Негативные черты городской жизни

Урбанизация внесла в человеческую жизнь не только позитивные, но и негативные черты, привычки, модели поведения и образ жизни. Далеко не все мыслители прошлого и настоящего восхищались «каменными джунгля­ми». В частности, аналитик современной цивилизации М. Нордау выявил патогенные факторы, которые истощают жизненные силы горожанина, —за­раженный воздух, несвежая, загрязненная, фальсифицированная пища, не­рвное возбуждение. В силу этих факторов жизнь в городе сопоставима с оби­танием в болотистой местности, так что жители больших городов «столь же верно обречены на вырождение и гибель, как и жертвы малярии». Развитие детей в больших городах приостанавливается: «Они развиваются довольно правильно до 14- или 15-летнего возраста, проявляют способности, иногда даже блестящие дарования, и обещают в будущем очень много. Но затем вдруг наступает перерыв, умственные способности слабеют, сообразительность теряется, и мальчик, еще вчера бывший примерным учеником, превращает­ся в тупоумного, неповоротливого детину»5.

Русский поэт М. Волошин полагал, что неврастения — исключительно городская болезнь. Действительно, город может стать средой с повышенной концентрацией стрессогенных факторов: «страшная интенсивность пережи­ваний, постоянное напряжение ума и воли, острота современной чувствен­ности сознания» приводят к ненормальному состоянию духа, «которое вы­ражается эпидемией самоубийств, эротикой, подавленностью, бессильными революционными порывами и смутностью моральных критериев»6.

4 Фетисова Т.А. Культура города // Новая литература по культурологии. Дайджест 2. М, 1995. С. 79—93.

5 Нордау М. Вырождение. М, 1995. С. 43-44.

6 См.: Танец. Айседора Дункан // М. Волошин. Лики творчества. М., 1989. С. 398.

В современном городе человек пребывает в тех условиях жизни, которых человечество до сих пор не имело: чрезмерный комфорт и чрезмерное пита­ние и в то же время отсутствие соприкосновения с землей, свежим воздухом, физической работой; полицейская безопасность и опека, и нервный и напря­женный труд; обилие всевозможных «острых и возбуждающих культурных наслаждений» и полное отсутствие «удовлетворения потребностей физичес­ких, простых и естественных». Город подобен искусственной теплице, в ко­торой «растение усиленным питанием, с одной стороны, и невозможностью развития в нормальном направлении — с другой, неволится к созданию ново­го вида, приспособленного к этим новым условиям существования». Мутация



негативные черты городской жизни - student2.ru

человеческого вида и трансформация антропологического типа человека, если подобное произойдет, случатся не где-нибудь, полагал Волошин, а в городе.

Оценка города самими горожанами тоже неоднозначна. Одни считают его рассадником преступности и чумой со­временности. Другие видят в городах памятники архитектуры и более комфор­тную, чем в деревней, среду обитания.

К причинам, которые приводят к отрицательным последствиям для здо­ровья человека, находящегося длитель­ное время в большом городе, относятся такие, как перенаселенность, недо­статок чистого воздуха и света, оторванность от природы, повышенная за­пыленность, шум, нервные перегрузки. В результате в городах получают значительное распространение некоторые болезни — сердечно-сосудистые, рак легких, нервные болезни, туберкулез.

Шум вызывает нарушения психического равновесия у людей. Ученые ус­тановили, что дети из шумных домов в школе более слабо успевают. А под­вергающиеся воздействию значительного шума, менее склонны оказывать помощь другим, быстрее приходят в ярость.

Загрязнение среды, вызываемое автомобилями, промышленностью или курением, тоже сильно сказывается на восприятии и способности человека к обучению, усиливает его психическое напряжение и раздражительность. На всем протяжении человеческой истории города были плохо приспо­соблены для жизни; как правило, смертность здесь превышала рождаемость. В развитых странах ситуация изменилась лишь в 1930-е гг. — горожане ста­ли жить дольше, чем жители сельской местности, за счет улучшения пита­ния, развития систем здравоохранения и социальной защиты населения.

Возникновение городов — гигантский шаг в развитии человечества. Го­рода — двигатели прогресса, и хотя с ростом городов связаны такие отрица­тельные явления, как преступность, нищета, проституция, значение города для развития человека и культуры трудно переоценить. Основная особенность городской жизни состоит в концентрации видов деятельности на небольшой территории.

В городе с большей вероятностью, чем в сельской местности, можно по­лучить хорошее образование и полноценно отдохнуть, приобщиться к куль­турным ценностям.

Урбанистический образ жизни сопряжен с множеством опасностей. По­мимо повышенного фона загрязнения воздуха, хлорируемой воды, высоко­го шумового фона, присутствуют высокие концентрации звуковых и свето­вых раздражителей, интенсивные магнитные поля. Город насыщен энерго­емкой техникой. Повышенный темп жизни человека, высокий риск на улицах, концентрация больших масс людей, включая преступников, бомжей и маргинальные группы, создают целый букет факторов риска. Горожане страдают от язвы желудка, которая обусловлена нервным ритмом жизни. Не­смотря на комфортность жилья и весьма высокий уровень медицинского обслуживания, в городах очень многие жители страдают от возрастных за­болеваний, прежде всего сердечно-сосудистых и онкологических.

Каждый житель крупного города постоянно подвергается негативному воздействию зрительного загрязнения. Оно охватывает визуальную среду, ок­ружающую нас, — архитектуру, цветовую гамму зданий, ландшафты, озеле­нение, рекламу, витрины, улицы. Как и любое другое загрязнение, оно ухуд­шает условия жизни горожан, отрицательно сказывается на их здоровье.

Всего 200 лет назад в городах жило только 2% населения мира. В 1950 г. на нашей планете был только один мегаполис с населением более 10 млн че­ловек — Нью-Йорк.

Сегодня 3 млрд человек (почти половина населения Земли) живут в круп­ных городах. И каждый третий из горожан не имеет нормального жилья. Больше половины жителей Дели влачат жалкое существование в трущобах, в 60% домов столицы Нигерии Лагосе нет водопровода.

Предполагается, что в 2015 г. в 23 городах будет более 10 млн жителей, из них 19 находятся в развивающихся странах. Так, в столице Бангладеш Дак­ке, где еще в начале 1990-х гг. насчитывалось 6 млн человек, сегодня живет более 18 млн. Кризисных районов в этих городах-гигантах будет становить­ся все больше (www.dwelle.de).

Современный город — источник бесконечных стрессов, раздражений и аг­рессии. Но если он аккумулирует и воспроизводит негативную энергию, то в его механизме, по всей видимости, должны быть задуманы особые каналы вывода этой энергии без ущерба для окружающих. Большие массы людей, сконцент­рированные на небольшой площади, а именно так еще можно охарактеризовать современный город —уже сам этот факт служит источником повышенной аг­рессии. Агрессивность, как и любое другое природное свойство людей, распре­деляется среди населения по гауссовой кривой: 60—80% приходится на людей, в меру агрессивных и в меру спокойных. Смещение кривой происходит в неблагоприятных условиях, фон агрессивной активности резко повышается.

Город — ненормально концентрированная среда. Но если в нем есть дис­котеки, рестораны, стадионы и другие места, где наиболее активная часть населения может канализировать повышенную возбудимость, то ненормаль­ная среда превращается в нормальную. Таковы цивилизованные города, прежде всего западноевропейские. В России городская инфраструктура все­гда запаздывала в своем развитии. Молодежи некуда пойти и негде выплес­нуть присущую этому возрасту энергию. Перекрытые каналы поначалу на­капливают энергию, а затем превращают ее в гнев и раздражение. Нейтраль­ная по своей валентности биосоциальная энергия обретает знак минус.

Городская цивилизация внесла изменения в наши пищевые привычки. Веками человек привыкал питаться умеренно и просто. И вдруг всплеск —

поток самых разнообразных продуктов и деликатесов. Устоять перед ними невозможно. Результаты исследований подтверждают, что большинство го­рожан питается неправильно. Так происходит в США, Западной Европе и России. Иногда горожане, особенно подростки, не завтракают по утрам, предпочитая вместо завтрака подольше поспать и кое-что перехватить на ходу. Горожанин перешел к особому режиму питания — употреблению пищи на ходу, причем он предпочитает не натуральные продукты, а их замените­ли. Примерно четверть дневного рациона составляют «перекусы» — конфе­ты, печенье, бутерброды, которые содержатжиры, углеводы и сахар. Они не способны заменить нормального обеда ни по качеству, ни по количеству.

негативные черты городской жизни - student2.ru

У современных горожан недостаточное потребление овощей, молока, сыра и мяса. Отсутствие знаний о здоровом питании и мобильный образ жизни формируют неправильные пищевые привычки.

В гигантских городах в отличие от маленьких у многих народов плодови­тость горожан во втором поколении па­дает настолько, что не обеспечивает вос­производства. Город забирает из дерев­ни молодежь с высокой потенциальной плодовитостью и снижает ее обычно до уровня около 0,7 дочери на мать. Так было в Древнем Риме времен империи, так и теперь повсюду — от Нью-Йорка и Мехико до Москвы, Токио и Синга­пура. Все города без притока людей извне сокращали бы свою численное i ь примерно в 2 раза в течение всего двух поколений. Безудержный рост горо­дов ныне происходит не в индустриальных странах с низкой рождаемостью, а в странах Азии, Африки и Латинской Америки, для которых характерна высокая рождаемость. В городах рождаемость горожан ниже их смертности. В городе меняются не только нравы, но и характер болезней. Когда-то давно на первом месте были травмы и увечья, спустя века среди причин смер­ти первыми стали эпидемии и инфекции. Со временем благодаря науке че­ловек стал относительно просто побеждать инфекции. Во многом этому спо­собствовало распространение именно городской цивилизации с ее более высоким уровнем санитарно-гигиенического и медицинского обслуживания населения. Избавив человека от болезней, связанных с тяжелым физическим трудом, современная цивилизация наградила его целым «букетом» техноген­ных заболеваний. Одно из них — компьютерные болезни рук — «туннельный синдром». При длительной ежедневной работе на компьютере возникают ди­строфические изменения тканей кисти. Мышцы становятся слабыми, неуп­ругими, быстро устают при нагрузке.

Нынешний горожанин не может жить без удобств цивилизации, но теря­ет при этом все, заложенное природой, лишается того, что именуют «мышеч­ной радостью» — равномерной и постоянной нагрузки на мышечную систе­му. Горожанин мало бегает, гуляет, ходит, ему не хватает физических нагру­зок. У горожанина выделяется мало адреналина, следовательно, сокращается

кровообращение, слабее бьется сердце. Наукой доказано, что при физичес­кой нагрузке вырабатываются андорфины — вещества, которые дают чело­веку ощущение радости. Сейчас обычный человек, чтобы нормализовать не­рвную активность, должен 4—5 раз в неделю ходить пешком по 40—45 минут с такой скоростью, чтобы пульс повышался до 120— 130 ударов в минуту. Ма­лоподвижный образ жизни влияет на внешность человека. Значительная часть толстых людей — горожане. Замечено, что люди, страдающие ожире­нием, ведут менее активный образ жизни. Если больше двигаться, особенно заниматься спортом, то обмен веществ в организме увеличивается, а отло­жения жиров уменьшаются.

В городе люди живут в тесноте: а) горизонтальной, прижимаясь друг к другу в переполненном автобусе или метро, на городской улице или в заби­том до отказа стадионе; б) вертикальной — 16 часов в сутки (исключая 8 ча­сов работы) они слышат своих соседей сверху и снизу, страдая от результа­тов их деятельности (они топают, и трясется люстра, забыли выключить воду, и у вас потоп), а кроме того, 8 часов бегают по этажам и коридорам казен­ных домов-ульев.

Горожане живут как бы строем — плотно прижавшись друг к другу. Вы­полняя свои повседневные дела, они взаимодействуют с себе подобными в самых разных плоскостях, измерениях и пространствах, каждое из которых населено очень разным людом, нередко весьма экстравагантным. Только в городе, правда, крупном, можно в течение дня встретить представителей разных слоев, наций и ориентации (бомжи, иностранцы, гомосексуалисты и т.п.). В деревенской глубинке с характерным для нее однородным соци­альным пространством можно за всю жизнь так и не встретить никого, кто хоть каплю отличался бы от соседа.

В течение дня горожанин встречает так много людей, что не может узнать их всех. Разнообразие перерастает в однообразие, многоликость становится безликостью. Разнообразие социальных типов — это всегда различие взгля­дов и норм поведения. В большинстве случаев мы не можем быть уверены, разделяют они наши взгляды и ценности или нет. Но еще хуже то, что мы не знаем, чего ждать от идущего навстречу человека. Мы живем в мультикуль-турном, плюралистическом и многополярном городском мире. И этот мир не безопасен: уровень риска, степень неожиданности здесь превышают не только все мыслимые для деревенского общества пределы, но, возможно, выходит за любые разумные рамки.

Деревенский житель делает все сам: колет дрова, топит печь, готовит пишу, убирает дом, ухаживает за скотиной и огородом, сам себя одевает. Даже сегодня российское село в значительной мере живет натуральным хозяй­ством. Горожанин узко специализирован и во всем зависит от службы быта. Даже для починки водопроводного крана он вызывает сантехника.

Горожанин ежедневно пользуется множеством таких вещей и служб, кото­рыми не пользуется или не пользовался прежде селянин, например обществен­ный транспорт, химчистка, прачечная, луна-парки. Нормальная и полноцен­ная городская жизнь предполагает осведомленность об устройстве, назначении и расположении всех этих объектов и служб, а также внутреннюю дисциплину, привычку к постоянному сотрудничеству и координации действий.

Особенностью городской культуры является досуг. У неленивого и здо­рового крестьянина не возникает вопросов, как использовать свободное вре-

мя. Там все время поглощает домашнее хозяйство, промыслы. Природа — место труда и одновременно отдыха. А в городе труд и досуг разделены. В городе свободное время не только гарантируется, но и вменяется в обязан­ность. Городская среда обычно исключает возможность какой-либо произ­вольной, специально не предусмотренной деятельности. В городе почти все пространство освоено, а виды деятельности жестко регламентированы. В шесть часов вечера двери учреждений и офисов закрываются, а все служа­щие должны покинуть свои рабочие места. В деревне переход от труда к от­дыху происходит более плавно.

негативные черты городской жизни - student2.ru

Хотя и в городе, и в деревне есть массовые формы досуга, например на­родные гулянья, только в городе вместе собираются незнакомые люди. Это мо­гут быть трибуны стадиона или цирк. Чем больше численность населения го­рода, тем большую роль в общественной жизни играют творческие объединения, художественные студии, дома творчес­кой интеллигенции, которых нет в де­ревне7.

Сложность и динамизм городской среды делают адаптацию к городской жизни мигрантов, особенно пожилого возраста, тяжелой задачей, и не всегда она решается успешно. Поэтому значительное число правонарушителей в го­роде — плохо адаптирующиеся мигранты. Но тех, кто живет в городе с детства. городская жизнь приучает к целеустремленности, умению рационально ис­пользовать время, планировать свою деятельность. Вместе с тем горожанам присущи холодность, практицизм.

Характерная черта городской жизни и городской культуры — транспортная усталость, возникающая вследствие ежедневных переездов на большие рассто­яния и тесноты в общественном транспорте. Средний житель крупного горо­да тратит на дорогу более 1 часа. Между тем ученые подсчитали, что 1 час — предельное время езды, если человек проводит больше времени в транспорте, может возникнуть синдром транспортной усталости, проявляющийся в бес­соннице, раздражительности, рассеянном внимании. Транспортная пробле­ма — типичный признак усталости, заключается не только в психологической усталости, но и во все возрастающем количестве дорожно-транспортных про­исшествий, из-за которых только в России ежегодно погибает людей больше, чем погибало во время войны в Афганистане. С 1971 по 1988 г. на автодорогах СССР погибло 800 тыс. и получили ранения еще 4 млн человек. В СССР тя­жесть дорожно-транспортных происшествий была в 5—10 раз выше, чем в ка­питалистических странах. Сегодня под колесами автомобилей погибает зна­чительно больше детей, нежели сгорает в пожарах или тонет в воде. Автомо­биль стал, особенно для детей, главным убийцей.

Нервные перегрузки могут вызываться также более напряженным, чем на селе, и равномерным трудовым ритмом, нахождением в толпе, очередях (в магазинах, больницах, учреждениях, транспортных пробках), на митин­гах и демонстрациях.

7 Фетисова Т.А. Указ. соч. С. 79-93.

Наши рекомендации