Культура и сознание: менталитет
Социальный контроль
Под социальным контролем понимается способ саморегуляции социальной системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством нормативного (в том числе и правового) регулирования. Стабилизирующая функция системы социального контроля заключается в воспроизводстве господствующего типа социальных отношений, социальных (групповых, классовых, государственных) структур. Целевая функция системы социального контроля, ее направленность и содержание зависят or исторически обусловленных социально-экономических,социально-политических, социально-правовых характеристик данной социальной системы, ее места в процессе исторического развития сменяющих друг друга типов общества. Проблема социального контроля в сущности своей есть аспект центрального вопроса о взаимоотношении индивида и общества, гражданина и государства.
В процессе социального контроля складываются социальные отношения индивида и общества которые, однако, более сложны, чем «подгонка» индивидуальных качеств под социальный стандарт.
Социальный контроль включает в себя регулирование социального поведения индивидов с позиций всей совокупности социальных институтов: политики, образования, культуры, морали.
Механизм социального контроля заключается в том, что общество посредством социальной группы контролирует соответствие исполнения социальной роли личностью определенным ролевым нормам с помощью разнообразных санкций (от воздействия общественного мнения до репрессий).
7. Социализация личности
Социализация личности - процесс формирования социальных качеств, свойств, ценностей, идеалов, норм и принципов социального поведения овладения знаниями, умениями и навыками, благодаря которым человек становится дееспособным участником социальных связей, институтов и общностей, могущим реализовать свои способности и задатки, а общество обеспечивает самовозобновляемость своей жизни путем замещения новой генерацией старших поколений.
Процесс социализации совершается в непрерывном и напряженном взаимодействии двух составляющих процесса развития личности: с одной стороны, это деиндивидуализированные социально-групповые, классовые, этнические, профессиональные и т.д. стандарты, образцы ролевого поведения, предписывающие личности определенный тип поведения и подкрепленные различными формами социального контроля, а с другой стороны, это автономная, независимая личность, содержащая потенциальную возможность собственной позиции, неповторимости, которая проявляется в процессе поиска, выбора и осуществления социальных ролей.
Социализация начинается с того момента, когда наличествуют, с одной стороны, организм новорожденного, обладающий биологическими предпосылками, чтобы стать дееспособным участником социальных связей и взаимодействий, но не обладающий еще ни одним из социальных связей, институтов, норм, ценностей и т.д.
Одной из важнейших черт процесса социализации является тот факт, что социализация осуществляется не только в период детского и юношеского возраста, но и в течение всей жизни взрослого человека, непрерывно продолжающего освоение новых для себя статусов и ролей, требуемых ими социальных качеств.
Второй важной чертой процесса социализации является осуществление социализации личности, как преднамеренно, в виде явной функции (например, через институт воспитания), так и непреднамеренно, в качестве скрытой (латентной) функции социальных институтов.
В-третьих, процесс социализации - это обретение личностью своей индивидуальности, своего индивидуально-конкретного социального лица. Процесс социализации является результатом взаимодействия внешних (социальных), внутренних (биогенетических, врожденных и духовных) факторов и собственной активно-преобразующей деятельности личности. На основе врожденных качеств и приобретенного знания норм и ценностей личность, опираясь на особенности собственного темперамента, делает себя сама, являясь собственным достижением и выбором, и создает себя как индивидуальность и неповторимую целостность. Социализация имеет своей целью приспособление, адаптацию человека к социальной реальности, что является одним из главных условий нормального функционирования общества.
8. Девиантное (отклоняющееся) поведение.
Девиантное или отклоняющееся поведение (лат. Devialio - отклонение) - поступки, деятельность человека, социальные явления, не соответствующие установившимся в данном обществе нормам (стереотипам, образцам).
Возникновение концепции отклоняющегося поведения обычно связывают с именем Э. Дюркгейма, выдвинувшего категорию аномии, с помощью которой обозначилось состояние общества, характеризующееся отсутствием четкой моральной регуляции поведения индивидов, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились.
Различное отношение к целям и средствам определяет возможные типы поведения:
1) подчинение (принятие целей и средств);
2) инновация (принятие целей, отрицание средств);
3) ритуализм (отрицание целей, принятие средств);
4) ретретизм (отрицание целей и средств);
5) мятеж (отрицание целей и средств с заменой их новыми).
Широкое распространение имеют теории, которые объясняют девиантное поведение как следствие негативной социальной реакции, клеймления, «наклеивания» на лиц, чье поведение отклоняется от норм, ярлыка «девианта». Некоторые западные социологии (феноменологическая социология) полагают, что социологический анализ должен сосредотачиваться на процессе «наклеивания ярлыков», поскольку отклонение - не внутренне присущее определенному действию качество, а результат социальной оценки и применения санкций.
Зачастую также культурные образцы поведения в социальной системе являются отклоняющимися, если они основаны на нормах другой культуры.
Как правило, в любом обществе существует определенная система выявления, отторжения, санкций (включая пенитенциарные учреждения) и ресоциализации носителей девиантного поведения.
Тема 5.
Культура как система ценностей, смыслов, образов действий
индивидов
Культура и природа.
Культура и сознание: менталитет.