Когда люди спешат и не спешат на помощь
Все мы знаем, что нравственные нормы требуют оказывать первую помощь человеку, попавшему в беду. Так должно быть. Это идеал. Но как происходит в жизни? Насколько должное отличается от реального?
Психологи решили выяснить, при каких обстоятельствах люди реально приходят на помощь. Каждый человек, который видит, что другому человеку нужно немедленно помочь, мысленно задает себе следующие вопросы:
1. Действительно ли ситуация так серьезна, что требует моей помощи?
2. Дело требует моего личного вмешательства?
3. Будет ли оказание помощи трудным для меня?
4. Потребует ли оно больших затрат?
5. Принесет ли мое вмешательство пользу жертве?
6. Могу ли я легко исчезнуть с места происшествия?
Наша реакция на ситуацию, считает Аронсон, будет зависеть от ответа на каждый из этих вопросов4.
Первое условиеоказания помощи — быть уверенным, что ситуация — чрезвычайная. Когда человек прилег на скамейке, а вы не знаете, что с ним: сердечный приступ, напился, решил поспать, то решимость, с какой вы броситесь на помощь, резко снижается. Вы не уверены, что ситуация критичес-
3 Аронсон Э. Указ. соч. С. 51.
4 Там же.
кая. Но если упавший корчится в судорогах, просит о помощи, вы немедленно придете на выручку.
Второе условие— обязательная личная ответственность. Если вы стоите в толпе, окружившей раненого человека, то ваше желание помочь ему уменьшается по мере возрастания числа окружающих. Чем больше людей вокруг жертвы, тем скорее у вас появится мысль о том, что другие смогут помочь, что вообще это не ваше дело. Происходит любопытное явление, известное психологам как «размывание ответственности». Будь вы один, вы бы ни на кого не перекладывали ответственность. Помощь пострадавшему рассматривали бы как свою личную ответственность. Нов толпе она становится безликой (как и
воообше все, что попадает в толпу). Свою огромную ответственность вы делите на число людей вокруг, и вам остается маленький кусочек. А его можно и не заметить. Люди охотнее идут на помощь, ког да убеждены, что только они знают о чрезвычайной ситуации. Третье условие— понимание цены вмешательства. Люди все-таки помогают меньше, если цена вмешательства высока. В одном эксперименте мужчина на улице внезапно падал на тротуар, незаметно раздавив во рту капсулу с красной краской, отчего создавалось впечатление, что у него изо рта сочится кровь. Хотя прохожие понимали, что случай серьезный и надо спешить на помощь, мало кто бросился к «истекающей кровью жертве». Но если в аналогичной ситуации крови не было, люди приходили на помощь чаще. Почему? Пугались вида крови или ее вид их просто отталкивал?
Американские ученые провели в Принстонской теологической семинарии поразительный эксперимент. Студентам объявили, что вот-вот их начнут записывать на студии — надо подготовить хорошую речь и отправиться всоседний корпус. Первой группе сообщили, что они опаздывают на запись, второй — что все идет по графику, третьей — что у них есть время в запасе. На пути в то здание, где должна была состояться запись, испытуемые встречали в дверном проеме человека, сидящего на полу с поникшей головой и закрытыми глазами. Когда они проходили мимо, он начинал тяжело кашлять. Почти вся первая группа, особенно спешащие студенты-богословы, прошла мимо попавшего в беду человека, не задерживаясь, — только 10% испытуемых предложили свою помощь. Во второй и третьей группах — «шедших по графику» или имевших запас времени, — более половины остановились, чтобы оказать ему помощь. Самое интересное, что в их речи, которую предполагалось записать, должна была прозвучать притча о добром самаритянине (евангельский персонаж — синоним бескорыстия и благотворительности)5.
Четвертое условие:оказывая помощь, люди учитывают не только издержки, но и возможную пользу, которую они могут принести. Имеется достаточно доказательств, что люди помогают друг другу, если они уверены в том, что их действия полезны. К примеру, один из экспериментов показал: в том случае, когда индивид испытывал боль, а свидетель, зная, что его вмешательство способно уменьшить мучения, тем быстрее вмешивался, чем более явной была боль. В том случае, когда свидетель не был уверен, что его вмеша-
Аронсон Э. Указ. соч. М, 1999. С. 72-74.
тельство поможет уменьшить мучения, он тем медленнее действовал, чем сильнее было проявление боли у индивида.
Люди испытывают неприятные ощущения, наблюдая чужие страдания, и чем сильнее чужая боль, тем неприятнее наши ощущения. Уменьшить их можно двумя путями: либо оказать немедленную помощь, либо уйти от этой ситуации. Если нам ясно, что мы в состоянии помочь, мы действуем быстро, особенно когда боль сильна. Когда мы понимаем, что ничего не можем сделать, то происходит противоположный процесс: чем сильнее испытываемая жертвой боль, тем с большей решимостью мы отстраняемся от происходящего.
Каждому из нас приходилось слышать истории про тех, которые, спасая членов своей семьи, шли буквально на все — врывались в горящее здание, преграждали путь несущейся автомашине... Мы испытываем большую эм-патию и принимаем на себя большую ответственность, когда жертвой является кто-то из близких.
ОБЩИННЫЙ ДУХ В ЯПОНИИ
Главной причиной поразительных достижений Японии считают общинный дух — чувство товарищества и взаимовыручки. Общинное сознание пустило глубокие корни в японском обществе в XV—XVI вв., но никто не считал преданность феодалу обязательной для вассала. После революции Мэй-дзи в 1868 г. в период развития капитализма в Японии текучесть кадров на предприятиях достигала до 80— 100% в год. Убытки были ощутимы. Тогда посчитали систему пожизненного найма. Он был объявлен выражением «японского духа», т.е. общинного и даже богоугодного. Пожизненный найм позволял предпринимателю «отцу» в рамках «фирмы-семьи» максимально использовать своих работников в интересах фирмы. Работники, считая свое предприятие семьей, а руководителя отцом, были обязаны трудиться в ней всю жизнь. Это вполне объяснимо, если учесть, что супруги, заключая брачный союз, клянутся в верности друг другу на всю жизнь, обязуются заботиться друг о друге, быть вместе в радости и горе. Также ведут себя и японские компании, поэтому рабочему, если он добропорядочный «семьянин», не грозит безработица. Система пожизненного найма создала в стране обстановку неприязни у рабочих к людям, меняющим место работы. Их, как и у нас, называли «летунами».
Многие фирмы создают психологически совместимые коллективы — в кругу симпатичных и дружески настроенных друг к другу людей трудно прогуливать, опаздывать, плохо работать.
Продвижение по службе происходит в зависимости от возраста и стажа, а во вторую очередь учитываются уже все остальные качества. Поэтому японцы не конкурируют и не подсиживают друг друга. Группа встает на защиту своих членов. Она не позволяет увольнять человека за неспособность к работе. Но и спрос с каждого самый высокий. Японцу лучше умереть, чем подвести коллег.
Соблюдается традиция японских университетов — до самой смерти сохранять узы товарищества, которые надежнее родственных уз. Общинной преданностью охвачены все государственные чиновники, лидеры делового мира,
2S0
ученые и писатели — их объединяет пожизненно Токийский университет, университет Кэйо, университет Васэди.
Первое, что постигает ребенок в Японии, — необходимость жить в гармонии с группой. Когда японец убежден, что его любят в группе, по отношению к которой он испытывает преданность, он трудится с большей отдачей, чем любой работник в западных странах. Японец не может воспринимать себя вне группы, вне организации, вне коллектива, членом которого он является.
Большинство видов деятельности в Японии носит групповой характер: японцы группой работают, группой путешествуют, группами учатся, группами участвуют в праздниках и демонстрациях, ходят в школу группами, стараясь носить одинаковые значки, иметь одинаковые элементы одежды и т.п.
Группа — единый организм, каждый член которой является его клеточкой. У японца две модели поведения: вне группы он замкнут, неразговорчив и формально почтителен (знаменитая улыбка сквозь зубы), а в своей группе он раскован, общителен и всегда готов прийти на помощь.
Если западную группу сравнивают с горстью твердых камней, то японскую — с мягкой глиной. Группа принимает разнообразные формы, и эта форма определяет поведение каждого человека. Самым ценным его качеством является умение ставить во главу угла интересы группы, желание и умение быть полезным ей.
В случае если группа принимает нового индивида, выясняется, насколько этот человек надежен в групповом поведении, и меньше всего учитываются его отношение к труду и личные качества. Образцовым работником считается тот, кто лучше вписывается в группу, а не тот, кто лучше может выполнять ту или иную работу.
Главной чертой группы является принцип «не высовывайся», т.е. будь как остальные. Если нужно, группа сама признает чей-то приоритет, но работник не должен прилагать к этому усилий. Рост трудовых показателей необходим, но достижения члена группы, его более высокие результаты считаются достижением группы. Поэтому никто не приписывает успехи лично себе. Чем больше он говорит о своем Я, тем меньше шансов получить продвижение в группе. В Японии работник, общаясь с людьми, включенными в туже группу, обязательно ставит себя на более низкую ступень.
В японской практике практически невозможно стать руководителем, не будучи членом группы. Для японца нет более жесткой кары, чем оказаться выброшенным из общины в чужой мир, простирающийся за ее границами. Самое страшное наказание — изгнание из группы — может быть назначено не за кражу или хулиганство, а за измену и попрание интересов группы.
Что такое этнос?
Говоря об этносах, мы вторгаемся в пограничную область, лежащую на пересечении социальной и биологической сфер. Этнос — в широком смысле народность или нация — сочетает в себе и биологические, и социальные свойства.
Человек, как известно, входит в состав приматов (от лат. primatus — первое, высшее место) — отряда млекопитающих, включающего два подотряда: полуобезьяны и обезьяны. Отряд приматов насчитывает более 200 видов — от лемуров до человека. Полуобезьян насчитывается около 50 видов, а обезьян — 150. Среди них только человек представлен одним видом. Это означает, что все люди независимо от расы и национальности принадлежат к одному виду, т.е. являются кровными родственниками.
Рис. 55. Джентльмен и потрепанный субъект выходят из разных дверей, но на одной написано М.
я на друзой Ж
Откуда же взялось такое разнообразие типов людей — желтолицые монголоиды, чернокожие негроиды и белолицые европоиды? А если учесть различие национальностей, физического роста, строения тела и прочие признаки, то создается впечатление, что на самом деле человечество столь же биологически разнообразно, как разнообразен, скажем, мир обезьян.
Отчасти причиной разнообразия типов человека служат физические факторы — географическое место обитания или климат. Черная кожа или узкие глаза, малый рост или белый цвет лица — это биологическая реакция человеческого организма на жаркий или холодный климат, сильные ветра, нехватку солнечных лучей и т.д. Являясь единым биологическим видом, человечество состоит из многочисленных групп, задаваемых как природными, так и общественными признаками. Биологические признаки ответственны зато,
что люди делятся натри расы, два пола и несколько возрастов: чернокожие или белолицые, мужчины и женщины, дети, юноши, взрослые, пожилые и старики. Но главными факторами выступают социальные (факторы). В этой сфере власть природы над нами затухает, а затем и вовсе исчезает. Действительно, такие факторы, как национальность, экономические, профессиональные, политические, религиозные, культурные статусы, задаются обществом, а не природой.
Можно утверждать, что гораздо большее значение имеет социальная реакция человека на физические факторы. Географическая изолированность, труднопроходимая местность, речные низины и т.д. отразились на образе жизни, менталитете, языке, привычках и традициях, культуре тех кровнородственных
общностей, которые компактно обитали в данной местности. Они определили характер и своеобразие этих общностей. Такие общности следует называть этносами. Этнос(от греч. ethnos — племя, народ) — собирательное название для больших по численности кровнородственных групп людей, образующих племя, народность или нацию. Эти три типа социобиологических общностей — племя, народность и нация — образуют те самые виды, которые у обезьян составляют шимпанзе, гориллы или макаки. Но у людей это не биологические, а социоисторические виды. Иначе их называют историческими формами этноса.
Итак, человек отличается от всех или большинства других видов живых существ своей единственностью. От своих собратьев по животному миру человек отличается еще и тем, что только люди знают своих бабушек и дедушек. Это свойство предполагает, что только у людей существует межпоколенная связь, передаваемая не биологическим путем, асоциальным. Откуда взяться бабушкам у горилл, если детство у них короткое, живут они недолго, в социализации, продолжающейся всю жизнь, старики не принимают участия. Закон борьбы за существование предполагает, что старики, не способные бороться с молодыми самцами, должны уходить из стада и умирать. У животных нет и не должно быть социального явления «старшее поколение», выхода на пенсию, социализации пожилых, послепенсионной деятельности и т.п.
Если у животных нет стариков как самостоятельной группы, то нет и такого явления, как поколение. У них нет и конфликта между отцами и детьми вследствие расхождения в ценностях, взглядах на мир, образе жизни. У них вообще нет поколения как самостоятельного образования, нет заботы о старшем поколении, нет авторитета старших, сыновней почтительности и уважения к старшим. Но отсюда следует, что нет и многих других факторов, которые создают племя, народность и нацию. Например, у животных нет фамильного дерева и родословной, у них нет имени и отчества, которые связывают живущих ныне с дедами и прадедами, нет понятия «мой род», который может насчитывать 20—30 поколений.
Следовательно, у животных нет семьи, рода и клана, из которых, как из первичной материи, формируется племя — самая ранняя форма этноса.
Семья— наименьшая кровнородственная группа людей, связанных единством происхождения (бабушка, дедушка, отец, мать, дети). Несколько се-
мей, вступивших в союз, образуют род.Роды объединялись в кланы. Клан— группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка. Клан сохранял общую собственность на землю, кровную месть, круговую поруку. Несколько кланов, объединившись, составляет племя.
Итак, этносы существуют как устойчивые межпоколенные общности людей. Теперь мы знаем два признака этноса — быть кровнородственной группой — биологический признак и межпоколенной общностью — первый целиком социальный признак. Но мы уже говорили, что этнос — пограничная категория. У него двойственная природа — биологическая и социальная. В отличие от него классы, сословия и профессии — чисто исторические и социальные группы. Этим этнос выделяется из всего множества социальных групп, образующих социальный состав населения. Если профессию или класс человек может выбрать добровольно, то национальность он не выбирает, а наследует от родителей. Хотя если родители разнонациональные, то их ребенок вправе выбрать одну или другую. Здесь уже есть признак добровольности. Значит, национальность — смешанный статус.
Людей объединяет в единый этнический организм, скажем, нацию, древнее происхождение от общего предка, но также общность исторической судьбы, общие традиции, культура, особенности быта. В список общих черт этноса надо включить еще два очень важных фактора — общность территории и общность языка.
Язык — отличительный признак этноса. Обычно один этнос — один язык. Однако нередко на одном языке говорит несколько народов. Например, почти все народы Латинской Америки говорят на испанском языке, хотя это разные народы: чилийцы, аргентинцы, мексиканцы и т.д.; на английском языке говорят не только англичане, но и англо-канадцы, и американцы, и австралийцы, и некоторые другие народы.
Этносы формируются на определенной территории, а позднее могут переселиться в другое место или освоить новые территории. Этносы формируют общий язык. Со временем он обогащается новыми словами, расширяется, видоизменяется, но суть его остается прежней. Территория и язык навсегда соединены с этносом. За что борются малые народы и часто не на жизнь, а на смерть? За свою территорию, т.е. землю предков, и за свой язык, на котором эти предки говорили. Большинство этносов проживает компактно на определенной территории, название которой, кстати, нередко совпадает с названием этноса. Действительно, французы проживают во Франции, испанцы — в Испании, англичане — в Англии.
Связь между этносом и территорией очень тесная. То же можно сказать об обычаях, традициях, особенностях культуры, быта. Каждый народ имеет только ему присущие ритуалы, обряды, что отличает его от другого народа. У большинства этносов долгое проживание на одной территории откладывает неизгладимый отпечаток на миросозерцание, образ жизни, хозяйственный уклад, манеру общения. А некоторые народы почти всегда бродили по земле, например цыгане. Общаясь с самыми разными народами, цыгане тем не менее, сохранили самобытность, и их легко отличить от других этносов.
Не меньшую роль играет еще один признак общего —этническое самосознание.Надо чувствовать свою принадлежность к своему народу и его исторической судьбе, только тогда человек сохранит в себе его традиции и ценности. Цыгане, где бы они ни скитались, не расстаются со своими традициями. А многие русские легко усваивали чужое: в Америке становились американцами, а в Германии — немцами. Десятки миллионов русских, рассеянных по всему свету, или полностью забыли традиции, или с трудом удерживают их в памяти, передавая их детям, которые по-русски не могут сказать ни слова. Этническое сознание иначе можно назвать этнической идентификацией или отождествлением себя с этносом.
Духовное отождествление себя со своим этносом (этническая идентификация) —сильнее территориального или языкового признака. Русские, осевшие 30—50 лет назад во Франции или в Америке, почти забывшие свой язык, часто с гордостью именуют себя русскими. Они остались русскими по крови и духу, чувствуют духовное родство с великой нацией, хотя прошли десятилетия. Но они и сами были духовными лидерами нации, чувствуя за нее историческую и культурную ответственность. Речь идет о русском дворянстве и интеллигенции.
А другие русские, эмигрировавшие только что или в последнее десятилетие, отмежевались от России духовно, когда на их этнической родине стало чуть хуже, чем всегда. Если человек пренебрежительно или высокомерно относится к своему народу, духовно он не с ним. В духовном смысле он уже потерял родину, хотя территориально проживает в России и говорит на родном языке.
Таким образом, для того чтобы мы называли ту или иную группу людей этносом, необходимо выполнение следующих условий:
♦ кровное родство — единство происхождения от общего предка;
♦ устойчивая межпоколенная преемственность;
♦ единство территории;
♦ единство языка;
♦ общность исторической судьбы;
♦ общая культура и традиции;
♦ общее самосознание (этническая идентификация).
Эти признаки правильно именовать этнообразующими факторами. Проведите самостоятельно сравнение основных признаков общества и основных признаков этноса, отметьте между ними сходство и различие, сделайте выводы, выяснив новые подробности. Например, почему управление является признаком общества, но не входит в число признаков этноса?