Общество как целостная система
1. Понятие общества и его основные характеристики.
2. Типология обществ.
3. Социальные организации.
Общество – это объединение людей, имеющее закрепленную совместную территорию, общие культурные ценности и социальные нормы, характеризуемое осознанной социокультурной идентичностью (самопричислением) его членов.
Социология рассматривает общество как целостную систему, включающую в себя подсистемы более низкого порядка. Общество, как система сложная, многомерная, динамично изменяющаяся во времени и пространстве, имеет сложную многомерную структуру, включающую элементы разной степени сложности, которые объединены разного рода связями, взаимодействиями и коммуникациями, функционирующие в тесном единстве.
Основатели социологии – О.Конт, Э.Дюркгейм, Г.Спенсер, К.Маркс, М.Вебер, Г.Зиммель рассматривали общество как целостную функционально связанную систему, элементы которой теснейшим образом взаимосвязаны и часто взаимообусловлены.
В современной социологии обществом принято считать объединение людей, которое имеет следующие признаки:
1)не является частью какой-либо другой более крупной системы;
2) его пополнение идет главным образом за счет деторождения;
3) имеет собственную территорию;
4) имеет собственное название и историю;
5) существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивидуума;
6) имеет развитую собственную культуру.
Таким образом, можно сказать, что общество - это люди, взаимодействующие на определенной территории и имеющие общую культуру. Под культурой понимается определенный набор (комплекс) символов, норм, установок, ценностей, присущих данной социальной группе и передаваемых из поколения в поколение.
Также общество может быть рассмотрено как совокупность разного рода групп людей, которые формируются на основе общих интересов, целей, взаимодействий, общения, взаимопомощи и др. Целостность этой системе придают взаимодействия и взаимоотношения, которые объединяют элементы системы в некое единство. Отсюда следует, что общество является целостной системой и предметом взаимодействия людей. Элементами общества как системы являются:
- социальные институты,
- социальные общности,
- социальные группы, классы, слои,
- организации,
- человеческие индивиды.
Соответственно в обществе выстраиваются различные отношения: экономические, юридические, правовые, управленческие, религиозные, личные, групповые, семейные и др.
При рассмотрении и изучении общества часто используется принцип выделения сфер:
экономическую сферу жизни общества составляют экономические, материальные, производственные отношения между людьми и их объединениями;
политическую сферу – деятельность политических институтов и организаций, органов власти, правоохранительных органов, социальных и политических движений, политических лидеров разного уровня;
духовную сферу жизни образуют образование, наука, общественное сознание, религия, культура, искусство;
социальную сферу – взаимодействующие общности разного рода людей – классы, этносы, социальные слои, группы, организации.
Все сферы жизни общества функционируют в теснейшей взаимосвязи, вместе с этим, все сферы выполняют определенные функции в обществе и являются сложными общественными подсистемами. Они имеют, в свою очередь, сложную структуру, которая включает в себя разного уровня сложности элементы, объединенные общественными отношениями. Общественные отношения, с одной стороны – главный признак общественной системы, а с другой стороны – важнейший ее элемент.
Все многообразие отношений в обществе можно, в общем виде, свести к двум типам отношений – материальным и духовным отношениям, которые взаимосвязаны и не существуют в отрыве друг от друга.
Социологи создали множество классификаций общества. Популярен, в частности, подход, базирующийся на основном способе, с помощью которого члены общества добывают средства к существованию.
Общества охотников и собирателей – самая ранняя форма организованной социальной жизни. Люди выживают благодаря охоте и сбору пищи. Поскольку используемые способы ее добывания быстро сокращают запасы животных и растений в данной местности, люди постоянно находятся в движении. Более того, их общество невелико и не превышает, как правило, 50 человек. На этом уровне развития крупные и сложные формы социальной организации практически невозможны. Основой для большинства взаимоотношений являются родственные связи по крови или браку. В таких обществах еще нет частной собственности, постоянной армии и политической системы.
Аграрные общества. Примерно 14 тыс. лет назад люди научились выращивать растения, которые служили им пищей. Они стали менее зависимы от капризов природы, чем их предки-охотники.
Более эффективные хозяйства позволяют получать излишки – товары и услуги сверх тех, что необходимы для выживания. Эти излишки становятся фундаментом для социальной стратификации; специализации некоторых экономических, политических и религиозных ролей; повышения значения военных действий; возникновения более сложных форм культурной и социальной структуры. В плодородных долинах рек Ближнего Востока различные нововведения обеспечили обильные урожаи, большее количество пищи, увеличение населения и усложнение форм социальной организации. Со временем появились усовершенствованные политические институты, в которых власть концентрировалась в руках наследных монархов. Постоянный прогресс в производственной и военной сферах способствовал значительному усилению государственной власти, подконтрольной ей территории и возникновению крупных городов. Продукты аграрных обществ – египетские пирамиды, дороги и акведуки Древнего Рима, разветвленные ирригационные системы Ближнего Востока и Китая.
Индустриальные общества. Около 250 лет назад промышленная революция породила индустриальные общества, производственные и экономические системы которых базируются на машинной технике. Феодальная экономическая замкнутость, мелкие ремесленные мастерские и местная торговля уступили место фабрикам и заводам, государственным и международным рыночным системам. Увеличение численности населения, рост промышленного производства способствовали урбанизации, сосредоточению людей в городах. Крупные бюрократические и официальные организации стали занимать ведущее положение в частной и общественной жизни, выступая в виде крупных коммерческих компаний, союзов, университетов, больниц и правительств.
Постиндустриальное общество. Социологи утверждают, что сейчас в промышленно развитых странах мира формируется постиндустриальное общество (Д. Белл), в котором все большее число людей находит работу в сфере услуг. Кроме того, внедрение компьютеров и сложных систем управления с обратной связью позволяют автоматизировать многие процессы на рабочем месте. Все эти перемены сопровождаются бурным развитием знаний на основе создания, обработки и распределения информации
Все связи, отношения, взаимодействия, элементы и сферы жизни общества находятся в процессе изменений и преобразований разной природы и характера.
Общество, являясь продуктом общественных отношений, вместе с тем является и активным субъектом отношений, действий и взаимодействий между элементами, входящими в его структуру.
Социальная система – это целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.
Социальная структура общества – это внутреннее устройство общества, упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих в определенных рамках социальных групп, институтов и отношений между ними Социальная структура общества всегда обусловлена способом производства и соответственно изменяется по мере изменения социальных отношений. Понятие произошло от латинского structura, что означает строение.
Социальные отношения – это устойчивая система взаимодействий, повторяющиеся взаимодействия.
Итак, общество складывается из множества индивидов, их социальных связей, взаимодействий и отношений.
Общество как целостная система состоит из множества подсистем с различными системообразующими интегральными качествами. Один из них – социальные общности.
Социальные общности – это более или менее целостная совокупность людей, объединенных наличием у них общих социальных признаков, направленная на удовлетворение их потребности в осуществлении совместных, солидарных, скоординированных действий.
Социальные слои, классы, этносы тоже относятся к социальным общностям. Социальные общности отличаются огромным разнообразием конкретно-исторических и ситуативно обусловленных видов и форм. Так, по количественному составу они варьируются от взаимодействия двух людей (диад) до многочисленных международных политических и др. движений. По продолжительности существования – от длящихся минуты или часы зрелищных мероприятий до живущих тысячелетиями этносов. По плотности связи между индивидами – от тесно сплоченных коллективов и организаций до аморфных образований вроде болельщиков какой-либо спортивной команды или фанатов музыкальной группы, звезды и т.д.
Более существенным в классификации социальных общностей является выделение того или иного базового системообразующего признака. На этой основе различают территориальные, этнические, демографические, культурные и иные общности. Сложная совокупность признаков позволяет делить все общности на:
- статические (номинальные категории) – например, по прописке;
- реальные – те же горожане, в реальной обстановке;
- массовые (агрегаты) – совокупности людей, выделяемые на основе поведенческих различий, которые ситуационны и не фиксированы;
- групповые – малые и большие социальные группы.
Социальная группа – это совокупность взаимодействующих людей, объединившихся ради реализации определенных личных, коллективных и общественных интересов и целей. Социальные группы, в отличие от массовых общностей, характеризуются:
1) устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности их существования в пространстве и во времени;
2) относительно высокой степенью сплоченности;
3) отчетливо выраженной однородностью состава, то есть наличием признаков, присущих всем индивидам, входящим в группу;
4) вхождением в более широкие общности в качестве структурных образований.
В зависимости от плотности, формы осуществления связей и численности составляющих их членов различаются большие и малые, первичные и вторичные группы. Основным объектом социологических исследований являются малые социальные группы.
Малая социальная группамалочисленна по составу (от 2 до 15-20 человек), члены ее объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном, устойчивом, личном общении. Характерные черты:
1) малочисленный состав,
2) пространственная близость членов,
3) длительность существования,
4) общность групповых ценностей, норм и образцов поведения,
5) добровольность вступления в группу,
6) неформальный контроль над поведением членов.
Разновидностью малых социальных групп являются первичные группы, характеризующиеся непосредственными, межличностными контактами членов, сопровождающиеся высоким уровнем эмоциональности. Эти группы "первичны" в том смысле, что именно через них индивиды получают первый опыт социального единения. Это семья, школьный класс, группа друзей, студенческая группа и т.д. Через первичную группу осуществляется освоение индивидами образцов поведения, социальных норм, ценностей и идеалов – человек осознает свою принадлежность к определенным социальным общностям, посредством ее участвует в жизни всего общества. Можно сказать, что она исполняет роль первичного связующего звена между обществом и личностью.
Малая группа определяется как небольшое по размеру объединение людей, в котором общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов Малая группа – это не просто любые контакты между людьми (ибо какие-нибудь контакты есть всегда и в произвольном случайном собрании людей), но контакты, в которых реализуются определенные общественные связи и которые опосредованы совместной деятельностью. Таким образом, малая социальная группа - это объединение людей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, связанных совместной деятельностью, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми
Малые группы служат в качестве главного объекта не столько для социологии, сколько для другой научной дисциплины - социальной психологии. Социологический же интерес к малой группе обусловлен в основном двумя моментами во-первых, именно в группах в наиболее прямой и непосредственной форме возникает и протекает абсолютное большинство процессов взаимодействия, во-вторых, в микросреде группы можно обнаружить множество самых разнообразных моделей социальных отношений, которые встречаются и в макросреде, в более крупных объединениях
Границы малой группы определяются качественными признаками, основными из которых являются контактность и целостность Контактность -это возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией. Целостность определяется как социальная и психологическая общность входящих в группу людей, позволяющая воспринимать их как единое целое
Помимо качественных признаков малой группы, выделяют ее количественные показатели Нижняя граница размеров малой группы - три человека, поскольку в группе из двух человек (диаде) групповые социально-психологические феномены протекают особым образом Верхняя граница малой группы определяется ее качественными признаками и обычно не превышает 20-30 человек. Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5- 12 человек.
Вторичная группа образуется из людей, взаимодействие которых подчинено лишь достижению определенных целей. Их отношения эмоционально ненасыщенны. В этих группах мало значимы индивидуальные, неповторимые черты личности. Больше всего в них ценится умение выполнять определенные функции. Основным типом вторичной социальной группы является организация (политическая, производственная, религиозная и т.д.).
Социальная организация –это сложная, иерархическая социальная система, крупная вторичная социальная группа, образованная для достижения определенных целей. Она возникает в том случае, когда: а) достижение каких-либо общих целей осуществляется через достижение индивидуальных целей или же б) когда достижение индивидуальных целей осуществляется через выдвижение и достижение общих. Первый способ характерен для деловых организаций (предприятий, учреждений), второй – для организаций союзного типа (партий, профсоюзов, любительских объединений и т.п.)
Социальные организации подразделяются на формальные и неформальные (самоорганизации). Критерием разграничения служит степень формализации существующих в них связей, взаимодействий и отношений. В основе формальной организации лежит разделение труда, связанное с необходимостью специализации. Деятельность этой организации планируется, нормируется, регулируется. Формальная организация рациональна, то есть в ее основе лежит принцип целесообразности, сознательного движения к известной цели. Она принципиально безлична, т.е. рассчитана на абстрактных индивидов, между которыми не предусмотрено никаких отношений, кроме служебных, проходящих по определенной программе.
Неформальные организации представляют собой спонтанно сложившуюся систему социальных связей, взаимодействий, норм межличностного и межгруппового общения. Неформальные организации возникают как вне, так и внутри формальных, и компенсируют сбои в деятельности последних через самоорганизацию и саморегуляцию.
Вопросы для самопроверки:
1. Какого рода взаимодействия объединяют и разъединяют различные классы?
2. Назовите этносы, проживающие в России и сопредельных государствах.
3. Как взаимосвязаны общество и личность?
4. Дайте определение структуры и системы, в чем состоит разница этих понятий.
5. Назовите элементы социальной структуры общества. Как они связаны между собой?
6. Назовите основные признаки классов.
ГЛОССАРИЙ
Группа – социальная целостность, которая характеризуется одинаковыми условиями и характерными чертами функционирования.
Класс – общность людей, выделяемые по отношению их к средствам производства и имеющие возможность присваивать труд других.
Общность – относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми чертами (во всех или некоторых аспектах жизнедеятельности, условий и образа жизни, массового сознания) в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных систем и интересов.
Этнос – исторически сложившаяся устойчивая общность людей объединенная территорией, языком, культурой, самосознанием.