Социальное пространство у бушменов
Бушмены Калахари живут небольшими группами и занимаются охотой и собирательством. Большую часть жизни индивиды проводят в тесном кругу знакомых людей (своей группы). В засушливый сезон из-за недостатка пищи группы делятся на семьи, вынужденные некоторое время жить самостоятельно. Поселение группы состоит из 10-20 простых хижин, расположенных по окружности. Расстояние между ними таково, что обитатели соседних строений могут свободно переговариваться друг с другом, например родители часто живут вблизи своих детей. Хижины строятся из веток, которые втыкаются по кругу в землю и, переплетаясь в верхней части, образуют свод. Все сооружение покрывается травой. Размеры хижин неодинаковые. Обычно высота не более 2,3 м, а ширина основания от 2,5 до 4 м. Выходы ориентированы на открытую площадку посередине поселения. Каждая супружеская пара имеет собственную хижину, где живет со своими детьми. Незамужние женщины строят себе отдельную хижину, а холостяки и вдовцы ночуют под открытым небом.
Отношения между родственниками свободные. Исключение составляют родители, родные сестры и братья, родители мужа или жены. Отно-
шения с этой категорией подчинены строгим правилам. Нельзя садиться близко к ним и дотрагиваться до них. Нельзя браниться или злословить в их присутствии. Над ними нельзя подшучивать. В группах народа г'ви младшие члены семьи должны с почтением обращаться к старшим, используя местоимение во множественном числе. Нельзя брать без разрешения принадлежащие им предметы, а если нужно что-
либо взять у них или передать им, то прибегают к помощи третьего лица. На детей в возрасте до 7-8 лет эти правила не распространяются, поэтому зачастую можно наблюдать теплые дружеские отношения между старшим братом и его маленькой сестренкой или же между отцом и малолетней дочерью. Поскольку подобные ограничения имеют множество полутонов и
GD
женщиной, старшим и младшим по возрасту, начальником и подчиненным, дворянином и крестьянином.
В преодолении дистанции огромную роль играют человеческие чувства. Мы не можем дойти до родного человека пешком — слишком велико расстояние, разделяющее нас. Но в своих чувствах и памяти мы можем находиться очень близко к нему. У нас есть способность постоянно чувствовать присутствие близкого человека, даже слышать его голос, ощущать его боль. Теле-портация и телепатия здесь ни при чем. Причиной является культурная эволюция человеческого рода, многократно усилившая эту способность, и социализация индивида, проходящая преимущественно в первичных группах, т.е. в кругу семьи, родственников и друзей, которые позже приобретают способность переноситься к нам в мысленном пространстве — пространстве наших чувств и воспоминаний. Возможно, что это уникальная способность, присущая только человеку.
Вопросам социальной и межличностной дистанций немало внимания уделил Г. Зиммель в своей работе «Социологии пространства»2. Органы телесности человека — слух, зрение, речь и знание, память и ощущения, наконец, обоняние — служат у него не только каналами пространственного восприятия одного человека другим, но механизмами, причем прирожденными, стало быть, социобиологическими, определения социальной и культурной дистанций. У каждого органа чувств — свой масштаб дистанции, на которой воспринимается атрибутика другого человека. Зрение и слух действуют на
оттенков, напряженности в повседневных отношениях родственников нет. По утрам семьи бушменов собираются вместе — дети, родители, старики. Здесь же завтракают незамужние или овдовевшие тетки и дядья. После завтрака дети расходятся по соседним хижинам или собираются в маленькие группы со своими друзьями. Они есть у каждого ребенка. Особенно дружны двоюродные братья и сестры одинакового возраста.
И взрослые любят собираться группами. Охота и собирательство занимают лишь часть их времени. Женщины затрачивают на поиск пищи около трех часов в день. У них остается достаточно времени для общения в деревне, а у мужчин свободного времени даже больше — ведь они охотятся не каждый день. Свободное время — а его у бушменов достаточно— заполнено различными занятиями: это разговоры и пересуды, уход друг за другом, укачивание детей и игры с ними, участие в разнообразных состязаниях, раскуривание трубки, занятия самыми различными ремеслами (обработка шкур, изготовление наконечников для стрел, бус и т.д.). Основные занятия носят коллективный характер.
Местом проведения всех занятий служит открытая площадка посередине поселения. Здесь же проходят и религиозные церемонии. Независимо от того, где встречаются люди — в тени дерева или у какой-либо хижины, — расстояние между группами таково, что они могут свободно переговариваться друг с другом. Причем взрослые и дети могут выбирать компанию по вкусу, избегая тех, с кем у них сейчас напряженные отношения.
Конфликты возникают очень редко. Если кого-то оскорбили, он изливает обиду в одиночестве, сидя перед своей хижиной, не называя имен. Каждый слышит его жалобы, и оказываемое таким образом сильное психологическое воздействие заставляет обидчика на следующее утро мириться: он приносит подарок и извиняется. В более серьезных случаях один из участников ссоры на некоторое время покидает деревню, забирая семью. Близкое расположение хижин и постоянные контакты помогают гармонизировать взаимоотношения бушменов. Сокращено по источнику: Эйбл-Эйбесфельдт И. Общественное пространство и его социальная роль// Культуры —диалог народов мира. 1983. № 1. С. 106-121.
Подробнее о концепции социальною пространства у Г. Зиммеля см.: Филиппов А.Ф. Социология пространства: общий замысел и классическая разработка проблемы. — http://www.ruthenia.ru/logos/ number/2000_2/09.html.
средних дистанциях, запах — только на близких. Социальную ценность приобретают у Зиммеля даже духи, поэтому он пишет о том, что парфюмы заменяют личную атмосферу искусственной или «фиктивной». Каждый класс и раса имеют специфические запахи, которые могут притягивать или отталкивать людей во время взаимодействия и общения. Резкий или неприятный запах может выполнять функцию социального барьера, увеличивая межличностную дистанцию. Но мы не просто ощущаем некий запах, но идентифицируем социальную принадлежность его носителя.
Сближение или удаление людей помогает либо мешает им использовать в качестве средства идентификации и другие свои органы. На большом удалении звуки еще слышны, а запахи уже неразличимы. Черты лица можно распознать лишь при значительном приближении. На определенном удалении уже невозможно расслышать слова, тем более уловить интонацию речи, значит, и смысл слов.
Пространственная близость разнополых людей может пробудить (в том числе и социально запрещенное) сексуальное возбуждение. Именно поэтому общество придумало немало правил, разделяющих тех, кто пространственно находится ближе всего друг к другу. Самым первым запретом явилось табу на инцест — половые отношения между кровными родственниками.
Прогресс цивилизации превращает людей из стайеров в спринтеров. Так метафорически можно было бы сформулировать мысль Зиммеля о том, что на коротких дистанциях мы становимся все более и более чувствительными. Древний охотник, грубоватый в своих эмоциональных проявлениях и правилах этикета, обладал прекрасным слухом, зрением и обонянием, помогавшими ему «почуять» добычу на далеком расстоянии. Современному человеку ничего такого не нужно, он стал нежнее, чувствительнее к нюансам и деталям. В этом смысле человек стал более близоруким. Наша социальная телесность претерпевает эволюционные и вслед за тем исторические изменения. Западный человек покрывает огромные расстояния в мгновение ока, но он все больше замкнут в собственном мирке и не чувствителен к общечеловеческой боли.
Социальная дистанция, часто граничащая с отчуждением, взаимной неприязнью и враждой, существует между разными нациями, странами, общинами, классами, сословиями, кастами, родами и кланами, семьями. Причиной отчуждения могут стать раса, культура, ценностные ориентации, социальное происхождение, политические взгляды. В ряде случаев причиной выступает место происхождения. Чужестранцы, пришельцы, иногородние, лимитчики, беженцы, эмигранты, инородцы — это выходцы из других мест, прибывшие в другую общину не на время, а навсегда. Все они — чужаки. Чужак остается для аборигенного населения чуждым элементом, его держат на дистанции, которую конструирует сама группа, местная община.
У современных людей намеренно воспитывается стремление держать дистанцию с окружающими.Вежливость японцев, особенно по отношению к тем, кто стоит выше в социальной иерархии, боязнь нанести личное оскорбление вынуждает людей быть подчеркнуто вежливыми. Другой способ увеличения дистанции — внушение матери своему ребенку избегать контакта с «чужи-
ми дядями», не ходить с ними в незнакомые места, не открывать дверь постороннему и т.п. Психологическое внушение страха к незнакомому — продукт не столько западного общества, сколько результат слабой борьбы с преступностью в обществе. Маскировка эмоций в повседневной жизни становится второй натурой. В западном обществе считается неэтичным и даже предосудительным проявлять свои эмоции и тем самым приглашать другого человека сблизиться, сократить разделяющую их дистанцию. Американец, потерпевший поражение, будет улыбаться, будто эту улыбку ему приклеили с самого рождения, он будет вести себя сдержанно и не проявлять эмоций. Поскольку в современном обществе люди не испытывают особых угрызений совести, играя на чувствах неизвестного человека, сдерживание эмоций, безусловно, является важным защитным механизмом. Такова цена стратегии общения с незнакомыми людьми на основе эмоционального отчуждения.
Нежелание идти на сближение постепенно перерастает в неумение это делать, а скрываясь в глубинах души человека, превращается в комплекс неполноценности. На Западе проблема приняла такие масштабы, что люди озабочены своей неспособностью к общению даже с близкими родственниками. На этой почве увеличивается число разводов и умножается работа для психоаналитиков и специалистов по групповой терапии.
Чувство позиции у П. Бурдье3 — это ощущение того, что можно и чего нельзя «себе позволить», четкое понимание границ («это не для нас») и, наконец, чувство дистанции, которую всячески обозначают и держат, ее уважают или заставляют других признать ее. Таким образом, дистанция — составная часть социальной позиции.