Б. 2-ое препятствие покою: Убеждение: тело ценно тем, что оно может предложить
1. Мы говорили, что первое препятствие, которое необходимо преодолеть покою — это твое желание от него избавиться. Покоя не желают там, где доминирует влечение к вине, второе препятствие, подстерегающее покой, тесно увязанное с первым, есть вера, будто бы тело ценно тем, что оно предлагает. Ибо здесь влечение к вине проявлено через тело и увидено в нем.
2. Такова ценность, которой тебя, как ты считаешь, лишит покой. Покой якобы отберет ее и сделает тебя бездомным. Поэтому–то ты и отказываешь ему в пристанище. Ты чувствуешь, что "жертва" непомерна для тебя. Но жертва ли это или освобождение? Что же, в действительности подарило тебе тело в оправдание твоей странной веры, будто бы в теле заключено спасение? Неужто ты не видишь, что это — вера в смерть? Здесь восприятие фокусируется на искуплении как на убийстве. Именно здесь рождается идея: любовь есть страх.
3. Гонцы Святого Духа, разосланные далеко за грани тела, призывают разум объединиться в святом союзе и обрести покой. Такую весть я дал им для тебя. Лишь нарочные страха видят тело, поскольку они в вечном поиске всего, способного страдать. Ужели это жертва — отделиться от способного страдать? Святой Дух тебя не просит пожертвовать надеждой на услады тела; у тела такой надежды нет. Но равно оно не в состоянии наполнить тебя страхом перед болью. Боль есть единственная "жертва", которой просит Дух Святой, и от которой Он тебя избавит.
4. Покой продолжен от тебя лишь к вечному, он изливается во вне от вечного в тебе. Всё остальное он одолевает. Второе препятствие покою — не плотнее первого. Ибо ты не желаешь ни избавляться от покоя, ни ограничивать его. Что же это за препятствия, которые ты вклинил между покоем и продолжением его, если не те преграды, что ты соорудил между своею волей и исполнением ее? Ты хочешь единения, а не разгула страха. Спасения, а не боли, вызванной виной. И ты желаешь, чтобы твой Отец, а не могильный холм из глины был твоим домом. С тобой в Святых взаимоотношениях — Сын твоего Отца. Он не утратил общения с Ним или с самим собою. Своим согласием на единение с братом ты подтвердишь, что так оно и есть. Тебе это не стоит ничего, напротив, ты освобождаешься от платы.
5. Ты дорогой ценой расплачивался за свои иллюзии, но то, что обошлось тебе так дорого, не принесло покоя. Не рад ли ты узнать, что жертва Небесами невозможна и равно невозможно требование жертвы от тебя? Такого нет препятствия, которое ты мог бы противопоставить нашему союзу, ведь я уже присутствую в твоих святых взаимоотношениях. Мы одолеем все преграды вместе, ведь мы стоим внутри ворот, а не снаружи. С какою легкостью ворота распахнутся изнутри, чтобы впустить покой, благословляющий усталый мир! Разве нам так уж трудно вместе преодолеть барьеры, когда ты присоединился к беспредельному? Конец вины — в твоих руках, чтобы его дарить. Ужели ты остановишься, отыскивая вину в собственном брате?
6. Позволь мне стать для тебя символом окончания вины, узри своего брата таким же, каким ты видишь меня. Прости мне все грехи, которые, по–твоему, Сын Божий совершил. И в свете твоего прощения он будет помнить, кто он такой, забыв о том, чего вовсе и не было. Я твоего прошу прощения, ведь если ты виновен, то должен быть виновным я. Но если я преодолел вину и победил мир, ты был со мною. Символ вины или ее кончину увидишь ты во мне, помня, что я символизирую для тебя то, что ты видишь в самом себе.
7. Из твоих святых взаимоотношений истина провозглашает истину, любовь глядит на самое себя. Спасение струится из внутренних глубин обители, предложенной тобою моему Отцу и мне. Мы вместе пребываем в ней в безмолвном единении Отца и Сына. Приди же, преданный святому союзу Отца и Сына в самом себе! И не старайся отделиться от того, что отдано тебе с признательностью за предоставление покою его обители в Раю. Пошли же миру радостную весть об окончании вины, и мир тебе ответит. Подумай о счастии, которое наступит, как только каждый засвидетельствует кончину греха, покажет, что власть греха исчезла. А где же вина, когда исчезла вера в грех? Где нынче смерть, когда умолк ее неистовый глашатай?
8. Прости же мне твои иллюзии, освободи меня от наказания за то, в чем я не виноват. Так, обучая свободе брата, ты познаёшь свободу, которой я учил, и тем меня освобождаешь. Я уже нахожусь в твоих святых взаимоотношениях, а ты всё еще меня держишь узником за кордоном препятствий, тобою установленных свободе и преграждающих мне путь к тебе. Но невозможно удержать снаружи Того, Кто уже внутри. И в Нем вполне возможно, чтобы наш союз, в котором мы уже едины, стал фокусом иного восприятия, несущего свой свет целому миру, заключенному в тебе.
А. Влечение к боли
9. Твоя роль весьма скромна — отдать Святому Духу идею жертвенности всю целиком. И получить покой, что Он дает взамен без каких бы то ни было ограничений, способных помешать его распространению и следовательно ограничить твое осознание покоя. Ведь то, что Он дает, должно продолжиться, чтобы осталась в тебе его неограниченная сила, чтобы ты пользовался ею в освобождении Сына Божьего. Вовсе не от покоя ты желаешь избавляться; им обладая, ты не способен положить ему предел. Если покой бездомен, бездомны ты и я. И Тот, Кто есть наш дом, бездомен вместе с нами. Разве этого ты желаешь? И разве в поисках покоя ты сделаешься вечным странником? Разве свою надежду на счастье и покой ты вложишь в то, что обречено на неудачу?
10. Вера в вечное всегда оправдана, ибо оно — вечное благо, в своем терпении беспредельно и целиком исполнено любви. Оно приемлет тебя всецело, дает покой. Однако, вечное соединится только с тем, что в тебе уже покойно и бессмертно как сам покой. Тело не в состоянии дать ни покоя, ни радости, ни боли, да и в смятение не приведет. Тело есть средство, а не цель. Само по себе оно не имеет цели, приемля только ту, которая ему дана. Тело всегда будет казаться средством достижения цели, которую ты приписал ему. Лишь разум устанавливает цель, лишь разум способен увидеть средство ее достижения и оправдать его использование. Покой или вина — вот состояния к которым стремится разум. И эти состояния суть обитель эмоции, вызывающей их к жизни, и следовательно совместимой с ними.
Н. Задумайся, однако же, над тем, какая из эмоций совместима с тобою. Перед тобою свободный выбор. Но всё, что в нем заключено, придет с ним заодно, и то, кем ты себя считаешь, неотделимо от твоего решения. Тело — великий лицемер, предатель веры. В нем — корни разочарования и семена неверия, но лишь тогда, когда ты просишь у него то, чего оно не в силах дать. Разве твоя ошибка — достаточное основание для угнетенности и разочарования, для мстительной атаки на то, что, как тебе казалось, подвело тебя? Свою ошибку не используй для оправдания собственного неверия. Ты не грешил, но ошибался в том, что предано тебе. А исправление твоей ошибки даст тебе основание для веры.
12. В погоне за телесными усладами ты обязательно находишь боль. Необходимо хорошо усвоить эту взаимосвязь, ведь именно ее считает эго свидетельством греха. Эта взаимосвязь — вовсе не кара. Она — лишь неизбежный результат отождествления себя с телом; это отождествление и служит приглашением боли. Оно призывает страх войти и стать твоею целью. Влечение к вине должно прийти с ним вместе, и что бы тело, побуждаемое страхом, ни делало, всё будет сопровождаться болью. Тело разделит боль любой иллюзии, и иллюзия наслаждения будет тою же, что и иллюзия боли.
13. Так ли уж это неизбежно? Понукаемое страхом, тело следует курсом вины, служа хозяину, чье влечение к вине поддерживает иллюзию его существования. Тогда это и есть влечение к боли. Руководимое подобным восприятием, тело становится слугою боли, ища ее покорно и повинуясь идее, будто боль есть наслаждение. Именно эта идея лежит в основе страстной привязанности эго к телу. И эту безумную взаимосвязь эго утаивает, живя за ее счет. Тебя же оно учит, что наслажденье тела и есть счастье. А про себя нашептывает: "Оно есть смерть".
14. Должно ли тело представлять какую–либо ценность для тебя? Ценность того, из чего оно создано, определенно невелика. И так же определенно, оно бесчувственно. Оно передает те чувства, которые тебе желанны. Как всякое средство связи, тело получает и рассылает порученные ему вести. Оно к ним не испытывает чувств. Все чувства, вложенные в эти вести, принадлежат их отправителю и адресату. Как эго, так и Дух Святой, прекрасно понимают это и равно понимают, что отправитель и есть адресат. Святой Дух сообщает тебе об этом с радостью. А эго утаивает, поскольку не желает, чтобы ты осознал истину. Кто стал бы рассылать исполненные ненависти, злобные вести, поняв, что он их шлет самому себе? Кто стал бы обвинять и осуждать себя?
15. Вести эго рассылаются от тебя с уверенностью, что от них, исполненных атаки и вины, пострадает кто угодно, только не ты. А если ты и пострадаешь, доля другого будет много горше. Великий лгун прекрасно знает, что это не так, но будучи "врагом" покоя, он побуждает тебя рассылать вовне послания ненависти и таким образом освобождать себя. Чтоб убедить тебя в осуществимости подобного, эго побуждает тело искать боль в атаке на другого, называет боль наслаждением и предлагает ее в качестве свободы от атаки.
16. Не слушай сумасбродства эго, не верь тому, что несбыточное и есть истина. Не забывай, что эго посвятило тело цели — греху и вкладывает в него всю свою веру, чтобы подобное стало явью. Печальные служки эго поют протяжные и нескончаемые гимны телу в хвалебных одах эго. Каждый должен поверить, что уступить влечению вины значит избавиться от боли. Каждый обязан мыслить себя телом, без коего он бы тотчас же умер, но в коем его всё равно ждет смерть.
17. Приверженцам эго не дано понять, что они посвятили себя смерти. Свобода им дана, но ими не получена, а то, что отдано, должно быть принято, чтобы воистину быть отданным. Ведь и Святой Дух — средство общения; Он получает вести от Отца и отдает их Сыну. Подобно эго, Дух Святой — и отправитель, и адресат. Ведь посланное через Него, к Нему вернется, поскольку в поисках себя оно себя находит. Таким же образом эго находит смерть, которую оно ищет, и возвращает ее тебе.