Вопрос ii . классический период (ii половина xix - начало xx вв.)
В XIX в науке происходит резкий переход к социальной проблематике. В социально-политической мысли появляются различные направления: натурализм, социальный дарвинизм, географическая школа, органистская школа, рассово-антропологическая школа:
а) Натурализм — социально-политические концепции, опирающиеся на методы и познавательные средства естествознания:
—большинству натуралистических концепций свойственно отрицание сознательного и целенаправленного характера человеческой деятельности;
—позитивной стороной натурализма выступает стремление выработать объективную и стройную систему знаний, аналогичную теориям развития естественных наук.
б) Географическая школа — в центре этой концепции лежит идея общественного прогресса истории человечества. Социальный прогресс связан с развитием промышленного производства и техники, свидетельствующих о гигантском росте власти человека над силами природы.
—представителями этой школы в России выступали Лев Мечников, Сергей Соловьев, Василий Ключевский. В их трудах прослеживается влияние концепции георгафического детерминизма;
—концепции географического определения есть своеобразным вариантом отголосков древних мифологических и натурфилософских представлений о торжестве природы и общества, гармонии космоса и общества.
в) Органическая школа — направление в западной социологии конца XIX — начала XX вв., рассматривавшее общество как аналог природного организма, а социальную жизнь объясняет через непосредственную проекцию биологических закономерностей.
— сторонники этой школы (Павел Лиминфельд в России, Альберт Шеффле в Германии, Рене Бормс во Франции) утверждали, что общество и есть организм; занимались поиском новых аналогий между обществом и организмом;
—общество исследовалось не только в динамике, но и в статике — как система состояния равновесия;
—согласно Павлу Лиминфелъду, торговля выполняет в обществе те же функции, что кровообращение в организме, а функции правительства — головной мозг;
—Альберт Шеффле анализировал экономическую жизнь в обществе как прямую проекцию обмена веществ в организме, используя понятие «социальное тело»;
—Эсменас считал, что социальная наука изучает не столько аналогии между «клеточками» биологического и социального организма, сколько объединения между существами животного мира, которые напоминают объединения людей в обществе. Любые объединения живых существ в природе называются обществом;
—Рене Бормсвтруде «Организм и общество» стоит на позициях вульгарного организма, вводит понятие «социальная патология» и «социальная гигиена».
г) Социальный дарвинизм — стремится использовать законы биологии. Учение Дарвина о естественном отборе стимулировало распространение биологических законов на понимание общества.
—дарвинизм использовался для защиты принципов индивидуализма и конкуренции, стихийности в общественном развитии и рыночного капитализма;
—либеральное течение в рамках социального дарвинизма — это есть эволюционная этика;
— социал-дарвинистская школа — явление многоплановое и разнородное, не ограничивается социологией, а нашло распространение в антропологии, психологии, политологии, искусстве.
д) Рассово-антропологическая школа выделяет два направления: первое — связанное с попытками раскрыть глобальные движущие силы развития всемирной истории и второе — ограничивается анализом более локальных процессов, и основном в пределах Европы, и исходит из понимания естественного отбора и борьбы за выживание.
—де Гoбuнo(один из основоположников этой школы) видел главные причины развития общества в расовых особенностях народов, потому что социальные институты, культура вытекают из расовых, биологических
источников. Смешение рас — противоречивый процесс.
Чистота расы — источник развития цивилизации;
—одной из разновидностей этой школы является антропо-социология.Антропология социальная (этнология) — это раздел социологии, объектом изучения которою являются примитивные и традиционные общественные системы;
— основоположником современной социальной антропологии является Франц Боас — американский этнограф. Концепция школы состояла в выдвижении на первый план этнологических исследований культуры, в предпочтении индуктивных методов исследования, в идее уникальности культур и отрицании идеи прогресса.
е) В социологии XIX — нач. XX вв. существовали две главные формы: натурализм — социал-биологизм и социальный механицизм. Господствующее положение занимал социал-биологизм, представленный концепциями социального организма и дарвинизма социального.
СОЦИОЛОГИЯ К. МАРКСА
—у Маркса категория абсолютного духа уступает понятию человеческой предметной деятельности, она постоянно идентифицируется с понятием материального производства. Здесь место диалектики абсолютного духа занимает диалектика материального производства;
—для Маркса принципиально важным есть вопрос о материалистическом или идеалистическом мировоззрении исследователя экономической проблематики;
— результаты теоретических решений К. Маркса в социологииможно искать в 3-х когнитивно-метафизических моделях:
—базиса-надстройки;
—органической целостности общества;
—диалектики рачнития общества.
—в экономическом понимании истории считает,что система производственных отношений составляет первооснову — базис, на котором формируются все иные отношения людей - правовые, политические, идеологические и др.;
—К. Маркс уделяет вниманиепроблеме функциональной интеграции современного ему общества, где все элементы подчинены одной цели;
—одной из главных основ научного социализма выступаеттеория классовой борьбы между буржуазией и пролетариатом как движущей силой общественного развития;
—концепция социальной структуры Марксасвязана с анализом антагонистических, непримиримых отношений между владельцами предприятий и пролетариатом как главным классом;
—рациональное зерно исторического материализма К. Марксасостоит в изучении влияния системы материально-производственных отношений и интересов на функционирование иных социальных субсистем — прежде всего правовой и политической, понимания
влияния материальных интересов классов и социальных общностей на их менталитет, психологию и уяснение конкретных особенностей классовых конфликтов;
—К. Маркс и Ф. Энгельс связывали все надеждыс социальной революцией, коммунистическим обществом, считая, что в отличие от всех предшествующих, справедливое, гуманное общество должно функционировать не стихийно, а сознательно. И необходимое средство такой «разумной организации» общества — учет.