Проблема вненаучных форм познания
Социология науки является важнейшим, но не единственным разделом социологии познания. Для эпохи Просвещения характерно было отношение к науке как наиболее адекватной форме познания, познавательная ценность ненаучных форм либо отрицалась вообще, либо ей отводилась роль начальной ступени познания, которая должна быть как можно быстрее преодолена. Современные философия и социология рассматривают науку скорее как одну из возможных форм знания, и нередко можно встретиться с мнением о принципиальной равноправности различных форм знания. При таком подходе наука рассматривается как явление, возникновение которого было связано со спецификой социокультурного развития Европы. Соответственно, в современных концепциях весьма высоко оценивается социальная и познавательная роль мифа. Во-первых, миф был первой формой систематизации, сохранения и передачи будущим поколениям человеческих знаний о мире. Во-вторых, задавая весьма специфический угол зрения, миф нередко позволял вскрывать в мире закономерности, в дальнейшем оказывавшиеся принципиально недоступными научным методам (народная медицина и т.д.). В-третьих, сама наука не может быть полностью свободна от мифологизмов, поскольку она с неизбежностью основывается на неких, самой наукой не обосновываемых предпосылках (например, представление ньютоновской физики о пространстве как о бесконечной однородной реальности, которое никогда не может быть до конца подтверждено опытом).
На этапе господства мифологического сознания нормативные законы, существующие в обществе, рассматриваются как принципиально неотделимые от законов внешнего мира. Правила поведения в таких обществах являются жестко регламентированными, одинаковыми и обязательными для всех (коллективное сознание) и носят священный характер.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ГЛАВЕ № 17
1. Назовите основные признаки науки. В чем состоит главная особенность научного знания? Почему геометрические знания древних египтян не могут быть определены как научные? Чем принципиально отличаются от них геометрические знания древних греков? Укажите, какова была роль распространения протестантских учений на Западе Европы в развитии науки Нового времени. Дайте определение понятия духовного производства. Укажите, в чем состоит специфика подхода к научной деятельности как к сфере духовного производства. Какие задачи должна решать социология науки?
2. Укажите основные причины институализации науки в период Нового времени. Определите основные социальные функции науки. Можно ли утверждать, что область науки, в которой в течение долгого времени не было сделано ни одного открытия, является абсолютно бесполезной? Как, с вашей точки зрения, менялась роль различных функций науки в ходе исторической эволюции человечества? Как изменились функции науки в эпоху НТР? Объясните смысл тезиса о «превращении науки в непосредственную производительную силу». Изменяется ли место науки в жизни при переходе от индустриального общества к постиндустиальному? Дайте определение научной парадигмы, обоснуйте влияние парадигм на развитие науки, приведите соответствующие примеры. Какая социальная общность является носителем парадигмы?
3. Что такое критерии научности? Опишите, какова была роль первых учений о методе в процессе институализации науки. В чем видели основную задачу научного метода Бэкон и Декарт? Что, с точки зрения современной теории науки, было в этих взглядах явно ошибочным? Назовите основные преимущества и недостатки индуктивного и дедуктивного методов. Дайте общую характеристику эмпиризма и рационализма. Почему ни одно из этих направлений так и не смогло занять монопольные позиции в науке? В чем вы усматриваете основные отличия современных представлений о научном методе от представлений, развивавшихся Бэконом и Декартом?
Основные термины и понятия
Верификация – форма проверки научных гипотез, нацеленная на поиск подтверждающих эти гипотезы фактов.
Дедукция – научный метод, основанный на логическом переходе от общего к частного, от посылки к заключениям.
Индукция – научный метод, состоящий в переходе от наблюдаемых фактов природы и социальной жизни к выделению встречающихся в них устойчивых и повторяющихся связях, в движении от частного к общему.
Метод – способ построения и обоснования системы философского и научного знания; совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.
Парадигма – система признанных всеми научных достижений, которые в течение длительного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу.
Фальсификация (по К.Попперу) – форма проверки научных гипотез, нацеленная на поиск опровергающих эти гипотезы фактов.
Литература к теме
Основная:
1. [Боголюбов Л.Н. и др.] Обществознание. 10 класс: учебник. – М., 2009. С. 78–125.
2. Обществознание. 11 класс: учебник / Л.Н.Боголюбов и др. – М., 2010. С. 322–348.
Популярная:
3. Бауман З. Мыслить социологически: Учеб. пособие / Пер. с англ. – М., 1996. Гл. 14.
4. Бергер П. Приглашение в социологию / Пер. с англ. – М., 1996. С. 15–31.
5. Монсон П. Лодка на аллеях парка / Пер. с англ. – М., 1998. Гл. 1, 4, 5.
Дополнительная:
4. Гидденс Э. Социология / Пер. с англ. – М., 1999. Гл. 1. С. 21–32.
5. Мертон Р. Социальная теория и социальная стратификация. – М., 2006. С. 605–611, 627–686, 743–758, 767–775, 797–816.
Глава 18. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ