Коммуникационный посредник
ВВЕДЕНИЕ В КУРС «ТЕОРИЯ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ»
Для получения зачета по курсу «Теория массовой коммуникации» необходимо на
представить конспект работвключенных в Хрестоматиюи ряда работ. Без конспекта
этихработ зачет не принимается. Форма сдачи экзамена – собеседование по конспекту.
Назаров М.М.Массовая коммуникация в современном мире: методология
анализа и практика исследований. М.2002. В работе имеется Хрестоматия.
Назаров М.М.Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию
исследования. М., 2004. В работе имеется Хрестоматия.
Лассвелл Г. Структура и функции коммуникации в обществе
Лазарсфельд П., Мертон Р. Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованное социальное
действие
Томпсон Дж.Б. Идеология и современная культура
Уоллакотт Дж. Сообщения и значения
Постман Н. «А теперь, о другом. ... »
Гидденс А. Опосредование опыта
Фиск Дж. Постмодернизм и телевидение
Маккуэйл Д. Массовая коммуникация и общественный интерес: к вопросу о социальной теории
структуры и функционирования медиа
Куррэн Дж. Медиа и демократия: переосмысление
Голдинг П., Мэрдок Г. Культура, коммуникации и политическая экономия
Cклэир Л. Культурно-идеологические транснациональные практики
Карлсон Дж. Телевизионное развлечение и политическая социализация
Список работ для конспектирования
Бодрияр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры М., 2006
с.132-234. (Часть третья. СМИ,секс и досуг)
Бодрияр Ж. К критике политической экономии знака. М., 2003. с.179-204
(Реквием по медиа).
Бурдье П. О телевидении и журналистике. М., 2002.
Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура.
М., 2000. Глава 5. с.314-353
Липпман У. Общественное мнение. М., 2004.Часть 7.(Газеты) С.297-338.
Маклюен М. Понимание медиа: Внешнее расширение человека. Москва-
Жуковский. 2003. Главы 1-3, 6, 8,9,18,21,23,27,29-31.
Мак-Люэн М. Галактика Гуттенберга. Сотворение человека печатной
культурой. Киев, 2003. С.385-406.(Новая конфигурация галактики…)
Уэбстер Фрэнк Теория информационного общества. М., 2004. Гл.6.
Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика просвещения. Философские
фрагменты. М.1997 Глава: «Индустрия культуры: Просвещение как
массовый обман».
Литература по курсу
Коломиец В.П. Медиасоциология. М., 2014 .
Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество:
Введение в теорию и исследования. М., 2010.
Назарчук А.В. Теория коммуникации в современной
философии. М., 2009.
Терин В.П. Массовая коммуникация. Исследование
опыта Запада. – М., 2000
Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации.
М., 2009
Фомичева И.Д. Социология СМИ. М., 2007
Черных А.И. Социология массовых коммуникация М.,2008.
Содержание
Коммуникация
Медиальная коммуникация
Массовая коммуникация
Виды массовой коммуникации
Научное толкование
Коммуникация есть опосредованное и целесообразное взаимодействие двух субъектов.
• материальная (транспортная, энергетическая, миграция населения, эпидемии и др.);
• генетическая (биологическая, видовая);
• психическая (внутриличностная, автокоммуникация);
• социальная (общественная).
Социальная коммуникация есть движение смыслов в социальном пространстве и времени.
Коммуникация — это социальный процесс сотворения, сохранения/поддержания и преобразования социальной реальности. Коммуникация есть формирующий и смыслообразующий процесс.
Смыслы в коммуникации
Цели коммуникации:
• познавательная — распространение или приобретение новых знаний или умений;
• побудительная — стимулирование других людей к каким-либо действиям или получение нужных стимулов;
• экспрессивная — выражение или обретение определенных переживаний, эмоций.
Для достижения этих целей содержание коммуникационных сообщений должно включать: знанияи умения(коммуникант нечто знает или умеет и может поделиться этим опытом с другими
людьми); стимулы(волевые воздействия, побуждающие к активности); эмоции(коммуниканту) важно эмоционально «разрядиться», получить сочувствие, а реципиент ищет положительных эмоций и душевного комфорта).
Именно эти продукты духовной человеческой деятельности мы называем смыслами. Когда речь идет о социальной коммуникации, имеется в виду движение в социальном пространстве и времени знаний, умений, стимулов, эмоций.
Социальное пространство и время\
Социальное пространство— это интуитивно ощущаемая людьми система социальных отношений между ними.
Социальные отношения многочисленны и разнообразны — родственные, служебные, соседские, случайные знакомства и т. д., поэтому социальное пространство должно быть многомерным.
Когда говорят, что человек «пошел вверх» или «опустился на дно жизни», имеется в виду социальное пространство
Социальное время— это интуитивное ощущение течения социальной жизни, переживаемоесовременниками.
Это ощущение зависит от интенсивности социальных изменений.
Если в обществе изменений мало, социальное время течет медленно; если изменений много, время ускоряет свой ход. Согласно «социальным часам», десятилетия застоя равны году революционной перестройки.
Виды коммуникации
Существует два видакоммуникации:
непосредственная межличностная коммуникация - индивидуальная) по типу FTF (face to face);коммуникация, которая использует технические средства – медиальная коммуникация:
– индивидуальная
– массовая.
В одном случае – для донесения информации до конкретного собеседники, преодолевая с помощью технического средства пространство и время, с целью воздействовать на него и выстроить с ним отношения;
в другом – для централизованного распространения, «упакованных» определенным образом смыслов, для создания определенных сообществ, разделяющих ценности, которые несут транслируемые смыслы.
Коммуникационный посредник
Понятие «медиа» соотносится со своей этимологией:
media – это прежде всего средство– инструмент, техника или посредник – позволяющее людям
самовыражаться и передавать другим некоторые сообщения, каковы бы ни были форма и объект этихсообщений.
Тем не менее, «media» определяется также по своему использованию(потребление медиасообщений),
которое по необходимости обозначает их роль и функцию. Использование медиа в заданный момент времени и в данном месте зависит от потребностей и желаний индивидов, а также от правил и ограничений, детерминирующих выражение этих потребностей и желаний.