Эксперимент в социологии и его виды
Эксперимент – это метод познания при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления общества.Применение эксперимента в социологии крайне ограничено.
Эксперименты подразделяются на:
· Истинный - при нём создаются экспериментальная и контрольная группы. Испытуемые в них подбираются на основе случайной выборки, обеспечивающей эквивалентность групп и в процессе изменения зависимых переменных социолог вмешивается только в экспериментальную группу. Истинный эксперимент применяется в двух формах: лабораторной и полевой.
· Квазиэксперимент – он имеет черты истинного. Но в нём не соблюдается условие случайного отбора респондентов перед их распределением на экспериментальную и контрольные группы, что может серьезно влиять на качество результатов.
· Натурный (натуральный) – при его проведении изучаются детали поведения людей. Социолог теоретически или по вторичным источникам мысленно восстанавливает исходные условия, затем изучает ход эксперимента и его последствия. Особенность этого эксперимента – естественное событие, а не стимульный материал, предоставляемый испытуемым в лабораторных условиях.
· Натуралистический – в нём искусственно контролируются условия и обстановка, позволяющие собрать необходимую информацию.
21 - 25
26. Общество, как систему, можно разделить на 4 главные сферы – экономическую, политическую, социальную и культурную. Их ещё называют подсистемами общества – это «промежуточные» комплексы, более сложные чем элементы, но менее сложные чем сама система.
Экономическая сфера включает 4 главных вида деятельности: производство, распределение, обмен и потребление. К ней относятся не только предприятия, заводы, фирмы, банки, но также поток денег и инвестиций, оборот капиталов и пр. Иными словами то, что позволяет обществу запустить в производство имеющиеся в его распоряжении ресурсы (землю, труд, капитал и управление) и создать такое количество товаров и услуг, которые удовлетворят жизненно важные потребности людей – в пище, жилье, досуге и т.д.
Основу экономической сферы любого общества составляет производство, конечная продукция которого составляет национальный доход. Производство характеризуется технико-экономическим потенциалом, который существует в данный момент в данном обществе.
Политическая сфера– это президент и его аппарат, правительство, парламент (Федеральное собрание) и его аппарат, местные органы власти (губернские, областные), армия, МВД, налоговая и таможенная служба - которые все вместе составляют государство. В политическую сферу входят политические партии, но они не входящие в государство.
Основной вопрос политической сферы – узаконивание способов борьбы за власть и защита таковой, когда она досталась какого либо классу или группе. А задача партий – выражать многообразие политических интересов различных, часто противоположных, групп населения через установленные законом каналы.
Основными задачами государства являются: обеспечение социального порядка в обществе, улаживание конфликтов между партнёрами (рабочими, профсоюзами и работодателями), учреждение новых законов и слежение за их неукоснительным выполнением всеми структурами, недопущение политических переворотов, защита внешних границ и суверенитета страны, сбор налогов и обеспечение деньгами учреждений социальной и культурной сфер и т.д.
Духовная сфера включает культуру, науку, религию и образование, ивыполняет 3 главные задачи:
- наука призвана открывать новые знания в технической и гуманитарной областях, то есть создавать авангардные технологии, проекты космических кораблей, расшифровать старины тексты, описывать законы вселенной и т.д.;
- образование призвано передавать открытое учёными знание последующим поколениям самым эффективным способом, для чего создаются школы и университеты, новейшие программы и методики преподавания;
- культура призвана создавать вненаучные, а именно художественные ценности, хранить их в библиотеках, музеях, выставках, в галереях. В культуру следует включить и религию, которая выступает стержнем духовной культуры любого общества.
Социальная сфера – понимается в 2-х смыслах и в зависимости от этого охватывает различные объёмы всего пространства общества. Социальная сфера общества в широком значении– это совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние населения. В этом случае сюда включается магазины, пассажирский транспорт, коммунальное и бытовое обслуживание, общественное питание, здравоохранение, связь, а так же учреждения досуга и развлечения. В первом значении социальная сфера охватывает почти все слои и классы – от богатых и средних до бедных.
Социальная сфера в узком значении – подразумевает только незащищённые слои населения и учреждения обслуживающие их: пенсионеры, безработные, малообеспеченные, многодетные, инвалиды, также органы социальной защиты и социального обеспечения (включая и социальное страхование), как местного так и федерального подчинения. Во втором значении к социальной сфере относится не всё население, а лишь его часть, как правило беднейшие слои.
Рассмотренные 4 главные сферы современного общества тесно связаны между собой и влияют друг на друга.
27. Выделим 2 главных значения понятия «гражданское общество»:
- гражданское общество как отражение реальности, существующей независимо от нашего сознания.
В этом значении гражданским обществом в социологии называется всё многообразие общественных отношений, взаимодействий, статусы, роли, институты, исключая те, что относятся к политической сфере. Оно охватывает семейные кровнородственные, межнациональные, религиозные, экономические, культурные отношения, отношения между классами и слоями общества, его демографический состав, формы общения людей и т.д. Иными словами всё то, что не подконтрольно государству. Нетрудно увидеть, что такое понятие гражданского общества и является предметом социологии.
- гражданское общество как идеал, к претворению которого в жизнь, стремились многие прогрессивно мыслящие люди разных эпох.
В этом значении гражданское общество выступает в качестве идеологического понятия и подразумевает ту идеальную реальность к которой направлены устремления прогрессивно мыслящих людей. Речь здесь идёт, в сущности, об идеале или лозунге. И в качестве идеала гражданское общество олицетворяет идеальное общество – общество свободных, суверенный личностей, наделённых самыми широкими гражданскими и политическими правами, активно участвующими в управлении государством, свободно выражающих свои мысли, беспрепятственно удовлетворяющих разнообразные потребности: создающие любые организации и партии, нацеленные на защиту интересов этих личностей.
В экономическом плане идеал означает многообразие форм собственности, свободный рынок, свободное предпринимательство, в духовном – идейный плюрализм, свободу слова и печати, независимость всех средств массовой информации, свободу вероисповедания - то есть идеал демократического общества. Гражданское общество как реальность совпадает с гражданским обществом как идеалом только в том случае, если устанавливается правовое государство.Оно основано на верховенстве права в обществе, свободе людей, их равенстве в правах, понимаемое как прирождённое свойство человека. Члены общества добровольно принимают на себя определённые ограничения и обязуются подчинятся общи законам В правовом государстве источником законов вступает гражданское общество. Оно определяет собой государство, а не наоборот. При этом положении дел личность имеет приоритет над обществом.
Иное положение в тоталитарном государстве. Это противоположный полюс, где личность и гражданское общество подавляются, политические права человека не соблюдаются, законы устанавливаются произвольно, в угоду правящему классу или правителю. Не соблюдается равенство всех граждан перед законом. Гражданское общество олицетворяет всё то, что противостоит и подавляется тоталитарным государством.
28.Понятие «культура» близкое к его современному содержанию сложилось в конце ХVII века, когда немецкий учёный С. Пуфендорф рассматривал культуру - как содеянное человеком без учёта в нём самом и окружающей среде природного начала. Как явление социальной жизни, составляющее предмет научного интереса, культура начинает исследоваться в эпоху Просвещения, во 2-й половине ХVIII века (Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Гердер, И. Кант).
Наиболее удачное определение понятия «культуры», по видимому, дано английским этнографом Э. Тейлором в 1871 году. Культура - это некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества. Если прибавит к этому материализованные знания, верования и умения, окружающие нас в виде зданий, произведений искусства, книг, культовых предметов и предметов повседневного обихода, то очевидно, что:
Культура - это всё что производится, социально усваивается и разделяется членами общества. В настоящее время все основные подходы к понятию «культура» можно сгруппировать следующим образом:
- Аксиологический подход – культура определяется как совокупность материальных и духовных ценностей.
Он предполагает наличие эталона, идеала который может быть установлен произвольно, что учитывает историчность и объективное своеобразие каждой культуры. В нём так же не раскрывается сам процесс созидания культуры и не представлен человек как субъект творчества.
- Нормативно-описательный подход – культура понимается как совокупность норм, принятых в данном обществе, группе и регулирующих жизнедеятельность людей (политико-правовых и нравственных регуляторов, правил и способов трудовых операций, навыки повседневной жизнедеятельности и поведения).
В нём не выявляется сущностное содержание культуры и её социально исторические корни.
- Антропологический подход – в нём культура выражает сущность человека, как мера его собственного развития и способа реализации.
В нём изучаются обычаи, традиции, ритуалы, обобщаются формы поведения людей, вскрываются их культурные смыслы.
- Семиотический подход – культура определяется как система знаков, принятых для управления поведением и упорядочения жизни людей, для интегрирования их в единое социокультурное пространство.
Знак – это слова, рисунки, вещи и т.д., который имеет значение и может служить средством передачи смысла. Но при этом культура возможна лишь в той группе, в которой группы общаются.
- Структурно-функциональный подход – культура понимается как система структур и функций, направленная на поддержание образа жизнедеятельности людей.
Их реализация осуществляется посредством исторически сложившихся социальных институтов. При этом .культура, как часть социальной системы, понимается узко, а так же не учитывается в полной мере её развитие.
- Деятельностный подход – наиболее адекватный, он может аккумулировать все выше перечисленные. Культура рассматривается как небиологический, специфически человеческий способ деятельности.
Ценность каждого из перечисленных подходов имеет свои достоинства и свои ограничения. Для рассмотрения культуры с точки зрения социологии необходимо дать такую её трактовку, которая дала бы возможность её интерпретации на базе конкретной информации. С этих позиций наиболее рациональным является ценностный подход, заложенный в отечественной социологии П.А. Сорокиным, В.П. Тугариновым и Д.И. Чесноковым и разделяемый западными исследователями с учётом деятельностного подхода. Согласно ему:
Культура - единство различных форм индивидуального, группового и общественного сознания и практической деятельности, направленных на материальное или духовное воплощение идей, взглядов, ценностных ориентаций и т.д.
В широком смысле слова существуют 3 сферы проявления культуры:
- Отношение человека к окружающей природе.
- Отношение человека к другому человеку.
- Отношение человека к самому себе.
Культуру невозможно рассматривать вне рамок этического и эстетического видения мира, так как она является специфическим проявлением ценностного отношения человека к природе и обществу. Прежде всего формирование этических и эстетических вкусов происходит в процессе трудовой деятельности. Повышение этики и эстетики производственных отношений – это не только духовная, но и экономическая потребность, имеющая огромное значение в условиях соревнования технических идей.
Настоящей потребностью является формирование этических и эстетических вкусов и навыков поведения человека в быту, в повседневной жизни (культура общения, нормы поведения, правила хорошего тона, проведение свободного времени). Сущность этических и эстетических ценностей во всех сферах общественной жизни раскрываются через осознанное отношение к действительности (стремление человека к красоте и воспитанию вкуса).
Говоря о этических и эстетических ориентация, необходимо учитывать и роль свободного времени, где важен не только количественный рост, но и качественное изменение методов организации свободного времени, в том числе и новые формы его проявления.
Этические и эстетические идеалы постоянно подвержены изменениям, что находит отражение в новых тенденциях развития культуры.
Выделяют следующие существенные характеристики культуры:
- культура относится, преимущественно, к духовной сфере жизни общества,
включая в себя ценности, смыслы, представления, идеалы. Но существуют и понятия материальной культуры, которые опредмечивают духовную культуру данного общества в зданиях, технологиях, приборах, вещах, произведениях искусства т.д.;
- культура носит символический характер: она определяется теми условными
значениями, которые люди предписывают объектам, социальным фактам, действиям и отношениям;
- культура обладает многослойной и многоаспектной структурой: принято
различать высокую элитарную, народную и массовую культуру, которые складываются из субкультур;
- культура выполняет регулятивные функции, организуя общество посредством
общепринятых образцов и норм поведения;
- культура самобытна: культуру каждого общества следует оценивать как
таковую, с точки зрения внутренних закономерностей её саморазвития, а не с позиций другой культуры;
- культура носит исторический характер, изменяясь со временем. Она более
консервативна по сравнению с другими сферами общественной жизни, но активно с ними взаимодействует, испытывая влияние социальных изменений и в то же время являясь их фактором.
29.
Изучение структуры культуры началось с 1949 года, когда американский исследователь Э. Хобель выделил для её изучения самую маленькую единицу культуры:
- культурный элемент –это неделимая единица поведенческого образца или материального продукта.
- Более крупными частями культурной структуры являются:
- культурный комплекс –это совокупность культурных черт или элементов, возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанных.
- культура института –это серия культурных комплексов, определяющей наиболее важные виды человеческой активности.
- культурное наследие –это совокупность всех культурных комплексов, присущих данному этносу, либо всему человечеству.
Это часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое. Но оно часто идеализируется и окружено ореолом, положительные стороны преувеличиваются, а негативные преуменьшаются.
- культурные универсалии –это культурное наследие в масштабе человечества.
Это нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества (Пример: спорт, нательные украшения, календарь, приготовление пищи, танцы, брак, музыка).
Каждое общество имеет свою совокупность культурных образцов, поэтому в нём существует:
Доминирующая культура(всеобщая)– это некоторая совокупность культурных образцов, которые по их роли и месту в общественной жизни, на данном этапе развития общества, принимаются и разделяются всеми его членами.
Она преобладает, господствует, задаёт и предписывает образцы, стандарты образа жизнедеятельности.
В тоже время общество включает некоторые социальные группы, которые развивают определённые культурные комплексы, не разделяемые всеми членами общества (молодёжная культура, культура предприятия), а так же группы развивающие смешанную культуру. Такие термины как «армейская жизнь», «жизнь в коммуналке» отражают картину культурных особенностей разных типов социальных взаимодействий. Поэтому существует:
Субкультура культура (частичная) - это культурные образцы, тесно связанные с доминирующей культурой, и в то же время отличающиеся от неё.
Субкультурныеразличия в современном обществе определяются национальностью, родом занятий, регионом, полом, возрастом, социально-классовыми и другими различиями. Они выражают специфику положения, интересов потребностей групп и поэтому видоизменяют общепринятые нормы и ценности, отклоняются от них. Жизнь индивида протекает главным образом в рамках определённой субкультуры. Её место и роль в обществе зависит от и численности, консолидированности, активности, характера ценностей, образа жизни индивидов и от ситуации в обществе.
В силу социальных, политических или экономических обстоятельств могут существовать:
Контркультура – это субкультура с образцами поведения, вступающими в противоречие с нормами и ценностями доминирующей культуры, которая проявляя себя разрушительно, действует против доминирующей культуры и стремиться занять её место.