Социология – специфический способ видения
• В самом общем виде социология – это набор концептов (язык дисциплины),посредством которых можно охватить социальную реальность; специфический способ видения, точка зрения, с которой осуществляется подход к социальной реальности; методы, процедуры и техники эмпирических исследований.
Что такое социологически способ видения?
• рассматривать все явления в обществе как результат деятельности социальных сил, групп, отдельных индивидов, имеющих обобщенные интересы (а не только частные сиюминутньте желания);
• понимать глубокие, скрытые структурные и культурные ресурсы и сдержки, влияющие на социальную жизнь, включая шансы, которые имеют усилия агентов;
• распознавать накопившийся груз традиций, устойчивого наследия прошлого и их влияние на настоящее
• принимать во внимание динамику, развитие социальной среды;
• признавать огромное разнообразие и вариативность общественной жизни.
Социологическое воображение
• Социологическое воображение – это способность связывать все, что случается в
обществе, со структурным, культурным и историческим контекстом, с
индивидуальными и коллективными действиями членов социума, при
понимании вытекающих отсюда разнообразия и различных социальных форм.
Массовая коммуникация в социологическом дискурсе
Социологический взгляд на массовую коммуникацию
• Сложность массовой коммуникации как явления предопределило его изучение в рамках различных
исследовательских дисциплин.
• Социология обладает своим специфическим углом зрения на человеческую деятельность, равно как совокупностью принципов теоретического и эмпирического анализа и интерпретации фактов.
• В нашем случае речь идет о рассмотрении массово- коммуникативной деятельности посредством «вписывания» ее в более широкие структуры.
• Социологический взгляд на массовую коммуникацию позволяет нам глубже понять роль этого явления в обществе, в системе его связей и отношений с другими социальными субъектами.
Проблемные поля
• Собственно социологическое рассмотрение СМК предполагает выдвижение на первый план анализа отношений трех типов.
• Во-первых, это изучение отношений между различными институтами. Как, например, институты власти или бизнеса влияют на функционирование массовой коммуникации в обществе и наоборот?
• Во-вторых, это анализ отношений внутри институтов массовой коммуникации. Именно здесь создаются профессиональные послания, в которых закодированы смыслы, культура.
• В-третьих, особому вниманию подлежат отношения между институтами коммуникации и индивидами. Социология всегда рассматривает индивидов как представителей определенной социальной общности.
Социологический анализ социального конструирования
• Современные средства массовой коммуникации предлагают аудитории материалы в широком жанрово-тематическом спектре.
• При этом не следует упускать из виду того обстоятельства, что эти материалы являются не механическим отражением происходящего, а определенными социальными «конструктами»
• Социологический анализ как раз и способствует выявлению того, как создаются материалы медиа,
какие знания, ценности СМК несут аудитории.
Представленность общественных интересов
• Институты массовой коммуникации зачастую оказываются в сфере владения \ контроля достаточно узких групп.
• То же можно сказать о процессах создания и распространения материалов, формирования «образов мира», которое производится от имени и для широких слоев представителями узкого слоя управленческого, творческого и технического персонала.
• Очевидно, с этим связана серьезная проблема представительства общественных интересов в средствах массовой коммуникации.
Медиологика
• Важно учитывать, что СМК и другие институты общества находятся в состоянии постоянного
взаимного влияния.
• Так, будет неверным сначала изучить отдельные политические события, а потом обратиться к исследованию того, как они были отражены в медиа.
• В современных условиях многие политические события уже изначально являются медиа-событиями (в том смысле, что логика их развертывания строится с учетом того, как они буду отражены в материалах СМК). Характерно при этом, что и сами медиа постоянно испытывают обратное влияние.
Медиатизация
• Нельзя не принимать во внимание проблему социальныхпоследствий использования технических инноваций в сфере массовой коммуникации. Очевидно, что внедрение в широкую практику компьютеров, спутниковых и кабельных коммуникаций, цифрового телевидения, интернет так или иначе повлияло на образ жизни людей. Появились новые формы общения между людьми, способы познания реальности и проведения досуга.
• Постоянное совершенствование коммуникационных технологий привело к тому, что стало возможным создавать материалы, на которых отражаются события выглядящие абсолютно реальными – причем в действительности таких событий не происходило. Создание и тиражирование «образцов» виртуальной реальность становится повсеместной практикой СМК.