Коррекционная работа по предупреждению отклоняющегося поведения у школьников
Реферат
по дисциплине«Социология социальной работы»
на тему:«Девиантное поведение школьника»
Выполнила: студентка 2 курса
направления подготовки социальная работа
Е. Н. Минина
Преподаватель: к.п.н., доцент А. А. Шикун
Клин,2012
Оглавление
Введение. 3
1. Отклоняющееся (девиантное) поведение детей и подростков, его причины 5
1.1 Коррекционная работа по предупреждению отклоняющегося поведения у школьников. 5
1.2 Комплексная программа изучения поведения школьников. 6
2. Понятия "человек", "индивид", "личность". 9
3. Структура и факторы формирования личности. 11
3.1.Социальный статус и социальная роль. 13
3.2. Ролевые концепции личности, социально-ролевой конфликт. 14
3.3 Социальное неравенство как фактор развития подростка. 18
3.4. Социальная мобильность. 20
3.5. Маргинальность личности. 23
3.6. Социализация подростков. 24
3.7. Социальная адаптация личности. 27
3.8. Типология личности. 30
Заключение. 34
Список использованной литературы.. 35
Введение
Рубеж XX-XXI вв. стал для России переломным. В этот период происходят масштабные политические, экономические и социальные преобразования, оказавшие существенное воздействие на все стороны общественной жизни, в том числе и на институт семьи.
Обострение социально-экономических проблем, прежде всего сказалось на наиболее слабых слоях и группах населения и в первую очередь на детях и подростках. Они оказались наименее защищенной и наиболее страдающей группой населения. Дети более других ощутили все превратности реформ: упал уровень их физического и психического здоровья, существенно изменяются их интеллектуально-образовательный потенциал, культурно-нравственные ценности. Эти процессы могут иметь далеко идущие последствия для развития российского общества.
Так, в 90-е гг. XX в. существенно сократилось число детских дошкольных учреждений, образовательных заведений, домов детского творчества, детских санаториев, домов культуры, спортивных учреждений, музеев, учреждений семейного отдыха, летнего отдыха детей, художественных школ. Прекратили существование детские и подростковые организации, в частности, пионерская организация и комсомол, многочисленные бесплатные для российских семей школьные кружки и секции. В то же время институты государственной системы профилактики беспризорности, безнадзорности, а также правонарушений несовершеннолетних часто действуют разрозненно и неэффективно.
В свете таких проблем повышается актуальность развития новых направлений профессиональной социальной работы с детьми. Семейная политика в отношении детей и подростков является предметом совместного ведения федеральных, региональных и муниципальных органов власти. Особую значимость приобретает организация социальной работы с детьми как особого вида профессиональной деятельности на муниципальном уровне.
В соответствии с этим в настоящее время появилась необходимость в оптимизации социальной работы с детьми на разных уровнях.
Отклоняющееся (девиантное) поведение детей и подростков, его причины
Отклоняющееся поведение можно назвать актуальной проблемой современного общества. Оно выступает одной из ведущих причин обращения населения за психологической помощью.
Асоциальное (девиантное) поведение в психологии рассматривается как отклоняющееся поведение, которое включает в себя систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Наиболее ярко может быть выражено отклоняющееся поведение в подростковом периоде, но его предпосылки могут проявляться в младшем школьном возрасте.
Аддиктивное поведение – “это один из типов девиантного поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций”.
Другими словами, аддиктивное поведение понятие и психологическое, и педагогическое и означает оно склонность детей к приобретению вредных привычек. И очень часто эти привычки настолько входят в жизнь ребенка, что отказаться от них бывает практически невозможно.
Коррекционная работа по предупреждению отклоняющегося поведения у школьников
Коррекционная работа по профилактике отклоняющегося поведения со школьниками имеет свои особенности. С самого начала, параллельно, необходимо начинать работу с семьёй. После диагностики семейных отношений и степени их дисгармоничности должна следовать психокоррекционная работа как индивидуальная, так и групповая. Но основной акцент следует делать на индивидуальной работе с ребенком. Прежде всего, необходима организация системы деятельности, создающей жёсткие условия и определённый порядок действий, и постоянный контроль. При условии последовательности, постепенности приобщения агрессивных школьников к различным видам социально признаваемой деятельности – трудовой, спортивной, художественной, организаторской и других, – важно соблюдать принципы общественной оценки, преемственности, чёткого построения этой деятельности.