Исторические изменения института семьи
Семья в прошлом | Современная семья |
Патриархальная и авторитарная | Индивидуалистическая и демократическая |
Мало разводов | Много разводов |
Большая семья | Небольшая семья |
Постоянное местожительство | Частая смена места жительства, мобильность |
Женщина находится постоянно дома | Женщина занята по дому и трудится вне дома |
Закрепощенное сексуальное поведение женщины, строгие санкции за измену. Пуританская мораль для замужней женщины | Раскрепощенное сексуальное поведение женщины, мягкие санкции за измену. Либеральная сексуальная модель поведения |
Двойной стандарт поведения: свобода внебрачных связей для мужчины и запрещение их для женщины | Постепенный отказ от двойного стандарта, более свободные сексуальные связи вне брака для мужчины и женщины |
Неформальное и плохо поставленное сексуальное воспитание в семье | Формальное и хорошо налаженное половое воспитание вне семьи |
Отсутствие планирования деторождения | Планирование деторождения |
Семья выполняет множество самых разных функций | За семьей остались личностные и воспроизводственные функции |
И с т о ч н и к : Sutherland R.L., Woodward J.L. Inroductory sociology. Philadelphia: J.B. Lippincott Co., 1967. P. 540
Помимо жизненного цикла института и его исторической эволюции, в понятие “динамика институтов” необходимо включать взаимодействие институтов, принимающее самые разные формы, в том числе две основные — сотрудничество и конкуренцию. Если институт производства успешно справляется со своей функцией, экономика процветает, доходы населения растут, то из государственного бюджета больше, чем прежде, поступает средств на развитие других институтов: образования, науки, культуры, социальной помощи и др. Но если образование плохо справляется со своей функцией и готовит рабочую силу устаревшей квалификации, то страдает производство, а через него и все другие, тесно связанные с ним институты общества. Если наука не способна создавать фундаментальные разработки, определяющие базу наукоемких технологий и ускоряющие темпы научно-технического прогресса, то на помощь приходят другие, не всегда законные институты, например экономический шпионаж.
Далее. Если производство находится в кризисе и доходы государства снижаются, то в государственной школе нечем платить зарплату учителям, а школьникам не на что покупать учебники. Подрастая, они убеждаются, что с помощью знаний и хорошего образовали много денег не заработаешь. Так, экономический кризис влечет собой кризис образования. Оба они относятся к институциональны кризисам. Подрастая, школьники отказываются служить в армии, поскольку не верят своему правительству, считая, что оно насквозь коррумпированное, стоит на защите своих собственных, а не общественных интересов. В результате качество рекрутов резко снижается, здоровые и образованные юноши всеми средствами стараются пойти учиться, но не служить. Отсрочка от военной повинности на время учебы в вузе представляет собой то поле, где конфликтуют два института. Однако корни этого конфликта уходят в другой институциональный кризис, а именно политический, выражающийся в катастрофическом снижении уважения и доверия населения к политическим органам власти. Исследование, проведенное в 1990 г. Институтом социологии Академии наук РФ совместно с Хьюстонским университетом (США), показало, что из всех социальных институтов наибольшим доверием в России пользовалась Православная церковь. На нее надеялись 66,4% опрошенных. Рейтинг Церкви можно было сравнить разве что с рейтингом движения “зеленых” (59,8%)[526].
Поскольку образование, культура и наука остаются самыми престижными и одновременно самыми бедными институтами общества, то представители других институтов борются между собой за право диктовать им свою волю. Политики, фонды, благотворительные организации, партии выступают в роли спонсоров, промышленные корпорации подбирают себе кадры чуть ли не со школьной скамьи, проводя рекламные компании и организуя профессиональную ориентацию школьников и студентов. За умы и сердца подрастающего поколения борются церкви теми средствами, которые им доступны. В итоге институт образования становится ареной состязаний между другими институтами общества.
Институциональная конкуренция может существовать в рамках одной и той же сферы общества между родственными институтами. В первой половине 90-х годов институт президентской власти в России жестко боролся с парламентом, дело дошло до попытки расстрела Государственной думы в 1993 г. Но и в более “мирных” сферах, например в культуре, подчас идет непримиримая борьба. Институт телевидения отбирает аудиторию как минимум у трех институтов культуры - кино, театра и чтения. Телевидение, киноиндустрия и театр представляют собой разновидность социальной организации, а чтение - социальной практики. У первых есть свои органы управления, статьи финансирования, кафедры и вузы, газеты и журналы, а чтение - это коллективная привычка образованных людей получать информацию, сопереживая событиям и анализируя информацию. Хотя они все разные, между ними могут существовать отношения не только взаимодополнения, но и взаимной конкуренции.
В Европе капитализм зарождается в XVI в., a в XVII-XIX вв. проходит интенсивная колонизация других континентов, в том числе и Африки, т.е. выход капитализма за границы очагов своего возникновения. Европейцы, считая свою культуру самой передовой, стремились приобщить туземное население к новым ценностям и внедрить новые институты. Они привезли с собой современные системы банковских операций и коммерческих сделок, пытаясь заменить традиционные патриархальные отношения в общине новыми товарно-денежными. В результате отношения внутри общин резко ухудшились. Помимо экономических институтов активную роль играли религиозные, в частности такой мощный институт западной церкви, как миссионерство. Миссионеры несли с собой не только Евангелие, но навязывали свои обычаи и образ жизни тем, кого приобщали к христианской вере. Стать христианином для туземца практически означало отказаться от своей культуры. Главным средством воздействия, помимо церковных приходов, являлись школы при миссиях. Посещать их были вынуждены даже те, кто не был обращен в христианство, поскольку только там можно было получить образование.
Важную роль в укреплении институтов общества играет механизм социального контроля. Его можно уподобить своего рода центральной нервной системе института. Одни и те же элементы, а именно система правил и норм поведения, закрепляющих и стандартизирующих поведение людей, входят и в социальный институт, и в социальный контроль. “Социальный контроль является одним из наиболее общепринятых понятий в социологии. Им обозначают сами различные средства, которые любое общество применяет для обуздания своих непокорных членов. Ни одно общество не может обойтись без социального контроля. Даже небольшой группе людей, случайно собравшихся вместе, придется выработать собственные механизмы контроля, дабы не распасться в самые кратчайшие сроки”[527].
Социальный контроль по отношению к обществу выполняет:
• охранительную функцию;
• стабилизирующую функцию.
Социальный контроль представляет собой особый механизм поддержания общественного порядка с помощью использования властных полномочий и включает такие понятия, как социальные нормы, санкции, власть.
Социальные нормы — предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Социальные предписания - запрет или разрешение что-либо делать, обращенные к индивиду или группе и выраженные в любой форме (устной или письменной, формальной или неформальной).
На язык предписаний переводится все то, что так или иначе ценится обществом. Человеческая жизнь и достоинство, отношение к старшим, коллективные символы (например, знамя, герб, гимн),религиозные обряды, законы государства и многое другое составляют то, что делает общество сплоченным целым и поэтому особенноценится и охраняется.
Социальные нормы — суть некие идеальные образцы (шаблоны) предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Они различаются масштабом, который и определяет два основных типа норм.
Первый тип — это нормы, которые возникают и существуют только в малых группах (компании друзей, семье, рабочих бригадах, молодежных тусовках, спортивных командах). К примеру, американский социолог Элтон Мэйо, в 1927—1932 гг. проводивший знаменитые Хоторнские эксперименты, обнаружил нормы, которые предъявляли новичкам, принятым в производственную бригаду, опытные товарищи:
• не держись со “своими” официально;
• не говори начальству то, что может навредить членам группы;
• не общайся с начальством чаще, чем со “своими”;
• не изготовляй изделий больше, чем твои товарищи.
Второй тип — это нормы, которые возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом. Это обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения. Любой социальной группе присущи свои манеры, обычаи и этикет. Есть светский этикет, есть манеры поведения молодежи, как есть и общенациональные традиции и нравы.
Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того, насколько строго требуется их исполнение. За нарушение одних норм следует мягкое наказание - неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд. За нарушение других норм могут последовать очень сильные жесткие санкции — изгнание из страны, тюремное заключение, даже смертная казнь. Если расположить все нормы в нарастающем порядке, в зависимости от меры наказания, следующей за их нарушение, то их последовательность примет такой вид: обычаи, манеры, этикет, традиции, групповые привычки, нравы, законы, табу. Строже всего караются нарушения табу и юридических законов (например, убийство человека, оскорбление божества, раскрытие государственной тайны), мягче всего — отдельные виды групповых привычек, в частности семейные (например, отказ выключать свет или закрывать входную дверь).
Определенная степень неподчинения нормам существует в любом обществе и в любой группе. Нарушение дворцового этикета, ритуала дипломатической беседы или бракосочетания вызывает неловкость, ставит человека в затруднительное положение, но оно не влечет за собой жесткое наказание.
В других ситуациях санкции более ощутимы. Пользование шпаргалкой на экзамене грозит снижением оценки, а потеря библиотечной книги - пятикратным штрафом. В некоторых обществах малейшие отступления от традиций, не говоря уже о серьезных проступках, сурово карались. Все находилось под контролем: длина волос, форма одежды, манеры поведения.
Нормы связывают или, выражаясь научным языком, интегрируют людей в единую общность, коллектив. Каким образом это происходит? Во-первых, нормы —это также и обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам. Запрещая новичкам общаться с начальством чаще, чем со своими товарищами, малая группа накладывает на своих членов определенные обязательства и ставит в определенные отношения с начальством и товарищами. Иначе говоря, нормы формируют сеть социальных отношений в группе, обществе. Во-вторых, нормы — это еще и ожидания: от человека окружающие ждут вполне однозначного поведения. Когда одни пешеходы движутся по правой стороне улицы, а идущие им навстречу передвигаются по левой, возникает упорядоченное организованное взаимодействие. При нарушении правил неизбежны столкновения и беспорядки. Не менее наглядно действие норм проявляется в бизнесе. Бизнес просто невозможен, если партнеры не соблюдают писаные и неписаные нормы, правила, законы. Стало быть, нормы формируют систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъектов действия, само действие, ожидания, оценку и средства.
Таким образом, нормы выполняют определенные функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют, — как стандарты поведения (обязанности, правила) или как ожидания поведения (реакция других людей). Защита чести и достоинства членов семы представляет собой обязанность каждого мужчины. Здесь речь идет о норме как стандарте должного поведения. Этому стандарту соответствует вполне конкретное ожидание членов семьи, надежда на то, что их честь и достоинство будут защищены. У кавказских народов подобная норма ценится особенно высоко, а отступление от нее карается очень строго. То же самое можно сказать о южноевропейских народах. Итальянская мафия возникла как неформальная норма защиты чести семьи, и лишь позже ее функции изменились. Отступников от принятого стандарта поведения карало все сообщество.
Почему люди стремятся соблюдать нормы, а сообщество строго следит за этим? Нормы —стражники ценностей. Честь и достоинство семьи - одна из важнейших ценностей человеческого общества с древнейших времен. А обществом ценится то, что способствует егостабильности и процветанию. Семья — основная ячейка общества, и забота о ней — его первейшая обязанность. Проявляя заботу о семье, мужчина тем самым демонстрирует свою силу, храбрость, добропорядочность и все то, что высоко оценивается окружающими.Егосоциальный статус повышается. Напротив, неспособный защитить домочадцев мужчина вызывает презрение, его статус резко снижается. Поскольку защита семьи — основа ее выживания, то выполнение этой важнейшей функции в традиционном обществе делает мужчину автоматически главой семьи. Не возникает споров о том, кто первый — муж или жена. В результате укрепляется социально-психологическое единство семьи. В современной семье, где мужчина не имеет возможности продемонстрировать свои лидирующие функции, нестабильность гораздо выше, чем в традиционной.
Как видим, социальные нормы — действительно стражники-хранители общественных ценностей. Даже простейшие нормы поведения олицетворяют собой то, что ценится группой или обществом. Отношения между нормой и ценностью выражается так: нормы — правила поведения, направленные на защиту ценностей — добра, правильного, должного и т.д., и противостоящие злу, неправильному, недолжному и т.д.
Вождь имеет право осуществлять религиозные церемонии, наказывать соплеменников, нарушающих предписанные их статусу требования, предводительствовать в военных походах, руководить общинным собранием. Профессор университета обладает рядом прав, которые отличают его от студента, не обладающего данным статусом. Он оценивает знания учащихся, но, в соответствии со своей академической позицией, не может подвергаться штрафу за плохую успеваемость студентов. А вот офицер, согласно воинскому уставу, подвергается наказанию за нарушения, совершенные его солдатами.
Обязанности свидетельствуют о том, что исполнитель данной роли или носитель данного статуса должен делать по отношению к другим исполнителям или носителям.Права говорят о том, что человек может позволить себе или допустить в отношении других людей. Права и обязанности строго расписаны. Они ограничивают поведение определенными рамками, делают его предсказуемым. В то же время они жестко взаимосвязаны между собой так, что одно предполагает другое.
Выполняя те или иные обязанности, индивид берет на себя определенную ответственность. Сапожник обязан в срок выдать свою продукцию заказчику. Если срок нарушен или работа сделана некачественно, он подвергается какому-то наказанию — он может лишиться контракта, выплатить неустойку, может пострадать его имидж и репутация, либо его могут привлечь к суду. В Древнем Египте было так: если архитектор построил плохое здание, оно рухнуло и насмерть придавило хозяина, то архитектора лишали жизни. Такова была форма проявления ответственности. Эти формы многообразны и зависят от культуры, устройства общества, исторического времени.
Права неразрывно связаны с обязанностями. Чем выше статус, тем большими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается. Статус чернорабочего мало к чему обязывает. То же самое можно сказать о статусе соседа, нищего или ребенка. Но статус принца крови или известного телеобозревателя обязывает вести образ жизни, оправдывающий ожидания и соответствующий социальным стандартам одного с ними круга людей.
Право существовало не всегда; право — результат долгого и трудного движения человечества по пути цивилизации. Его не было в первобытном обществе. Люди здесь жили согласно устоявшимся обычаям и традициям.Обычаи — это правила, которые соблюдаются по привычке. Традиции же соблюдаются в силу общественного принуждения. Традиции и обычаи были окружены таинственными обрядами, ритуалами и церемониями, которые исполнялись в особо приподнятой и торжественной обстановке. Например, древние славяне, почитая Мать-Землю, опасались вбивать в нее колья и не делали весной заборов - берегли ее. С тех времен сохранился ритуал целовать землю, клясться землей, хранить горсть родной земли на чужбине. Такие правила нигде не записывались и передавались устно от поколения к поколению.
Прообразом права были запреты (табу) в поведении человека. Например, запрещалось охотиться на отдельных животных или вступать в половые связи с родственниками. Жизнь людей регламентировалась. Позже такие правила стали закрепляться силой государства. Законы являлись инструментом общественного согласия. Право представляет собой договор людей о правилах поведения. Одна часть правил становилась обязанностью человека поступать именно так, a не иначе, а другая — правом поступать так, а не иначе. Первая ограничивала свободу действий, а вторая ее расширяла.
Санкциями называются не только наказания, но и поощрения, способствующие соблюдению социальных норм. Наряду с ценностями они ответственны за то, почему люди стремятся выполнять нормы. Нормы защищены с двух сторон — со стороны ценностей и стороны санкций. Социальные санкции — разветвленная система вознаграждений за выполнение норм, т.е. за конформизм, за согласие с ними, и наказаний за отклонение от них, т.е. за девиантность. Выделяют четыре типа санкций: позитивные и негативные, формальные и неформальные. Они дают четыре типа сочетаний, которые можно представить в виде логического квадрата.
Формальные позитивные санкции (Ф+) — публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительства, учреждения, творческого союза): правительственные награды, государственные премии и стипендии, пожалованные титулы, ученые степени и звания, установление памятника, вручение почетных грамот, допуск к высоким должностям и почетным функциям (например, избрание председателем правления).
Неформальные позитивные санкции (Н+) – публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, молчаливое признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы, признание лидерских или экспертных качеств, улыбка.
Формальные негативные санкции (Ф—) — наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, депремирование, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование, низложение с престола, смертная казнь, отлучение от церкви.
Неформальные негативные санкции (Н—) — наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: порицание, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение, отказ подать руку или поддерживать отношения, распускание слуха, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба, сочинение памфлета или фельетона, разоблачительная статья.
Применение социальных санкций в одних случаях требует присутствия посторонних лиц, а в других— не требует. Увольнение оформляется отделом кадров учреждения и предполагает предварительное издание распоряжения или приказа. Тюремное заключение требует сложной процедуры судебного разбирательства, на основании которого выносится судебное решение. Привлечение к административной ответственности, скажем, штрафование за безбилетный проезд, предполагает присутствие официального транспортного контролера, а иногда и милиционера. Присвоение ученой степени предполагает не менее сложную процедуру защиты научной диссертации и решения ученого совета. Санкции к нарушителям групповых привычек требуют наличия меньшего числа лиц, тем не менее они никогда не применяются по отношению к самому себе. Если применение санкций совершается самим человеком, направлено на себя и происходит внутри, то такую форму контроля надо считать самоконтролем.
Самоконтроль называют также внутренним контролем: индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. В процессе социализации нормы усваиваются настолько глубоко, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины. Вопреки нормам подобающего поведения человек влюбляется в жену своего друга, ненавидит собственную жену, завидует более удачливому сопернику или желает смерти ближнему. В таких случаях у человека обычно возникает чувство вины, и тогда говорят о муках совести.Совесть - проявление внутреннего контроля.
Общепринятые нормы, будучи рациональными предписаниями остаются в сфере сознания, ниже которого расположена сфера подсознания, или бессознательного, состоящая из стихийных импульсов. Самоконтроль означает сдерживание природной стихии, он основывается на волевом усилии. В отличие от муравьев, пчел и даже обезьян человеческие существа могут продолжать коллективное взаимодействие лишь в том случае, если каждый индивид прибегает к самоконтролю. Импульсивное поведение взрослого человека, неумение властвовать над своими желаниями и прихотью характерны для детей. Импульсивное поведение поэтому называютинфантилизмом. Напротив, поведение в соответствии с рациональными нормами, обязательствами, волевыми усилиями служит признаком взрослости. Примерно на 70% социальный контроль осуществляется за счет самоконтроля.
Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю. И наоборот, чем меньше у людей развит самоконтроль, тем чаще приходится вступать в действие институтам социального контроля, в частности армии, судам, государству. Чем слабее самоконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль. Однако жесткий внешний контроль, мелочная опека граждан тормозят развитие самосознания и волеизъявления, приглушают внутренние волевые усилия. Таким образом, возникает замкнутый круг, в который на протяжении мировой истории попадало не одно общество. Часто диктатура устанавливалась как бы во благо гражданам, с целью навести порядок. Но привыкшие подчиняться принудительному контролю граждане не развивали внутренний контроль. Они деградировали как социальные существа, способные брать на себя ответственность и вести себя в соответствии с рациональными нормами. Они подвергали сомнению как раз саму разумность принудительных норм, исподволь подготавливая разумное обоснование всякому сопротивлению этим нормам. Великолепным примером служит Россия, где декабристы, революционеры, цареубийцы, покушавшиеся на основы социального порядка, оправдывались общественным мнением потому, что разумным считалось сопротивление, а не подчинение принудительным нормам.
Социальный контроль выполняет функцию милиционера на улице. Он “штрафует” тех, кто неправильно “переходит улицу”. Если бы не было социального контроля, люди могли делать все, что им заблагорассудится, и таким способом, какой им больше нравится. Неизбежно возникли бы конфликты, столкновения, ссоры и как следствие общественный хаос. Охранительная функция иногда мешает социальному контролю выступать поборником прогресса, но он и не стремится к обновлению общества. Эта — задача других общественных учреждений. Социальный контроль выполняет функцию консерватора в парламенте: предлагает не спешить, требует уважать традиции, выступает против того нового, что как следует не проверено. Он – фундамент стабильности в обществе. Его отсутствие или ослабление ведет к аномии, беспорядку, смуте и социальному раздору.
С социальными нормами тесно связаны ценности. Ценности – социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей. Так, если верность является ценностью, то отступление от нее осуждается как предательство.
Без ценностей не может обходиться ни одно общество, что же касается индивидов, то у них есть выбор — разделять эти ценности или нет. Одни привержены ценностям коллективизма, а другие – ценностям индивидуализма. Для одних высшей ценностью являются деньги, для других — моральная безупречность, для третьих — политическая карьера. Для описания того, на какие ценности ориентируются люди, социологи пользуются термином“ценностные ориентации”. Ценностные ориентации описывают индивидуальное отношение или выбор конкретных ценностей в качестве нормы поведения.
Итак, ценности принадлежат группе или обществу, ценностные ориентации — индивиду. Ценности представляют собой разделяемые вами совместно с другими убеждения относительно целей, к которым следует стремиться.
Хотя нарушение большинства групповых привычек наказывается обществом довольно мягко, некоторые из них ценятся очень высоко, и за их нарушение следуют строгие санкции. В тех же Хоторнских экспериментах новичков, нарушивших правила поведения, ждало суровое наказание: с ними могли не разговаривать, приклеить обидный ярлык (“выскочка”, “штрейкбрехер”, “подсадная утка”, “предатель”), вокруг них могли создать нетерпимую обстановку и заставить уволиться, к ним могли применить даже физическое насилие. Такого рода групповые привычки получили названиенеформальных групповых норм. Они рождаются в малых, а не в больших социальных группах. Механизм, который контролирует соблюдение подобных норм, называется групповым давлением.
Социальные нормы выполняют в обществе очень важные функции, а именно:
• регулируют общий ход социализации;
• интегрируют индивидов в группы, а группы — в общество;
• контролируют отклоняющееся поведение;
• служат образцами, эталонами поведения.
По мнению П. Бергера, человек находится в центре расходящихся концентрических кругов, представляющих разные виды, типы и формы социального контроля[528]. Каждый круг — новаясистема контроля (схема 12.2).
Внешний, самый большой круг — это политико-юридическая система, представленная мощным аппаратом государства. Перед ним все бессильны. Помимо воли людей государство взимает налоги, призывает на военную службу, заставляет повиноваться своим бесконечным правилам и установлениям, а если надо, может отправить в тюрьму и даже в случае крайней необходимости убить.
Если извне продвигаться внутрь к человеку, находящемуся в точке максимального давления, то следующий круг социального контроля, давящий на одинокого индивида, представляют общественная мораль, обычаи и нравы. За нравственностью индивида следят все – начиная с полиции нравов и кончая родителями, родственниками, друзьями. Первая отправляет за решетку, вторые