Раздел iii. конфликты больших социальных групп

Лекция 7. ГРУППА И КОНФЛИКТ

Виды конфликтов в группе

Любая социальная группа представляет собой достаточно сложное социальное и социально-психологическое образование. В ней одновременно могут функционировать формальная и не­формальная системы отношений. В свою очередь, неформальные отношения включают в себя ценностно-нормативную систему группы, статусно-ролевую структуру и систему межличностных связей и предпочтений. Кроме этого, группа находится в сложной системе взаимоотношений с другими группами. Образно говоря, в социальной группе, как в капле воды, отражается все многооб­разие целого общества. Поэтому в ней в той или иной степени могут иметь место самые разнообразные виды конфликтов:

1. Внутриличностный конфликт:

а)вызванный внутригрупповыми проблемами;

б)привнесенный членом группы извне и вызывающий внутригрупповую напряженность.

2.Межличностный конфликт:

а)ценностно-нормативный;

б)статусно-ролевой;

в)в связи с психологической несовместимостью.

3. Конфликт между группой (подгруппой) и членом группы.

4. Конфликт между подгруппами в отдельной группе.

5. Конфликт между формальной и неформальной системами отношений.

6. Межгрупповыс конфликты.

Классификацию групповых конфликтов можно рассматривать также в зависимости от разновидностей социальных мотивов внутригруппового взаимодействия. Ч.Макклинток выделил шесть раз­новидностей таких мотивов.

1. Максимизации общего выигрыша (кооперация).

2. Максимизации собственного выигрыша (индивидуализм).

3. Максимизации относительного выигрыша (соперничест­во).

4. Максимизации выигрыша другого (альтруизм).

5. Минимизации выигрыша другого (агрессия).

6. Минимизации различий между собственным и чужим вы­игрышами (равенство).

Каждый из перечисленных мотивов предполагает свои причи­ны возникновения противоречий, конфликтную установку и спо­собы конфликтного взаимодействия.

Роль лидера в группе

Лидер — это человек, в силу тех или иных причин и обстоя­тельств наделенный определенным объемом полномочий для то­го, чтобы формулировать и выражать интересы и цели других лю­дей, мобилизовать их на определенные действия. Действитель­ный лидер (в узком смысле) — это тот, кто среди многих достойных соперников, благодаря своим личным качествам, вы­бивается на передовые позиции и ведет за собой остальных.

Лидером группы, как правило, становится тот, кто в наиболь­шей степени способствует решению групповых задач. При этом важно, чтобы его вклад оценили и признали члены группы, чтобы личностные качества лидера «работали» на повышение эффек­тивности деятельности всей группы.

Обычно считается, что лидеру для выполнения своих функций необходимо обладать следующими качествами: компетентностью, гибкостью ума, смелостью, решительностью, способностью убеждать других в своей правоте, мобилизовать лю­дей на определенные действия, умением подбирать и расстанав­ливать людей, обладать харизмой и чувством предвидения, уме­нием и смелостью брать на себя ответственность не только за себя лично, но и за других.

Теории лидерства

Существуют различные теории и концепции, объясняющие феномен лидерства.

Ситуационная концепциясклонна считать, что лидер своим «рождением» во многом обязан ситуации. Например, «нужный человек» оказался в «нужное время» в «нужном месте». То есть су­мел оценить ситуацию и не упустил свой шанс. Но здесь необхо­димо, чтобы и сам потенциальный лидер «созрел» для возникшей ситуации.

Теория конституэнтоврассматривает лидерство как особое отношение между лидером и конституэнтами (активистами, последователями, избирателями, поддерживающими данного лидера). Согласно этой теории лидер должен ориентироваться на интересы и потребности той группы, тех социальных слоев, которые готовы его поддержать и, в сущности, делают из него лидера.

Психологические концепциилидерства можно условно разде­лить на два основных направления. Согласно первому — в «массовом» человеке живет потребность в авторитете и по­кровителе. Отсутствие лидера — героя для многих людей стано­вится чуть ли не трагедией. И такие люди усиленно ищут себе кумиров и порой создают героев даже из посредственных людей (3.Фрейд).

Второе направление психологической концепции объясня­ет феномен лидерства существованием определенного типа личностей, предрасположенных к авторитаризму и постоянно стремящихся к власти. Нередко эти люди имеют определенные комплексы неполноценности, и чтобы как-то их компенсировать, стремятся проявить себя, возвышаясь над другими (Э.Фромм).

Социологические концепцииобъясняют феномен лидерства функциональной необходимостью социальной системы. Любая социальная структура (общность, общество) может стабильно функционировать лишь при наличии определенной системы управления. Лидер объективно является необходимым элементом управляющей системы (Т.Парсонс).

Для классификации лидерства также используется предло­женная М.Вебером типология политического господства: тради­ционное лидерство, харизматическое, легальное или демократи­ческое.

Функции лидера

Лидер наделяется особыми, порой неограниченными пол­номочиями. Но с него, как правило, и особый спрос. Если ли­дер не оправдывает возложенных на него надежд, то он может не только потерять свое лидерство, но и понести более суровое наказание.

Функции политического лидера весьма разнообразны. Они зависят от количественных и качественных параметров группы, задач, стоящих перед ней, возникшей ситуации. Важнейшими из этих функций являются:

1.Интеграция группы на основании общих целей, ценностей, идей.

2.Определение стратегических ориентиров в развитии группы.

3.Мобилизация членов группы на достижение тех или иных групповых целей.

4.Социальный арбитраж в конфликтных ситуациях, под­держание порядка.

5.Представительство группы в межгрупповом взаимодейст­вии.

6.Легитимизация своей власти.

Функции и характер лидерства во многом зависят от характе­ра самого лидера, типа группы и ее внутренней структуры, систе­мы связей и отношений между лидером и членами группы, кон­кретной ситуации, в которой лидерство осуществляется.

С учетом перечисленных факторов М.Херманн (США) выде­ляет четыре типа лидерства:

1.Лидер-знаменосец, имеющий собственное видение действи­тельности, «свою мечту», ради которой он осуществляет руково­дство и стремится увлечь других.

2.Лидер-служитель, который стремится выступать в роли вы­разителя интересов своих приверженцев.

3.Лидер-торговец, обладающий способностью убеждать своих сторонников «покупать» его планы и идеи, вовлекать людей в их осуществление.

4.Лидер-пожарный реагирует на уже возникшие проблемы (ситуацию), то есть занимается «тушением пожара».

В реальной жизни, по мнению М.Херманн, большинство ли­деров используют все четыре образа лидерства в различном по­рядке и сочетании.

По стилю руководства лидеры делятся на три основных типа: авторитарный, демократический и либеральный.

Наши рекомендации