Культура и сознание: менталитет

Социальный контроль

Под социальным контролем понимается способ саморегуляции социальной системы, обеспечивающий упорядоченное взаи­модействие составляющих ее элементов посредством норматив­ного (в том числе и правового) регулирования. Стабилизирующая функция системы социального контроля заключается в воспроизвод­стве господствующего типа социальных отношений, социальных (групповых, классовых, государственных) структур. Целевая функция системы социального контроля, ее направленность и содержание за­висят or исторически обусловленных социально-экономических,социально-политических, социально-правовых характеристик данной социальной системы, ее места в процессе исторического развития сменяющих друг друга типов общества. Проблема социального кон­троля в сущности своей есть аспект центрального вопроса о взаимо­отношении индивида и общества, гражданина и государства.

В процессе социального контроля складываются социальные от­ношения индивида и общества которые, однако, более сложны, чем «подгонка» индивидуальных качеств под социальный стандарт.

Социальный контроль включает в себя регулирование социального поведения индивидов с позиций всей совокупности социальных институтов: политики, образования, культуры, морали.

Механизм социального контроля заключается в том, что общест­во посредством социальной группы контролирует соответствие исполнения социальной роли личностью определенным ролевым нормам с помощью разнообразных санкций (от воздействия обществен­ного мнения до репрессий).

7. Социализация личности

Социализация личности - процесс формирования социаль­ных качеств, свойств, ценностей, идеалов, норм и принципов социального поведения овладения знаниями, умениями и навыка­ми, благодаря которым человек становится дееспособным участ­ником социальных связей, институтов и общностей, могущим реализовать свои способности и задатки, а общество обеспечивает самовозобновляемость своей жизни путем замещения новой гене­рацией старших поколений.

Процесс социализации совершается в непрерывном и напряженном взаимодействии двух составляющих процесса развития личности: с одной стороны, это деиндивидуализированные социально-группо­вые, классовые, этнические, профессиональные и т.д. стандарты, об­разцы ролевого поведения, предписывающие личности определенный тип поведения и подкрепленные различными формами социального контроля, а с другой стороны, это автономная, независимая лич­ность, содержащая потенциальную возможность собственной пози­ции, неповторимости, которая проявляется в процессе поиска, выбора и осуществления социальных ролей.

Социализация начинается с того момента, когда наличествуют, с одной стороны, организм новорожденного, обладающий биологическими предпосылками, чтобы стать дееспособным участником соци­альных связей и взаимодействий, но не обладающий еще ни одним из социальных связей, институтов, норм, ценностей и т.д.

Одной из важнейших черт процесса социализации является тот факт, что социализация осуществляется не только в период дет­ского и юношеского возраста, но и в течение всей жизни взрослого человека, непрерывно продолжающего освоение новых для себя ста­тусов и ролей, требуемых ими социальных качеств.

Второй важной чертой процесса социализации является осуществление социализации личности, как преднамеренно, в виде явной функции (например, через институт воспитания), так и непреднаме­ренно, в качестве скрытой (латентной) функции социальных институ­тов.

В-третьих, процесс социализации - это обретение личностью своей индивидуальности, своего индивидуально-конкретного социального лица. Процесс социализации является результатом взаимо­действия внешних (социальных), внутренних (биогенетических, вро­жденных и духовных) факторов и собственной активно-преобразую­щей деятельности личности. На основе врожденных качеств и приоб­ретенного знания норм и ценностей личность, опираясь на особенно­сти собственного темперамента, делает себя сама, являясь собствен­ным достижением и выбором, и создает себя как индивидуальность и неповторимую целостность. Социализация имеет своей целью при­способление, адаптацию человека к социальной реальности, что явля­ется одним из главных условий нормального функционирования об­щества.

8. Девиантное (отклоняющееся) поведение.

Девиантное или отклоняющееся поведение (лат. Devialio - отклонение) - поступки, деятельность человека, социальные явления, не соответствующие установившимся в данном обществе нормам (сте­реотипам, образцам).

Возникновение концепции отклоняющегося поведения обычно связывают с именем Э. Дюркгейма, выдвинувшего категорию аномии, с помощью которой обозначилось состояние общества, характеризующееся отсутствием четкой моральной регуляции пове­дения индивидов, когда старые нормы и ценности уже не соответст­вуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились.

Различное отношение к целям и средствам определяет возможные типы поведения:

1) подчинение (принятие целей и средств);

2) инновация (принятие целей, отрицание средств);

3) ритуализм (отрицание целей, принятие средств);

4) ретретизм (отрицание целей и средств);

5) мятеж (отрицание целей и средств с заменой их новыми).

Широкое распространение имеют теории, которые объясняют девиантное поведение как следствие негативной социальной реакции, клеймления, «наклеивания» на лиц, чье поведение отклоняется от норм, ярлыка «девианта». Некоторые западные социологии (феноменологическая социология) полагают, что социологический анализ должен сосредотачиваться на процессе «наклеивания ярлыков», по­скольку отклонение - не внутренне присущее определенному действию качество, а результат социальной оценки и применения санкций.

Зачастую также культурные образцы поведения в социальной системе являются отклоняющимися, если они основаны на нормах другой культуры.

Как правило, в любом обществе существует определенная систе­ма выявления, отторжения, санкций (включая пенитенциарные учреждения) и ресоциализации носителей девиантного поведения.

Тема 5.

Культура как система ценностей, смыслов, образов действий

индивидов

Культура и природа.

Культура и сознание: менталитет.

Наши рекомендации