Предмет современной социологии

Социология и другие науки об обществе

Возникнув более полутора веков назад, социология выступала как часть тех или иных философ­ских учений, но не ограничивалась лишь проблемами общества как целого, движущих сил развития общества. Она касалась в том числе проблем государства, политики, права, экономики, морали, искусства, религии, других сторон общест­венного развития, которые впоследствии стали предметом изучения отдельных наук. По мере развития и накопления знаний об обществе социология постепенно теряла роль единой универсальной теории общества. От нее отпочковались политология, правоведение, политическая экономия, этика, а затем и религиоведение, культурология и ряд других наук.

Во второй половине XIX – начале XX в. предметом внимания и изучения социологии все более становились фундаментальные основы развития общества как целостного социального организма, взаимодействие его объективных и субъективных сторон, диалектика материального и духовного в историческом процессе, факторы социального прогресса, проблемы гражданского общества, гуманизма и социальной справедливости. Уже в то время появился ряд общесоциологических концепций, предлагающих решения указанных проблем. И в дальнейшем многие поколения ученых приумножали принципы нового знания, что, собственно, и позволяет определять предмет современной социологии как концептуальную, понятийную схему социальной реальности.

Сложная, многоуровневая структура социологического знания, различные ракурсы и уровни социологического анализа обусловливают тот факт, что в десятках учебников и учебных пособий, опубликованных в последние годы, даются различные определения социологии, по-разному указываются ее предмет и объект. К примеру, социология определяется как «наука об общих и специфических социальных законах, о закономерностях развития и функционирования исторически определенных социальных систем, наука о механизмах действия и формах проявления этих законов в деятельности личностей, социальных групп, общностей, классов, народов»; или как «наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей, социальных организаций и социальных процессов как модусов их существования...».

Весьма интересно и такое определение социологии: «наука о движущих силах сознания и поведения людей как членов гражданского общества», в соответствии с которым «предмет социологии включает: реальное общественное сознание во всем его противоречивом развитии; деятельность, действительное поведение людей, которые выступают как предметное воплощение знаний, установок, ценностных ориентаций, потребностей и интересов, фиксируемых в живом сознании...».

Кроме того, во многих учебниках по социологии, изданных в США и Западной Европе, можно также обнаружить различные определения этой науки: социология – «это научное изучение образцов человеческого взаимодействия и поведения... это особый путь изучения общества и социальной активности человеческого бытия; это учение о социальных группах – как систематическое изучение человеческого общества, уделяющее особое внимание современной индустриальной системе...», и т. д.

Несомненно, эти и многие другие определения социологии имеют право на существование, содержат в себе опре­деленное рациональное зерно, отражают тот или иной аспект социологического анализа. Однако обратимся к выяснению предмета науки социологии в нынешних его характеристиках.

Объект науки – это определенная часть действительности, которая отра­жается, исследуется конкретной наукой, находясь за ее пределами. А предмет – это содержание науки, ее основные положения, это система категорий и законов, отражающих объект. В соответствии с этим, под объектом социологии, как мы уже отмечали, понимается общество в целом и общественные яв­ления, их функционирование и развитие. А предметом же социологии вы­ступает концептуальная (т. е. понятийная) схема социальной реальности, в которой ее главные черты и элементы приведены в систему и логически выводятся друг из друга. Предмет современной социологии – результат длительного исторического развития, плод усилий многих поколений ученых, каждое из которых прибавило принципы нового знания, и речь о которых впереди. А поскольку мы неоднократно подчеркивали в определениях социологии поведение людей и социальные отношения между ними, постольку можем смело утверждать, что первопричинами предмета социологии являются два понятия – социальный статус и социальная роль. Первое дает статическую, а второе – динамическую картину общества.

Общество, общественные явле­ния изучаются и другими гуманитарными науками: социальной филосо­фией, экономикой, политологией, культурологией и т. д. В отличие от других гуманитарных наук социологию и социальную философию сбли­жает то, что они рассматривают общество в целом. В то же время, в от­личие от социальной философии, социология – эмпирическая наука. Провести четкую границу между социологией и социальной философией довольно сложно. Многие социологические теории вполне могут быть отнесены и к сфере социальной философии. Единственное четко отличие: применение социологией эмпирических методов исследования. Эти методы знакомы не только социологам: каждый хоть раз, но сталкивался с социологическими опросами, исследованиями общественного мнения и т.д. Социологи применяют и другие методы эмпирических исследований для анализа социальной реальности. Философия же полагается на силу умозрения, интуицию исследователя.

Следовательно, можно сделать вывод, что социология, во-первых, глубоко изучает жизнь людей, их потребности и интересы, их мнения; во-вторых, рас­сматривает общество, общественные явления в аспекте отношений меж­ду социальными группами, в аспекте взаимоотношений людей как личностей; в-третьих, имеет эмпирический уровень, включает эмпирические прикладные исследования.

Социальная (и культурная) антропология близка социологии и по задачам, и по методам исследования, но ее интерес сосредоточен, прежде всего, на так называемых «примитивных», архаичных общностях, в то время как социология изучает современные сложные общества. В изучении социального поведения человека социология тесно соприкасается с социальной психологией. В случае изучения поведения человека в группе, процесса социализации, межличностного взаимодействия сфера интересов социальной психологии и социологии фактически совпадает. Однако социальная психология не изучает такие социальные феномены, как социальные институты, социальные изменения, социальное неравенство и т.д. Социология кроме общества в целом и социальных отношений может изучать все общественные явления, экономические, политические, духовные, трудовые, бытовые и другие отношения, анализируя их в со­циальном аспекте, в аспекте жизнедеятельности человека. Человек – основное звено общественной системы, и социальный аспект имеется во всех сферах, явлениях общества. Таким образом, можно еще раз определить социологию как отрасль науки о человеческом поведении, ставящей своей целью раскрытие причинно-следственных связей, образующихся в процессе социальных отношений между людьми, в процессе взаимодействия и взаимосвязей между индивидами и группами.

Кроме того, можно конкретнее отмечать, что объектом социологии на различных уровнях исследования являются: микрогруппа (семья, первичный учебный или трудовой коллектив; неформальная группа, т. е. группа друзей, приятелей), макрогруппа (население го­рода, рабочего поселка, села, коллектив крупной организации, объединения), общность (рабочие, крестьяне, предприниматели, горожане) и, наконец, общество. Для изучения объекта соответственно рассматриваются поступок, действие, процесс, тенденция и закономерность. Двигаясь от отдельных поступков к социальным действиям, от них – к социальным процессам, можно наблюдать уменьшение разнообразия действий, сокращение вариантов деятельности и получить определенную возможность для выявления тенденций, закономерностей.

§ 4. Структура современного социологического знания.

Функции социологии

Социологическое знание неоднородно и имеет свою достаточно сложную, многоуровневую структуру, обусловленную прежде всего различием ракурсов и уровней изучения со­циальных явлений и процессов. Так, например, социоло­гия исследует эти явления и процессы и на уровне всего общества в целом, и на уровне более или менее широких социальных общностей и их взаимодействий, и на уровне личности, межличностных взаимодействий. Это, в частно­сти, дает объективное основание для подразделения социо­логической науки на такие составные части: а) обще­тео­ре­тическая социология как макросоциологическое иссле­дование, направленное на выяснение общих закономерно­стей функционирования и развития социума как целого, в том числе глобальных проблем всего человечества (демографические перекосы с целым комплексом сопутствующих проблем, потоки миграции, противостояние христианской и мусульманской цивилизаций, четко обозначившееся к рубежу столетий, социальную экологию, становление информационных обществ и т.д.); б) социология среднего уровня как исследования меньшей степени общности, ориентированные на изучение закономерностей действия и взаимодействия отдельных структур­ных частей социальной системы, т. е. частные, специаль­ные социологические теории, включая отраслевые соци­ологии (например, социология социальных групп, соци­ология города, социология деревни, этносоциология, эко­номическая социология, социология образования, соци­ология политики, социология права, социология пропа­ганды, социология семьи, социология культуры, социология кино, социология СМИ, социоло­гия труда и др.); в) микросоциология, изучающая соци­альные явления и процессы сквозь призму действия и вза­имодействия людей, их поведения. В такой структуре соци­ологического знания, как нам представляется, находит свое выражение соотноше­ние общего, особенного и единичного.

В зависимости от уровня получаемого знания социоло­гические исследования подразделяются на теоретические и эмпирические. Для теоретического социологического ис­следования решающее значение имеет глубокое обобще­ние накопленного фактического материала в области со­циальной жизни. В центре эмпирических социологиче­ских исследований находится само накопление, сбор фак­тического материала в указанной области (на основе не­посредственного наблюдения, опроса, анализа докумен­тов, данных статистики и т. д.) и его первичная обработка, включая и начальный уровень обобщения.

Следует особо отличать в структуре социологии фундаментальную и прикладную социологию. Основанием для такого деления служит различие в целях и задачах, которые ставятся перед социологическими исследованиями: одни из них направлены на построение и совершенствование теории и методологии, на обогащение основ самой социологической науки, а другие – на изучение практических во­просов преобразования социальной жизни, на выработку практических рекомендаций. Поэтому особо следует подчеркнуть, что и ту и иную направленность могут иметь как теоретические, так и эмпирические исследования.

Социология выполняет многообразные функции, в которых проявля­ется ее предназначение и роль. В наиболее общем виде эти функции можно подразделить на три основные: теорети­ко-познавательную, практически-политическую и идей­но-воспитательную. Разграничение этих функций не дол­жно быть, конечно, чрезмерно жестким, исключающим их взаимосвязь и взаимодействие.

Реализация теоретико-познавательной функции позволяет социологии расширить и конкретизировать знание о сущности общества, его структуре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях, путях, формах и механизмах его функциони­рования и развития. Обогащение научного социологиче­ского знания происходит как на основе внутреннего совер­шенствования теоретической социо­логии, так и в резуль­тате динамичного развития самого объекта познания этой науки – социальной действительности. И здесь особая роль принадлежит эмпирической социологии и непосред­ственно связанным с ней специальным социологическим теориям.

Практически-политическая функция социологии свя­зана с тем, что данная наука не ограничивается познанием со­циальной реальности. Опираясь на это, она вырабатывает предложения и рекомендации для политики и практики, направленные на совершенствование социальной жизни, на повышение эффективности управления социальными процессами. Социология не только описывает социальную жизнь, ее проявления в различных сферах и на разных уровнях, но и дает им оценку с позиций гуманизма, обще­человеческих ценностей. И здесь обогащение и совершен­ствование теории не самоцель, а необходимая предпосылка и условие рационализации и оптимизации социальной жизни в интересах свободного и всестороннего развития личности. В этом плане социология – одна из теоретиче­ских основ политики и практики.

Тот факт, что в рамках социологии осуществляются не только теоретические и фундаментальные, но и эмпириче­ские и прикладные исследования, подчеркивает особенно близкую связь и тесное взаимодействие социологической теории и социальной политики и практики. Прежде всего на основе эмпирических социологических исследований обнаруживается социальное нездоровье общества, рост со­циальной напряженности и т. д., а в связи с этим должны вырабатываться политические и практические меры по их преодолению и предотвращению. Особенно большое зна­чение имеют в этой связи социальное предвидение, плани­рование и прогнозирование как конкретные формы реализации практически-политической функции социологии. Поэтому еще выделяются такие функции социологии: социальное проектирование и конструирование; управленческая функция, организационно-техническая функция (разработка и внедрение социальных технологий).

Идейно-воспитательная функция социологии находит свое выражение в той роли, какую играют социологические исследования и их результаты в воспитательной работе. Сама по себе социология как наука, как объективное отражение социальной действительности нейтральна по отношению к классам и другим социальным группам, к их интересам и целям. Однако сами эти классы, слои и группы широко используют социологические исследования и их результаты (нередко в средствах массовой информации) для выражения и защиты классовых и иных социально-групповых целей и интересов, для обоснования своей политики и оправдания своей практической деятельности.

Наши рекомендации