Город и отчуждение людей
Городская цивилизация серьезно влияет на отношения между людьми. Любое доиндустриальное общество удовлетворяет обе потребности человека — стремление к уединению и общению. Будь то лесные индейцы янома-ми, скотоводы химба или земледельцы Новой Гвинеи, живущие на стадии неолита, любое аграрное общество и даже доиндустриальные города — всюду человек без особых усилий может при желании остаться наедине с собой или удовлетворить потребность в общении.
Можно говорить об универсальной схеме взаимоотношений между людьми, в основе которой лежит потребность удовлетворения этих двух потребностей. Различны лишь способы удовлетворения, как различны человеческие культуры. И в традиционном, и в постиндустриальном обществах люди живут семьями или в отдельных квартирах в больших домах, или в собственных домах, которые позволяют им уединиться и установить близкие контакты. Вне дома общественное пространство позволяет контактировать с другими членами общества.
В отличие от селений доиндустриального общества в современных городах удовлетворяется лишь одна потребность — в уединении. Даже покидая свои дома и квартиры, выходя на улицы, люди продолжают вести себя так, будто они все еще уединены. Равнодушие к упавшему прохожему, нежелание уступить место старшему, будто его нет рядом, совершение на в.иду действий, которые можно совершать только в интимной обстановке — массовые явления современной городской культуры.
Считается, что отчуждению особенно сильно способствует переход от деревенского общества к городскому, т.е. переезд человека из тесной и сплоченной общины, где все были знакомы друг с другом, в огромный город, где моментально теряются близкие связи с людьми. Горожане, кроме небольшого круга знакомых, сердечно ни с кем не общаются и не дружат. Да и невозможно дружить с сотнями тысяч человек, населяющих город. А в деревне люди друг друга знают в лицо и постоянно взаимодействуют.
Мир, в котором живет горожанин, представляется в основном населенным «чужими». Человек живет среди чужаков, для которых он сам — чужак. Это мир незнакомых людей. Они — чужие. Иногда чужими становятся знакомые и даже родные друг другу люди. Когда серьезно поссорятся брат с сестрой, жена с мужем или приятели, они могут не общаться и не видеть друг друга. Некоторые мирятся, но нередко люди навсегда отдаляются друг от друга и становятся чужими. Превращение некогда знакомых и близких людей в посторонних называют отчуждением.
Как известно, Г. Зиммель опубликовал огромное количество книг и статей, посвященных разнообразнейшим проблемам (отчуждению, философии моды, роли денег во взаимоотношениях людей, спиритизму, духовной жизни больших городов). В 1905 г. в Петербурге вышел сборник «Большие города, их общественное, политическое и экономическое значение»8. Наибольший интерес вызвала статья Зиммеля «Большие города и духовная жизнь». Зиммель рассматривает причины повышенной нервозности жизни в горо-
8 Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь// Большие города, их общественное, политическое и экономическое значение. СПб., 1905.
дах. Ьольшие города породили новую скорость движения, причем, согласно Зиммелю, невидимым мотором этих скоростей служило перемещение денег. Источником нервозности является «быстрая и непрерывная смена внешних и внутренних впечатлений». В городе нельзя медлить. Для душевной жизни в городе-джунглях характерно преобладание интеллектуальной деятельности, в то время как в малых «больше требуется проявлений души и отношений, основанных на чувстве», которые «коренятся в менее доступных сознанию душевных сферах». Человек большого города реагирует головой вместо сердца. Рациональность, построенная на денежном расчете, вроде бы вносит предсказуемость, планируемость и упорядоченность в отношения горожан. Рассудочность предохраняет субъективную жизнь от не всегда благоприятного воздействия большого города.
Рис. 60. Удел горожанина — свобода и одиночество
Но цена такой зашиты непомерно высока. Бесчувственность и равнодушие горожанина — следствие быстро меняющихся раздражителей. Его удел — свобода и одиночество. Субъективное, индивидуальное, уникальное должно быть трансформировано в то, что Зиммель назвал «гипертрофированной объективной культурой». С одной стороны, город — средоточие индивидуальностей и социальной свободы, с другой — на улицах большого города не может быть личной жизни. Сфера жизни маленького города, как правило, ограничена собой, а внутренняя жизнь большого города «волнообразно широко распространяется по государству и вне его». Большой город совершенно независим даже от самых значительных личностей. Основная проблема всякой личное -
ти — трудность приобрести значение (заявить о себе) при огромном масштабе жизни большого города, так что многим из них, с сочувствием пишет Зиммель, приходится привлекать к себе внимание чудачествами.
Считается, что отчуждению особенно сильно способствует переход от деревенского общества к городскому, переезд человека из общины, где все знакомы друг с другом, в город, где теряются близкие связи с людьми. Горожане сердечно общаются и дружат только с небольшим числом родных и друзей.
Отчуждение несет как благо, так и зло. Благо состоит в том, что в твои личные дела никто не вмешивается. Ты живешь так, как хочешь. Эта свобода личной жизни есть огромное завоевание цивилизации. В деревне все про всех все знают и все находится под контролем. Что бы человек ни совершил, о чем бы ни сказал соседу, это мгновенно посредством слухов становится известно всем. Человек живет, как в аквариуме, — вся личная жизнь на виду.