Тема 4 Социальная структура. Стратификационная структура общества

Тема 1. Система социологического знания

Вариант 1 1. Дайте определение понятия «система». Является ли студенческая группа системой (дайте ответ, указав, какие признаки системы демонстрирует студ.группа). 2. Идея закона относится к … … … предпосылкам возникновения социологии (Терентьева, с.12-13) 3. Что, по Конту, отличает «позитивную» науку? (Гофман, с.46) 4. Что изучает социология на микроуровне? (Терентьева, с. 14,16) 5. Знание, о «мире, как он есть», ориентированное на объяснение и прогноз, называется … … … (Терентьева, 17).
Вариант 3 1.Дайте определение понятия «организация». Используя таблицу 1 (Терентьева, с.9), охарактеризуйте минимум три признака организации, в которой вы работаете или учитесь 2.Разработка методов познания относится к … … … предпосылкам возникновения социологии (Терентьева, с.12-13). 3. Конт был «социальным реалистом», т.е. он понимал соотношение индивида и общества как … … … (Гофман, с.48) 4. Какое теоретическое направление в социологии представляет Р.Мертон? (Терентьева, с. 15, таблица 6). 5. Формулировка проблемы и выдвижение гипотез относятся к … … … разделу программы социологического исследования (Терентьева, 18).
Вариант 2 1.Дайте определение понятия «система». Является ли организация, в которой вы работаете, системой (дайте ответ, указав, какие признаки системы демонстрирует студ.группа). 2. Начало промышленной революции относится к … … … предпосылкам возникновения социологии. (Терентьева, с.12-13). 3. Какие термины использовал О.Конт для обозначения объекта социологии? (Гофман, с.48) 4. Что изучает социология на макроуровне? (Терентьева, с. 14, 16) 5. Знание ориентированное на преобразование, связанное с решением отдельных задач, называется … … … (Терентьева, 17).
Вариант 4 1.Дайте определение понятия «организация». Используя таблицу 2 (Терентьева, с.10), укажите по два признака «патриархальности» и «индустриальности» в организации, в которой вы работаете или учитесь. 2. Осознания особой реальности общества относится к … … … предпосылкам возникновения социологии (Терентьева, с.12-13). 3. Какие методы Конт предполагал использовать в изучении общества? (Гофман, с.50) 4. Какое теоретическое направление в социологии представляет К.Маркс? (Терентьева, с. 15, таблица 6). 5. Совокупность средств и операция, упорядочивающих целесообразную деятельность, называется … … … (Терентьева, 19 )


Вопрос Спецификация задания
Верно ли высказывание: социология и общество появляются одновременно? Указать время становления социологии как самостоятельной науки
Указать наличие предпосылок появление науки об обществе, назвать некоторые из них
Назвать объект социологии и сложность его выявления

Тема 2. Социальное действие и взаимодействие

Вопросы, задания Спецификация заданий
Работая на лекции, студент использует навыки письма, определенным образом располагается за рабочим столом, записывает лекцию, отвечает на вопросы соседа. Что из перечисленного относится к социальным действиям? Дайте обоснованный ответ Идентифицировать действия в противоположность навыкам  
Использовать в качестве аргументов признаки социального действия  
Указать на включенность действия в процесс социального взаимодействия
  Корректирующее задание, Т 2     Назовите социолога, введшего понятие социального действия. Какие работы ему принадлежат? Что, по его мнению, должно составлять главный предмет социологического исследования? Этот социолог занимался изучением становления западного капиталистического общества. Какие глубинные причины этого процесса он выявил?  
  Корректирующее задание, Т 2     Назовите основные виды социального действия. Дайте определение цели, мотива и стимула. Покажите связь мотивации и стимулирования  
  Корректирующее задание, Т 2   Рассмотрите свою активность в течении рабочего дня с точки зрения социального взаимодействия. Проанализируйте, когда имели место социальные контакты, а когда – взаимодействия. (Используйте знание о 2-х формах социальной связи)  
  Корректирующее задание, Т 2     Назовите социолога, введшего понятие социального действия. Какие работы ему принадлежат? Что, по его мнению, должно составлять главный предмет социологического исследования?  
  Корректирующее задание, Т 2     Назовите основные виды социального действия. Дайте определение цели, мотива и стимула. Покажите связь мотивации и стимулирования  

Тема 3. Культура

  Корректирующее задание, Т 3     Дайте определение культурной универсалии. Приведите примеры культурных универсалий, связанных с учебной деятельностью  
  Корректирующее задание, Т 3     Дайте определение массовой культуры, приведите примеры ее «продуктов». Существуют «оптимистический» и «пессимистический»подходы к оценке значения массовой культуры. Сформулируйте свой ответ на вопрос, что положительного и что отрицательного несет массовая культура.
Корректирующее задание, Т 3 Дайте определение субкультуры, приведите примеры. Дайте определение функции и дисфункции в социологии. Какие функции выполняет субкультура, названная вами?  
  Корректирующее задание, Т 3   Дайте определение контркультуры, приведите примеры. Дайте определение функции и дисфункции в социологии. Каково значение контркультуры в вашем примере?
  Корректирующее задание, Т 3     Дайте определение культурной универсалии. Приведите примеры культурных универсалий, связанных с учебной деятельностью
  Корректирующее задание, Т 3     Дайте определение массовой культуры, приведите примеры ее «продуктов». Существуют «оптимистический» и «пессимистический»подходы к оценке значения массовой культуры. Сформулируйте свой ответ на вопрос, что положительного и что отрицательного несет массовая культура.
Корректирующее задание, Т 3 Дайте определение субкультуры, приведите примеры. Дайте определение функции и дисфункции в социологии. Какие функции выполняет субкультура, названная вами?
  Корректирующее задание, Т 3   Дайте определение контркультуры, приведите примеры. Дайте определение функции и дисфункции в социологии. Каково значение контркультуры в вашем примере?

Тема 4 Социальная структура. Стратификационная структура общества

  Корректирующее задание, Т 4.     Дайте определение понятия «статус», назовите основные признаки статуса. Приведите примеры статусов более высоких и более низких по отношению друг к другу. На основании каких признаков вы распределили статусы на более или менее высокие?
  Корректирующее задание, Т 4     Дайте определение понятия «межпоколенческая социальная мобильность», приведите примеры такой мобильности. Что определяет такую мобильность на макро и микро-уровнях?
  Корректирующее задание, Т 4     Дайте определение понятия социальная мобильность.Приведите примеры вынужденной групповой социальной мобильности, назовите факторы.
  Корректирующее задание, Т 4   Дайте определение понятия «стратификация».Приведите примеры стратификации, которые можно наблюдать в организации, где вы работаете
  Корректирующее задание, Т 4     Дайте определение понятия «статус» и «статусный портрет общества». Приведите примеры статусов, невозможных в современном российском обществе.
  Корректирующее задание, Т 4     Дайте определение понятий «статус», «приписанный статус» и «достигнутый статус». Как изменяется соотношение приписанных и достигнутых статусов по мере взросления человека? Приведите примеры.  
  Корректирующее задание, Т 4     Дайте определение понятия «социальная роль» и «ролевой конфликт». Перечислите роли, которые, на ваш взгляд, соответствуют статусу «студент». Назовите актуальные причины ролевых конфликтов  
  Корректирующее задание, Т 4     Дайте определение понятий «статус», «приписанный статус» и «достигнутый статус». Как изменяется соотношение приписанных и достигнутых статусов по мере взросления человека? Приведите примеры.  
  Корректирующее задание, Т 4     Дайте определение понятия «социальная роль» и «ролевой конфликт». Перечислите роли, которые, на ваш взгляд, соответствуют статусу «студент». Назовите актуальные причины ролевых конфликтов  

Корректирующее задание, Т 4

Какие виды статусов представлены во фрагменте поэмы Н.А.Некрасова

«Кому на Руси жить хорошо»

Текст для анализа Спецификация: Распознать виды статусов, Выделяемых по разным основаниям Оценка
...Идя путем дорогою Сошлись мы невзначай, Сошлися и заспорили:       По 0,5 балла за каждый вид статусов
Кому живется весело,
Вольготно на Руси?
Роман сказал: помещику,
Демьян сказал: чиновнику,
А я сказал: попу.
Купчине толстопузому, - Сказали братья Губины, Иван и Митродор.
Пахом сказал: светлейшему Вельможному боярину, Министру государеву,
А Пров сказал: царю...
Мужик что бык: втемяшится В башку какая блажь - Колом ее оттудова Не выбьешь...

Наши рекомендации