Тема: личность как объект социальной жизни
Содержание темы: природное и социальное в человеке, понятия: человек, индивид, индивидуальность, личность; структура личности; социализация личности согласно учениям Н. Смелзера, Д.Х. Мида, З. Фрейда, Р. Мертона, ее агенты и этапы; социальные роли и статусы личности; условия развития личности; лидерство, его типы.
Изучение темы позволит: познать сущность социологического понимания человека и личности, научиться различать подходы к их изучению, усвоить процесс формирования личности, многообразие ее ролей, а также особенности, типы, виды поведения личности в различных социальных ситуациях.
Основные социологические категории темы: личность, социализация, адаптация, социальная роль, социальный статус, социальные ценности, нормы, стандарты поведения.
План
1. Личность как социальное свойство индивида.
2. Структура личности.
3. Социальные роли и статусы личности.
4. Типы личности, зависимые от ценностных её ориентации.
5. Н. Смелзер о роли социализации личности.
Личность как социальное свойство индивида
Ученый - врач и философ А. Н. Лук в книге «Эмоции и личность» (М., Знание, 1982, с. 6) отмечает, что созревание личности включает в себя несколько этапов. Среди них - переход от зависимого положения ребенка к самостоятельности, от подчиненного положения в семье — к равенству, от беспечности — к пониманию своей ответственности, от ограниченного числа поведенческих реакций — к разнообразному и богатому поведенческому репертуару, от примитивных интересов — к сложным. Очень важен переход от неглубокой временной перспективы к масштабу лет и десятилетий, от импульсивных поступков, преследующих лишь краткосрочные цели,— к поведению, которое опирается на весь предшествующий опыт и определяется весьма отдаленными задачами. При этом вырабатывается умение подавить свои побуждения, отказаться от немедленного исполнения желаний ради достижения сознательно намеченных рубежей в грядущем. В процессе созревания личности расширяется ее «поле активности»: от действий, направленных на ближайшее окружение,— к поступкам, затрагивающим все более отдаленные объекты и пространства.
Это говорит о том, что развитие личности - процесс непрерывный, сложный, многоплановый. Поэтому не случайно существует отрасль социологии - социология личности. Она изучает личность как социальный феномен, то есть социальное явление. Необходимость в социологии личности предопределяется тем, что личность связана с материальными, социальными и духовными проблемами. Распространенными терминами и понятиями социологии личности являются: человек, индивид, индивидуальность, личность, социальная роль, социальный статус, социализация, ценностная ориентация и др.
Человек - понятие самое общее, включает родовые черты, говорит о том, что человек принадлежит к человеческому роду и ведет свое начало с момента выделения мыслящего человека.
Индивид - это отдельный конкретный человек, единичный представитель человеческого рода, принадлежащий и природе и человеческому обществу.
Индивидуальность - есть совокупность черт, отличающих одного индивида от другого на уровнях биохимическом, психологическим, социальным.
Личность - выделяет, подчеркивает неприродный, социальный характер человека и индивида, т.е. выделяются особо социальные его начала, но отмечает его индивидуальность по способу существования.
Личность - это социальное свойство индивида, это совокупность черт, образовавшихся при взаимодействии данного лица с другими людьми, и делающих его субъектом труда, познания и общения.
При рассмотрении проблемы человека и личности особо нужно обратить внимание на то, что каждое общество заинтересовано в лучшем типе личности и предъявляет особые требования к ее формированию через систему семьи, образования, воспитания, средств массовой информации, влияние трудовых коллективов. Часто поведение личности может быть созидательным и разрушительным, стихийным и сознательным. Это во многом зависит от социальной структуры общества, от норм и ценностей, от установок, стиля мышления и самосознания отдельных индивидов.
Структура личности
При характеристике личности нужно иметь в виду, что главным является человеческая деятельность, особо выделяющая его из мира животных.
В структуре личности можно выделить: многообразие деятельности, соподчинение, т.е. иерархия деятельности, которая предложена обществом индивиду, особенно в процессе разделения труда, и структура видов деятельности.
Многие теории личности рассматривают человеческую личность как специфическое образование, зависимое от многих социальных факторов. При этом особое внимание уделяется понятию и образу «Я».
Понятие «Я» складывается из нескольких моментов:
Из представления о том, каким Я кажусь другому человеку
Из представления о том, как этот другой оценивает мой образ
Специфическое чувство «Я», вытекающее из первых двух моментов, выражается в самосознании, самовыражении, самоуважении или в чувстве неполноценности.
Я - это самость, тождественность индивида самому себе, это качественное, что отличает его от других людей - это то, что можно сравнить, оценить. Я - религиозное, политическое, нравственное, национальное, т.е. существует столько Я, сколько есть мнений о себе самом и других о тебе.
Особое внимание содержанию «Я» уделял венский психиатр Зигмунд Фрейд (1856 - 1939). Он в психике человека выделял три слоя - ОНО, Я, Сверх - Я.
Бессознательное ОНО - это унаследованные человеком инстинкты, безотчетные влечения, неподдающиеся контролю душевные движения. То есть то, что находится по ту сферу сознания, не управляется человеком, не подконтрольно ему.
Сознательное Я - посредник между бессознательным и внешним миром, содействует влиянию внешнего мира на бессознательную деятельность индивида. Сознательное Я пытается подчинить себе бессознательное, что удается не всегда. Хотя оно вытесняет агрессивные, антисоциальные, сексуальные и другие желания, служит преградой проникновения их в сознание.
Сверх Я - это инстанция, которая олицетворяет собой запреты, нормы, социокультурного характера, выступает в роли совести, либо чувства вины за содеянное, либо мыслимое.
Во взглядах на личность и образ человека в социологии существует много концепций. Ведущими из них являются следующие:
· ролевая концепция личности - здесь личность рассматривают как функцию того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду. Социальная роль - модель поведения, объективно заданная личности в системе общественных и межличностных отношений.
· поведенческая концепция - здесь личность рассматривается как система реакций на различные стимулы. Поведение человека определяется и контролируется социальной средой через язык, обычаи, социальные институты, СМИ. Поведение человека меняется через стимулы: знания, власть, комфорт, уважение, слава, деньги, доброжелательное отношение власти и другие, чем располагает общество.
· деятельный подход - здесь человек понимается как деятельное существо, преследующее свои цели, задачи. При этом поведение его определяется видами деятельности и связями с другими индивидами.
· концепция Фрейда, в ней человек рассматривается как система нужд, а общество как система запретов, табу. Потенциал и основной источник активности человеку предают бессознательные, в основном сексуальные стремления. Социальные нормы ограничивают человека в удовлетворении этих нужд. Возникает конфликт между глубинным влечением человека и общественно приемлемой формой его реализации.
По Фрейду личность состоит из трех уровней:
· низший слой (Оно или Ид), есть бессознательные родовые воспоминания, это совокупность инстинктов и влечений
· средний слой (Я или Эго) - это сознание, отделившееся от Оно, в целях приспособления к внешней среде в процессе эволюции
· верхний слой (сверх Я или супер Эго), это нормы общества, воспринятые человеком, это представитель общества, воздействующий на психику человека. Сверх Я подавляет инстинктивные влечения, ограничивает и направляет деятельность Я.
Низшие и высшие - самые жесткие, агрессивные, воинственные слои. Они с обеих сторон атакуют психику человека, порождая тем самым невротический тип поведения. Фрейд рассматривает историю человечества, как историю нарастающего психоза.