Теория структурации Э. Гидденса
Нетрудно заметить, что большинство авторов структуралистских концепций стремится совместить объективное и субъективное, осознанное и неосознанное, индивидуальное и коллективное, необходимое и случайное в рамках единого теоретического осмысления социальной реальности. Мечтает об этом и английский исследователь Э. Гидденс (1938), стремясь предложить свой вариант единой социологической теории. Констатируя тот очевидный факт, что существует множество соперничающих теоретических подходов, он считает, что можно все же выделить некий смысловой инвариант, присущий этим подходам. Этот инвариант заключается в признании активного, рефлектирующего (т.е. осмысленного) характера человеческого действия, значения в нем языка и когнитивных способностей. Само изменение общественной структуры рассматривается как проявление возрастающей рефлективности действия. По мнению Э. Гидденса, знание агентов о своих действиях (т.е. сама рефлексия) становится элементом структуры социального действия. Так как подобная рефлексия представляется автором как объект социологического познания, то и социология приобретает характер особой практической науки. Эти положения и являются отправной точкой авторской концепции структурации.
В своей "теории структурации" автор ставит цель исследовать природу человеческого действия и социальных институтов, выяснить характер взаимоотношений между ними. Он стремится интегрировать понятия "действие", "система" и "структура" через постулат рефлективности социального действия. "Изучать
структурацию социальной системы, — пишет Э. Гидденс, — значит изучать способы, которыми эта система через применение интегративных правил и средств, а также в контакте непредвиденных последствий, организуется и воспроизводится во взаимодействии" [74, 66].
Построение теории начинается с определения основного понятия, в качестве которого выступает понятие социального агента. Именно в структуре этого агента, или субъекта социального действия и усматривается, как в капельке воды, структура социума.
Структура агента включает в себя, по мнению автора, три стратификационных уровня: мотивация действия, рационализация действия и рефлективный мониторинг действия. Каждый из этих уровней имеет свои ограничения и специфическое истолкование.
Так, через понятие мотивации действия автор стремится выделить из всей массы обыденных (привычных, автоматических, нерефлексируемых) действий такие, которые имеют необычный, проблемный характер и привлекают внимание агента.
Специфично и понимание рационализации действия. Это не просто его когнитивная подоплека, осмысление агентом своих собственных поступков, а, скорее, понимание совместной, коллективной деятельности, в рамках которой люди должны знать и понимать, что они делают и что делают другие, уметь объяснить, для чего они предпринимают те или иные действия. Это своего рода реализация практического разума.
Рефлективный мониторинг действия — это постоянное отслеживание агентом своих собственных действий, действий сотрудничающих с ним людей, а также сознательная оценка физических и социальньгх условий действия. Здесь реализуется вторжение критического разума, дискурсивного сознания в структуру действия.
Таким образом, анализ структуры агента плавно переходит канализу социального действия, которое, в свою очередь, связано с переосмыслением понятий "структура" и "система", составляющих основное содержание теории структурации. При этом автор критикует как функционалистов за отождествление понятий структуры и системы, так и структуралистов за чрезмерную он-тологизацию понятия структуры, ее экспансию над индивидом. С точки зрения Э. Гидденса, структура — это не статичная система как некая кристаллическая решетка, а своеобразный набор правил или программ, определяющих трансформацию практик.
Эти правила отличаются своей дуальностью, т.е. они одновременно являются и результатом, и условием действия индивидов. Социальная структура, благодаря своему императивному характеру, оказывается ивне субъекта, и внутри него; выступает и как возможность действия, и как его реальное воплощение.
Интерпретированное подобным образом понятие социального действия становится исходным элементом социальной системы, реализуясь в ее институтах. На этой основе упорядочивается смысл исходных категорий (структура, система, структурация), сохраняя, правда, их авторское видение.
Структура в этой теории задает правила трансформации действий, представляя собой повторяющиеся типы отношений, воспроизводимых субъектами действия; система выражает совокупность действий, отношения между индивидами и коллективами, воспроизводимые как социальные практики; структурация определяет условия, задающие преемственность изменяющихся социальных систем.
При всей своей универсальности и логической строгости теория структурации не сумела преодолеть "извечный грех" структуралистских теорий, т.к. продолжила традиционную линию рассмотрения социальной структуры, двигаясь от субъекта к объекту. И при всей ее модерности (и в определенном смысле классичности) она сохранила в себе пункты для критики и альтернативных предложений. Теоретическая социология на этом примере как бы демонстрирует свою вечную незавершенность и стремление к новым синтезам. Для примера можно сослаться на творчество немецкого исследователя Н. Лумана, который также стремится к созданию единой социологической теории, но не более успешно, чем все его предшественники.
2.3.12. Концепция самореферентной системы Н. Лумана
Один из корифеев современной теоретико-социологической мысли, немецкий исследователь Никлас Луман (1927) свою концепцию структурной организации общества, как и многие его предшественники, начинает с постулирования кризиса теоретического знания в социологии, проявляющегося в отсутствии в ней единой теоретической системы, которая бы органично синтезировала все богатство накопленного эмпирического материала и, максимально упростив проблему, привела бы к выработке
общего понятия общества, преодолела бы метафизические понятия его эволюции (прогресса) и предложила бы более адекватные методы его изучения. Одним словом, с чего социология начинается в начале XIX в., к тому же она и приходит в конце XX в. Не вполне оригинален автор, когда выход из создавшейся ситуации он находит в системном подходе. Что же касается понимания этого подхода, то здесь он предлагает ряд неординарных идей, стремясь синтезировать представления биолого-органического плана с идеями теории систем и теории информации. В сущности, он дает обзор развития системного анализа в социологии, третий этап которого и связывает со своим собственным видением системы социума. В этом видении он пытается совместить такие понятия, как "коммуникация", "действие", "взаимодействие", "ожидание", "окружающий мир", "оперативная закрытость", "различение", "самовоспроизведение" (аутопоейсис), "самореферентация" и т.д., которые с точки зрения автора, должны разрушить устаревшее понимание системы.
На первом этапе развития системного подхода, по мнению Н. Лумана, общество воспринималось как некая целостность, напоминающая биологический организм. Отсюда господство биологических аналогий и попытки представить общество как организм, состоящий из взаимосвязанных частей (в качестве которых выступали люди, группы, коллективы, общности или институты, иначе говоря, некие физические объекты). Предметом социологии в этом случае мыслилась необходимость изучения взаимосвязей и взаимозависимостей этих объектов в рамках социальной системы.
Постепенно, однако (по мере развития теории систем и кибернетики), ученые начинают осознавать, что при наличии ряда аналогий между организмом и обществом, они существенно отличаются друг от друга. Основное различие, по мнению Н. Лумана, следует искать в понятиях закрытой (энтропийной, стремящейся к гомеостазу) и открытой (негэнтропийной) систем. Меняется представление и об элементах системы, которые теперь мыслятся не как простые, далее неделимые части, а как сложные подсистемы, т.е. часть сама начинает мыслиться как система, а взаимосвязь — как сложная сеть прямых и обратных связей. Эта переориентация и составляет суть второго этапа системного подхода в социологии, который связан, по мнению Н. Лумана, с творчеством Т. Парсонса. На этом этапе особую теоретическую значимость приобрели понятия фаниц открытых систем и их эмерджентных (системно-целостных) свойств.
Третий этап развития системно-социальных представлений связан, по мнению Н. Лумана, с понятием самореферентных систем, т.е. таких систем, которые способны отличать себя от внешней среды и фиксировать границы этого различия. Сама способность системы осознавать свое внутреннее и внешнее состояние, отграниченность от внешнего мира начинает рассматриваться в качестве ее базисного элемента, что существенно меняет и представления о ее функционировании. При этом связь элементов системы понимается как коммуникация, в рамках которой особое значение приобретает не столько сигнал как сообщение, сколько расшифровка этого сигнала, его понимание и интерпретация. Коммуникация в этом случае мыслится как смысловой, самореферентный процесс. При таком подходе меняется и смысл понятия "действие". Последнее означает не физическую деятельность людей, а элементарные акты проявления самой коммуникации, некие элементарные события, благодаря которым социальная система упрощает саму себя в процессе самореферента-ции. Таким образом, система состоит из различений (коммуникаций), приводящих к другим различениям. Коммуникации (осмысленные порции информации, или различения) производят и воспроизводят себя посредством самих себя, т.е. элементы системы отождествляются с самими системными операциями. Отсюда определенная закрытость социальной системы. Она воспроизводит себя посредством собственных операций, не имеющих отношения к внешнему миру, что и представляется автору в качестве главной характеристики процесса саморазличения.
Итак, элементами сложной системы социального типа выступают не физические объекты (человек или человеческие объединения), а коммуникации, распадающиеся на действия, или события. Подобное понимание элементов системы приводит к реинтерпретации и понятия структуры. Последнее означает не отношение элементов, а некую внутреннюю программу, ограничивающую число допустимых в системе отношений. И предполагается, что только благодаря ограничивающему структурированию система получает столько "указаний", сколько необходимо ей для воспроизводства. Здесь можно было бы сослаться на такой пример. Количество желудочного сока определяется количеством поглощенной пищи. По аналогии с вышесказанным можно было бы утверждать, что ни пища, ни сок не составляют структуру живой системы. Таковой выступает некий третий элемент (своего
рода коммуникатор), который и регулирует отношения между данными элементами в процессе пищеварения и тем самым способствует обновлению организма. Вот этот-то коммуникатор и есть подлинная структура системы.
Н. Луман полагает, что предложенное им понимание социальной системы помогает устранить те логические трудности, которые возникают при механическом переносе понятий системного подхода на объяснение общественных явлений. При этом понимании границы системы, оставаясь подвижными (нечеткими, размытыми), могут быть в то же время весьма определенными в силу оперативной закрытости системы и ее стремления воспроизводить свою границу. Оперативная закрытость решает и проблему эмерджентных свойств, так как системные операции остаются внутри системы. Люди, таким образом, не являются элементами общественной системы, они представляют собой лишь часть окружающей среды. Социальная система представляет собой в этой интерпретации своеобразную совокупность коммуникаций, обладающих свойством самоописания, а действие-событие — это своеобразное проявление самой коммуникации.
Таким образом, мы познакомились с рядом теоретических концепций, по-своему интерпретирующих структуру общества: его элементы и процессы функционирования социальных систем как проявление действий. При всей оригинальности этих концепций они оказались не единственными. Дело в том, что не для всех исследователей очевидным было восприятие действия в качестве очевидного факта социальной системы, т.к. действие ассоциировалось в большинстве случаев с поведением отдельно взятого человека, индивида. Социальность же понимается многими как проявление отношений между людьми, по крайней мере, между двумя индивидами, и выражается понятием не столько действия, сколько взаимодействия. Именно это понятие и определило особое понимание социальной структуры, оформившись в ряде новых теоретических концепций.
2.2.13. Структуралистская версия марксизма Луи Альтюссера
Несмотря на некоторую растерянность обществоведов в странах постсоветского пространства, марксизм был и остается одной из ведущих теорий, объясняющей устройство и развитие общества. Помимо чисто антимарксистских теорий, стремящих-
ся опровергнуть марксизм в целом или в его отдельных частях, на Западе имеется и ряд достаточно солидных подходов, стремящихся модернизировать это учение в свете новейших теоретических данных. Наиболее популярной стала структуралистская версия марксизма, развиваемая в работах французского исследователя Луи Альтюссера. Абстрагируясь от бинарно-классового истолкования общественной структуры, этот исследователь выделил такой структурообразующий элемент, как "практика", связав его с деятельностью человека или его действием, с его стремлением к определенной цели и выбором средств ее достижения. Деятельность понимается как акт производства с добавлением ментальных составляющих. По' Л. Альтюссеру, практика состоит из трех элементов: исходного материала (представляющего собой материально-духовную структуру, т.е. сырье, а также план действия и мотивы действия); средства производства (достаточно сложная подсистема практики, включающая в себя орудия труда, инфраструктурные средства производства, самого рабочего с его навыками, опытом и способами осуществления трудовой деятельности); конечного продукта (или результата деятельности). Особое значение для осуществления практики имеет соединение рабочей силы со средствами производства. Действие в этом случае понимается не как отношение человека к человеку, а как отношение человека к предметам материального мира. Сама практика приобретает производственно-экономический характер, хотя автор и пытается преодолеть такое узкое ее истолкование, вводя в свою теорию понятия различных видов практики. К таковым Л. Аль-тюссер относит: экономическую, политическую и идеологическую разновидности практик, называя их иногда "уровнями общества". При этом он анализирует как собственную структуру указанных практик, так и их взаимоотношения друг с другом в рамках целостной социальной структуры, или "социальной формации". Подчеркивая определенную автономность практик в структуре общества, Л. Альтюссер считает, что они имеют свою логику становления и развития, взаимно взаимодействуя друг на друга, поэтому как экономика может влиять на политику и идеологию, так и эти последние могут иметь обратное воздействие на экономику. Источником социального развития признаются противоречия, которые имеют место как внутри отдельных практик или "уровней общества", так и между ними в рамках "структуры структур", или в "социальной формации". Таким образом, Л. Альтюссер отходит от идеи какого-то одного, доминирующего про-
тиворечия в обществе (например, между трудом и капиталом, буржуазией и пролетариатом) и склоняется к мысли, что в обществе проявляется целая сеть различных противоречий, одни из которых как бы нейтрализуют друг друга, другие же, наоборот, могут друг друга усиливать. В результате переплетения различных противоречий в обществе и происходит либо стагнация и упадок, либо революционные изменения с достаточно радикальными преобразованиями во всех трех сферах общественной жизни. В качестве конкретного примера приводится ситуация Октябрьской революции в России с достаточно интересным анализом того многообразия противоречий, которые сложились в России накануне и в ходе Первой мировой войны. Стремясь конкретизировать учение о трех основных сферах общественной жизни и их взаимовлиянии друг на друга, Л. Альтюссер все же склоняется к выделению экономической сферы в качестве главной и определяющей. Именно эта сфера, по мнению исследователя, определяет социальный строй общества, разделяя людей на "работающих" и "не работающих", на не обладающих средствами производства и обладающих средствами производства, определяя их "социальные позиции". На этой основе выделяются четыре основных типа способов производства: феодализм, промежуточный, капитализм и социализм, в которых по-разному реализуются отношения между работающими и не работающими в зависимости от владения собственностью и формами контроля. Специфика анализа классовой структуры, предложенного Л. Альтюссе-ром, проявляется в том, что выделение классов определяется не только экономическими предпосылками, но политическими и идеологическими структурами; что в рамках одного и того же общества одновременно могут существовать различные способы производства, поэтому классовые противоречия имеют не биполярную, а многополярную основу своего проявления, то есть классовых различий может быть намного больше, чем просто отношения между двумя группировками. Таков главный итог структуралистской переработки классовой теории марксизма. Иная идея многополярности социальной структуры представлена в концепциях стратификации, позволяющих перетолковать марксистское учение о классах в духе структуралистских концепций, либо противопоставить классовой трактовке общества идеи стратификационного устройства социальной структуры, переосмысливая при этом и понятия класса, личности, практики, формации и т.д., развиваемые в рамках марксистской теоретической традиции.
2.4. Теории социального взаимодействия в структуре малых групп и межгрупповых отношений
2.4.1. Общая характеристика
Возникновение нового класса социологических теорий (вспомним о том, что, говоря о развитии социологических теорий, мы имеем в виду не линейно-хронологический процесс их возникновения, а скорее картину веерного развития, когда, возникнув почти одновременно, теории развиваются параллельно, подпитывая друг друга идеями, что, тем не менее, не мешает им бороться друг с другом) было связано с явным отторжением идеи упрощенного толкования социальной структуры, выводимой из психологии индивида. Многие исследователи стали обращать свое внимание не столько на природу индивида, сколько на элементарные человеческие отношения в рамках первичных человеческих коллективов (семья, группа и т.д.). Этот интерес привел к тому, что, с одной стороны, первичная группа становится объектом социологического анализа, стимулируя формирование особой ветви теоретического знания: микросоциологии, социометрии, теории малых групп, имевших в основном логико-методологическую направленность, а с другой стороны, продолжались попытки общего истолкования социальной структуры, которые стали строиться, исходя из закономерностей функционирования малых групп и процессов взаимодействия. Именно поэтому теории взаимодействия быстро стали перерастать рамки теорий среднего и частного уровня, приобретая характер общесоциологического знания.
Теории взаимодействия развивались в основном в рамках американской социологической мысли, в которой сильны были традиции утилитаризма, прагматизма и бихевиоризма. Суть этих теорий заключается в том, что бихевиористскому принципу "стимул — реакция" был придан рационально-утилитарный смысл и тем самым он приобретал социально-осмысленный характер. Стимул и реакция стали рассматриваться в аспекте человеческого взаимодействия, когда действие одного человека (или членов малой группы) определяет действие (поведение) другого человека и наоборот. Затем это взаимодействие возводится в ранг основополагающего принципа организации социальной системы. К классическим теориям этого направления могут быть отнесены: теория "зеркального Я", теории символического интеракциониз-ма, теории обмена и теории социального конфликта.
Эти теории, определяя структуру малых групп, тем не менее, имеют и общесоциологический смысл.
2.4.2. Теория "зеркального Я"
Основоположником этой теории является американский социолог и социальный психолог Ч. Кули (1864-1929), который в работах "Человеческая природа и социальный порядок", "Социальная организация", "Социальный процесс", "Социологическая теория и социальное исследование" изложил свое видение социальной структуры, суть которого хорошо выражается стихотворной строчкой из произведения Гете: "Лишь в людях можно познать себя". С точки зрения этого автора, общество, группа и индивид объединяются в некую сверхцелостность. Общество и индивид — это не части целого, а разные стороны, разные проявления целого. Общество — это кумулятивный (а не сумматив-ный) аспект целостности, индивид — дискретная сущность целого. Как говорили древние — все в малом и малое во всем.
Целостность общества, группы и индивида определяется такими метафизическими понятиями, как "большое сознание", "человеческая жизнь", "общественная целостность", "социальная самость".
Важной системообразующей категорией оказывается обмен сознанием (информацией) между индивидами. Этот обмен достигается в процессе социализации личности в рамках малой группы, т.е. такой группы, в которой реализуется непосредственный контакт между людьми. Это, прежде всего, семья, соседская община, в рамках которых начинает формироваться человек с последующим включением его в различные социальные структуры (организации и институты).
В процессе социализации происходит трансформация индивидуального сознания в коллективный разум с усвоением социальных норм и переоценкой своей личности с позиции восприятия окружающими, т.е. осуществляется переход от интуитивного "самоощущения" к "социальным чувствам". Человек смотрит на другого человека, как в особое зеркало и видит в нем свое собственное отражение.
Причем это отражение отнюдь не всегда совпадает с собственной оценкой человека. Социализация, по Ч. Кули, и означает необходимость согласования оценки и самооценки, превращение индивидуального "Я" в коллективное "Я". Отсюда следует
вывод о том, что индивидуальная природа человека приобретает социальный смысл только лишь в коммуникации, в межличностном обращении внутри первичной группы. "Социальная самость" — это и есть тот ментальный элемент, который переходит через конкретных людей из общества в личность, встраивая ее в социальную структуру, превращает личное "Я" в "Я" социальное. При этом особая роль отводится "чувству присвоения", которое реализуется в жизни человека от элементарного присвоения вещей (как предметов собственности) до присвоения ментальных объектов, т.е. присвоения мнений других людей о себе. В этой связи Ч. Кули пишет: "Самость проявляется наиболее заметным образом в присваиваемости объектов общего желания соответствующей индивидуальной потребности во власти над такими объектами, чтобы обеспечить свое собственное развитие, а также угрозе противодействия со стороны других людей, которые также испытывают потребность в них. Это относится не только к материальным объектам, но предполагает и стремление точно также завладеть вниманием и привязанностью других людей" [37, 316]. И далее эта мысль выражается еще более лаконично: "Чувство присвоения всегда есть, так сказать, тень общественной жизни" [37, 318].
Усваивая (присваивая) мнения других о себе, человек, по мнению Ч. Кули, вырабатывает "представления представлений", отделяет свое социальное "Я" от всей его остальной части. В этой связи Ч. Кули считает, что "Я" — это не все сознание целиком, "но какая-то особенно сосредоточенная, энергичная и сплоченная его часть, обособленная от остального, но постепенно сливающаяся с ним и все же обладающая некоторой фактической вычлененностью, так что человек, в общем, достаточно ясно показывает в своем языке и поведении, что есть его "Я" в отличие от тех мыслей, которые он не присваивает" [37, 318].
Это присвоение личностью мнения других о себе и составляет доминантную часть его социализированного "Я", которое определяет структуру личности, ее взаимодействие с другими людьми в рамках социальной самости, в рамках первичного социального коллектива.
Особенность непосредственного взаимодействия в рамках малой группы состоит в том, что в ней происходит "встреча" индивидуального и общественного сознания, индивидуального "Я" и социальной самости, зарождаются и передаются моральные нормы и общественные традиции. Именно поэтому, с точки
зрения Ч. Кули, изучение структуры личности, процессов взаимодействия личностей в рамках первичных коллективов с последующим выходом на анализ общесоциальных явлений и должно стать объектом социологической теории. Этот акцент на изучение взаимодействия в рамках первичных коллективов как системообразующего элемента усиливается в последующих теориях. Учитывая также тот факт, что в теории "зеркального Я" ключевым термином оказывается понятие "присвоения", эту теорию можно было бы назвать и "теорией присвоения" по аналогии с теорией обмена.
2.4.3. Символический интеракционизм
Теория "зеркального Я", обозначив новое понимание социальной структуры, не имела достаточно глубокой концептуальной проработки, носила скорее описательно-бытийный характер, не отвечала канонам строго обоснованного знания. Однако идея, заложенная в ней, оказалась достаточно плодотворной. Она содействовала тому, что целая плеяда американских ученых взялась за разработку нового теоретического направления, суть которого заключалась в осмыслении социальной структуры через факт взаимодействия между людьми в процессе их совместного проживания. Теоретические идеи символического интеракцио-низма как раз таки и явились одной из первых попыток концептуализации этого факта.
Основоположником символического интеракционизма считается американский исследователь Дж. Мид (1863-1931); правда, само название этого направления появилось несколько позже, в трудах его последователей. Дж. Мид попытался ответить на вопрос, как человек, появляясь на свет в виде чисто "физического субъекта", превращается в личность, в необходимый элемент социальной структуры, в "социальное Я".
В работе "Разум, я и общество" (вышедшей в 1934 году и представляющей собой посмертное издание лекций, прочитанных в Чикагском университете) Дж. Мид попытался раскрыть сущность социального через такие понятия, как "коммуникация", "общение", "соучастие", "приспособление", "подражание", "отклик", "установка", "символ", "смысл", "самость".
Концептуализация социальности, с точки зрения Дж. Мида, достигается путем анализа тех связей, которые устанавливаются между людьми в рамках единой социальной целостности.
Именно поэтому понятие "коммуникации" становится основным и определяющим в теоретической конструкции Дж. Мида. К нему стягиваются и остальные из вышеуказанных понятий, хотя каждое из них имеет свою особую концептуальную нагрузку. Коммуникация трактуется Дж. Мидом как общение на основе языка и жеста, т.е. особых символов взаимодействия (отсюда и название этого направления — символический интеракционизм, т.к. по-английски взаимодействие — interaction). "Принцип, который я предлагаю для определения социальной организации, — пишет Дж. Мид, — есть коммуникация, вовлекающая других в процесс соучастия. Он требует присутствия других в самости, идентификации других с самостью, обретения самосознания через других" [46, 253].
Коммуна и коммуникация, имея общий корень, предполагают и совместное проживание, и обмен социализирующей информацией. В основе этого обмена лежит принцип подражания, выделение главных основных смыслов общения. "Здесь налицо некий избирательный процесс, — пишет Дж. Мид, — который избирает то, что является общим. "Подражание" зависит от индивида, воздействующего на себя самого так, как другие воздействуют на него, так что он находится под воздействием не только другого, но и самого себя" [46, 213].
Коммуникация в данном случае понимается как многократное отражение человеком самого себя и мыслей других о самом себе до тех пор, пока социальная самость, как некий свод взаимоприемлемых установок, правил, оценок и самооценок, не превратится в личностную самость. "Более или менее бессознательно мы видим себя так, — пишет Дж. Мид, — как видят нас другие... обращаемся к себе так, как обращаются к нам другие... Мы бессознательно ставим себя на место других и действуем так, как действуют другие. Я хочу просто выделить здесь некий всеобщий механизм, потому что он обладает фундаментальным значением для развития того, что мы называем самосознанием и возникновением самости. Мы постоянно, особенно благодаря использованию голосовых жестов, пробуждаем в себе те отклики, которые мы вызываем у других, так что мы перенимаем установки других, включая их в свое собственное поведение" [46, 215].
Акты общения и символического взаимодействия и есть та среда, в которой формируется личность, происходит превращение физического человека в "социальное Я". Возможность такого превращения объясняется тем, что индивид, общаясь с
другими индивидами, являющимися представителями различных социальных групп и слоев общества и тем самым выступающими живыми носителями различных программ поведения, как бы списывает, считывает с них программы поведения и сознательно или несознательно превращает их в правила собственного поведения. Человек тем самым из простой живой формы превращается в "социальное Я".
Возможность такого считывания программы поведения определяется как индивидуальная перспектива. В такой перспективе выражается специфичность взаимодействия субъекта с окружающей средой. В силу того, что субъект общается не с одним человеком, а с множеством людей, которые являются носителями разных программ поведения, то перспективы приобретают характер объективно существующего феномена. Наличие этого феномена, по мнению автора, и определяет природу "социального Я". Социален и субъект, т.е. он погружен в систему индивидуальных перспектив, и его личная социализация представляет собой итог группового общения, или интериоризации "обобщенного другого". Социализированная личность представляет собой сложную систему, состоящую из сугубо индивидуальных черт, или того, что определяется понятием "Я" и социализированных качеств, определяемых понятием "Мы". Последнее представляет собой совокупность установок "других Я", "роли другого" и "обобщенного другого", т.е. интернализированную структуру групповой деятельности как своеобразную функцию, взаимодействия индивидов в рамках малой группы. Так в процессе перехода от принятия роли "другого", "других", а затем "обобщенного другого", происходит превращение физиологического организма в "социальное Я".
Социализируясь, человек не только других людей, но и себя начинает воспринимать в качестве объекта, т.е. становится объектом самопознания, предметом внутреннего самообщения и самооценивания, что и отличает человека от всех других объектов живой и неживой природы. Человек, находясь в символическом поле, стремится понять жесты (действия) других людей и сам ведет себя в соответствии с общепринятыми нормами, т.е. той самостью, которая утверждается в обществе и постепенно становится частью его внутреннего мира, важным элементом его социального мышления.
Эти общие идеи символического интеракционизма получили свое дальнейшее развитие в творчестве другого американского исследователя Г. Блюмера (1900-1967), который в работе
"Символический интеракционизм: перспективы и метод" и ввел в научный оборот само название этого направления.
Суть теоретической конструкции Г. Блюмера выражается следующими понятиями:
—деятельность человека в отношении объектов (а таковыми могут выступать как и сам человек, так и другие люди) осуществляется на основании тех значений, которые этим объектам придаются;
—значения есть продукт социального взаимодействия (интеракции) между индивидами в процессе их совместного проживания;
—символизация значений, способы их изменения и применения есть результат интерпретации знаков.
Взаимопонимание людей в процессе общения и поведения есть результат однозначного восприятия языка и тех символов, которые вырабатываются у людей в рамках той или иной культурной среды.
Оригинальный вариант символического интеракционизма развивается в работах Э. Гоффмана (1922-1982), который называется автором "драматургического подхода", выражающим проявления личной и общественной жизни в театральной терминологии. При этом человек одновременно выступает в качестве автора, режиссера, актера, зрителя и критика, как бы примеривая на себе разные социальные роли.
В обобщенном виде варианты символического интеракционизма предстают в качестве концептуализированных систем. Однако самим авторам такая интенция не присуща. Для них более характерным было описание конкретных ситуаций. Общество, понимаемое интеракционистами как общение, находится в постоянном движении и изменении, поэтому, с их точки зрения, здесь не может быть каких-либо устойчивых абстракций и обобщений. Однако помимо их воли сами идеи, которые использовались для описания и объяснения тех или иных конкретных ситуаций, постепенно приобретали концептуально обобщенный характер, что и позволяет выделять интеракционизм в качестве самостоятельного теоретического направления.
Дальнейшая концептуализация идей интеракционизма наблюдается в таких направлениях теоретической социологии, которые получили название "феноменологической социологии", основным представителем которой является американский ученый (и предприниматель) А. Шюц (1899-1959) и "этнометодологии"
Г. Гарфинкеля (1917). Специфика этих направлений теоретической мысли определяется тем, что они касаются не столько проблем структурной организации общества, сколько способов ее понимания и объяснения, т.е. они акцентируют свое внимание на природе социального познания и знания, на способах формирования социологических понятий. И в этом плане они в значительной мере дополняют и углубляют идеи символического интеракционизма, вскрывают глубинные аспекты социального взаимодействия на уровне повседневного общения.