Типы исторических центров
В разные исторические эпохи роль городского центра выполняли самые разные общественные постройки, территории, сооружения — площадь, кремль, дворец и др. Так, в древнекитайском городе центром служил царский дворец, а в средневековом европейском городе — рыночная площадь. Нередко исторической точкой отсчета городского центра выступает ратуша, соборная или рыночная площадь. Вокруг них особенно плотная городская застройка. Центром Древнего Рима был Форум Романум, к которому последовательно пристраивались все новые императорские форумы, к середине I в. слившиеся в один гигантский комплекс. Центром Рима эпохи Возрождения стала площадь перед собором св. Петра. У Страбона, в XVIIкниге его «Географии», можно прочитать об историческом центре Александрии: «В цент-
ре города находятся здание суда и рощи. Здесь же — Пансион, искусственная конусообразная возвышенность, похожая на скалистый холм; на эту возвышенность подъем идет по винтовой линии, с ее вершины можно созерцать весь кругом расстилающийся город...» Центром города здесь выступает не площадь, не ратуша и не дворец правителя, а главный политический институт государства — суд. Первый план Петербурга, составленный Ж. Леблоном в 1717 г. и одобренный Петром I, имел своим центром царский дворец посреди Васильевского острова. Рядом — Дворцовая площадь с Зимним дворцом и зданием Генерального штаба, по другую сторону от Адмиралтейства — Сенатская площадь. Здание Биржи на Стрелке Васильевского острова как бы замыкает на себя весь город и тоже претендует на роль его центра.
Рис. 56. Центром древнекитайского города служил императорский дворец
Городская площадь — центральная часть городского пространства, имеющая хозяйственное, культурное, социальное и архитектурное предназначение. Она именуется у немецев Platz, у французов —place, у англичан —place или чаще square. У древних греков городская площадь называлась агорой (agora), а у римлян — форумом (forum).
Агора— у древних греков собрание полноправных граждан, на котором решались важнейшие дела городской жизни (торговые, судебные, военные). Со временем агорой стали называть и само место (площадь) проведения собраний. Она была также местом торговли, средоточием праздничных процессий, гуляний, где городские жители проводили значительную часть времени (словом «агорайос» называли фланеров, праздношатающихся). По сторонам площади находились статуи богов, храмы, государственные учреждения, портики с торговыми лавками. Греческие города строились от центра к периферии. Определялось место агоры, затем направление идущих от нее улиц, и,
наконец, намечался внешний периметр. В планировке города была своя внутренняя логика, согласно которой агоре отводилась роль объединяющего элемента. Агора занимала большую территорию, около ЗООх 150 м, которая была разделена на несколько частей; южную часть окружали галереи с высокими колоннами, так называемыми стоями, где обменивались информацией торговцы, вершили суд судьи, работали чиновники, проводили занятия учителя, болтали сплетники. Эти галереи служили естественным дополнением агоры, давали защиту от дождя и зноя, увеличивали пространство и в то же время являлись величественным архитектурным фоном.
Иногда агора занимала до трети городской территории; к ней примыкали жилые кварталы, культовые и административные учреждения. В центре агоры располагалась орхестра для танцев и хорового пения. Таким образом, агора выполняла роль общественного центра. Здания, окружавшие афинскую агору, хорошо известны, поскольку описаны путешественником Павсанием, жившим в правление императоров Адриана, Антонина Пия и Марка Аврелия (середина II в. н.э.). Агора была местом, где человек мог реализовать свои политические права. Здесь выступали политики и народные трибуны, велись жаркие диспуты и ожесточенные теоретические дебаты. Можно сказать, что агора — древнегреческий Гайд-парк.
Площади, театры, стадионы и даже храмы были направлены не столько на решение небесных дел — прославление и возвеличивание богов, сколько на решение земных — объединение, солидаризацию греческих племен. Памятники посвящались местным героям, политическим деятелям, защитникам свободы, выдающимся личностям прошлого. В Афинах главные храмы, почти все судебные и административные учреждения, основные ремесленные и торговые районы, все городские кварталы и места занятий спортом, интеллектуальной деятельностью находились на агоре или примыкали к ней. Таким образом, агора служила торговым, религиозным и общественным центром древнегреческого города, символическим выражением греческой демократии.
В период расцвета греческой цивилизации в V в. до н.э. на афинской агоре ставились театрализованные представления — пьесы, танцы и песни хора. Для них отводилось специальное место — орхестра — круглая площадка, находившаяся посредине пространства агоры. Позднее пьесы ставились в театрах, поначалу очень примитивных. Пространство театра делилось на три части: скамьи для публики, расположенные амфитеатром; орхестра для танцев и песен хора; скена — крытое сооружение с дверями и возвышением, на котором выступали актеры и крепились декорации. Скена чаще всего символизировала царский дворец, а орхестра, т.е. круглая площадка между сценой и амфитеатром, изображала агору. Таким образом, в древнегреческих трагедиях агора, или орхестра, была местом пересечения двух начал — ойкоса царя и полиса народа. Ойкос — воплощение хтонической родовой семьи, полис — динамической общины3.
Афинская агора располагалась к северо-западу от Акрополя, холмы Ареопаг и Колон ограничивали ее с юга и запада. Находки керамических фрагментов свидетельствуют о том, что люди поселились здесь уже во 11 тысячелетии
' Мэтро Ги П.Р. Города и места публичных собраний в древнем мире: греческая агора и римский форум // Культуры — диалог народов мира. 1983. № 1. С. 6.
до н.э. Древнейшим общественным зданием, возведенным в этой части города, был Булевтерий — здание заседаний Совета. С юга к Булевтерию примыкало здание с двором, окруженным колоннадой (перистилем). Там имелись колодцы, трубы, по которым подводилась питьевая вода, и кухня. К северу от Булевтерия с глубокой древности располагались святилища Матери Богов, Аполлона Патрооса (Отчего) и Зевса Элевтерия (Освободителя). Все эти древние постройки, за исключением Булевтерия, были сильно повреждены или разрушены во время разграбления Афин персами в 480—479 гг. до н.э. Последние античные постройки на агоре относятся ко времени Августа. При нем был построен Одеон — небольшой крытый театр. В ту же эпоху посреди агоры возвели перенесенный сюда с другого места храм Ареса, относящийся к V в. до н.э. Войдя в состав Римской империи, Афины превратились в провинциальный город, и политическая жизнь здесь практически замерла. Город стал легкой добычей пришедших с севера готов, которые обрушились на него в 267 г. н.э. Во время нашествия Афины были разграблены, а здания и памятники архитектуры снесены.
Римский форум.Его историческим предшественником, без сомнения, являлась древнегреческая агора, которая, как и форум, выполняла смешанные функции — религиозные и политические, но в меньшей степени зрелищно-развлекательные. Но не только в этом проявлялись различия между двумя культурными институтами. Различным было их духовное предназначение: агора способствовала развитию гражданского самосознания, а форум — самосознания государственного.
Если у греков статуи выдающимся личностям можно было легко пересчитать, то у римлян насчитывались тысячи статуй, заказанных сенатом или местными властями и посвященных людям, проявившим образцы храбрости, щедрости или самопожертвования. Они устанавливались повсюду — в домах, в официальных зданиях и базиликах, на форумах и улицах. Неуважение к ним означало неприятие тех нравственных качеств, которые они воплощали. Непочтительное отношение к статуе императора рассматривалось как государственная измена. Таким образом, римское общественное пространство имело ярко выраженный личностный характер, т.е. здесь было представлено общественное лицо человека, служившего государству.
Происхождение римских форумов связано со зрелищами. Первоначально они строились для боев гладиаторов, ритуальных игр в честь недавно усопших общественных деятелей и других известных личностей. Каноническое прямоугольное пространство, окруженное портиками с расположенным по его оси храмом, вероятно, возникло из площадки для представлений с амфитеатром.
На римском форуме в 46 г. до н.э. Юлий Цезарь демонстрировал несколько сот пар гладиаторов — главным образом из осужденных нарушителей, рабов и профессионалов, которые состязались в память его скончавшейся дочери Юлии. Игры организовывались и финансировались государством.
Европейские городаэпохи Средневековья и Нового времени часто вырастали вокруг рыночной площади, которая становилась главным градообразующим
элементом. Так, центром немецкого города Любек, возникшего в 1159 г., стал рынок с лавками купцов, к которому примыкали улицы ремесленников.
Городская площадь — широкое пространство, отличающееся своими размерами и очертаниями от линейных дорог и улиц, располагающее скорее к отдыху или остановке в движении, нежели к продолжению пути. Первоначально площадь определялась всего лишь как место в черте города, достаточно просторное, чтобы вместить большое число людей, и выполнявшее определенные функции, т.е. ее рассматривали не как пространственный, а как функциональный центр города — место обмена, причем не только товарами, но и информацией. Хотя средневековый город знал только один вид площади — рыночную, она была достаточно разнообразной по форме: свободный от зданий прямоугольник или квадрат среди городских кварталов, пространство вокруг церкви у рынка.
Все средневековые постройки, в том числе городская площадь, подчинялись строгим законам. Рыночная площадь воздвигалась в центре города, а в центре самой площади ставили фонтан. В середине фонтана часто устанавливали скульптуру рыцаря с мечом, потому что меч служил символом суверенного права города на высшее судопроизводство вплоть до смертной казни. Символом открытия рынка являлся сначала крест, позже — флаг, соломенная метла, реже — шляпа на шесте. Объект особой гордости — ратушу — старались строить в лучшем месте и выше, чем в соседних городах.
Историческим центром Москвывыступает Красная площадь,однако вокруг нее на значительные расстояния простираются малообжитые территории, поскольку здесь сконцентрировано множество учреждений и памятников культуры.
Кремль(до XIV в. детинец; кром) — центральная часть древнерусских городов, обнесенная крепостными стенами с башнями; комплекс оборони-
Врезка
Б. Пипия
В Петербурге множатся
Пешеходные зоны
Уже не первый год в городе на Неве ведется планомерная работа по благоустройству дворов, кварталов и улиц. Первой пешеходной зоной была Малая Конюшенная, которую вскоре окрестили питерским Арбатом. Недавно в новом «пешеходном» обличье предстала Малая Садовая улица, расположенная между Невским проспектом и Итальянской улицей. Сегодня петербургское предприятие «Возрождение» на Васильевском острове приступило к строительству пешеходной зоны на 6-й и 7-й линиях, которые были проложены еще в XVIII в. Заменят инженерные сети, улицу вымостят гранитными плитами и пиленой брусчаткой. На бульваре строители проложат набивные дорожки, установят новое наружное освещение, скамейки и урны.
В 1999 г. горожане получили 19 благоустроенных по европейским стандартам кварталов. Было оборудовано 1435 новых детских и 425
спортивных площадок. Посажено 72 807 деревьев. В районном смотре-конкурсе квартал между улицами Егорова, 3-й и 4-й Красноармейскими и Измайловским проспектом занял первое место. Отремонтировали фасады зданий, заас-
фальтировали улицы, тротуары замостили разноцветной плиткой, над подъездами установили красивые козырьки, на подвальные окна поставили кованые ажурные решетки. В нынешнем году петербуржцы получат в подарок еще около 20 благоустроенных кварталов. Источник: Независимая газета. 2000. № 147. 9 авг.
тельных, дворцовых и церковных сооружений. Он располагался на высоких местах, обычно на берегу реки или озера и был ядром города, определял его силуэт и планировку. Кремль сохранился в Новгороде, Пскове, Туле, Нижнем Новгороде, Смоленске, Москве и других городах.
Согласно легенде первый маленький Кремль, построенный Юрием Долгоруким в 1147 г., включил укрепленный двор боярина Кучки на Боровицком холме. Затем центром Москвы долгое время считалась Соборная площадь внутри Кремля (лишь застройка внутри Кремля называлась городом), и только в советское время роль центра города перешла к Красной площади.
ПЕШЕХОДНАЯ ЗОНА
В технологии городского планирования исторический центр города часто создают как свободное от автомобильного движения пространство. В таком случае он включает пешеходную зону, центр развлечений и отдыха, множество живописных переулочков с прелестными домиками, культурные достопримечательности, респектабель-ные магазины и салоны, сувенирные магазины, супермаркеты.
В конце 1980-х гг. в Москве была создана пешеходная зона — улица Арбат, куда сразу устремились художники, «интеллектуальные бомжи», бесприютные музыканты и любители потусоваться. Москва обзавелась собственным «Монпарнасом». Улица простирается от одной станции метро до другой, соединяет два кольца, не имеет ни зелени, ни скамеек. Она связывает арбатские переулки, насыщена памятниками архитектуры, магазинами, кафе и ресторанчиками, короче, тут есть что делать и куда пойти. И даже если просто гулять — она достаточно длинна и живописна.
Исторический центр Санкт-Петербурга не стал еще пешеходной зоной в классическом понимании как единый комплекс, не доступный для автомобилей, хотя здесь проводятся городские празднества, фестивали. Но в обычные дни это пространство малолюдно, здесь мало магазинов, кафе, ресторанов, а осенью и зимой здесь вообще пустынно. Во многом это объясняется слабой транспортной доступностью и сложившимся отношением к ядру исторического центра, его зданиям и ансамблям, как к месту, где коммерческая активность не поощряется, где расположены закрытые для публики учреждения и объекты. Это проявляется в отсутствии освещенных витрин, окон, рекламы, общественного транспорта. Правда, в 1997 г. на совместном заседании Градостроительного совета Санкт-Петербурга и Научного совета по вопросам охраны культурного наследия рассмотрен проект создания торгово-пешеходной зоны на 6—7-й линиях Васильевского острова. К работам приступили только в 2000 г.
Конечно, отреставрированная «под старину» главная улица или квартал города во многом напоминает театральные подмостки, здесь много декораций и бутафории. Но они необходимы и местным жителям, и туристам для того, чтобы почувствовать прелесть ушедших эпох, воплощенную в кривых
средневековых улочках, старинных кафе и булочных, бесконечных семейных магазинчиках и небольших лавках, кондитерских, мастерских, библиотеках, художественных ателье, клубах, гостиных дворах, музеях, подвальчиках, бельведерах и колоннах.
Когдалюди проходят по Арбату, замечают социологи и архитекторы, у них меняются выражения лиц, походка, они держатся прямо и свободно, а не ютятся на тротуарах, в шуме, где и поговорить-то толком нельзя.
В Москве пешеходных зон, если судить по европейским стандартам, крайне мало, всего шесть: Арбат, переулки Лаврушинский, Столешников, Камергерский, Красная и Манежная площади. Самая известная — Красная площадь со всеми прилегающими территориями. Самая популярная зона — Старый Арбат. Столешников переулок больше похож на проходной двор. Гулять между супердорогими бутиками людям не интересно. Брусчатка здесь по корявости напоминает горную тропу. По сравнению с ними Камергерский переулок около МХАТа можно считать эталоном столичных пешеходных зон: оптимальные длина и ширина, на всем протяжении — скамейки.
Согласно недавно принятой концепции развития «Золотого кольца» до 2010 г., пешеходная зона охватит 336 га земли в центре Москвы, в нее вой-
Врезка
Г. Касьяникова Прогулка по переулкам
Камергерский — самая новая пешеходная зона. Но уже любимая народом. Две американки, задрав ноги, сидят на скамейке, весело поедая фаст-фуд из картонного корытца. Еду они купили явно не здесь: в Камергерском только кафе и ресторанчики. Чашка кофе в одном — 65 руб., в другом — 100. Если поискать, найдем и дороже. «Посетители» переулка не обычные гулены, а деловые люди, на минутку вырвавшиеся из офисов. Скамеек много, и все заняты... Камергерский — единственное гульбище, где люди не гуляют, а читают. Причем не только газеты, а даже брошюры! Наверное, близость МХАТа действует... Столешников переулок удивляет пустотой. Пешеходы, москвичи и гости столицы, ау! Нет ответа — только проносятся мимо спешащие по делам прохожие. И мелькают рыжими робами рабочие: полпереулка занимает стройка. Магазины — простите, это не магазины, а бутики — ювелирный, меховой, одежда такая, одежда сякая. Один уже съехал, закрылись два кафе. Брусчатка такая неровная, даже ноги устали. Вокруг— ни одной скамейки... А вот на Манежной — не протолкнуться. Приезжие дисциплинированно фотографируются: «я и Кремль», «я и Жуков», «я и клумба». На нулевом километре туристы уже изобрели ритуал: встать в круг лицом к Красной площади и бросить монетки через левое плечо. Все рестораны вышли к людям: устроили летние террасы. Хотя стакан сока стоит 4 долл., террасы засижены. Тут
же, на бордюре, пристроилась парочка с бутылкой минералки и бутербродом — вид на Александровский сад тот же, что и за 4 долл. Настоящая пешеходная зона должна быть гостеприимной — она придумана для общения. А потом уже: жилой (чтобы вечером не пугать людей темными окнами), демократичной (что-
бы было что купить), «питательной» (чтобы было где утолить голод) и культурно-образовательной (чтобы было где утолить духовный голод). Есть и свои «но»: пешеходная зона не должна располагаться близко к станции метро и не должна затруднять транспортное движение в районе, поэтому на больших магистралях — на районных или городских— ее проектировать нельзя. И обязательно, на крайний случай, пешеходная зона должна быть проездной. И то, что Камергерский отделен от Тверской ступенями, нарушает все нормы. Но главное — пешеходных зон в Москве явно недостаточно. Сокращено по источнику: Касьяникова Г. В Центре не разгуляешься // Аргументы и факты. 2000. № 36.
дут такие исторические места и памятники архитектуры, как Кремль, Китай-город, храм Христа Спасителя, Замоскворечье. В границах «Золотого кольца» планируется создать единую пешеходную зону, 14 обзорных площадок, 17 новых гостиниц высокого класса. Кроме того, будет увеличено количество парковочных мест, скамеек, закусочных. По территории туристической зоны проложат автобусный, речной и 14 пешеходных маршрутов.
Убрать автомобили с улиц в окрестностях станции метро «Кузнецкий мост» намерены столичные архитекторы. В ближайшее время здесь может появиться новая пешеходная зона. По словам зодчих, несмотря на свою известность, Арбат не несет должной «смысловой нагрузки» — он является
всего лишь островком, отданным пешеходам. Совершенно иной смысл будет вложен в изменение статуса улиц Кузнецкий мост и Рождественка. Отсюда гуляющие смогут дойти до Кремля — для этого достаточно, воспользовавшись подземным переходом под Лубянской площадью, пройти по Никольской улице (движение там перекрыто уже несколько лет).
Удаление автомобилей из пешеходного центра создаст жителям центра определенные преимущества — исчезнет шум и чрезмерная загазованность. Однако достоинства «компенсируются» недостатками: очень дорогая аренда земли и постоянное присутствие многочисленных туристов.
Пешеходная зона — сердце исторического центра города, нередко напоминает мемориал: на стенах многих домов висят мраморные плиты, сообщающие о том, кто именно из великих людей здесь родился, работал и жил. К примеру, на Арбате жило и бывало множество литераторов и ученых, начиная с А. Пушкина и кончая А. Блоком, В. Маяковским, С. Есениным. Ни один исторический центр города не обходится без таких мемориальных досок.