Город и отчуждение людей

Городская цивилизация серьезно влияет на отношения между людьми. Любое доиндустриальное общество удовлетворяет обе потребности челове­ка — стремление к уединению и общению. Будь то лесные индейцы янома-ми, скотоводы химба или земледельцы Новой Гвинеи, живущие на стадии неолита, любое аграрное общество и даже доиндустриальные города — всю­ду человек без особых усилий может при желании остаться наедине с собой или удовлетворить потребность в общении.

Можно говорить об универсальной схеме взаимоотношений между людь­ми, в основе которой лежит потребность удовлетворения этих двух потреб­ностей. Различны лишь способы удовлетворения, как различны человечес­кие культуры. И в традиционном, и в постиндустриальном обществах люди живут семьями или в отдельных квартирах в больших домах, или в собствен­ных домах, которые позволяют им уединиться и установить близкие контак­ты. Вне дома общественное пространство позволяет контактировать с дру­гими членами общества.

В отличие от селений доиндустриального общества в современных горо­дах удовлетворяется лишь одна потребность — в уединении. Даже покидая свои дома и квартиры, выходя на улицы, люди продолжают вести себя так, будто они все еще уединены. Равнодушие к упавшему прохожему, нежела­ние уступить место старшему, будто его нет рядом, совершение на в.иду дей­ствий, которые можно совершать только в интимной обстановке — массовые явления современной городской культуры.

Считается, что отчуждению особенно сильно способствует переход от деревенского общества к городскому, т.е. переезд человека из тесной и спло­ченной общины, где все были знакомы друг с другом, в огромный город, где моментально теряются близкие связи с людьми. Горожане, кроме небольшого круга знакомых, сердечно ни с кем не общаются и не дружат. Да и невозможно дружить с сотнями тысяч человек, населяющих город. А в деревне люди друг друга знают в лицо и постоянно взаимодействуют.

Мир, в котором живет горожанин, представляется в основном населен­ным «чужими». Человек живет среди чужаков, для которых он сам — чужак. Это мир незнакомых людей. Они — чужие. Иногда чужими становятся зна­комые и даже родные друг другу люди. Когда серьезно поссорятся брат с сестрой, жена с мужем или приятели, они могут не общаться и не видеть друг друга. Некоторые мирятся, но нередко люди навсегда отдаляются друг от друга и становятся чужими. Превращение некогда знакомых и близких лю­дей в посторонних называют отчуждением.

Как известно, Г. Зиммель опубликовал огромное количество книг и ста­тей, посвященных разнообразнейшим проблемам (отчуждению, философии моды, роли денег во взаимоотношениях людей, спиритизму, духовной жиз­ни больших городов). В 1905 г. в Петербурге вышел сборник «Большие го­рода, их общественное, политическое и экономическое значение»8. Наиболь­ший интерес вызвала статья Зиммеля «Большие города и духовная жизнь». Зиммель рассматривает причины повышенной нервозности жизни в горо-

8 Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь// Большие города, их общественное, политическое и экономическое значение. СПб., 1905.

дах. Ьольшие города породили новую скорость движения, причем, согласно Зиммелю, невидимым мотором этих скоростей служило перемещение денег. Источником нервозности является «быстрая и непрерывная смена внешних и внутренних впечатлений». В городе нельзя медлить. Для душевной жизни в городе-джунглях характерно преобладание интеллектуальной деятельнос­ти, в то время как в малых «больше требуется проявлений души и отноше­ний, основанных на чувстве», которые «коренятся в менее доступных созна­нию душевных сферах». Человек большого города реагирует головой вместо сердца. Рациональность, построенная на денежном расчете, вроде бы вно­сит предсказуемость, планируемость и упорядоченность в отношения горо­жан. Рассудочность предохраняет субъективную жизнь от не всегда благо­приятного воздействия большого города.

город и отчуждение людей - student2.ru

Рис. 60. Удел горожанина — свобода и одиночество

Но цена такой зашиты непомерно высока. Бесчувственность и равнодушие горожанина — следствие быстро меняющихся раздражителей. Его удел — сво­бода и одиночество. Субъективное, индивидуальное, уникальное должно быть трансформировано в то, что Зиммель назвал «гипертрофированной объектив­ной культурой». С одной стороны, город — средоточие индивидуальностей и социальной свободы, с другой — на улицах большого города не может быть личной жизни. Сфера жизни маленького города, как правило, ограничена собой, а внутренняя жизнь большого города «волнообразно широко распрос­траняется по государству и вне его». Большой город совершенно независим даже от самых значительных личностей. Основная проблема всякой личное -

ти — трудность приобрести значение (заявить о себе) при огромном масштабе жизни большого города, так что многим из них, с сочувствием пишет Зиммель, приходится привлекать к себе внимание чудачествами.

Считается, что отчуждению особенно сильно способствует переход от деревенского общества к городскому, переезд человека из общины, где все знакомы друг с другом, в город, где теряются близкие связи с людьми. Горо­жане сердечно общаются и дружат только с небольшим числом родных и друзей.

Отчуждение несет как благо, так и зло. Благо состоит в том, что в твои личные дела никто не вмешивается. Ты живешь так, как хочешь. Эта свобо­да личной жизни есть огромное завоевание цивилизации. В деревне все про всех все знают и все находится под контролем. Что бы человек ни совершил, о чем бы ни сказал соседу, это мгновенно посредством слухов становится из­вестно всем. Человек живет, как в аквариуме, — вся личная жизнь на виду.

Наши рекомендации