Взаимосвязь между интересом телезрителей к двум типам программ А и В

  В + В -  
А +
А -
 
 
             

Взаимосвязь между интересом телезрителей к двум типам программ А и В - student2.ru

Стратегия социологического иследования

Между интересом к передачам "Что, где, когда?" и "В мире животных" есть незначительная связь в пользу второй (Q=-0,20). Введем контрольную — образование (Табл. 12, а)

Взаимосвязь между интересом телезрителей к двум типам программ А и В - student2.ru

Связь усиливается: люди с высоким образованием проявляют больший интерес к передачам "Что, где, ког­да?", люди с низким образованием больше интересуются циклом "В мире животных". Перестроив таблицы, рас­смотрим теперь связи между образованием и интересом к двум типам передач последовательно (табл. 12, б).

Оказывается, что связи между образованием и ин­тересом к программам "Что, где, когда?" (фактор А) нет: люди смотрят или не смотрят эти программы неза­висимо от уровня образования.

Взаимосвязь между интересом телезрителей к двум типам программ А и В - student2.ru

Здесь действуют какие-то иные факторы помимо образования. Правда, есть не­значительная связь между уровнем образования и инте­ресом к передачам "В мире животных" (фактор В).

Этот тип анализа можно назвать спецификацией, или уточнением, в отличие от анализа по логике объяс­нения, или интерпретации.

Во всех рассмотренных примерах мы имели дело с тремя переменными. Однако их могло бы быть и боль­ше. Логика анализа при этом остается прежней, меняет­ся лишь численность промежуточных членов в порядке анализа вследствие добавления новых контрольных факторов. Аналогична стратегия поиска взаимосвязей между более чем тремя, притом не дихотомическими, а многочленными качественными или количественными переменными. Принципиальное отличие — в технике анализа.

Вместо измерения ассоциации двух переменных с помощью критерия Юла или Пирсона устанавливаются многофакторные функциональные связи (корреляции) и связи детерминации (регрессионный анализ). Приемы такого анализа рассматриваются в специальной литера­туре по статистике и математическим методам в социологии [см., напр., 79, 160, 199, 285, 266].

Анализ многомерных взаимосвязей и взаимозависимостей — типичная задача в социологии. Как правило, такие зависимости не удается "схватить" сразу каким-то единственным математическим мето­дом. Прибегают к различным средствам анализа в по­исках наиболее "наглядного", убедительного отображе­ния. Один из способов такого рода — метод отображе­ния взаимосвязей в корреляционном графе, предложен­ный эстонским математиком Л. Выханду [40].

Граф — это фигура, состоящая из точек (их называ­ют вершинами графа) и отрезков, соединяющих некоторые из этих точек (ребра графа). О графе мы уже упо­минали, рассматривая социометрические процедуры. Изображение связей в группе с помощью сопрограммы есть граф (рис. 12, с. 316). В социограмме указываются вершины графа (члены группы) и связи между ними (ребра графа).

Бели бы удалось измерить корреляции или тесноту связей между всеми членами группы (вершинами) и со­ответственно этому выделить наиболее близкие и наибо­лее отдаленные связи, такое изображение можно было бы назвать корреляционным графом.

Чтобы построить корреляционный граф, измеряют парные связи между всеми переменными, обозначенны­ми на графе как его вершины. Например, имея пять пе­ременных А, В, С, I) и Е, покажем, как связана каждая из них с каждой другой в матрице интеркорреляций (табл. 13).

Таблица 13

Наши рекомендации