, т.е. слабых предприятий, неэффективных и с бездарным менеджментом только ради спасения их социальной сферы и боязни превратить в безработных их персонал; создание финансовых пирамид, недееспособных рынков и банков, вмешательство государства в дела экономики. Нарушение законодательства, нежелание бороться с преступниками, отмывание «грязных» денег, защита от суда высокопоставленных лиц — искривление правового пространства. Нежелание государства выполнять взятые на себя обязательства перед социально незащищенными слоями населения, неэффективная семейная и демографическая политика, наличие миллионов сирот при живых родителях, распространение наркомании и проституции, бедности и нищенства — искривление социального пространства.
За рубежом складывается очень полярное представление о России, претендующей на почетное место сверхдержавы в цивилизованном мире. С одной стороны, великий русский балет, с другой — русская водка, с одной стороны — русские спутники, с другой — русские баллистические ракеты. Русская мафия и русское пьянство, русская музыка и русские «мозги» — полярные символы страны, пространство которой искривляется между полярными точками — очень позитивными и очень негативными образами. Подобный перепад, отсутствие ровности и стабильности свидетельствуют об искривленности.
Массы, не создающие большого поля, т.е. не являющиеся крупногабаритными телами, перемещаются в пространственно-временном континууме только вдоль геодезических линий, т.е. наикратчайших линий, задаваемых структурой и свойствами пространства. Выражаясь социологическим языком, страны, обладающие микроскопическим политическим весом, всегда держатся в тени и движутся по тем траекториям, которые задает общественное мне-
ние. Говоря иначе, они придерживаются курса большинства, стараясь соответствовать настроению и мнению статистической массы. Для того чтобы быть индивидуальными и вести самостоятельную политику, им не хватает социальной массы. А она не нарастает за один день. Великий Китай шел к этому 7 тыс. лет. Египет, считавшийся сверхдержавой Древнего Востока, растерял свою социальную и политическую массу и сегодня поднимает в ООН руку вместе со всеми, голосует, как и все, ведет себя скромно, оглядываясь на великих. Только великие могут позволить себе заявить свое Я. Чем оно больше, тем громче голос. Ныне зычным басом в мировой политике обладают только США — их экономика составляет 30% мировой, хотя ее формирует около 200 государств. Попробовали было в 1990-е гг. сравняться с ними Япония, а позже — Единая Европа и Китай, но, сделав кратковременный рывок, убедились, что лидера им не догнать.
ТЕОРИЯ БИФУРКАЦИИ
Бифуркация (от фр. la bifurcation — раздвоение), или теория ветвления, один из разделов нелинейной динамики, описывает процессы ветвления причинных и других отношений. Фактически представления о бифуркации содержатся уже в сказаниях и мифах народов мира. Когда сказочный рыцарь или добрый молодец стоит, задумавшись, у придорожного камня на развилке дорог и выбор пути определяет его дальнейшую судьбу, то это является, по сути, наглядным представлением бифуркации в жизни человека.
Бифуркация — кризисная точка в судьбе человека. Ярким примером служит выбор жизненного пути после окончания средней школы, который определяет дальнейшую судьбу молодого человека. До тех пор, пока юноша или девушка не выбрали конкретного вуза или места работы, перед ними ветвящееся дерево вариантов, каждый из которых включает цепочку событий, например одна из них означает: выбрал нефтяной вуз, значит, после пяти лет обучения будешь торчать на скважинах где-нибудь в тундре, а не нежиться в уютном офисе в столичном городе, т.е. надо сделать то-то и то-то, отказавшись от того и этого. Когда молодой человек задумался и перед ним открылось множество вариантов решения, математики говорят, что он достигточки бифуркации. Точки бифуркации (переломный момент) — это точки логических разрывов и выбора дальнейшей логической траектории. Но если выбор совершен, документы поданы в конкретный вуз, все прочие варианты отпадают. Но и этот момент надо считать точкой бифуркации — вновь ветвится дерево решений, а именно: воспользоваться связями или поступать самостоятельно, подавать документы в другие вузы для подстраховки или ограничиться одним и т.п. Таким образом, вся жизнь человека — и не только человека, но жизнь любого общества — состоит из цепочки непредсказуемых действий с непредсказуемыми результатами при непредсказуемом наборе шансов и непредсказуемом стечении обстоятельств. Короче, человеческая и общественная жизнь — не лапласовский детерминизм с заранее известными траекторией и результатом, а теория вероятностей.
Рассмотрим следующий пример. Представим себе социальную структуру общества как набор элементов, каждый из которых характеризуется некоторым социальным статусом, а также связями с ближайшими в структуре эле-
ментами22. Естественно предположить, что в простейшем случае связи локальны, информационного управления не происходит, а в своих действиях человек прежде всего ориентируется на поведение своих близких. Допустим, что социальный статус одного из элементов случайно повысился. Если это изменение не слишком велико, то друзья, знакомые и коллеги готовы ему порадоваться (прибавка к заработной плате). Но если изменение велико (вы получили Нобелевскую премию или многомиллионное наследство), ситуация резко меняется: у вас могут возникнуть проблемы, которые приведут к изменению как вашего статуса, так и статуса окружающих. По существу, это универсальная картина событий, которые могут развертываться в самых разных сообществах по типу «кучи песка» или «снежного кома».
В свое время А.И. Герцен пережил сильное потрясение, когда его жена Натали погибла23. А все начиналось в общем-то с мельчайших переломных деталей, событий, может быть, взглядов или встреч, которые сначала, нагромождаясь как снежный ком, привели к семейным неурядицам, а затем к тяжелой болезни жены. Ее смерть от воспаления легких нельзя рассматривать как чисто случайную. Она была тесно увязана в общую цепь событий, в развитие сложных человеческих взаимоотношений. Этот этап личной жизни Герцена хорошо иллюстрирует, что самое незначительное событие может быть предвестником будущих поворотных событий в жизни человека24.
Основная проблема для социологии состоит в том, что после прохождения индивидом или обществом точки бифуркации (точки ветвления решений) необходимо заново познавать закономерности их поведения, проводить дополнительные исследования, строить расчеты. Недавно вышедшая книга российского писателя Сергея Давлатова «Сквозь дебри безумной жизни» (2003) — избыточное обозначение той ситуации, когда нагромождение случайных событий в жизни человека превышает его способности к их разумному, причинно-следственному осмыслению.
На уровне математического описания бифуркация означает ветвление решений нелинейного дифференциального уравнения. Физический смысл бифуркации таков: точка бифуркации — это точка ветвления путей эволюции открытой нелинейной системы. Примеры бифуркации в общественной жизни —рождение наследников, отпочкование предприятий, и наоборот — обратные бифуркации — слияние предприятий. Когда говорят, что Россия снова на перепутье, это означает, что она находится в точке бифуркации (иногда ее называют точкой системного кризиса). Действительно, перед Россией выбор между двумя (европейским и азиатским) или несколькими вариантами развития.
Нелинейность развития научного знания может быть развернута посредством идей многовариантности, альтернативности путей развития науки (разнообразия подходов, направлений, традиций как предпосылки прогресса), идеи выбора из альтернатив. В процессе исторического развития науки имеет место повышение разнообразия концепций, теорий и традиций. Какими бы ни были приложения теории бифуркации и связанной с ней синергетики, суть ее в том, что она пытается придать конструктивность роли случайности в естественных и социальных процессах.
22 Капица СП., Курдюмов СП., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего.— http://
sky.kuban.ru. 2} Герцен А.И. Собр. соч. М., 1975. Т. 6. С. 223. 24 Князева Е.Н. Одиссея научного разума. Синергетическое видение научного прогресса. М., 1995.
Российские ученые СП. Капица, СП. Курдюмов и Г.Г. Малинецкий25 попытались применить бифуркационную модель к описанию социальных и исторических событий, используя классический трактат «Государь», написанный в начале XVI в. Никколо Макиавелли. В нем описывается, как сицилиец Агафокл стал царем Сиракуз, используя мошеннические приемы: он созвал народ и сенат Сиракуз якобы для решения политических дел, а преданные ему солдаты по условленному знаку перебили всех. После расправы Агафокл стал властвовать, не встречая сопротивления со стороны граждан (рис. 21).
Рис. 21. Бифуркационная диаграмма, описывающая историю Агафокпа
Такой способ действий можно назвать «стратегия свершившихся фактов». Система быстро переводится с одной ветви бифуркационной диаграммы на другую. В качестве характеристики состояния системы (аналог прогиба балки, рис. 22) можно рассматривать, например, степень социальной защищенности населения. Описанная модель подходит для тех ситуаций, когда общество действует как единое целое.
Такие ситуации возникали в те периоды, когда история государств зависела от выдающихся личностей, принимаемых ими решений, которые оказывались жизненно важным выбором для судьбы общества.
Выбор является не чем иным, как способом пройти точку бифуркации. Именно в точке бифуркации есть место для великих личностей —тех, кто поворачивает ход истории, выбирает новые пути, начинает и выигрывает великие битвы. Выдающиеся личности — по сути главные возмутители спокойствия в мировой истории. Это они прерывают плавный ход событий, внося в них искажение. Они концентрируют в своих руках, значит, в одной точке,
Капица СП., Курдюмов СП., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего (http://sky.kuban.ra); Малинецкий Г.Г. Нелинейная динамика — ключ к теоретической истории? // Общественные науки и современность. 1996. № 4. С. 105— 112; Малинецкий Г.Г. Нелинейная динамика и историческая механика // Общественные науки и современность. 1997. № 2; Князева Е.Н., Курдюмов СП. Антропный принцип в синергетике // Вопросы философии. 1997. № 3. С. 62-79; Князева Е.Н., Курдюмов СП. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М., 1994; Капица СП. Феноменологическая теория роста населения Земли//Успехи физических наук. 1996. Т. 166. № 1. С. 63-80.
огромную человеческую энергию и массы людей, направляя их совершенно в иное русло, нежели это было до сих пор.
Именно вточках бифуркации возникает социальный заказ на выдающихся деятелей. Вдали от них почти все предопределено традицией и предшествующим ходом событий. Хватает порой одного или нескольких лиц, чтобы кардинально изменить ситуацию. Великие империи, процветающие государства рушились на глазах одного поколения, не сумевшего принять вызов.
Рис. 22. Простейший пример бифуркации — прогиб балки, которой приходится «выбирать»
под действием случайных факторов: прогнуться вправо или влево. Сплошным линиям
соответствуют устойчивые состояния, штриховым — неустойчивые
Поведение системы, в том числе общественной, может существенно усложняться вблизи точки бифуркации. Физики, занимающиеся теорией фазовых переходов, прекрасно об этом знают. Но еще раньше об этом догадывались историки. Великий отечественный историк В.О. Ключевский, анализируя Смутное время начала XVII в., писал:
Это было тягостное, исполненное тупого недоумения настроение общества, какое создано было неприкрытыми безобразиями опричнины и темными годуновскими интригами <...> Смута была вызвана явлением случайным — пресечением династии <...>У нас в конце XVI в. такое событие повело к борьбе политической и социальной, сначала к политической — за образ правления, потом ксоциальной —к усобице общественных классов. Столкновение политических идей сопровождалось борьбой экономических состояний. Силы, стоявшие за царями, которые так часто сменялись, и за претендентами, которые боролись за царство, были различные слои московского общества <...> Смута началась аристократическими происками большого боярства, восставшего против неограниченной власти новых царей. Продолжали ее политические стремления гвардейского дворянства, вооружившегося против олигархических замыслов первостатейной знати, во имя офицерской политической свободы. За столичными дворянами поднялось рядовое провинциальное дворянство, пожелавшее быть властителем страны; оно увлекло за собою неслужилые земские классы, поднявшиеся против святого государственного порядка, во имя анархии. Каждому из этих моментов Смуты сопутствовало вмешательство ка-
зацких и польских шаек, донских, днепровских и вислинских отбросов московского и польского государственного общества, обрадовавшихся легкости грабежа в замутившейся стране...
Крушение политической системы означало распад традиционных связей между классами и многими людьми в каждом классе. Восстановление структуры возможно только на другой основе... По-видимому, не оставалось никакой политической связи, никакого политического интереса, во имя которого можно было бы представить распадение общества. Но общество не распалось: распался лишь государственный порядок. Когда надломились политические скрепы общественного порядка, оставались еще связи национальные и религиозные: они и спасли общество. Казацкие и польские отряды, медленно, но постоянно вразумляя разоряемое ими население, заставили, наконец, враждующие классы общества соединиться не во имя какого-либо государственного порядка, а во имя национальной, религиозной и простой гражданской безопасности26.
На рис. 23 штриховые линии соответствуют неустойчивым, нереализуемым состояниям общества, которые могут быть разрушены малейшим возмущением, но которые тем не менее могут существовать в наших мечтах и теориях. Это фантомы, призраки, которые живут в общественном сознании. Объективно они очень важны, поскольку могут коренным образом менять ход устойчивых событий. Устойчивая и неустойчивая ветви бифуркационной диаграммы могут столкнуться и аннигилировать. Тогда в системе может произойти катастрофический скачок, или революционное изменение.
Рис. 23. Столкновение «фантома» с траекторией устойчивого развития, после которого происходят катастрофические изменения
Революционные изменения, происходящие по желанию и воле людей (политических деятелей и возглавляемых ими политических групп), катастро-
26 Ключевский В.О. Курс русской истории. Лекция XL1II. М., 1923.
фические события, случающиеся случайно, без осознанного намерения людей принести вред, но часто после их вмешательства в ход событий, — все это примеры точек бифуркации, в которых поведение общественной системы до события и после него принципиально различно. К катастрофическим событиям относят движение снежных лавин, биржевые крахи, инциденты с ядерным оружием, взрыв на Чернобыльской АЭС, утечку конфиденциальной информации.
В настоящее время ряд крупных исторических событий объясняется в рамках теории этногенеза Л. Н. Гумилева (о ней говорилось в томе IV). В соответствии с ней развитие этноса в большой степени предопределено внутренними причинами, его саморазвитием27. Важнейшей переменной, характеризующей стадию развития этноса, является уровеньего пассионарности, определяемый числом людей, которые способны в ущерб собственному благополучию или безопасности менять ценности, стандарты поведения, отношения, создавать новое. «При этом пассионарии выступают не только как непосредственные исполнители, но и как организаторы. Вкладывая свою избыточную энергию в организацию и управление соплеменниками на всех уровнях социальной иерархии, они, хотя и с трудом, вырабатывают новые стереотипы поведения, навязывают их всем остальным и создают таким образом новую этническую систему, новый этнос, видимый для истории», — пишет Гумилев.
В теории этногенеза Гумилева пассионарность представляет собой избыток биохимической энергии живого вещества, проявляющийся в способности людей к сверхнапряжению. Этот признак возникает вследствие мутации (пассионарного толчка) и образует внутри популяции некоторое число людей, обладающих повышенной тягой к действию (их Гумилев назвал пассионариями). Зоны пассионарных толчков — узкие полосы, шириной около 300 км в широтном направлении и несколько больше — в меридиональном. Пассионарные толчки возникают достаточно редко (два или три толчка за тысячу лет) и почти никогда не проходят по одному и тому же месту.
Количество событий в обществе, общественных организаций и открывающихся возможностей связано с числом людей, составляющих рассматриваемую общность. Например, число граждан Афин эпохи Перикла сравнимо с числом жильцов современного многоэтажного дома. Однако их вклады в жизнь общества и в мировую культуру несравнимы. По мнению СП. Капицы, проведшего специальные изыскания в области исторической демографии, надо вводить некоторый масштабный множитель28.