Социализация личности
Социализация – процесс формирования социальных качеств, свойств, ценностей, знаний, умений и навыков, благодаря которым человек становится дееспособным участником социальных связей, институтов и общностей.
В результате социализации индивид становится полноправным членом общества, приобретает и осваивает социальные статусы и роли.
Все живые существа затрачивают определенную энергию на то, чтобы приспособиться ук окружающей среде. Их действия запрограммированы природой. Чем сложнее организация вида, тем больше усилий ему приходится тратить на процесс адаптации: у насекомых этот период длится от нескольких часов до нескольких дней, у птиц – несколько месяцев, у обезьян – до нескольких лет.
Труднее всего приходится человеку: период его подготовки к самостоятельной жизни занимает около 18 лет ( чем благополучнее общество, тем продолжительнее этот период становления). Его взаимоотношения с окружающей средой не сводятся к процессу адаптации (приспособления), а предполагают активную преобразовательную деятельность. Жизнь человека определяется системой условий, в которую входят как биологические, так и социальные факторы. Потребности человека направлены не только на поддержание физического существования, но и на духовное развитие, общение с другими людьми, творческое самовыражение.
С рождения человек наделен как типичными, так и индивидуальными задатками для усвоения социального опыта и развития личностных черт. Но эти задатки реализуются только в социальной среде. Механизм данного процесса пытались объяснить многие ученые.
Одним из первых выделил элементы социализации ребенка З. Фрейд. По Фрейду, личность включает три элемента: «ид» - источник энергии, стимулируемый стремлением к удовольствию; «эго» - осуществляющий контроль личности, на основе принципа реальности, и «суперэго», или нравственный оценочный элемент. Социализация представляется Фрейдом процессом «развертывания» врожденных свойств человека, в результате которого происходят становления этих трех составляющих элементов личности. В этом процессе Фрейд выделяет четыре стадии, каждая из которых связана с определенными участками тела: оральная, анальная, фаллическая и фаза половой зрелости.
Французский психолог Ж.Пиаже, сохраняя идею различных стадий в развитии личности, делает акцент на развитии познавательных структур индивида и их последующее перестройке в зависимости от опыта и социального взаимодействия. Эти стадии сменяют одна другую в определенной последовательности: сенсорно-моторная (от рождения до 2 лет), операциональная (от 2 до 7 лет), стадий конкретных операций ( с 7 до 11 лет), стадия формальных операций ( с 12 до 15).
Американский ученый Д. МИД определил социализацию как процесс становления социальной самости. Обучение ребенка социальным ролям проходит 3 стадии:
· подготовительную (1-3 года), во время которой ребенок имитирует поведение взрослых без какого-либо понимания;
· игровую (3-5 лет), когда дети начинают понимать поведение тех, кого изображают, но исполнение ролей еще неустойчиво: ребенок может воображать себя строителем, через минуту вождем индейцев, затем кондуктором;к пяти годам у ребенка появляется самосознание, и с этого момента его можно считать личностью;
· идентификации (7-8 лет), когда ролевое поведение становится осознанным и в ребенке обнаруживается способность понимать роли других людей; в этом возрасте игры уже носят организованный характер.
Индивид, проходя последовательно все стадии вхождения в социальные роли, развивает способность видеть собственное поведение во взаимосвязи с другими индивидами и ощущать на себе их реакции. Через осознание ролей, а также чувств, ценностей других людей у личности формируется образ «обобщенного другого». Принимая и усваивая роль «обобщенного другого», индивид формирует «я-концепцию», социальную самость.
Чарльз Кули также отмечал первостепенную роль окружения в формировании личности. Социальное окружение выступает зеркальным «я» личности, мнение окружающих помогает человеку ориентироваться в действиях. Ребенок, лишенный внимания, заботы, любви, испытывает трудности в общении с окружающими, а тот к которому проявляются внимание и любовь чувствует себя комфортно. Это происходит потому, что самооценка индивида формируется под влиянием ожиданий, направленных на него извне. Человек усваивает культурные нормы и социальные ценности, превращает их во внутренние правила поведения. Таким образом, общество формирует индивидов, а они в свою очередь, конструируют общество.
В процессе социализации принимает участие все окружение индивида.
Первичная среда формирования личности включает значимых для человека людей: родителей и других членов семьи, воспитателей. Позже их круг расширяется: учителя, тренеры, друзья, одноклассники. Этих людей называют агентами первичной социализации.
Первичная среда в течение всей жизни человека воспринимает и оценивает человека, прежде всего с точки зрения личных статусов, неформально. Она оказывает огромное влияние на становление и развитие личности и во многом определяет круг интересов и потребностей личности, его взгляды и ценностные ориентации.
Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни. Наоборот, вторичная социализация происходит в зрелом возрасте, когда люди приобретают социальные статусы, осознанно и самостоятельно вступают во взаимоотношения с государством и армией, трудовым коллективом и политическими партиями и т.д. В этот период неизбежны изменения во взглядах человека на жизнь. Люди и организации, которые влияют на вторичную социализацию индивида, называются агентами вторичной социализации.
Индивид заинтересованно относится к окружающему миру и собственной личности, ни на минуту не прекращает сложную душевную работу, занимаясь самообразованием и самовоспитанием. Он постоянно сталкивается с непредвиденными обстоятельствами, незапланированными событиями, ситуациями, требующими нестандартных решений. Это тоже социализация, но она называется непреднамеренной, осуществляется стихийно и нецеленаправленно. Функции агента социализации выполняет сама жизнь.
Между этими двумя видами социализации может не быть смыслового единства: в ходе преднамеренной социализации человеку внушается одно, а жизнь учит другому. В этом случае человек в большей степени будет руководствоваться своим опытом, он может критически относиться к предложениям общества, самостоятельно осуществлять поиск соответствующего его интересам и потребностям круга общения. К сожалению, в ходе этих действий не всегда усваивается положительный социальный опыт. Личность под воздействием социума может не только развиваться, но и разрушаться, например, под воздействием алкоголя или наркотиков. Этот процесс в социологии получил название десоциализации.
Индивид и общество «заинтересованы» друг в друге. Процесс социализации одинаково важен для каждого из них. Значение социализации для личности определяется тем, что человек получает возможность активно строить отношения с общество, реализовать себя и стать его полноправным членом. Значение социализации для общества состоит в том, что на ее основе осуществляется самовоспроизводство общественной жизни, новые поколения усваивают ценности, традиции, опыт, знания предыдущих поколений.
Контрольные вопросы:
1. В чем заключается специфика социологического понимания личности?
2. В чем суть проблемы биологического и социального в человеке?
3. Каково соотношение понятий «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность»?
4. Какие факторы оказывают влияние на формирование личности?
5. Что такое социальный статус личности?
6. Что такое социальные роли?
7. Что такое ролевые конфликты, каковы их причины и виды?
8. Что такое социализация личности?
9. Чем отличается первичная социализация от вторичной?
10. Какие социальные роли соответствуют статусу студента?
11. Опишите свой статусный набор.
Литература:
1. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология в 3-х тт.М., ИНФРА –М, 2000.
2.Кон И.С. Социология личности. М., Мысль, 1967.
3. Кон И.С. В поисках себя. М., 1984.
4.Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов.- М.: Академический Проект, 2002. 5.Общая социология: Учебное пособие/Под общ. ред. проф.А. Г. Эфендиева.-М.: ИНФРА-М, 2002.
6.Осипов Г.В. Социология. М.: Мысль, 1996.
7.Смелзер Н.Дж. Социология. М.: «Феникс», 1994.
8.Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
9.Социология: Основы общей теории. Под. ред. Осипова Г.В.М.: «Мысль», 1998.
10.Фролов С.С. Основы социологии. М., «Гардарики», 1999.
11.Энциклопедический социологический словарь/Под общ. ред. Академика РАН Г.В. Осипова.- М.: ИСПИ РАН, 1995.
Ключевые понятия:
k. человек
l. индивид
m. личность
n. индивидуальность
o. социальный статус
p. формальный статус
q. предписанный статус
r. социальная роль
s. экспектации
t. ролевой конфликт
u. ролевой набор
v. статусная дистанция
w. социализация
x. агенты социализации
y. первичная социализация
z. вторичная социализация
aa. воспитание