Способ существования мафии
Долгое время мафия существовала как объединение людей, в основном связанных кровными узами, была чисто деревенским явлением, и задачи ее очень отличались от нынешних. В течение веков сицилийские земли принадлежали дворянам. Удаленность от центральной власти и необходимость защиты своих владений от нападения создавали для итальянских сеньоров немало проблем. Самая крупная среди них - частые разбои, выражавшиеся в похищении людей и требовании за них выкупа, а также кража скота. Для того чтобы бороться с ним, владельцы имений вынуждены были заключать соглашения с единственной силой, способной поддерживать хотя бы видимость порядка, - мафией.
Перспективы нового бизнеса
Сицилийские мафиози сразу поняли перспективность нового вида деятельности. С одной стороны, мафия должна сдерживать бандитов, но не уничтожать их до конца, дабы держать земельных баронов в страхе и тем самым обеспечивать постоянный спрос на свое покровительство, а с другой - она могла под видом разбойников сама поживиться хозяйским добром, которое, по мнению членов мафии, не всегда наживалось справедливым способом.
В поисках безопасного места феодалы частенько покидали сельские именья и перебирались в город, препоручив заботу о них управляющим "габелотти" (gabelloti), которые должны были поддерживать порядок и взимать арендную плату. Такими распорядителями чаще всего оказывались члены мафии.
Перестройка общества
С социологической точки зрения в этот момент произошла кардинальная перестройка классовой структуры общества. Состав высшего класса - сицилийских землевладельцев - полностью сменился: место легальных сеньоров - представителей классических европейских феодалов заняло новое поколение нелегальных баронов - донов. Габелотти, сельские администраторы не были аристократами по крови. Сельские менеджеры вытеснили земельных баронов и сами вскоре стали баронами, но только криминальными. Они не унаследовали поместье, а купили его у своих бывших хозяев, на которых недавно работали. То, что габелотти не были аристократами в истинном смысле слова, еще не самое страшное, считают итальянские социологи. Гораздо опаснее те методы, которыми они добивались богатства. Преступным путем они получали недвижимость и баронские титулы, затем почти за бесценок и под угрозой насилия принуждали трудиться местных крестьян. Ф.Кальвио в связи с этим делает ценное наблюдение: "На Сицилии не было ни революции, ни просвещенного абсолютизма, земля перешла от баронов к "буржуа" через мафиозные махинации. Крестьяне стали campieri (своего рода феодальной полицией, зависимой от барона), затем campieri стали gabellotti (то есть арендаторами земли); запугивая баронов, они давали им ссуды под ростовщические проценты, крали доходы и наконец, сумели завладеть их землей. Но когда рабы стали хозяевами, они вместе с положением наследовали пороки прежних хозяев: им нужна была только земля, и как можно больше земли; получив ее, они удовольствовались доходами, которые эта земля обычно приносила. Они не желали ничего менять, совершенствовать, переустраивать. Доходы от земель вкладывались во все новые земли.
Смена целой страты, ее криминальное обновление в масштабах целого общества произошло впервые. Возможно, стратификационное обновление наблюдалось, по крайней мере, в ХХ веке, и в других странах, прежде всего третьего мира, где преступные группировки прорывались к рычагам политического управления, но этот вопрос требует специального изучения. Подобная угроза существовала и в России, где в середине 1990-х годов произошла "криминальная революция".
Переход землевладельцев в города, продолжавшийся целое столетие, совершенно преобразил лицо сицилийского общества. Глава мафии занял место феодального сеньора, присвоив присущие последнему полномочия "чистой и смешанной власти". Теперь мафия не напрашивалась, а навязывала свои услуги, установив в сельских округах полное господство. Хотя новый порядок и террор выжимали из крестьян гораздо больше, чем это могли сделать бароны, в народе сохранилась еще добрая память о славных временах борьбы с иноземными оккупантами и мужественных рыцарях.
Так сицилийские феодалы покидали деревенскую глубинку в середине IXX века. Вскоре - в конце IXX и начале ХХ века - в путь тронулись и мафиози, но уже за границу. Соединенные Штаты, встречавшие одну волну эмиграции за другой, в тот период стали золотым Клондайком для итальянских мафиози. Они перебрались не только на другой континент, но и в другую историческую эпоху - из феодальной Италии в капиталистическую Америку. Капитализм не убил мафию, а, напротив, дал ей второе дыхание. В США итальянская мафия стала интернациональной силой и глобальным проектом, выступила образцом для подражания многим народам, создавшим преступные организации по типу сицилийской мафии.
В зависимости от местных обычаев и клановой принадлежности тайные общества на Сицилии получали собственные имена. Так, в одном городке мафию называли Birritti (кепки), в другом - ManoFranterna (Братская рука), в третьем местечке - Cudi Chaiatti (Плоские головы). В южной Италии криминальная структура получила наименование Каморра (Camorra). Ее центром является Неаполь.
Преобразование мафии
Проходили века, а мафия оставалась символом патриотических сил Сицилии. Эти силы составляли группы патриотов-активистов, с оружием в руках, боровшихся с захватчиками. Военизированные группы превратились в тайные иерархические сообщества, возглавлявшиеся донами (вождями), каждому из которых подчинялся разветвленный клан кровных родственников - называемый семьей. Семьи подобно паутине охватили территорию всей страны. Они закрепляли за собой тот или иной крупный населенный пункт - поселок или городок. Центром всей паутины был город Палермо.
Некоторые историки полагают, что перерождение мафии из освободительной организации в криминальную началось в 18 веке. Действительно, в 1700-е годы уже сложилась многовековая традиция борьбы с оккупантами и ее финансирования за счет местного населения. Часто партизанские отряды подолгу задерживались в горах, им были необходимы оружие, пропитание и одежда. Иногда необходимые средства приходилось изымать силой - и не только у дворян, но и у крестьян. Если население не оплачивало благородное дело освобождения, в ход шли запрещенные приемы, такие как: похищение детей, поджоги, взрывы зданий и убийства. К началу 19 века тайные общества бывших освободителей превратились в крупные и хорошо организованные подразделения по изъятию денежных средств у населения.
По мнению Джо Дориго, ученые собрали недостаточно сведений, чтобы доказать, будто мафия XIX века действительно берет свое начало от средневековой мафии. Да, в период с 1300 по 1800 год на Сицилии промышляли подпольные шайки. Но между ними и той организацией, которую мы сегодня называем "мафией", едва ли существует какая-либо прямая преемственность.
Само слово "мафия" произносят не везде, чаще говорят "Коморра" или "Почетное общество". Некоторые (в том числе сами гангстеры) именуют свою организацию "клан", "компания", "организация", "мы", "наши", "свои", "честные" и т.п. Название "Cosa Nostra" (Наше дело) было пущено в оборот руководством ФБР в 1930-е годы.