Как формируется общественное пространство
С древнейших времен общество, или в лице своей элиты, или через органы самоуправления, стремилось организовать и упорядочить взаимоотношения людей. Особенно, если их было очень много. Первый и самый очевид-
14 Руководителем проекта является Мартин Додж — исследователь Центра пространственного анализа (CASA) Университетского колледжа Лондона. Основные разделы проекта: «Mapping the Internet». «Global Internet Diffusion», « Visualising Information Spaces».
ный способ — расставить всех по имущественному ранжиру, выделив каждому слою свою социальную ступень на общественной лестнице. Кого на какую ступень определить — следующий вопрос, хотя и не менее важный. Поскольку наибольшее недовольство людей во все эпохи вызывало несправедливое обращение сними, общество (читай: его уполномоченные органы или физические лица) в течение тысячелетий — времени для экспериментов было более чем достаточно — придумало мифы, идеологемы, доктрины, которые оправдывали, обосновывали или растолковывали массам, что установленный порядок самый справедливый. Ты аристократ и занимаешь место на вершине — вполне справедливо. (Аристократами прежде называли людей, которые
из своего кошелька оплачивали общественное строительство, вооружали войско, жертвовали собой, первыми идя в бой, подавали образец нравственного совершенства. Позже они измельчали и превратились в свое жалкое подобие, думающее только о своих потребностях, поэтому их и называют олигархами.) Место в низу пирамиды оправдывалось не менее убедительно: мало работаешь, много ленишься, часто выпиваешь. Разлиновать общественное пространство сверху вниз и справа налево — это, быть может, самый великий труд из тех, которое за 7 млн лет (по новейшим данным) совершило человечество. Ведь распределить по ячейкам потребовалось всех, притом так, чтобы никто не остался в обиде. В сравнении с этим создание культуры и искусства, хотя мы ими восхищаемся, усилиями творческой интеллигенции, высокообразованной элитой или гениями-одиночками, согласитесь, было куда легче.
Миллионы лет человечество формировало общественное пространство, создавая в нем множество под- и субпространств, прорывая тропинки и ходы между ячейками и делянками, возводя лестницы и переходы между этажами. Одним странам труд удался в максимальной степени, другим — в минимальной. И что самое удивительное: чем совершеннее общественное пространство, тем зажиточнее страна. В демократиях место находится каждому, а большинство считает совершенно справедливым такой порядок вещей, когда трудолюбивые и талантливые на верху социальной пирамиды, а ленивые и неквалифицированные — у ее подножия.
Россия выстраивала подобную иерархию почти тысячу лет, но в 1917 г. пришли большевики и перевернули все с ног на голову: богатых и даровитых выгнали из страны, бедных и необученных поставили во главе государства. Гегемоном общества объявили не интеллигенцию или дворянство с буржуазией, а рабочий класс, за спиной которого примостилась сытая номенклатура и дергала за веревочки управления. Как выяснилось впоследствии, построить иной порядок, да еще справедливый, в отдельно взятой стране и за короткие исторические сроки не удается. Перелицованное общественное пространство тоже было как-то упорядочено, говорили, что по-советски, но почему-то не так, как у остального человечества. Рассогласованность стала все очевиднее, а отставание от развитых стран — все заметнее, и интеллигенция, теперь уже иначе настроенная и с другой моделью общественного пространства в голове,
снова произвела революцию и все перевернула. Сегодня мы вроде бы похожи на остальных, но только внешне и издали. Основные параметры социального пространства вроде бы установились, поскольку вновь появились классы имущих и неимущих, сытые и голодные. Но до полного сходства еще далеко: время упущено, да и европейцы за своих братьев нас принимать не спешат.
В субъективном пространстве, которое меняется намного быстрее, чем объективное, тоже беспорядок — смятение умов и растление духа. Четких идейных ориентиров, особенно у молодежи, нет. Зрелое и пожилое поколения их либо растеряли в сумбуре постоянных реформ, либо полностью отказались вообще от них, ни во что не веря. Традиции рушатся, обычаи не соблюдаются, законы принимаются, но не выполняются. Общественное состояние, которое Э. Дюркгейм некогда именовал аномией (беззаконием), деформировало, кажется, все виды пространства, какие только было можно. На смену старым его формам уже спешат новые, одно из них называют виртуальным (интернет-пространством), другое — иллюзорным (оно возникает под влиянием наркотиков и служит средством убежать от реальности).