Развода развода развода
NB
• Пять основных потребностей социальных институтов:
— потребности в воспроизводстве рода(институт семьи и брака);
— потребности в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);
— потребности в добывании средств существования (экономические институты, производство);
— потребности в передачи знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров(институты образованияв широком смысле, т. е. включая науку и культуру);
— потребности в решении духовных проблем, смысла жизни(институт религии).
• Функцией социального института будем называть ту пользу, которую он приносит обществу. Иначе говоря, совокупность решаемых задач, достигаемых целей, оказываемых услуг.
• Напротив, если от института помимо пользы происходит вред, будем называть подобные действиядисфункцией.
• Социальный контроль представляет собой особый механизм поддержания общественного порядка с помощью использования властных полномочий и включает такие понятия, каксоциальные нормы, санкции, власть.
• Социальные нормы — предписания, требования, пожелания и ожидания соотвествующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы суть некие идеальные образцы (шаблоны), предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Они различаются масштабом.
• Обязанности свидетельствуют о том, что исполнитель данной роли или носитель данного статуса должен делать по отношению к другим исполнителям или носителям.Права говорят о том, что человек может позволить себе или допустить в отношении других людей.
• Санкциями называются не только наказания, но также поощрения, способствующие соблюдению социальных норм. Наряду с ценностями они ответственны за то, почему люди стремятся выполнять нормы.
• Ценности — социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т. п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей.
• Социальные нормы выполняют в обществе очень важныефункции. Они:
— регулируют общий ход социализации;
— интегрируют индивидов в группы, а группы— в общество;
— контролируют отклоняющееся поведение;
— служат образцами, эталонами поведения.
• Внешний контроль — это совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов. Он подразделяется на неформальный (внутригрупповой) и формальный (институциональный).
• Формальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны официальных органов власти и администрации.
• Неформальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое выражается через традиции и обычаи либо средства массовой информации.
• Надзор — неосновной социальный институт — разрастается до размеровкрупномасштабной социальной системы, покрывающей всю страну. В такую систему входят:
— сыскные бюро;
— детективные агентства;
— полицейские участки;
— служба осведомителей;
— тюремные надзиратели;
— конвойные войска;
— суды;
— цензура.
• Типология методов контроля включает в себя, в одном случае, мягкие и жесткие, прямые и косвенные методы, в другом — общий и детальный контроль. Частным случаем последнего выступаетнадзор, который в тоталитарном обществе разрастается до крупномасштабной системы.
• Социальная организация — это такой способ совместной деятельности людей, при котором она принимает форму жестко упорядоченного, регулируемого, скоординированного и направленного на достижение конкретных целей взаимодействия.
• Социальный институт — механизм или совокупность учреждений, связанных выполнением одной функции.
• Целевая структура — система официальных отношений, определенных предписаниями, инструкциями, правилами, законами, распоряжениями, техническими нормативами, картами функциональных обязанностей, штатным расписанием. Она включает в себя:
— распределение функций (горизонтальная организация) между бригадами, участками, цехами, отделами (структура и способы их действия оформлены положениями, инструкциями и другими официальными документами);
— субординацию должностей (вертикальная специализация) — объем и меру ответственности в принятии решений на разных уровнях;
— систему коммуникаций, т. е. средства и каналы передачи информации, которая движется «сверху вниз» (передача распоряжений, указаний, заданий) «снизу вверх» (отчеты подчиненных) и по горизонтали (консультация и обмен мнениями равных по рангу).
• Наука — самая сложная область интеллектуальной деятельности человека. Исторически она возникла позже религии, искусства, образования.
• Основная функция науки — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Цель научной деятельности — получение нового знания. Цель образования — передача нового знания новым поколениям людей, т. е. молодежи.
• Семья — это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
• Домохозяйством считается отдельный человек, семья или группа людей, совместно живущих и питающихся, но не обязательно имеющих родственные отношения.
• Жизненный цикл семьи — последовательность значимых, этапных событий в существовании семьи — начинается с заключения брака и кончается его расторжением.
• Брак — институт, регулирующий отношения только супругов, асемья — институт, регулирующий еще и отношения между родителями и детьми.
• Родство — совокупность людей, связанных общими предками, усыновлением или браком. Когда супруги соединяются узами брака, то в единую систему сливаются два родственных клана — родня жены и родня мужа.
• Расторжение брака (развод), прекращение брака при жизни супругов. В России осуществляется по заявлению одного или обоих супругов в судебном порядке, а при взаимном согласии супругов, не имеющих несовершеннолетних детей, в органах загса.
• Разводимость, в демографии — частота расторжения браков. Измеряется числом разводов на 1000 жителей в год или на 1000 существующих супружеских пар.
• Мотивы развода — это субъективные причины, названные самими разводящимися или экспертами. Мотивы отражают только те чувства, которые переживали супруги на период развода, а не реальные проблемы, которые привели к нему.
• Состояние психологической опустошенности, эмоционального стресса и панического страха, наступивших после развода, ученые называют«травмой развода».
• Восстановление психического равновесия и приспособление к новым социальным условиям называютадаптацией к послеразводной ситуации.