Проблемные, творческие задачи, предполагающие эвристическую деятельность и неформализованный ответ студентов

Охарактеризуйте причины и предпосылки возникновения научной социологии в середине XIX века.

Составьте сравнительную таблицу развития позитивистской социологии в Западной Европе и России в середине – конце XIX века. Сделайте вывод о сходстве и различии этих направлений в развитии позитивизма.

Определите, в чём заключалась особенность развития социологии в СССР в XX в., по сравнению со странами Западной Европы.

Какой вклад в развитие социологии внесли российские ученые в последние десятилетия? Назовите крупнейших российских социологов.

Какие основные направления социологии развивались в последние десятилетия российскими учеными? Назовите ведущих российских социологов современности.

Проанализируйте соотношение понятий «социальное» и «социум». Сделайте вывод о взаимосвязи феноменов, обозначаемых данными понятиями.

Определите основные критерии экономической, социальной и профессиональной стратификации. Рассмотрите формы проявления каждого из видов стратификации, дайте примеры, опираясь на материалы развития современного российского общества.

Сравните эффективность использования методов опроса и изучения документов при проведении исследований материала газет, телепередач, мнений избирателей в ходе проведения предвыборных кампаний. Сделайте вывод о факторах, предопределяющих выбор тех или иных методов.

Определите, в чем заключаются особенности использования количественных и качественных методов сбора информации, а также ее последующей обработки. Дайте примеры эффективного применения этих методов.

Охарактеризуйте основные направления эмпирических исследований в России. Оформите ответ в табличном виде.

Дайте определение метода социологического моделирования и назовите этапы реализации этого метода. Рассмотрите особенности этого метода, обусловленные спецификой общественных явлений. Раскройте преимущества и ограничения метода социологического моделирования.

Попробуйте построить структуру ценностного механизма регуляции поведения индивида в трудовой сфере деятельности, исходя из социально-нормативных «регуляторов» (ценностей и норм поведения в трудовой сфере деятельности), диспозиционных «регуляторов» (ценностных ориентаций), обобщенных психологических свойств личности.

Постройте структуру социального механизма регулирования трудового поведения индивида, исходя, с одной стороны, из элементов трудовой ситуации, воздействующей на установки и ценностные ориентации индивида, а с другой стороны, – из его социально-профессиональных характеристик, потребностей, интересов, мотивов.

Дайте определение метода социологического эксперимента. Объясните, почему этот метод приобретает особое значение в условиях трансформирующегося общества.

Дайте определение метода моделирования. Каким образом применение этого метода может способствовать разрешению тех или иных социальных проблем в России?

Варианты социологических исследовательских проектов и требования к ним для текущего контроля

Варианты социологических проектных заданий:

- Написание мини- программы качественного исследования по выбранным темам.

- Написание гидов-опросников по интересующим студентов темам.

- Описание собственного включенного наблюдения.

- Подготовка сценария фокус-групп и апробация на реальной группе.

- Подготовка эссе на выбранную тему.

- Разработать для опроса по выбранной теме: анкету, бланк-интервью, вопросник, опросный лист и др.

Требования к социологическим проектным заданиям:

– к составлению описания собственного включенного наблюдения.

Включенное наблюдение - наблюдение, при котором наблюдатель находится в реальных деловых или неформальных отношениях с людьми, за которыми он наблюдает и которых он оценивает. Включенное наблюдение является техникой полевого исследования, используемой социологами для сбора качественных данных и достижения более глубокого понимания мотиваций и отношений людей. Наблюдатель преднамеренно включается (внедряется) в изучаемый объект, принимает участие в происходящих в нем процессах. Находясь в поле, исследователь, занимающийся включенным наблюдением, визуально наблюдает, слушает, задает вопросы и ведет подробные полевые записи.

Данный вид наблюдения является особенно существенным для сравнения действий информантов с сообщаемой ими вербальной информацией – ведь часто под воздействием конкретных обстоятельств люди поступают не так, как они говорят, или как намеревались поступить изначально. Современное понимание этнографического исследования чаще всего описывается как «изучение поведения в естественных обстоятельствах».

Описание проведенного включенного наблюдения должно отражать следующие аспекты:

1) Этнографическое исследование предусматривает длительное пребывание исследователя в изучаемой среде. Это реализуется через систему включенного наблюдения (пребывание в доме респондента, месте совершения покупок, оказания услуги и т.д.). Этнографический визит подразумевает спонтанные наблюдения исследователя за изучаемым процессом, без использования предварительного сценария.

2) В ходе исследования происходит обязательная фиксация всего происходящего в процессе этнографического наблюдения на визуальные носители (фотографирование, видеозапись).

3) Использование включенного наблюдения, предусматривающего возможности общения исследователя и респондента, а также дополнительное интервьюирование респондентов. Данная практика, позаимствованная из классической этнографической методологии, имеет своей целью прояснение смысла обыденных действий и декодирование процесса жизнедеятельности.

4) Выполнение респондентом специальных заданий, направленных на раскрытие его потребительского стиля, образа жизни и прояснение мотиваций совершения тех или иных действий. В современных этнографических исследованиях в качестве специальных заданий чаще всего выступают фотографирование респондентом интересующих его объектов, ведение дневников, составление коллекций каких-либо предметов. Подобные исследовательские методы имеют двоякую функцию: обогащают полученный материал и демонстрируют степень рефлексии респондентов относительно изучаемых товаров.

При разработке программы исследования всегда учитываются требования метода, основанные на концепции «объясняющей теории». К таким требованиям относятся: реконструкция жизненного мира объекта наблюдения через фактуальный анализ; отсутствие оценочных суждений исследователя; полный отказ маркетинговых вопросов при общении с объектом исследования.

– к составлению гидов-опросников

Вопросник должен состоять из 8-10 вопросов, предполагающих самостоятельный и полный ответ респондента. Ответ должен раскрывать сущность поставленного вопроса. Вопросник должен отвечать следующим требованиям:

- Соотнесенность с темой

- Доступность

- Нейтральность

- Приемлемость, деликатность

- Должен отвечать требованиям формальной логики

- Быть оптимальным по размеру.

- Содержать необходимые пояснения.

Используемые при составлении вопросника вопросы могут быть различными по своей структуре (закрытые, полузакрытые и открытые вопросы). По построению вопросника вопросы могут строиться «воронкой», то есть постепенно переходить от простых к сложным. В этом случае человек постепенно включается в тему. «Перевернутой воронкой» называется построение вопросника по принципу «обобщения» - от конкретных – к общим.

– к подготовке сценария проведения фокус-групп

Фокус-группа - групповая беседа, проходящая в форме дискуссии и направленная на получение от ее участников «субъективной информации» по восприятию ими различных объектов: конкретных товаров и услуг, мотивации их покупок, политических и экономических событий в стране, имиджа торговой марки и политического лидера, сообщений средств массовой информации, рекламы и т.д.

При подготовке и проведении фокус-группы ключевым моментом является «фокус», то есть концентрация внимания опрашиваемых и усилий модератора на определенной теме, актуальном опыте респондентов, с целью получения от них глубинной информации на заданные темы.

Оптимальное количество участников этой группы составляет 8-10 человек, но в любом случае их не должно быть меньше 6 и больше 12 человек. Иначе получить достоверную информацию будет невозможно – в первом случае из-за недостатка участников, во втором из-за того, что не все участники успеют высказаться в ходе проведения фокус-группы.

Сценарий должен состоять из трех частей:

1) Вступления модератора, где объясняются общие правила работы на фокус-группе и объясняются цели исследования.

2) Вводной части, в ходе которой идет обсуждение общих вопросов, связанных с темой исследования. Эту часть иногда называют стадией «разбивания льда». Она нужна для того, чтобы между модератором и участниками группы установился контакт (понимание).

3) Основной части, где непосредственно происходит обсуждение вопросов исследования или тестирование концепций.

Тематическое обсуждение в основной части обычно строится по двухуровневому принципу: укрупненные темы и входящие в них конкретные вопросы.

– к составлению мини-программы качественного исследования

Правила и порядок составления программы исследования определяется методикой проведения социологического исследования (включенное наблюдение, фокус-группы, глубинное интервью).

Общими и обязательными положениями мини-программы являются:

- обоснование актуальности и выбора метода исследования;

- объект исследования;

-предметная область социологического исследования;

- гипотеза;

- составление выборки (в зависимости от методики исследования: фокус-группы – 8-12 человек, глубинные интервью – 10-15 человек и т.д.);

- разработка инструментария исследования (вопросника, сценария, критериев для проведения наблюдения и т.д.)

- проведение непосредственно исследования;

- обработка полученных результатов посредством описания и интерпретации собранного материала;

- анализ полученных данных и подготовка отчета о проведенном исследовании.

Наши рекомендации