Методические рекомендации. Любое общество можно представить как систему взаимодействия не только людей

Любое общество можно представить как систему взаимодействия не только людей, но и статусов, а сам статус рассматривать как структурно оформленную единицу общества. Можно даже сказать, что общество – это сложнейшая игра статусов и проистекающих из них ролей, которыми облачаются люди.

В этой связи студентам предлагается следующая схема семинарского занятия:

- социальные статусы и социальные роли;

- ролевое поведение и ролевой конфликт;

- конформность, девиантное поведение, социальный контроль.

Тема, как видно из предлагаемых вопросов, очень объёмная.

Первый вопрос «Социальные статусы и социальные роли» предполагает, прежде всего, рассмотрение того, что представляет из себя социальный статус и каковы его типы и виды.

Если осуществить краткий экскурс в историю данного вопроса, то можно увидеть, что у истоков проблематики социального статуса стояли такие известные социологи как Линтон, Мерилл, Тернер. В частности, американский социолог Р. Линтон считает, что понятие «статус» идентично понятию «общественная позиция» или «положение в социальной системе».

В целом же в современной социологии под социальным статусом понимают положение личности, занимаемое ею в обществе в соответствии с возрастом, полом, происхождением, семейным положением, профессией.

Студент должен уяснить себе, что социальный статус – это явление объективное, не зависящее от отдельной личности. Социальный статус отражает узловые пункты системы общественных отношений; он связывает эти отношения, являясь их опорой, надёжным узлом.

Обращаем внимание обучающихся на то, что в каждом статусе фиксируется набор норм, действий, требований, прав и обязанностей, соответствующих ему. Каждый статус имеет определённый объём престижа, авторитета. Правда, в различных обществах он варьируется. Любой человек воспринимает другого с позиции его статуса. Люди ведут себя адекватно статусу. Если вести речь о видах социальных статусов, то чаще всего их делят на: предписанные (приписываемые, природные) и достигаемые (достигнутые).

Предписанный статус– это социальная позиция унаследованная от рождения. Она связана с объективной картиной существования общества и отдельного индивида. Предписанный статус указывает на расовую, национальную, половую, возрастную принадлежность человека и некоторые его другие позиции.

Студентам необходимо внимательно разобраться с особенностями названных выше статусов, определить своеобразие каждого из них.

Достигаемый статуссодержитв себе позиции, приобретённые личностью благодаря собственным усилиям. Он включает позиции, приобретённые личностью в профессиональной карьере, образовании, квалификации, политической карьере, административной и общественной деятельности, семейном положении, научном и художественном творчестве, материальном положении.

Попробуйте детализировать эти статусы, особенно те, которые связаны с образованием, научным творчеством и профессиональной подготовкой. Выясните, какие из этих статусов играют определяющую роль.

Социологи считают, что социальный статус личности можно рассматривать ещё в двух других измерениях – личном и групповом. Еслиличный статус – это положение человека, занимаемое им в первичной группе, в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам, то групповой... А вот что представляет из себя групповой статус– разберитесь сами. Попробуйте ответить на вопрос: «Студент ХТИ – это личный или групповой статус?».

Довольно часто в социологической литературе пишут о неосновных статусах. Их ещё называют эпизодическими.Из перечисленных ниже вычлените эпизодические статусы: студент, сын, хоккейный болельщик, пациент, русский, свидетель, подозреваемый, юноша, посетитель столовой.Аргументируйте свой ответ.

Каждый человек сочетает много статусов, обладает их совокупностью. Подобное называют статусным набором.

Попробуйте определить весь свой статусный набор. Выделите главный статус и постарайтесь чётко уяснить его смысл.

В жизни отдельного человека довольно часто имеет место несовпадение статусов.Выясните, что это такое. Имеет ли оно место в студенческой среде?

Социологи также ведут речь о формализованныхи неформализованных статусах.

Подумайте какие из приведённых статусов являются формализованными: ректор, декан, студент, выдающийся преподаватель или художник, талантливый писатель, лидер группы друзей, бомж.

Наконец, поразмышляйте над тем как статус личности оказывает влияние на её поведение и жизнедеятельность. Правомерно ли утверждать, что борьба за улучшение своего статуса является одним из главных мотивов и стимулов развития отдельной личности, а также движущей силой общественного прогресса, совершенствования всех сфер жизнедеятельности общества.

Вторая часть первого вопроса посвящена социальным ролям. Разумеется, для начала выясните, что представляет собойсоциальная роль. Социологи трактуют её по разному. Но, по большому счёту её объяснение сводится к тому, что это предсказуемое, нормативное поведение отдельного индивида или конкретной социальной группы людей, которое ожидают от них в обществе. Иначе говоря социальная роль есть совокупность действий, которые производит личность для реализации занимаемого статуса. То есть, речь идёт о неком стандарте поведения.

Студентам целесообразно уяснить взаимосвязь роли и статуса. Необходимо чётко обозначить ролевые обязательства студента и преподавателя. Примите во внимание, что ролевые отношения могут складываться на двух различных уровнях – межличностном и институциональном. Детально рассмотрите эти уровни. Выясните, что подразумевают под эспектациями.

Роберт Мертон ввёл понятие ролевого набора («набор ролей»). Под ним социолог понимал полный комплект ролевых отношений, которыми люди обладают вследствие того, что занимают определённый социальный статус.

Попробуйте чётко определить идеальный ролевой набор студента. Учтите, что каждая из ролевого набора роль требует особой манеры поведения: где-то требовательности, где-то строгости, такта, где-то мудрого советчика, старшего друга. Исполнение роли всегда предполагает известную степень субординации и координации. У каждого из нас ролевой набор специфичен. Он бывает формальным и неформальным.

Формальный набор, как полагают социологи включает наиболее строго регулируемые, обязательные роли.

Неформальный набор содержит такие, которые относительно привязаны к определённому статусу и не являются обязательными.

Определите свой формальный и неформальный набор ролей. Попробуйте разобраться, какими они бывают у полицейского, врача, адвоката, автомобилиста, преподавателя, инженера. Определите, что является главным регулятором исполнения ролевых обязательств.

Второй вопрос «Ролевое напряжение и ролевой конфликт»имеет целью детализировать некоторые аспекты второй части первого вопроса и дать более разнообразную картину к проблеме социальных ролей.

Главная идея здесь состоит в том, что в процессе достижения определённого статуса и исполнения соответствующих ему социальных ролей нередко возникает ролевое напряжение и ролевой конфликт. Рассмотрим конкретнее, что же они представляют собой.

Ролевое напряжение трактуется социологами как возникающие трудности при выполнении ролевых обязательств и несоответствие внутренних установок и представлений личности требованиям роли. Причины ролевого напряжения различны. Это, в частности, недостаточная подготовка к выполнению той или иной роли. Это также определённая идеализация будущих ролей. Это и отсутствие психологической готовности к выполнению роли. Сюда же можно причислить сложные объективные обстоятельства, первые неудачи, связанные с выполнением роли и пр. Студентам необходимо хорошо разобраться в названных причинах. И не только для того, чтобы знать, но и чтобы не допускать их в своей жизнедеятельности и успешно преодолевать в случае возникновения.

Если ролевое напряжение не очень приятно, но вполне терпимо, то ролевой конфликт ставит личность в предельно сложное положение. Лучше в него не попадать. А чтобы не попадать для начала надо знать, что это такое. Итак, под ролевым конфликтом понимается внутриличностное раздвоение, когда индивид вынужден выполнять социальные роли, предъявляющие к нему противоположные требования. Проще говоря – это ситуация когда личность стоит перед трудным выбором, обусловленным выполнением двух и более ролей. Чаще всего исследователи выделяют два типа ролевых конфликтов.

Первый – конфликт между ролями. Например, студент женился, стал отцом. У него стало много забот. К тому же он подрабатывает. Но требования к нему как к студенту у преподавателей ничуть не снизились. У него проблема: «Кто я? – студент, муж, отец, подрабатывающий?».

Второй – конфликт, происходящий в пределах одной роли. Например, российский вузовский преподаватель – профессионал высокого уровня. Но за его работу платят копейки. Он получает меньше нежели дворник, слесарь или секретарша какого-либо бюрократа. У преподавателя постоянно возникает дилемма – то ли работать, как попало, то ли ещё где-то подрабатывать в ущерб учебному процессу, то ли брать взятки от студентов. Настоящий профессионал никогда не позволит себе подобного. Он скорее борется с самим собой.

Конечно, картина ролевого конфликта гораздо шире, нежели сказано об этом выше. Студентам надо основательно поразмышлять над данной проблемой. Но вывод здесь очевиден – из-за ролевого конфликта каждому из нас часто приходится идти на компромисс, жертвовать собственными убеждениями и ценностями. По этой причине люди нередко бросают работу, занимаются нелюбимым делом, разводятся с женой или мужем, конфликтуют с детьми, уезжают с любимого места жительства, порывают с друзьями, даже покидают родину.

Но возникает вопрос: «Можно ли безо всяких потерь преодолеть ролевое напряжение и ролевой конфликт?». Ответ видимо отрицательный. Тем не менее, социологи размышляют о путях его смягчения и даже преодоления. В частности пишется о разделении ролей, о их рационализации, о их регулировании. Студентам желательно поразмышлять над этими путями. Возможно обнаружится ещё что-то продуктивное.

Третий вопрос данной темы «Конформность, девиантное поведение и социальный контроль». Он имеет целью объяснить, как ведут себя люди в обществе, как надо вести себя и как надо контролировать данный процесс.

Общеизвестно, что в социуме люди ведут себя по- разному. И это вполне объяснимо, поскольку все мы разные. Однако общество, т. е. по крайней мере большинство его членов требуют, чтобы все вели себя правильно, нормально, соответственно нормам права и морали, действующим в рамках данного социума. Следовательно, конформность, может быть определена как процесс приспособления индивида к существующим общественным и групповым порядкам.

Конечно, примем к сведению то, что конформность может быть добровольной, а может быть и принудительной. Она может быть глубоко внутренней и чисто внешней, под сильным давлением группы и отдельных личностей. В результате многолетних исследований проблемы конформности учёные выявили такие интересные тенденции:

- у девочек конформность выше, чем у мальчиков, а у женщин – выше, нежели у мужчин;

- конформность зависит от дисциплины в группе, от авторитета её лидеров или сильных личностей;

- к конформности склонны менее компетентные личности и люди с низким социальным статусом.

Но в жизни мы встречаемся и с нонконформистами. А вот кто они такие – поразмышляйте самостоятельно. Дайте им обстоятельную характеристику. И знаете ли вы лично таких людей?

Что касается девиантного поведения, то и здесь имеется многообразие взглядов на эту социальную проблему. Отбросив крайности определим девиацию как несоответствие имеющейся норме или набору норм, принятых значительной частью людей в группе или обществе. По большому счёту девиация – это допустимые (хоть и не желательные) отклонения в поведении личности или группы людей. Они не затрагивают нарушений права, особенно уголовного. Сюда относят пьянство, проституцию, незначительные нарушение правил дорожного движения, прогулы на работе, регулярные опоздания, сквернословие. Но девиация включает и положительный аспект поведения, например, героизм, монашество, сверх усилия в работе (трудоголизм).

А вот делинквентное поведение (которое довольно часто рассматривается как крайняя форма девиации) – это преступное поведение, а именно: разбой, кража, насилие, убийство, взяточничество и т. д.

Студентам необходимо внимательно отнестись к изучению конформного, девиантного и делинквентного поведения. Постарайтесь их чётко разграничить. К тому же важно определить причины девиации. Ну, например – биологические и психологические, аномические, компенсаторные, связанные с низким социальным статусом и неудачной социализацией и т. п. Проанализируйте названные причины и попробуйте обнаружить другие.

Наши рекомендации