Тестовые задания для проверки знаний студентов по теме «Социология: предмет, методы, функции. Становление науки»
1. Социология – это:
А) наука, изучающая сущность. Функции и общие закономерности развития этносов, межнациональные отношения;
Б) наука о закономерностях производства;
В) наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей.
2. Кто ввел в научный оборот следующие направления (О. Конт, Р. Мертон, Э. Дюркгейм):
А) аномия;
Б) социология;
В) теории среднего уровня.
3. Социальные отношения – это:
А) отношения между группами людей, занимающими разное положение в обществе, принимающие неодинаковое участие в его экономической, политической и духовной жизни, отличающимся образом жизни, уровнем и источниками доходов, структурой личностного потребления;
Б) ряд людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, ощущают свою принадлежность к группе и воспринимаются другими как члены данной группы;
В) вся совокупность отношений, существующих в обществе.
4. Основоположником конфликтологической социологии является:
А) М. Вебер;
Б) Г. Зиммель;
В) К. Маркс;
Г) Н. Данилевский.
5. Гипотеза о влиянии бессознательных импульсов на индивидуальное развитие человека и исторический процесс в целом, принадлежит:
А) Г. Зиммелю;
Б) Д. Миду;
В) П. Сорокину;
Г) З. Фрейду.
6. Основополагающей идеей неомарксизма является:
А) экономический детерминизм в социальном развитии;
Б) многолинейность развития культуры;
В) отчуждение человека в современном обществе.
Тема 2. Социальные общности и группы (Семья как малая группа. Этнические общности).
Определение понятия “социальная группа”. Различные виды социальных общностей.
Факторы, влияющие на формирование социальных групп. Типология социальных групп по степени внутригруппового контроля. Большие и малые группы. Изучение сплоченности малой группы (социометрический метод Дж. Морено). Первичные и вторичные группы (Ч. Кули), референтные группы (Г. Хаймена). Коммуникационные связи в группах. Определение и функции лидерства в группах. Группообразующие процессы в современном обществе.
Понятие социальной общности. Характерные черты социальной общности. Виды социальных общностей.
Семья как социальный институт и малая группа. Функции семьи и тенденции их изменения. Структура семьи. Семья традиционная и эгалитарная, их особенности. Типология семей. Основные тенденции развития современной семьи и их социальные последствия в современном российском обществе. Студенческая семья.
Национально-этнические общности. Определение понятия “этническая группа” (этнос). Типы этносов: племя, народность, нация. Этническая стратификация. Новые тенденции и формы национально-этнического, социально-территориального структурирования общества. Причины обострения межнациональных отношений.
Самопроверка:
1. Основные виды и формы социальных общностей?
2. Что такое «малая социальная группа»?
3. Виды и формы семьи?
4. Основные функции семьи?
5. Что такое межнациональные отношения и как их регулировать?
Семинарское задание № 2:
1. Каким образом можно выявить лидера в группе?
2. Дать краткую характеристику структуре современного общества. Какие формы и виды социальных групп и общностей сохранились на протяжении веков и тысячелетий. Обосновать ответ.
3. Разыграть момент урегулирования межнациональных распрей. Подписание мирного договора.
Тестовые задания для проверки знаний студентов по теме « Социальные и этнические общности. Семья – как малая социальная группа».
1. Выберите соответствующие определения следующим понятиям – нация, народность, раса:
а) исторически сложившиеся ареальные группы людей, связанные единством происхождения, которое выражается в общих наследственных морфологических и физиологических признаках;
б) исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей, следующая за племенем;
в) историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности, их территории, экономических связей, литературы, языка, этнических особенностей культуры и характера.
2. Ассимиляция – это:
а) слияние одного народа с другим, при утрате одним из них своего языка, культуры, национального самосознания;
б) влияние расовых различий на историю и культуру общества;
в) самостоятельное существование этнических групп.
3. Этнократическое общество – это:
а) этнически однородное государство;
б) государство, где люди нетитульной нации не могут получить гражданство;
в) государство, в котором несколько языков являются государственными.
4. Исторически обусловленная форма отношений между мужчиной и женщиной – это:
а) семья;
б) брак;
в) и то, и другое.
5. Рождаемость ниже там, где:
а) высокий уровень и качество жизни;
б) низкая культура и образованность;
в) существует соответствующая культурная установка.
6. Признаки депопуляции:
а) число родившихся превышает число умерших;
б) число умерших превышает число родившихся;
в) уровень рождаемости и смертности одинаков.