Проблема вненаучных форм познания

Социология науки является важнейшим, но не единственным разделом социологии познания. Для эпохи Просвещения характерно было отношение к науке как наиболее адекватной форме познания, познавательная ценность ненаучных форм либо отрицалась вообще, либо ей отводилась роль начальной ступени познания, которая долж­на быть как можно быстрее преодолена. Современные философия и со­циология рассматривают науку скорее как одну из возможных форм знания, и нередко можно встретиться с мнением о принципиальной рав­ноправности различных форм знания. При таком подходе наука рассматривается как явление, возникновение которого было связано со спецификой социокультурного развития Европы. Соответственно, в современных концепциях весьма высоко оценивается социальная и по­знавательная роль мифа. Во-первых, миф был первой формой сис­тематизации, сохранения и передачи будущим поколениям челове­чес­ких знаний о мире. Во-вторых, задавая весьма специфический угол зрения, миф нередко позволял вскрывать в мире закономерности, в дальнейшем оказывавшиеся принципиально недоступными научным ме­тодам (народная медицина и т.д.). В-третьих, сама наука не может быть полностью свободна от мифологизмов, поскольку она с неиз­беж­ностью основывается на неких, самой наукой не обосновываемых предпосылках (например, представление ньютоновской физики о про­странстве как о бесконечной однородной реальности, которое никогда не может быть до конца подтверждено опытом).

На этапе господства мифологического сознания нормативные за­ко­ны, существующие в обществе, рассматриваются как принци­пиаль­но неот­делимые от законов внешнего мира. Правила поведения в таких общест­вах являются жестко регламентированными, одина­ко­выми и обяза­тель­ными для всех (коллективное сознание) и носят свя­щенный характер.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ГЛАВЕ № 17

1. Назовите основные признаки науки. В чем состоит главная особенность научного знания? Почему геометрические знания древ­них египтян не могут быть определены как научные? Чем принци­пиаль­но отличаются от них геометрические знания древних греков? Укажите, какова была роль распространения протестантских учений на Западе Европы в развитии науки Нового времени. Дайте опреде­ле­ние поня­тия духовного производства. Укажите, в чем состоит спе­цифика под­хода к научной деятельности как к сфере духовного произ­водства. Какие задачи должна решать социология науки?

2. Укажите основные причины институализации науки в период Но­вого времени. Определите основные социальные функции науки. Мож­но ли утверждать, что область науки, в которой в течение долгого вре­­ме­ни не было сделано ни одного открытия, является абсолютно бес­­по­лез­ной? Как, с вашей точки зрения, менялась роль различных функ­ций науки в ходе исторической эволюции человечества? Как измени­лись функции науки в эпоху НТР? Объясните смысл тезиса о «превращении науки в непосредственную производительную силу». Изменяется ли мес­то науки в жизни при переходе от индустриального общества к постин­дустиальному? Дайте определение научной пара­диг­мы, обос­нуй­те влияние парадигм на развитие науки, приведите соответ­ствую­щие при­меры. Какая социальная общность является но­сителем парадигмы?

3. Что такое критерии научности? Опишите, какова была роль пер­вых учений о методе в процессе институализации науки. В чем ви­дели основную задачу научного метода Бэкон и Декарт? Что, с точ­ки зрения современной теории науки, было в этих взглядах явно оши­боч­ным? Назовите основные преимущества и недостатки индук­тив­но­го и дедуктивного методов. Дайте общую характеристику эмпиризма и рационализма. Почему ни одно из этих направлений так и не смогло за­нять монопольные позиции в науке? В чем вы усматриваете основ­ные отличия современных представлений о научном методе от пред­став­лений, развивавшихся Бэконом и Декартом?

Основные термины и понятия

Верификация – форма проверки научных гипотез, нацеленная на поиск подтверждающих эти гипотезы фактов.

Дедукция – научный метод, основанный на логическом переходе от общего к частного, от посылки к заключениям.

Индукция – научный метод, состоящий в переходе от наблю­дае­мых фак­тов природы и социальной жизни к выделению встре­чаю­щих­ся в них устойчивых и повторяющихся связях, в движении от част­ного к общему.

Метод – способ построения и обоснования системы фило­соф­ско­го и научного знания; совокупность приемов и операций практи­чес­ко­го и теоретического освоения действительности.

Парадигма – система признанных всеми научных достижений, ко­торые в течение длительного времени дают модель постановки проб­лем и их решений научному сообществу.

Фальсификация (по К.Попперу) – форма проверки научных гипо­тез, наце­лен­ная на поиск опровергающих эти гипотезы фактов.

Литература к теме

Основная:

1. [Боголюбов Л.Н. и др.] Обществознание. 10 класс: учебник. – М., 2009. С. 78–125.

2. Обществознание. 11 класс: учебник / Л.Н.Боголюбов и др. – М., 2010. С. 322–348.

Популярная:

3. Бауман З. Мыслить социологически: Учеб. пособие / Пер. с англ. – М., 1996. Гл. 14.

4. Бергер П. Приглашение в социологию / Пер. с англ. – М., 1996. С. 15–31.

5. Монсон П. Лодка на аллеях парка / Пер. с англ. – М., 1998. Гл. 1, 4, 5.

Дополнительная:

4. Гидденс Э. Социология / Пер. с англ. – М., 1999. Гл. 1. С. 21–32.

5. Мертон Р. Социальная теория и социальная стратификация. – М., 2006. С. 605–611, 627–686, 743–758, 767–775, 797–816.

Глава 18. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Наши рекомендации