Как Вы считаете, следует ли вести уроки религиозного воспитания в школах?
Анкета
Уважаемые респонденты!
Мы, студенты-социологи КубГУ, проводим исследование с целью изучить отношение респондентов к религии и представителям других концессий.
Анкетирование проводится анонимно. Заранее благодарим за участие в социологическом исследовании.
Укажите Ваше вероисповедание.
1. Православие;
2. Католицизм;
3. Ислам;
4. Протестантство;
5. Иудаизм;
6. Язычество;
7. Атеизм;
8. Другое__________________
Какую роль в Вашей жизни играет религия?
1. Очень важную;
2. Довольно важную;
3. Не слишком важную;
4. Не играет никакой роли;
5. Затрудняюсь с ответом;
Как, по Вашему мнению, изменилась за последние 5 лет количество людей, верящих в Бога?
1. Существенно усилилась;
2. Несколько усилилась;
3. Осталась неизменной;
4. Несколько ослабилась;
5. Существенно ослабилась;
6. Затрудняюсь ответить.
4.Укажите, пожалуйста, факторы, оказавшие на Вас влияние при выборе вероисповедания (возможен выбор нескольких вариантов ответа).
1. Семья;
2. Школа;
3. Круг общения;
4. Подражание кому-либо;
5. СМИ;
6. Интернет;
7. Распространенность религии;
8. Другое__________________
Считаете ли Вы себя верующим человеком?
1. Да;
2. Нет;
3. Затрудняюсь ответить;
6.Веруете ли Вы в следующие религиозные догмы (возможен выбор нескольких вариантов).
1. В Бога;
2. В понятие греха;
3. В существование Рая;
4. В существование Ада;
5. В жизнь после смерти;
6. В божественные причины появления человека;
7. В перерождение души;
8. Не верю ни в одно из перечисленного;
9. Затрудняюсь ответитью
Проводите ли Вы религиозные обряды?
1. Да, очень часто;
2. Лишь во время важных религиозных дат;
3. Нет;
4. Затрудняюсь ответить.
Посещаете ли Вы религиозные службы?
1. Несколько раз в неделю;
2. Раз в неделю;
3. Раз в месяц;
4. Несколько раз в год;
5. Только во время крупных религиозных праздников
6. Реже, чем раз в год;
7. Не посещаю.
Какое чувство вызывают у Вас люди, не разделяющие Вашего отношения к религии?
1. Я уважаю их выбор;
2. Отношусь терпимо, хоть внутренне и не согласен с их выбором;
3. Считаю, что меня это не касается;
4. Отношусь настороженно;
5. Мне их жалко;
6. Вызывают раздражение;
7. Они не имеют права высказывать свое мнение.
Считаете ли Вы, что представители некоторых религий агрессивны, не проявляют толерантности по отношению к другим?
1. Да (напишите, представители каких религий)_____________________________;
2. Нет;
3. Затрудняюсь с ответом.
Согласны ли Вы с утверждением, что православные христиане в России должны иметь законные преимущества перед атеистами и представителями других конфессий?
1. Согласен;
2. Скорее согласен;
3. Скорее не согласен;
4. Категорически не согласен;
5. Затрудняюсь с ответом.
12.Поддержали бы Вы предложение усилить административную ответственность за оскорбление чувств верующих?
1. Да;
2. Скорее да, чем нет;
3. Скорее нет, чем да;
4. Нет;
5. Затрудняюсь с ответом.
13.Поддержали бы Вы введение уголовной ответственности за оскорбление чувств верующих?
1. Да (укажите, в каком объеме?)____________________
______________;
2. Нет;
3. Затрудняюсь ответить.
Какая из точек зрения по поводу критики религии Вам наиболее близка?
1. Каждый имеет право критиковать как свою, так и чужую религию в той форме, которую считает нужной;
2. Религия может подвергаться критике, но в корректной форме;
3. Необходимо штрафовать или заключать под стражу людей, критикующих религию;
4. Критика религий должна быть запрещена;
5. Затрудняюсь с ответом.
Как Вы относитесь к рекламе (к листовкам, рекламирующим религиозную литературу, религиозные объединения и другое), а так же к намеренному завязыванию разговора о религии на улицах?
1. Слушаю, читаю;
2. Уделяю внимание в зависимости от наличия свободного времени;
3. Отношусь нейтрально;
4. Считаю это раздражающим;
5. Активно выступаю против;
6. Затрудняюсь ответить.
Считаете ли Вы, что в средствах массовой информации (телевидение, газеты, журналы, радио) присутствует пропаганда какой-либо религии?
1. Да, постоянно с этим сталкиваюсь;
2. Да, но это происходит крайне редко;
3. Нет;
4. Затрудняюсь ответить.
Как Вы считаете, возросло ли влияние на государственную власть со стороны церкви и религиозных организации?
1. Влияния стало слишком много;
2. Его немного больше, чем необходимо;
3. Ровно столько, сколько должно быть;
4. Влияния немного меньше, чем необходимо;
5. Оказывается недостаточно влияния;
6. Не оказывает никакого влияния;
7. Затрудняюсь ответить.
18.Какую роль, по Вашему мнению, должны играть религиозные организации? (возможен выбор нескольких вариантов ответа)
1. Вообще не должна вмешиваться в общественную жизнь;
2. Поддерживать общественную мораль, нравственность;
3. Способствовать поддержанию общественного, политического, национального согласия;
4. Поддерживать семейные традиции;
5. Удовлетворять духовные потребности верующих;
6. Способствовать сохранению культурных традиций;
7. Участвовать в благотворительности;
8. Способствовать развитию искусства;
9. Другое _____;
10. Затрудняюсь с ответом.
Как Вы считаете, следует ли вести уроки религиозного воспитания в школах?
1. Да, во всех общеобразовательных школах;
2. Да, но на базе дополнительных курсов обязательных к посещению;
3. Да, но на базе дополнительных курсов не обязательных к посещению;
4. Нет, считаю это лишним;
5. Затрудняюсь ответить.
20.Укажите, пожалуйста, Ваш пол:
1. Муж.
2. Жен.
21. Укажите Ваше учебное заведение __________
22. Укажите, пожалуйста, Ваш курс обучения: _
23. Укажите, пожалуйста, Ваше место проживания: ____________________________
В ходе исследования было опрошено 30 студентов, среди которых 13 человек мужского пола, 17 человек женского пола, что составляет 43,33% и 56,67% от опрошенных соответственно (см. Рис.1)
Среди опрошенных 40% проживают в г.Новороссийск (12 человек), 60% - в г. Краснодар (18 человек). (см. Рис.2)
Рисунок 1. Распределение респондентов по полу, %.
Рисунок 2. Распределение респондентов по мусту проживания, %.
Респонденты являются учащимися 10 различных высших и средних профессиональных учебных заведений города Краснодара и города Новороссийска (см. Табл.1)
Таблица 1. Распределение респондентов по учебным заведениям, чел.
Учебное заведение | Количество представителей, чел. |
КубГУ | |
ГМУ им.Ушакова | |
КубГУ (Новороссийский филиал) | |
КубГМУ | |
КубГТУ | |
Новороссийский Медицинский Колледж | |
ДГТУ | |
МГТУ | |
КубГАУ | |
КубГТУ (Новороссийский филиал) |
Рисунок 3. Учебные заведения, в которых обучаются респонденты, %.
Распределение студентов по курсам показывает, что 16,7% обучаются на 1 курсе(5 человек), 46,7% на 2 курсе (14 человек), 16,7% на 3 курсе (5 человек) , 13,3% на 4 курсе (4 человека) , 3,3% на 5 курсе (1 человек), 3,3% на 6 курсе (1 человек). (см Рис.4)
Рисунок 4. Распределение респондентов по курсу обучения, %.
Из опрошенных респондентов в вопросе «Укажите, пожалуйста, Ваше вероисповедание» 30% указали «православие» (9 респондентов); 26,67% указали графу «другое» (8 респондентов); 20% указали «язычество» (6 респондентов); 16,67% выбрали графу «атеизм» (5 респондентов) , 3,33% (по 1 респонденту) указали «протестантство» и «ислам». (см. Рис.5)
Рисунок 5. Вероисповедание респондентов, %.
Вариант с открытым ответом «Другое» выбрали 9 респондентов. Были указаны варианты ответов «агностик» и «пастафарианство» (2 человека), а так же варианты «буддизм», «асатру», «стоицизм» и «христианин-спирит» (по одному человеку).
На вопрос о роли религии в жизни 40,0% опрошенных указали, что религия играет не слишком важную роль. 26,7% респондентов указали, что религия не играет никакой роли в их жизни. В жизни 16,7% респондентов религия играет довольно важную роль, очень важную – 10,0%. У 6,6% респондентов возникли затруднения с ответом на данный опрос.
Таблица 4. Роль религии в жизни респондентов, %.
Роль религии в жизни | Процент опрошенных, % |
Очень важная | 10,0 |
Довольно важная | 16,7 |
Не слишком важная | 40,0 |
Не играет роли | 26,7 |
Затрудняются с ответом | 6,6 |
В ходе исследования предполагалось, что существует взаимосвязь между вопросами №1 «Укажите Ваше вероисповедание» и №2 « Какую роль в Вашей жизни играет религия?». Нами было выявлено, что взаимосвязи между данными признаками не наблюдается (р-значение = 0,24). Данные представлены в Таблице 5.
Таблица 5. Связь вероисповедания респондента и роли религии в его жизни, %
Вероисповедание | Роль религии, % | Итого | ||||
Очень важная | Довольно важная | Не слишком важная | Не играет роли | Затрудняюсь с ответом | ||
Православие | 11,1 | 11,1 | 44,5 | 22,2 | 11,1 | 100,0 |
Язычество | 33,3 | 16,7 | 50,0 | 0,0 | 0,0 | 100,0 |
Атеизм | 0,0 | 0,0 | 20,0 | 80,0 | 0,0 | 100,0 |
Другое | 0,0 | 40,0 | 33,0 | 25,0 | 0,0 | 100,0 |
Среди факторов, оказавших влияние на выбор вероисповедания респондентами, половина опрошенных (50,0%) указывает семью. 16,7% так же указывают такие факторы, как влияние со стороны СМИ и распространенность религии. Круг общения повлиял на 13,3%. 6,7% указали влияние школы. Варианты «Подражание кому-либо» и «Интернет» не были указаны ни одним респондентом.(см.Таб. 6)
Таблица 6. Факторы, оказавшие влияние на выбор вероисповедания, %.
Фактор, оказавший влияние | Доля от опрошенных респондентов, %. |
Семья | 50,0 |
Школа | 6,7 |
Круг общения | 13,3 |
СМИ | 16,7 |
Распространенность религии | 16,7 |
Другое | 40,0 |
Так же вторым частоте вариантом ответа является вариант «Другое» - 40,0% от опрошенных. В данной графе были указаны «Прочитанная литература» и «Личный выбор» (по 3 человека), а так же варианты «Раздражение от навязывания» (2 человека), а так же «Самоанализ», «Сложная жизненная ситуация» и «Собственные размышления» (по одному ответу). Так же одним респондентом было указано «Не знаю».
При этом респонденты указывают, что роль религии в жизни общества за последние 5 лет несколько усилилась (26,7%); 20,0% указывают, что роль религии никак не изменилась; 16,7% указывают такие варианты, как «роль религии существенно ослабилась» и «роль религии существенно усилилась». 13,3% опрошенных респондентов считают, что роль религии несколько ослабилась; у 2 человек (6,7%) возникли затруднения при ответе на данный вопрос (см. Рис. 6).
Рисунок 6. Изменение роли религии в жизни общества за последние 5 лет, %.
Из числа опрошенных 36,7% респондентов указали, что они веруют; столько же указали, что не являются верующими. У 26,67% опрошенных респондентов ответ на данный вопрос вызвал затруднения. (см. Рис.7)
Рисунок 7. Являетесь ли Вы верующим человеком? %.
В ходе исследования респонденты указали некоторые религиозные догмы, которых они придерживаются. Так наиболее часто встречающейся является вера в перерождение души (50% от опрошенных). 20% респондентов указали, что не верят ни в одно из описанных понятий. Затруднения в данном вопросе возникли у 3 респондентов (10% от числа опрошенных). (см.Таб. 7)
Таблица 7. Верите ли Вы в данные религиозные догмы? %.
Религиозная догма | Число опрошенных, чел. | Доля от числа всех опрошенных, % |
Вера в Бога | 33,3 | |
Понятие греха | 16,7 | |
Существование Рая | 16,7 | |
Существование Ада | 10,0 | |
Жизнь после смерти | 30,0 | |
Божественные причины появления человека | 13,3 | |
Перерождение души | 50,0 |
На вопрос о том, соблюдаются ли религиозные обряды респондентами, более половины опрошенных (56,67%) указали, что религиозные обряды не проводят. 20% соблюдают обряды лишь во время крупнейших религиозных праздников, принадлежащих их вероисповеданию, 10% респондентов постоянно проводят какие-либо действия, предписанные вероисповеданием. У 13,3% респондентов данный вопрос вызвал затруднения на этапе ответа (см. Рис. 8)
В то же время религиозные службы не посещаются 66,67% респондентов. Двое из опрошенных указали, что посещают различные службы постоянно; 10% от опрошенных делают это лишь по крупным праздникам, 16,67% посещают службы реже одного раза в год. (см.Рис.9)
Рисунок 8.Посещение религиозных служб, %.
Рисунок 9. Проведение религиозных обрядов, %.
Перед проведением исследования перед нами была поставлена задача определить, соблюдают ли респонденты, принадлежащие к разным конфесссиям, религиозные предписания. Так же нами была высказана гипотеза, что 14% респондентов постоянно соблюдают религиозные предписания и посещают службы; 35% предписаний религии не выполняют, не посещают различных религиозных служб.
В ходе исследования гипотеза была опровергнута (см. Таб.8).
Таблица 8. Гипотеза №2. Соблюдение религиозных предписаний представителями различных конфессий.
Гипотеза | Прогнозируемое значение, %. | Полученное значение, %. |
Соблюдение религиозных предписаний | 14,00% | 10% |
Посещение религиозных служб | 6,67% | |
Несоблюдение религиозных предписаний | 35,00% | 56,67% |
Непосещение религиозных служб | 66,67% |
В ходе опроса респондентам был задан вопрос « Какое чувство вызывают у Вас люди, не разделяющие Вашего отношения к религии?». Ответы респондентов распределились следующим образом: 53,33% отмечают, что их не интересует постороннее мнение по данному вопросу; 33,33% уважительно относятся к людям, чьи взгляды отличны от их собственного; 13,33% внутренне не согласны с альтернативной точкой зрения, но относятся терпимо (см. Рис.10). Примечательно, что варианты, предусматривающие негативное отношение или допускающие запрет подобных взглядов выбраны не были.
Рисунок 10. Отношение респондентов к людям, не разделяющим их отношения к религии, %.
Из числа опрошенных 56,7% указали, что в обществе наблюдаются акты агрессии со стороны некоторых представителей различных религий, так же респондентами было указано, каких именно (см. Таблица 9 ); 13,3% считают, что акты агрессивного поведения отсутствуют. Ответ на вопрос вызвал затруднение у 30% от числа опрошенных.
Таблица 9. Религия, представляемая лицами, выказывающими агрессию.
Число респондентов, чел. | Религия, представляемая лицами, выказывающими агрессию. |
Ислам | |
Православное христианство | |
Протестантство | |
Различные секты | |
Иеговизм |
66,7% респондентов выразили категорическое несогласие в ответ на вопрос «Согласны ли Вы с утверждением, что православные христиане в России должны иметь законные преимущества перед атеистами и представителями других концессий?»; 7 человек (23,3%) указали, что они скорее не согласны с данным утверждением. Двое опрошенных (6,7%), согласных с данным утверждением, принадлежат к православию и к асатру. Трудности при ответе возникли у одного респондента(см.Таб.10).
Таблица10. Связь вероисповедания респондента с его отношением к преимуществам православных христиан в России.
Религиозное мировоззрение респондента | Общее число представителей, чел. | Процент от опрошенных, %. | Мнение о преимуществе православных христиан в России | ||
Вариант ответа | Число от числа представителей, чел. | Процент от числа представителей,% | |||
Православие | 30,00 | «Согласен» | 11,1 | ||
«Скорее не согласен» | 55,6 | ||||
«Категорически не согласен» | 33,3 | ||||
Язычество | 20,00 | «Категорически не согласен» | 83,3 | ||
«Затрудняюсь ответить» | 16,7 | ||||
Атеизм | 16,67 | «Категорически не согласен» | 100,0 | ||
Агностицизм | 6,67 | «Категорически не согласен» | 100,0 | ||
Пастафарианство | 6,67 | «Категорически не | |||
Асатру | 3,33 | «Согласен» | 100,0 | ||
Буддизм | 3,33 | «Категорически не согласен» | 100,0 | ||
Ислам | 3,33 | «Скорее не согласен» | 100,0 | ||
Протестантство | 3,33 | «Скорее не согласен» | 100,0 | ||
Стоицизм | 3,33 | «Категорически не согласен» | 100,0 | ||
Христианин-спирит | 3,33 | «Согласен» | 100,0 | ||
Итого | 100,00 | «Согласен» | 6,7 | ||
«Скорее не согласен» | 23,3 | ||||
«Категорически не согласен» | 66,7 | ||||
«Затрудняюсь ответить» | 3,3 |
Значение хи-квадрат для данной таблицы = 18,61. Это значит, что между критериями «вероисповедание» и «мнение о преимуществах православных христиан в России» не обнаружено.
В ходе исследования была сформулирована гипотеза, что 50% опрошенных респондентов благожелательно относятся к людям с альтернативными религиозными взглядами; 33% считают, что данная сторона жизни человека не имеет никакого значения при общении.(см. Таб.11) В ходе исследования гипотеза не подтвердилась.
Таблица 11. Гипотеза №3: Отношение респондентов к представителям различных мировоззренческих взглядов, %
Гипотеза | Прогнозируемое значение, % | Значение, полученное в ходе исследования, % |
Положительное отношение к представителям различных конфессий | 50,0 | 33,3 |
Нейтральное отношение к представителям различных конфессий | 33,0 | 53,3 |
В ходе опроса было установлено, что 63,3% опрошенных считают абсолютно излишним усиление административной ответственности за оскорбление чувств верующих; 20,0% считают это скорее не нужным; 16,7% выбрали вариант ответа «Скорее да, чем нет». При этом 23 респондента(76,7%) считают ненужным введение уголовного наказание, у 23,3% опрошенных данный вопрос вызвал затруднения (см. Таб.12).
Таблица 12. Мнение респондентов об усилении административной и введении уголовной ответственности за оскорбление чувств верующих.
Поставленная проблема | Вариант ответа | Количество респондентов, чел. | Процент от опрошенных, %. |
Усиление административной ответственности за оскорбление чувств верующих | «Скорее да, чем нет» | 16,7 | |
«Скорее нет, чем да» | 20,0 | ||
«Нет» | 63,3 | ||
Введение уголовной ответственности за оскорбление чувств верующих | «Нет» | 76,7 | |
«Затрудняюсь ответить» | 23,3 |
Из 30 опрошенных респондентов 10 человек (33,33%), отвечая на вопрос «Какая из точек зрения по поводу критики религии Вам наиболее близка?» ответили, что каждый должен иметь право критиковать любую из религий в той форме, которую считает необходимой. Чуть более половины опрошенных (56,67%) считают, что критика должна быть свободной, но выражаться в корректной форме. 10,00% уверены, что критика по отношению к религии должна быть запрещена. (см. Рис.11)
Рисунок 11. Отношение респондентов к критике религиозных взглядов, %.
Респонденты, отвечая на вопрос о том, каково их отношение к рекламе в виде листовок и газет, а так же информационных сообщений по радио и телевидению, к навязываемым разговорам о религии, выразили следующие мнения: 14 человек (46,7%) считают подобное раздражающим; 23,3% активно выступают против; 20,0% относятся нейтрально; 2 респондента (6,7%) сказали, что они читают данную пропагандистскую литературу и слушают разговоры на данную тему; лишь 1 респондент из 30 опрошенных (3,3%) указал, что изучает данную информацию, если есть свободное время. (см Рис.12)
Рисунок 12. Отношение респондентов к различным способам пропаганды религии, %.
В качестве четвертой гипотезы нашего исследования было спрогнозировано, 58% респондентов придерживаются мнения, что критика религии – естественное явление, допустимое законом о свободе слова. 21% опрошенных считают, что за критику религии должна нестись административная или уголовная ответственность. В ходе исследования гипотеза не подтвердилась.
Таблица 13. Гипотеза №4: Отношение респондентов к критике различных религиозных взглядов и организаций.
Гипотеза | Прогнозируемое значение, % | Значение, полученное в ходе исследования, % |
Критика религии – естественное явление | 58,0 | 90,0 |
Необходимость введения административной и уголовной ответственности за критику религии | 21,0 | 16,7 |
53,33% опрошенных респондентов указали, что постоянно сталкиваются с пропагандой религии в СМИ; 26,67% не сталкивались с примерами пропаганды; 16,67% сталкиваются, но редко. Ответ на вопрос вызвал затруднение у одного респондента. (см. Рис.13)
Рисунок 13. Пропаганда религии в СМИ, %.
Из анализа данных, представленных в Таб.14, можно судить, что 15 респондентов (50%) придерживаются мнения, что в школах могут преподаваться основы религий, но лишь на базе дополнительных курсов. 14 респондентов уверены, что подобное образование не должно предоставляться в общеобразовательных школах. У одного респондента возникли трудности с ответом на данный вопрос.
Таблица 14. Введение религиозного воспитания в школах, %.
Религиозное мировоззрение респондента | Общее число представителей, чел. | Процент от опрошенных, %. | Мнение о необходимости религиозного воспитания в школе | ||
Вариант ответа | Число от числа представителей, чел. | Процент от числа представителей,% | |||
Православие | 30,00 | «Да, на базе необязательных курсов» | 66,7 | ||
«Нет» | 33,3 | ||||
Язычество | 20,00 | «Да, на базе необязательных курсов» | 50,0 | ||
«Нет» | 50,0 | ||||
Атеизм | 16,67 | ««Да, на базе необязательных курсов»» | 20,0 | ||
«Нет» | 80,0 | ||||
Агностицизм | 6,67 | «Нет» | 100,0 | ||
Пастафарианство | 6,67 | «Да, на базе необязательных курсов» | 50,0 | ||
«Нет» | 50,0 | ||||
Асатру | 3,33 | «Да, на базе необязательных курсов» | 100,0 | ||
Буддизм | 3,33 | «Да, на базе необязательных курсов» | 100,0 | ||
Ислам | 3,33 | «Затрудняюсь ответить» | 100,0 | ||
Протестантство | 3,33 | «Да, на базе необязательных курсов» | 100,0 | ||
Стоицизм | 3,33 | «Нет» | 100,0 | ||
Христианин-спирит | 3,33 | «Да, на базе необязательных курсов» | 100,0 |
Взаимосвязи между признаком «вероисповедание» и « мнение о введении уроков религиозного образования» не обнаружено.
По данным анализа вопроса №18 нами был получено мнение респондентов о том, какую роль должны играть религиозные организации в жизни общества. Наибольшее число респондентов считают, что это должно быть удовлетворение духовных ценностей ( 56,7%), участие в благотворительности (45,7%) и сохранение культурных традиций (40%).
Таблица 15. Роль религии в жизни общества, %.
Роль церкви | Процент от числа опрошенных респондентов, % |
Не должна вмешиваться в общественную жизнь | 26,7 |
Поддерживать общественную мораль, нравственность | 23,3 |
Поддерживать общественное, политическое, национальное согласие | 16,7 |
Поддержка семейных традиций | 16,7 |
Удовлетворение духовных потребностей | 56,7 |
Сохранять культурные традиции | 40,0 |
Участие в благотворительности | 46,7 |
Развитие искусства | 13,3 |
Затрудняюсь с ответом | 3,3 |
В ходе исследования нами была высказана гипотеза «65% респондентов негативно относятся к пропаганде каких-либо религиозных взглядов через различные средства передачи информации. 70% от числа опрошенных считают религиозное образование в школах излишним». По данным Таблицы 14, а так же анализа вопросов 15 и 16 можно проследить,что гипотеза №5 не подтвердилась.
[1] http://www.isras.ru/files/File/Socis/2010-6/Kargina.pdf
[2] http://www.isras.ru/files/File/Socis/2015_3/Shirokalova.pdf
[3] http://www.isras.ru/files/File/Socis/2013_1/Ufimtseva.pdf