Социология – специфический способ видения

• В самом общем виде социология – это набор концептов (язык дисциплины),посредством которых можно охватить социальную реальность; специфический способ видения, точка зрения, с которой осуществляется подход к социальной реальности; методы, процедуры и техники эмпирических исследований.

Что такое социологически способ видения?

• рассматривать все явления в обществе как результат деятельности социальных сил, групп, отдельных индивидов, имеющих обобщенные интересы (а не только частные сиюминутньте желания);

• понимать глубокие, скрытые структурные и культурные ресурсы и сдержки, влияющие на социальную жизнь, включая шансы, которые имеют усилия агентов;

• распознавать накопившийся груз традиций, устойчивого наследия прошлого и их влияние на настоящее

• принимать во внимание динамику, развитие социальной среды;

• признавать огромное разнообразие и вариативность общественной жизни.

Социологическое воображение

• Социологическое воображение – это способность связывать все, что случается в

обществе, со структурным, культурным и историческим контекстом, с

индивидуальными и коллективными действиями членов социума, при

понимании вытекающих отсюда разнообразия и различных социальных форм.

Социология – специфический способ видения - student2.ru

Массовая коммуникация в социологическом дискурсе

Социологический взгляд на массовую коммуникацию

• Сложность массовой коммуникации как явления предопределило его изучение в рамках различных

исследовательских дисциплин.

• Социология обладает своим специфическим углом зрения на человеческую деятельность, равно как совокупностью принципов теоретического и эмпирического анализа и интерпретации фактов.

• В нашем случае речь идет о рассмотрении массово- коммуникативной деятельности посредством «вписывания» ее в более широкие структуры.

• Социологический взгляд на массовую коммуникацию позволяет нам глубже понять роль этого явления в обществе, в системе его связей и отношений с другими социальными субъектами.

Проблемные поля

• Собственно социологическое рассмотрение СМК предполагает выдвижение на первый план анализа отношений трех типов.

• Во-первых, это изучение отношений между различными институтами. Как, например, институты власти или бизнеса влияют на функционирование массовой коммуникации в обществе и наоборот?

• Во-вторых, это анализ отношений внутри институтов массовой коммуникации. Именно здесь создаются профессиональные послания, в которых закодированы смыслы, культура.

• В-третьих, особому вниманию подлежат отношения между институтами коммуникации и индивидами. Социология всегда рассматривает индивидов как представителей определенной социальной общности.

Социологический анализ социального конструирования

• Современные средства массовой коммуникации предлагают аудитории материалы в широком жанрово-тематическом спектре.

• При этом не следует упускать из виду того обстоятельства, что эти материалы являются не механическим отражением происходящего, а определенными социальными «конструктами»

• Социологический анализ как раз и способствует выявлению того, как создаются материалы медиа,

какие знания, ценности СМК несут аудитории.

Представленность общественных интересов

• Институты массовой коммуникации зачастую оказываются в сфере владения \ контроля достаточно узких групп.

• То же можно сказать о процессах создания и распространения материалов, формирования «образов мира», которое производится от имени и для широких слоев представителями узкого слоя управленческого, творческого и технического персонала.

• Очевидно, с этим связана серьезная проблема представительства общественных интересов в средствах массовой коммуникации.

Медиологика

• Важно учитывать, что СМК и другие институты общества находятся в состоянии постоянного

взаимного влияния.

• Так, будет неверным сначала изучить отдельные политические события, а потом обратиться к исследованию того, как они были отражены в медиа.

• В современных условиях многие политические события уже изначально являются медиа-событиями (в том смысле, что логика их развертывания строится с учетом того, как они буду отражены в материалах СМК). Характерно при этом, что и сами медиа постоянно испытывают обратное влияние.

Медиатизация

• Нельзя не принимать во внимание проблему социальныхпоследствий использования технических инноваций в сфере массовой коммуникации. Очевидно, что внедрение в широкую практику компьютеров, спутниковых и кабельных коммуникаций, цифрового телевидения, интернет так или иначе повлияло на образ жизни людей. Появились новые формы общения между людьми, способы познания реальности и проведения досуга.

• Постоянное совершенствование коммуникационных технологий привело к тому, что стало возможным создавать материалы, на которых отражаются события выглядящие абсолютно реальными – причем в действительности таких событий не происходило. Создание и тиражирование «образцов» виртуальной реальность становится повсеместной практикой СМК.

Наши рекомендации