Желание ответной реакции
До сих пор я описывал типы психологической восприимчивости (impressionability), связанные с преследованием добычи и избежанием смерти, которые, в свою очередь, тесно связаны с чувством гнева и чувством страха. Желание ответной реакции, с другой стороны, изначально соотносится с инстинктом любви и проявляется в стремлении искать признания и выражать признательность при общении с другими людьми.
Прежде всего, следует сказать о привязанности матери к своему ребенку и об ответной реакции ребенка, что хорошо прослеживается <...> в рассуждении Торндайка:
«Всем женщинам изначально, с раннего детства и до смерти, свойствен интерес к детям. Женщины реагируют на инстинктивные взгляды, крики, жесты и плач грудного ребенка, получая удовлетворение от младенческого гугыканья, улыбок и жестов привязанности. Они склонны к инстинктивным успокаивающим действиям при виде боли, горя или страданий ребенка. Грубые привычки могут разрушить эти наклонности, привычки противоположного рода — чрезмерно усилить, отсутствие практики — ослабить, однако эти наклонности столь же фундаментальны, как и любое свойство человеческой природы».
Данное отношение, несомненно, полезно и необходимо, поскольку ребенок беспомощен в течение ряда лет и не выживет, если его мать не будет побуждаться к тому, чтобы отдавать ему свою привязанность. Такая установка присуща и отцу ребенка, но она гораздо слабее, менее выразительна и проявляется постепенно.
В дополнение следует отметить, что желание ответной реакции в отношениях между полами в связи с ухаживанием проявляется весьма сильно. Пылкое ухаживание подразумевает постоянные заверения в любви и клятвы верности. Женитьба и дом связаны с ответной реакцией, однако это происходит на фоне более стабильных привычек, большей рутины, меньшего нового опыта. Ревность — это выражение страха, что ответная реакция направлена на кого-то другого. Флирт — это ситуация, когда некто стремится к новому опыту, провоцируя ответную реакцию с разных сторон.
У некоторых натур желание получать и отдавать привязанность непропорционально больше других желаний, оно, так сказать, передозировано, поэтому мешает нормальной организации жизни. Оно может быть направлено либо на ребенка, либо на представителя другого пола.
* * *
Говоря вообще, желание ответной реакции — наиболее социальное из всех желаний. Оно содержит как сексуальный элемент, так и момент общения. Это желание связано с эгоистическими запросами, но, с другой стороны, оно — главный источник альтруизма. В привязанности к ребенку и к семье и в приверженности идеям, принципам и идеалам проявляется одна и та же установка в ее различных сферах приложения. Действительно, приверженность и самопожертвование
могут определяться также и другими желаниями — желанием нового опыта, желанием признания или желанием безопасности, равно как могут быть связаны со всеми ними сразу. Пастеровская преданность науке, вероятно, объясняется главным образом желанием нового опыта — научным любопытством. В кампаниях же Наполеона отражается желание признания (амбиция)...
Желание признания
Это желание выражается в общей для всех мужчин борьбе за позиции в их социальной группе, в разработке инструментов для достижения признанного, завидного и престижного социального статуса. У женщин сейчас платье является, пожалуй, любимым средством закрепления социальных различий и демонстрации классового положения. Девушка — иммигрантка богемного типа выразила свою философию следующим образом: «В конечном счете жизнь есть преимущественно то, что вы носите». Веблен в своем труде «Теория праздного класса» указывает на то, что статус мужчин определяется отчасти тем, как их жены демонстрируют уровень своего благосостояния. Социальные различия также проявляются в деятельности, требующей умений и риска, — в спорте, войне и исследованиях. Драматурги и скульпторы стремятся к общественному признанию и «славе». В «открытиях» Пастера... и в научных исследованиях подобного рода присутствует не только удовольствие от «поиска», как такового, но и удовлетворение от общественного признания. В хвастовстве, заносчивости, жестокости, тирании, «воле к власти» содержится садистический элемент, связанный с чувством гнева, и все это есть попытка силой добиться признания личности. Женская слабость, болезни и даже ложные болезни часто используются в качестве оружия, однако в равной мере это — способ вызвать ответную реакцию. С другой стороны, покорность, жертвенность, святость, страдальчество могут приводить к социальным различиям. Демонстрационные мотивы, связанные со стремлением к признанию, мы определяем как «тщеславие», а стремление к творческой деятельности мы называем «амбицией».
Значение признания и статуса для индивида и общества чрезвычайно велико. Индивид не только хочет признания и статуса, но и нуждается в них для развития своей личности. Их отсутствие, а также страх никогда их вновь не обрести являются, вероятно, главным источником тех психопатических отклонений, которые фрейдисты трактовали как сексуальные по своему источнику.
С другой стороны, только общество способно наделить индивида статусом, и, стремясь его получить, индивид становится ответственным перед обществом, он вынужден контролировать свои желания. Его зависимость от общественного мнения является, пожалуй, сильнейшим фактором, побуждающим его соответствовать самым высоким требованиям, которые ему предъявляет общество.
* * *
Общий стандарт поведения, которому склонен следовать данный индивид, служит основой нашего суждения о его характере. Наша оценка (положительная или отрицательная) характера индивида исходит из того, какие желания в противовес другим у него проявляются и какие способы их удовлетворения он выбирает. То, какие именно желания преобладают у того или иного индивида, предопределяется главным образом тем, что называется темпераментом. Это, вероятно, не более чем совокупность химических процессов, связанных с выделениями желез внутренней секреции. В зависимости от темперамента индивиды, несомненно, предрасположены к определенным классам желаний. Но нам также известно, и сейчас я проиллюстрирую данное положение, что решающее влияние на процесс выражения желаний оказывает одобрение со стороны ближайшего окружения человека и общественное мнение в целом. Переход необузданных молодых людей к стабильному образу жизни, переход от поиска нового опыта к безопасности в результате женитьбы, религиозной практики, деловой ответственности — примеры подобного рода. Следовательно, мы можем определить характер как способ организации желаний, который определяется темпераментом и опытом. При этом под «организацией» понимается общая модель, в соответствии с которой выстраивается совокупность желаний.
В плане изучения поведения важным является то, что желания представляют собой движущую силу, исходный момент активности. Любые воздействия, которые попадают в поле зрения, должны быть проверены на предмет их связи с желаниями.
Мы также можем предположить, что жизнь индивида не может быть названа нормальной, если все четыре типа желаний в той или иной мере и в той или иной форме не удовлетворены.
Регулирование желаний
Одна из наиболее важных способностей, приобретенных в результате эволюции животного мира, — это способность принимать решения самостоятельно, а не под давлением внешних обстоя-
тельств. Простейшие формы организмов не принимают решений в том смысле, как мы понимаем этот термин. Их притягивают или отталкивают химические вещества, температура, свет и т.д. При этом они во многом напоминают железные опилки, которые притягиваются и отталкиваются магнитом. Простейшие действительно ведут себя соответственно в соответствующих условиях. Группа маленьких рачков как бы в панике спасается бегством, если в сосуд, где они находятся, поместить кусочек стрихнина, и наоборот — они бросаются на капельку мясного сока, подобно свиньям, бросающимся к корыту с пойлом. Однако делают они так в силу органической привязки к одному веществу и неприятия другого, а не в результате выбора или «свободы воли». Для них существуют, так сказать, правила поведения, но эти правила всего-навсего результат удачного механического приспособления организма к типичным повторяющимся ситуациям, и организм не в состоянии изменить эти правила.
Напротив, высшие животные, прежде всего человек, способны отказаться от реакции на стимул, на который они реагировали ранее. Реакция на него может привести к болезненным результатам, поэтому правило или привычка в данной ситуации изменяются. Мы называем эту способность силой торможения (power of inhibition). Она определяется тем обстоятельством, что нервная система несет в себе воспоминания или информацию о прошлом опыте. С момента ее возникновения действия уже не определяются исключительно внешними источниками; определение действий происходит в самом организме.
Каждый акт самоопределения поведения всегда предваряется этапом изучения и размышления, который мы можем назвать этапом определения ситуации (definition of the situation). В действительности не только конкретные действия зависят от определения ситуации, но постепенно вся стратегия жизни (life policy) и личность самого индивида начинают проистекать из серии таких определений.
Однако ребенок с момента рождения принадлежит к группе людей, где все общие типы ситуаций, которые могут возникнуть, уже получили определения и были выработаны соответствующие правила поведения. Поэтому ребенок не имеет ни малейшего шанса давать свои собственные определения и следовать своим желаниям без какого-либо вмешательства извне. Люди всегда жили группами. Присущ ли действительно человечеству стадный инстинкт или группы держатся вместе из соображений пользы — не имеет значения. Ясно, что желания в целом таковы, что они могут удовлетворяться только в обществе. Даже если обратиться только к криминальной модели поведения, то можно выявить множество путей, при которых жела-
ния индивида вступают в конфликт с желаниями общества. Однако криминальная модель не включает в себя многочисленные выражения несанкционированных желаний, которые общество пытается регулировать с помощью убеждения и общественного мнения.
Таким образом, между спонтанными определениями ситуаций, даваемыми членом организованного общества, и определениями, которые предлагает ему общество, существует постоянная конкуренция. Индивид тяготеет к гедонистическому выбору деятельности, когда на первом месте удовольствие, а общество — к утилитарному выбору, когда на первом месте безопасность. Общество хочет, чтобы его члены были трудолюбивыми, надежными, устойчивыми, трезвыми, дисциплинированными, способными к самопожертвованию. Индивид, напротив, в меньшей степени стремится к этому опыту, и в большей — к новому опыту. Организованное общество также пытается регулировать конфликты и конкуренцию, неизбежные между членами общества, которые стремятся реализовать свои желания. Желание приобрести состояние, например, или любое другое социально санкционированное желание не может удовлетворяться за счет другого члена общества — путем убийства, кражи, лжи, надувательства, шантажа и т.д.
Именно в этой связи появляется моральный код, представляющий собой набор правил или норм поведения, которые регулируют процесс выражения желаний. Этот код выстраивается в результате последовательных определений ситуации. На практике нарушение предшествует соблюдению нормы, поэтому и устанавливаются нормы, чтобы избежать повторения этих нарушений. Мораль, следовательно, есть общепринятое определение ситуации, которое выражается либо в общественном мнении, либо в неписаном законе, либо в формальном правовом кодексе, либо в религиозных предписаниях и запретах.
Йозеф Алоиз Шумпетер
Йозеф Алоиз Шумпетер (1883—1950) — австрийский и американский экономист и социолог. В 1906 г. окончил Университет Вены. До 1932 г. преподавал экономические науки в Граце и Бонне. В 1919—1920 гг. был министром финансов Австрии. В 1932-м эмигрирует в США, где вскоре получает профессуру в Гарварде. Основные труды Шумпетера «Теория экономического развития» (1911), «Циклы деловой активности» (1939), «Капитализм, социализм и демократия» (1942), «История экономического анализа» (1954).
В Хрестоматии приведен отрывок из «Теории экономического развития» (1911), который иллюстрирует, как Шумпетер понимал мотивы предпринимательской и инновационной деятельности. Общая характеристика этой деятельности дана в базовом пособии учебного комплекса (глава 5).
А. 3.
МОТИВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ*
<...> Попытаемся нанести несколько последних штрихов, чтобы завершить образ предпринимателя. Поступим также, как мы поступаем в науке и в жизни при объяснении человеческого поведения, а именно — проанализируем наиболее типичные мотивы поведения предпринимателя. Любая попытка подобного рода должна, разумеется, учитывать все те многочисленные, приводимые целым рядом писателей, аргументы, на основании которых экономист якобы не должен вторгаться в сферу «психологии». У нас в данный момент нет возможности касаться краеугольной проблемы соотношения психологии и экономики. Отметим лишь, что принципиальные противники любых соображений психологического плана в экономическом исследовании могут пропустить все то, что мы собираемся сейчас сказать, не рискуя потерять связующую нить с материалом, изложенным в последующих главах. Это возможно потому, что ни один из выводов, к которым должен привести наш анализ, никоим образом не связан с нашим представлением о «психологии предпринимателя» и не может быть поколеблен из-за какой-либо ошибки в нем. Эта психология, как никакая другая, не предполагает — и в этом может легко убедиться читатель — выхода за пределы наблюдаемого поведения. Те же, кто не возражает против психологии вообще, а возражает лишь против психологии определенного сорта, которая известна из традиционных учебников, увидят, что мы не используем ни одной детали из освященной временем картины мотивации «экономического человека».
В теории замкнутого цикла важность изучения мотивов значительно преуменьшается в силу того обстоятельства, что уравнения,
* Цит. по: SchumpeterJ. A. The Fundamentals of Economic Development // Schumpeter J. A. The Fundamentals of Economic Development // Theories of Society. Foundation of Modern Sociological Theory. Ed/ T.Parsons et all. The Free Press of Glencoe, 1962. V. I. P. 512—513. Пер. с англ. В.Г. Кузьминова. Редактор перевода — А.Г. Здравомыслов. Цитируемый текст иллюстрирует содержание главы 5 второго раздела базового пособия учебного комплекса по общей социологии.
описывающие равновесную систему, могут быть интерпретированы так, что величины психологического плана не используются вообще, как это было в анализе Парето и Барона. В этом причина того, что психология даже с очень большими изъянами влияет на результаты поведения гораздо меньше, чем того можно было бы ожидать. Возможно рациональное поведение даже при отсутствии рационального мотива. Однако если мы действительно хотим проникнуть в сферу мотивации, проблема оказывается не столь простой. При данных социальных условиях и привычках большая часть того, что люди делают каждый день, предстает перед ними главным образом с точки зрения долга, нарушение которого чревато применением социальных или религиозных санкций. В такой мотивации содержится немного от осознанной рациональности, еще меньше от гедонизма и индивидуального эгоизма, появившихся, как это можно с уверенностью констатировать, сравнительно недавно. Тем не менее, коль скоро мы придерживаемся широких рамок повторяющегося экономического действия, мы можем связать его с потребностями и желанием удовлетворить их.
При этом необходимо оговорить следующее:
• определяя подобным образом экономические мотивы, мы не упускаем из вида, что они по своей силе весьма различны в разное время;
• именно общество формирует конкретные желания, которые мы наблюдаем;
• потребности должны рассматриваться в связи с группой, с которой соотносит себя индивид, вырабатывая стратегию действия. В качестве такой группы может выступать семья или любая другая группа, больше или меньше семьи;
• действие не следует непосредственно за желанием, а лишь более или менее точно ему соответствует;
• сфера индивидуального выбора всегда ограничена — хотя в различной степени и разным образом — рамками социальных традиций, соглашений и тому подобным. Верным в самом широком понимании остается то, что внутри замкнутого цикла каждый приспосабливается к окружающей среде так, чтобы наилучшим образом удовлетворить данные потребности — как свои собственные, так и потребности окружающих. В любом случае значение экономического действия — это удовлетворение потребностей в том смысле, что если бы не
было потребностей, не было бы и экономического действия. В случае замкнутого цикла речь должна идти об удовлетворении потребностей как нормальном мотиве.
Однако сказанное выше неприменимо к нашему случаю — к предпринимательскому типу. В определенном смысле предприниматель действительно может быть назван наиболее рациональным и наиболее эгоцентричным в сравнении с другими типами. Это из-за того, что, как мы уже видели, осознанная рациональность связана больше с осуществлением новых планов, которые, в свою очередь, должны быть разработаны прежде, чем будет запущен отлаженный бизнес, являющийся большей частью рутинным делом. А то, что типичный предприниматель сосредоточен на себе больше, чем другие типы, объясняется его меньшей в сравнении с ними опорой на традицию и связи, потому что его характерная задача состоит — теоретически, равно как исторически — как раз в разрушении старой традиции и в создании традиции новой. И хотя данное обстоятельство относится преимущественно к экономическому действию, его моральные, культурные и социальные следствия в равной степени важны. То, что период расцвета предпринимательства совпал с рождением утилитаризма, разумеется, не простое совпадение.
Однако ни в каком другом смысле поведение и мотивы предпринимателя не могут быть названы «рациональными». И ни в каком другом смысле его характерная мотивация не является гедонистической. Если мы определяем гедонистический мотив действия как желание удовлетворить чьи-либо потребности, то в категорию «мотивов» мы можем включить самые разные побуждения. Точно так же мы можем определить эгоизм как то, что включает в себя все возможные альтруистические ценности в силу того факта, что они значат нечто в плане самоудовлетворения. Однако это сведет наше определение к тавтологии. Если мы хотим, чтобы наше определение имело смысл, оно должно включать в себя только те потребности, которые можно удовлетворить путем потребления благ, и только тот способ потребления, который при этом возможен. В таком случае уже не факт, что рассматриваемый нами тип действует лишь в силу желания удовлетворить свои собственные потребности.
Поскольку мы не считаем, что индивиды нашего типа движимы ненасытным желанием гедонистического потребления, постольку мы должны признать, что в случае с лидерами бизнеса закон Госсена скоро положит предел дальнейшим гедонистическим усилиям. Опыт
учит, однако, что типичные предприниматели уходят со сцены только тогда и потому, что сила их иссякла и они больше не чувствуют себя на уровне стоящих перед ними задач. Иная картина возникает в случае с экономическим человеком, который балансирует между ожидаемыми результатами и тщетностью усилий в этом направлении. Рано или поздно он достигает точки равновесия, которое он не хочет больше нарушать. Интенсивность усилий в нашем случае вообще ничего не значит в качестве возможной причины, чтобы их прекратить. А активность предпринимательского типа является очевидным препятствием на пути гедонистического потребления тех видов товаров, которые обычно приобретаются на доходы сверх определенного размера, потому что их «потребление» подразумевает наличие свободного времени. Гедонистическое поведение, следовательно, которое мы обычно наблюдаем у представителей нашего типа, будет иррациональным.
Это, разумеется, не является доказательством отсутствия гедонистических мотивов. Вместе с тем это указывает на психологию иного, не гедонистического характера, особенно если мы примем во внимание безразличие к гедонистическому потреблению, которое мы часто наблюдаем у наиболее выдающихся представителей нашего типа и которое несложно понять.
Прежде всего, у них есть мечта и воля к тому, чтобы основать свою собственную частную империю (kingdom), хотя и необязательно с династическим правлением. Современный мир в действительности не знает подобных систем, однако то, чего можно достичь в результате промышленного и коммерческого успеха и к чему ближе всего может подойти современный человек, весьма похоже на власть феодального лорда. Очарование этой властью сильнее всего у людей, не имеющих другой возможности добиться высокого социального положения. Ощущение власти и независимости ничуть не уменьшается в силу того факта, что как первое, так и второе есть по большому счету иллюзия. Более тщательный анализ помогает обнаружить бесконечное число разновидностей в данной группе мотивов, варьирующихся от духовных амбиций до примитивного снобизма. Но это не должно нас сдерживать. Ограничимся лишь замечанием, что мотивы этого рода, хотя и находятся рядом с потребительскими мотивами, с ними не совпадают.
Далее следует воля к победе, а именно бойцовский инстинкт, стремление доказать свое превосходство над другими, достигнуть успеха ради самого успеха, а не плодов, которые он приносит. В этом отношении экономическая деятельность чем-то сродни спорту: в ней
можно увидеть финансовые скачки или, по меньшей мере, схватки на ринге. Финансовый результат — дело второе или, во всяком случае, рассматривается как индекс успеха и как свидетельство победы, демонстрация которой с помощью больших расходов является более важным мотивом, нежели собственно желание потреблять товары. И снова мы обнаруживаем бесчисленные нюансы мотивов, часть которых, вроде социальных амбиций, растворяется в первой группе мотивов. Поэтому опять мы сталкиваемся с мотивацией, существенно отличной от «удовлетворения потребностей» в обозначенном выше смысле, или, если выразить то же самое другими словами, от «гедонистической адаптации».
Наконец, есть и такой мотив, как радость творчества, удовлетворение от того, что «дело сделано», от использования собственной энергии и способностей. Такого роды мотивы действуют всюду, но только в этой ситуации они выступают как самостоятельный фактор поведения в чистом и незамутненном виде. Эти мотивы предполагают, что человек не избегает трудностей, он стремится к изменениям ради самих изменений, он испытывает максимальное удовольствие от самих попыток внедрить новшества. Из всех трех групп мотивации эта группа самая антигедонистическая.
В случае с мотивами первой группы частная собственность как результат предпринимательской деятельности выступает в качестве существенного фактора ее использования. Во втором и третьем случае ситуация иная. Действительно, денежный выигрыш является достаточно точным выражением успеха, особенно успеха относительного. И с точки зрения человека, который стремится к увеличению денежного богатства, этот выигрыш обладает дополнительным преимуществом, поскольку он фиксируется как объективная данность и по сути дела не зависит от мнений других людей.
Это, равно как и другие свойства, выступающие в роли механизма в обществе, нацеленном на приобретение, обусловливают по сути дела незаменимость этого фактора в качестве мотора индустриального развития, даже в том случае, если мы закроем глаза на то значение, которое этот фактор имеет для создания инвестиционных фондов. Тем не менее истина состоит в том, что вторая и третья группы мотивов, связанных с предпринимательской деятельностью, могут действовать и в иных обстоятельствах, не связанных со стремлением извлечь частную выгоду из экономических инноваций. Как эти стимулы работают в иных условиях и в какой мере они могут быть сопоставлены с «капиталистическими» стимулами, остается вопросом, который мы не рассматриваем в данном исследовании. Соци-
альные реформаторы относятся к этим вопросам слишком легко, а концепция фискального радикализма их полностью игнорирует. Но эти вопросы не останутся неразрешенными. Ответ может быть получен с помощью детального изучения психологии предпринимательской деятельности, изучения, учитывающего, по меньшей мере, обстоятельства данного времени и данного места.
Фриц Ротлисбергер и Вильям Диксон
Фриц Ротлисбергер (1898-1974) и Вильям Диксон (род. в 1904 г.), инженеры, работавшие в компании «Вестерн электрик» на предприятии Хауторна (Hawthorne) в городе Чичеро, штат Иллинойс, США. В 1924 г. провели серию экспериментов, направленных на изучение влияния физических условий работы, в частности освещенности рабочего места, на производительность труда работников. К 1927 г. получили неожиданный результат: в связи с улучшением освещенности достигалось повышение производительности труда рабочих, но в то же время наблюдалось фактическое сохранение высокого ее уровня после возвращения к изначальной степени освещенности. Следовательно, вступал в действие какой-то иной фактор, требовавший изучения. В связи с этим руководство компании пригласило продолжить изучение этой проблемы известного уже к тому времени психолога и социолога, профессора Гарвардского университета Элтона Мэйо (1880-1949), который провел еще три серии экспериментов, продолжавшихся с 1927 по 1932 г. Процедуры этой работы, полученные первичные материалы и аналитические отчеты по этому проекту вошли в историю как Хауторнский эксперимент, ставший основой «теории человеческих отношений». Публикация его итогов стала важной вехой в истории индустриальной социологии, поскольку в ходе этого эксперимента были обоснованы новые подходы к практике управления производством.
В 1939 г. Ротлисбергер и Диксон опубликовали с помощью Гарвардского университета книгу «Управление и рабочий» (Management and Worker), которая стала одной из классических работ по теории управления на производстве.
Основные выводы Хауторнского эксперимента сводятся к следующим положениям:
1. производительность труда отдельного работника зависит не столько от физических условий работы, сколько от обстоятельств социального характера;
2. из экономических стимулов, влияющих на отношение к работе, наиболее действенным является повышение заработка;
3. узкая специализация и разделение обязанностей могут быть неэффективными. Напротив, разнообразие операций и самостоятельность могут стимулировать творческое отношение к работе и заинтересованность, влияющие на увеличение продукции;
4. отдельный работник воспринимает себя в качестве члена группы, при этом стандарты его поведения задаются не столько официальными правилами, контролируемыми менеджментом, сколько принадлежностью к своей группе.
В приведенном ниже отрывке из этой книги описывается процедура и проведение четвертого этапа экспериментирования, названного «Эксперимент на участке по производству банковской сигнализации» (1939). Здесь демонстрируется тщательность подхода к изучению мотивов поведения работника (личности) в производственной ситуации (общества), которые имеют существенное значение для успеха производственной деятельности в любых социальных условиях. Одновременно становится ясно, что поведение человека в неформальной группе влияет на эффективность всей деловой организации, но остается вопрос: как это влияет на характер отношений в обществе? Этот вопрос обсуждается в базовом пособии учебного комплекса (глава 5).
A3, и В.К.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРВИЧНОЙ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ*
<...> Вопросы, которые возникали у наших исследователей по поводу полученных данных, точнее, по поводу материалов наблюдения, могут быть сформулированы следующим образом:
• Имеем ли мы в Комнате наблюдения просто некоторое число «индивидов» или же они относятся друг кдругу таким образом, что образуют некоторую группу либо устойчивое соединение (configuration)?
* Цит. по: Rothlisberger F.I. and Dickson W.J. The Organization of the Primary Working Group (From "Management and the Worker" (Harvard University Press, 1939) // Theories of Society. Foundation of Modern Sociological Theory. Ed. T. Parsons et all. The Free Press of Glencoe, 1961. V. 1. P. 348-356. Пер. ВТ. Кузьминова, редактор перевода — AT. Здравомыслов. Цитируемый текст иллюстрирует содержание главы 5 второго раздела базового пособия учебного комплекса по общей социологии.
• Если это некоторое устойчивое соединение, то чем оно отличается от других групп, и как эта группа интегрируется с другими группами? Короче говоря, имеются ли в данном случае свидетельства существования социальной организации?
Ясно, что метод анализа данных должен быть разработан так, чтобы обнаружить признаки социальной организации, каковыми бы они ни были. Подобную процедуру можно вкратце суммировать следующим образом.
Во-первых, каждый человек, который становился объектом исследования, будь то оператор, контролер или начальник, рассматривался отдельно от других. Для этого материалы наблюдения и интервью тщательно изучались, и каждая запись, в которой фигурировал данный человек, выделялась и обозначалась под его собственным именем. В результате применения данного метода классификации степень и вид социального участия каждого индивида в Комнате наблюдения участка по производству банковской сигнализации (Bank Wiring Observation Room) становились очевидными.
Во-вторых, материал, классифицированный подобным образом, исследовался с точки зрения масштаба участия именно этого персонажа. Ставились два вопроса: 1. На кого распространяются отношения этого человека? Оказывает ли он влияние на всех членов этой группы, или же его социальное воздействие ограничивается несколькими людьми? 2. Являются ли его контакты существенными, или же они остаются сравнительно мало значимыми для тех людей, с которыми он вступает в эти контакты? Другими словами, если ГТ-11 разговаривает и общается только с членами своей рабочей группы, исключая третьих лиц, то как часто он это делает?
В-третьих, была предпринята попытка определить вид социального участия каждого работника. С этой целью рассматривались следующие вопросы: выполняет ли он роль руководителя или подчиненного? Стремится ли он к лидерству? Если это так, то позволяется ли ему руководить, или его попытки в этом направлении наталкиваются на сопротивление других? Связано ли большинство его социальных контактов с его работой, или же они проистекают из дискуссий, бесед и занятий, не имеющих непосредственного отношения к его работе?
В-четвертых, каждое событие, в котором участвовал данный индивид во взаимодействии с другими, изучался под углом зрения
1 Здесь и далее авторы используют следующие сокращения: П — паяльщик, Э — электромонтер, К — контролер, Т — транспортировщик. — Прим. пер.
того, было ли данное участие проявлением антагонизма (враждебности), дружбы или было просто нейтральным. Каждый случай, разумеется, должен был быть соотнесен с социальным контекстом, прежде чем его значение могло быть определено. Рассмотрим, например, следующую запись: «П-4 провел большую часть своего свободного времени за рисованием. Он изобразил в деталях корабль, который он назвал «Старая Железяка»2. Заключение, которое можно сделать из этого факта как такового, было бы следующим: П-4, по-видимому, предпочитает проводить свое время за рисованием, нежели тратить его на общение с другими операторами. Это, далее, могло быть истолковано в том смысле, что между П-4 и группой сложились отрицательные отношения, т.е. он предпочитает уединение общению в компании. Однако после рассмотрения других обстоятельств этой же ситуации было установлено, что данная интерпретация на самом деле противоположна той, которая была дана исследователями в конечном итоге. П-4 в тот момент был новичком, только что заменившим П-3. Он еще ни с кем не успел познакомиться в этой группе. После того как он проработал в Комнате наблюдения неделю и получше познакомился с членами группы, он перестал заниматься рисованием в свободное время. Исследователи заключили, что рисование, следовательно, было для П-4 средством привлечь к себе внимание и восторженные оценки и тем самым интегрироваться в группу. Это был скорее путь к сближению, чем к отчуждению...
1. Отношения между профессиональными группами, выполняющими исполнительские функции
В исследуемом подразделении работали четыре профессиональные группы: электромонтеры, паяльщики, контролеры и транспортировщики. С чисто технической точки зрения члены этих групп — «операторы», т.е. они все они принадлежат к рангу исполнителей.
Возникает вопрос: различаются ли эти группы только с точки зрения функций, которые они выполняют, или это техническое разделение труда становится основанием социальной стратификации? Рассматривают ли себя работники одной группы как вышестоящих или нижестоящих по отношению к работникам другой группы? Если такое различие существует, то как оно проявляется? Чтобы ответить на этот вопрос, были выделены схожие черты поведения разных работников в каждой профессиональной группе. При этом
2 Так назывались кирасиры О. Кромвеля. — Прим. пер.
выделенные черты не зависели от личностных особенностей работников. Электромонтеры как группа рассматривались по отношению к паяльщикам как к группе и т.д.
Электромонтеры, работающие с соединителями, по отношению к электромонтерам, работающим с селекторами
Электромонтеры на участке работали с двумя типами оборудования. Один из них назывался «соединителями», другой — «селекторами». Технология проводки была одной и той же для обоих типов. Единственное различие, кроме названия, заключалось в следующем: соединительный комплект сигнализации мог связывать и обычно связывал одиннадцать блоков, в то время как селекторный — не более десяти и, во-вторых, соединительный комплект весил в два раза меньше селекторного. В Комнате наблюдения Э-7, Э-8 и Э-9 обычно работали с селекторами, а остальные операторы — с соединителями.
Во время интервью некоторые электромонтеры, работавшие на участке, высказывались в пользу соединительного комплекта. В качестве причины обычно назывался небольшой вес этого оборудования. В действительности, однако, вес не играл никакой роли. Комплекты можно было поднять без особого труда, и только два из них нужно было переносить в течение дня. Усилие, которое для этого нужно было приложить, вряд ли было чрезмерным для здоровых молодых людей, которые часто занимались атлетическими видами спорта после работы. Поэтому данное объяснение вряд ли можно рассматривать в качестве истинной причины их предпочтения.