Молитвы, жертвы, гадания
Молитва — это разговор с богом. Грек становился лицом к тому богу, которому молился, протягивал к нему руки и вслух произносил сперва обращение к богу, потом похвалу ему, потом свою просьбу, потом обещание благодарности за исполнение этой просьбы. Если он молился в храме, то протягивал руки к статуе бога; если небесным богам — то к нему; если речным или морским — опускал их в воду; если подземным — ударял ими по земле или топал ногой. Современный верующий на молитве стоит спокойно (иногда на коленях), сложив руки перед грудью, и молится про себя, уверенный, что его бог услышит и такую молитву. Но грек разговаривал с богом, как с человеком, и на колени не вставал никогда.
Жертва — это угощение богу. Если бог помогает человеку во всех делах, то от всякой удачи нужно с ним делиться. Когда собирали урожай, то первые колосья и первые плоды приносили богу. Когда пили, перед каждым пиром несколько раз выплескивали вино наземь. Когда ели, откладывали для бога специально выпеченное
печенье или медовую лепешку. А когда ели мясное — в бедном греческом быту это было нечастым праздником, делиться с богом было обязательно. Тогда и приносили в жертву быков, овец, коз и свиней, о чем чаще всего упоминается в книгах.
Перед храмами, а часто и отдельно, на площади или перекрестке, стояли алтари. Алтарь — это божий стол: прямоугольная глыба, земляная или, чаще, каменная, иногда маленькая, иногда очень большая. На нем разводился священный огонь. Головню с огня опускали в сосуд с водой — в этой воде присутствующие омывали руки, чтобы очиститься перед жертвоприношением. К алтарю подводили жертвенное животное, обрызгивали его водой, осыпали жареным ячменем и солью, а потом оглушали ударом дубины и быстро зарезали. Затем начиналось угощение богов. С туши сдирали кожу, вырубали спинную часть, обкладывали жиром и внутренностями и сжигали на алтаре. Жирный дым восходил к небу: небесные боги могли лакомиться жертвой. Для подземных богов жертву зарывали в землю. Несколько кусков мяса уделялось жрецам и храмовым служителям. Остальные съедались на пиру.
Среди религиозных институтовможно назвать, в частности, институт богослужения, институт вероучительства, институт шаманства, оккультно-мистические институты, мистерии как религиозный институт архаичной эпохи, институт ритуального посвящения, институт крещения. Важным религиозным институтом является секта — отклонение от официального религиозного направления.
Частные церковные и религиозные институты, как и фундаментальные, имеют явные и латентные функции и цели, систему ролей и правил поведения, механизм деятельности и социального контроля. Скажем, целью монашеского ордена является удаление от мира ради обретения в одиночестве истинных ценностей.
В науке самой ранней формой религиозных институтов считаются архаичные культовые организации — тайные мужские союзы, т.е. объединения взрослых мужчин у многих народов в эпоху родового строя, особенно в период перехода от матриархата к патриархату (Меланезия, Западная Африка, Северная Америка). Их члены противопоставляли себя всем непосвященным. Традиционные верования и культы — отождествление членов союза с духами умерших, с зооантропоморфными существами (например, птицевидный духТубуан тайного союза дук-дук аз Новой Британии, которого изображал глава тайного союза во время посвятительных церемоний), танцы, пантомима, наконец, посвящение-инициация — были направлены не только на социализацию подростков или почитание предков, соблюдение традиций, но и на то, чтобы устрашать непосвященных, демонстрировать и утверждать особые права посвященных. Сверхъестественные силы воплощали себя в масках. Вся система верований кодировалась специальными тайными языками, за разглашение тайны полагалась смерть. Никто не мог ослушаться приказания, возглашенного от име-
Люди ели мясо и чувствовали себя сотрапезниками богов.
Иногда жертва была особенной — очистительной. Если человек совершил нечаянное убийство, он должен был покинуть родину и искать очищения на чужбине. Его не спрашивали, в чем дело; жрец зажигал огонь на алтаре, закалывал молочного поросенка, обрызгивал его кровью руки пришедшего, а потом омывал их священной водой и вытирал. Это означало, что кровь смыта кровью и человек может возвращаться к сородичам. А очистительного поросенка не сжигали, чтобы не осквернять огня: его закапывали в глухом месте и возвращались оттуда, не оглядываясь.
Иногда жертва предназначалась для гадания. Такие жертвы приносились перед сражениями. Зарезав животное, смотрели, как горит на алтаре его мясо, особенно хвост; если хвост скручивался, это предвещало трудности, если конец его опускался вниз — неудачу, если поднимался вверх — удачу. Выпотрошив животное, смотрели на его внутренности, особенно на печень: если вид их казался необычным — значит животное нездорово и, стало быть, неугодно богам — боги
не насытились и требуют новой жертвы. Чтобы добиться добрых знамений, приходилось иной раз закалывать не один десяток баранов или овец. При каждом войске гнали на всякий случай небольшое жертвенное стадо.
Были и другие способы гадания. Гадали по полету птиц, по крику птиц, по грому и молнии, по кометам и затмениям, по плеску воды и дыму ладана. В Додонском лесу гадали по шелесту листьев священного Зевсова дуба. В особенном почете были гадания по вещим снам. Источник: Гаспаров М. Занимательная Греция: рассказы о древнегреческой цивилизации. М., 1995.
ни духов предков. В ранних государствах уже выстраивалась целая иерархия тайных союзов (мужских, женских, связанных с культом плодородия и т.п.) Богослужение,которое в христианстве относят к числу важных институтов, представляет собой совокупность особых обрядов — таинств: поклонение святым, иконам и скульптурам, соблюдение постов, призванную поддерживать постоянство и активность религиозных чувств верующих. Во время богослужения происходит чтение священных книг, хоровое песнопение, проповеди, коллективные молитвы, совершение обрядов, коленопреклонение, отбивание поклонов.
Молитваявляется важной составной частью богослужения — словесное обращение человека к Богу с просьбой о чем-либо. Под молитвой подразумевается не только обращение верующего к божеству, но и канонизированный текст обращения. Этнографы утверждают, что молитва как религиозный обряд сложилась на основе языческих заговоров и заклинаний, как элемент вербальной магии (магии слова). Вначале она входила в обряд жертвоприношения, но затем отделилась от него и стала самостоятельным действием.
Рис. 42. Бог один — религий много
Молитв в христианстве много, и все они канонизированы, т.е. строго расписаны их порядок и сроки. В православии богослужебный канон включает в себя годичный, недельный и суточный круги. На каждый из дней недели предназначены особые молитвы и песнопения. В субботу и воскресенье они носят торжественный характер, в среду и пятницу — печальный. Круг суточного богослужения включает девять служб: вечерня, повечерия, полуношница, утренняя, а также четыре дневных: первого, третьего и шестого часа. Центральное богослужение называется литургией (от греч. leiturgia — общественная служба). Божественная литургия — главное богослужение суточного круга, совершается в дообеденное время (отсюда другое название — «обедня»).
Некоторые институты относятся и к церковному, и к религиозному кругу, например институт вероучительства. Он существует и в буддизме, и в католицизме, и в православии. То же можно сказать и об институте богослужения.
Понятие «церковный институт», или «институт церкви», нуждается в разъяснении. В названии некоторых нетрадиционных сект и культов присутствует слово «церковь», например «церковь сатаны», «церковь сайентологии», «церковь объединения» и т.д. Причины его появления специалисты видят в рекламных и престижных устремлениях их основателей, а также в наличии разветвленной организационно-управленческой структуры.
Церковь,организующая и направляющая жизнь прихожан в соответствии с основными принципами вероучения, характеризует не все мировые религии. Правильнее именовать институтом церкви только те организационные структуры и социальные практики, которые относятся к двум традиционным и главным христианским религиям — католицизму и православию. К примеру, в исламе нет институционального аналога церкви, как нет и духовенства.
Церковь — это тип религиозной организации со сложной и строго централизованной системой отношений между священнослужителями и верующими. Но верующих нельзя уподоблять служащим на предприятии, которые состоят в данной организации, заключают контракт, выполняют предписанные обязанности, получают заработную плату. Верующие приходят в церковь добровольно, контролируемого членства здесь нет.
Римская католическая церковь — самый древний и мощный церковный институт в мире, подчиняющий своему влиянию верующих в Италии, Испании, Португалии, Франции, Бельгии, Австрии, Польше, Венгрии, Чехии и Словакии, Прибалтике, в западных областях Белоруссии, Украины, в латиноамериканских государствах. В 1990 г. насчитывалось до 900 млн ее приверженцев. Организация католической церкви отличается строгой централизацией, иерархическим характером; центр — папство, глава — римский папа, резиденция которого — Ватикан.
Русская православная церковь в нынешнем виде сложилась к 1448 г. Она разделена на несколько автокефальных церквей. Богословские основы оп-
Врезка
Т. Гоббс
Богово и кесарево
Слово церковь {ecclesia) обозначает в книгах Священного Писания разное. Иногда (хотя не часто) оно употребляется в смысле дома божьего, т.е. храма, в котором христиане собирались для совершения публичного богослужения, как (1 Кор. 14, 34) «жены ваши и в церквах да молчат», но здесь это метафорически применено к происходившим там собраниям и с тех пор стало применяться к самим зданиям в целях различения между христианскими и языческими храмами. Храм Иерусалима был домом божьим и домом молитвы, и таким же образом всякое здание, посвященное служению Христу, называется домом Христа, поэтому греческие отцы церкви называли такое здание «домом господним», и отсюда перешли в наш язык названия кирха и церковь.
Церковь, если слово берется не в смысле дома, означает то же, что ecclesia означало в гречес-
ких государствах, а именно, собрание граждан, созванное с целью выслушать речь должностного лица, и что в римском государстве называлось concio, как тот, кто выступал с речью, назывался ecclesiastes и concionator. И если такое
собрание созывалось законной властью, оно являлось ecclesia legitime — законной церковью (Деян. 19,39); если же такое собрание представляло собой шумное и мятежное сборище воз-
ределились в Византии в IX—XI вв. В Российской Федерации православные составляют большую часть верующих. Существует также Русская зарубежная церковь.
Управление всей конфессиональной системой внутри каждой из этих церквей осуществляется особым институциональным органом — папством в католичестве и патриархией в православии.
Кроме того, в рамках той и другой функционируют частные институты, или социальные практики. Это прежде всего богослужебный институт, институт литургии и проповеди, институт паствы и клира, институт крещения и некоторые другие, а также учебные заведения, религиозные братства, монастыри, религиозные ордена.
Первичной ячейкой, в которой формировалась и проявляла себя духовная культура народа, был церковный приход. Приход— низшая церковно-административная единица, церковь с причтом и содержащая их церковная община (прихожане). В русской православной церкви приходы объединяются в благочиния. Прихожане— верующие, образующие религиозную общину при христианской церкви, вблизи которой обычно живут и которую систематически посещают.
Институт сектантства
Одним из религиозных институтов выступает секта. Она возникает в результате отделения от церкви части верующих и священнослужителей на основе изменения вероучения и культа. В 1999 г. в России существовало более 6 тыс. религиозных сект. Одних только сатанистов, организованных в секты, в конце 1990-х гг. насчитывалось 10 тыс. (в Москве — 2 тыс.). Особо заметные и распространенные «Церковь сайентологии» (центры дианетики, Хаббард-кол-леджи, «Нарконон»), «Свидетели Иеговы», «Церковь Иисуса Христа святых
бужденных людей, тогда оно являлось «беспорядочной церковью».
Иногда под этим словом подразумеваются люди, имеющие право быть членами таких собраний, хотя фактически не собранные, т.е. подразумевается совокупность всех христиан, как бы они ни были рассеяны, как там, где сказано (Деян. 8,3), что «Саул терзал церковь», и в этом смысле Христос назван главой церкви. Иногда же под словом «церковь» подразумевается лишь определенная часть христиан, как, например, в словах (Колосс. 4,15): «Приветствуйте домашнюю церковь его»; иногда также подразумеваются лишь избранные, например в следующих словах (Ефес, 5,27): «Славная Церковь, не имеющая пятна или порока, святая и непорочная», где подразумевается торжествующая церковь или грядущая церковь. Иног-Д под этим словом подразумевается собрание
исповедуЮщИХ
христианство независимо от
го, искренне ли они исповедуют его или ли-
мерно, как это следует понимать там, где
говорится (Матф. 18,17): «Скажи церкви, а если и церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник или мытарь».
Только в этом последнем смысле можно говорить о церкви как о едином лице, т.е. что она имеет способность желать, произносить, приказывать, заставлять повиноваться себе, составлять законы или совершать какое бы то ни было другое действие.
В соответствии с этим смыслом я определяю церковь как общество людей, исповедующих христианскую религию и объединенных в лице одного суверена, по приказанию которого они обязаны собраться и без разрешения которого они не должны собираться. И так как во всех государствах всякое собрание, не имеющее разрешения гражданского суверена, является незаконным, то точно так и церковь, собравшаяся в каком-либо государстве, запретившем ее собрание, является незаконным собранием. Источник: ГоббсТ. Избранные произведения: В 2 т. М., 1965. Т. 2: «Левиафан». Гл. XXXIX. С. 459-464.
последних дней», «Церковь объединения» Сан Мен Муна, «Белое братство», «Международное общество сознания Кришны» и др. Кроме того, на территории России действует множество оккультно-мистических сект.
В качестве отличительных черт института секты отмечают: ограниченное число последователей, контролируемое членство, изолированность от мирской жизни, оппозиционность к официальной церкви и властям, непримиримость к инакомыслящим, претензия на избранность, отсутствие деления на священнослужителей и мирян.
Институт сектантства чреват негативными последствиями для общества, поэтому специалисты говорят о секте как о «деструктивной религиозной организации». Их называют тоталитарными организациями за то, что они стремятся: а) подчинить себе всего человека без остатка, вынуждают его порвать связи с семьей, друзьями и обществом, завладев не только его сознанием, но и имуществом; б) подчинить отдельного человека организации в целом. Секта внушает своим адептам приоритет групповых идей над индивидуальными, одобряет даже аморальное поведение, если оно идет во благо группе.
Секты подчиняют своему диктату образ жизни, мышление, психику, поведение людей. От каждого члена секты требуются беззаветная преданность организации и полное подчинение. К особенностям деструктивных религиозных организаций специалисты относят:
♦ претензии на харизматическое лидерство (от греч. charisma — милость, божественный дар, вдохновение свыше, т.е. провозглашение божественности или особой мудрости и требование беспрекословного согласия);
♦ претензии на истину в последней инстанции, нетерпимость или пренебрежительное отношение к традиционным религиям и духовным ценностям;
♦ эзотеричность (сокрытие истинных целей и последствий своей деятельности, наличие доктрин для внутреннего употребления и внешнего окружения) и жесткая изоляция своих адептов от доступа иной информации;
♦ целенаправленное искажение священных текстов с их «подгонкой» под свои догмы;
♦ применение техник контроля сознания для создания у адептов культового менталитета и формирования тоталитарного мировоззрения; внушение различного рода фобий (страхов);
♦ активные попытки проникновения в государственные властные структуры55.Секта— организация или группа лиц, замкнутая кругом своих интересов,
не совпадающих с интересами общества, безразличных или противоречащих им. Сектанты претендуют на особый сакральный статус — быть «избранными», «детьми бога», «чистыми» (т.е. освободившимися от земной греховности). Институт сектантства призван реализовать царство божье «здесь и теперь».
Типичным примером является секта «Свидетели Иеговы». Для ее представителей характерен «отказ от мира» — жесткая изоляция от окружающих, даже от верующих православной церкви, моральная строгость и аскетизм (запрет на развлечения), вера в скорое пришествие на Землю Спасителя и убеждение в неизбежной гибели всех, не принявших сектантского учения.
55 Подробнее см.: Кривельская Н. Системный анализ деструктивных религиозных организаций на территории России // Церковь и общество. 1999. № 1—2. С. 64—67.
Секта имеет не только антихристианскую, но и антигосударственную направленность. Она накладывает запреты на участие человека в жизни государства и общества. Структура секты «Свидетели Иеговы» имеет жесткое иерархическое подчинение всех филиалов в России руководящей корпорации во главе с президентом Хеншелем (США).
Перед вступлением в секту члены «Общества сатаны» обязаны пройти специальные обряды, в частности поджигание церквей и человеческие жертвоприношения. Некоторые музыкальные группы, особенно тяжелого рока, являются, по мнению некоторых специалистов, филиалами сатанинских сект, а вербовка новых членов происходит прямо во время концертов и молодежных
тусовок — в зале и за кулисами.
Людей, исповедующих традиционные мировые религии, объединяет единое понимание общих ценностей и принципов, а адептов сект — более все го авторитет учителя и личные отношения с другими членами секты. Секты напоминают подпольные или террористические организации, построенные часто по военному образцу с железной дисциплиной и призванные свергнуть духовную власть мировых религий, установить свой, тоталитарный порядок в обществе.
В отличие от церкви секта не требует долгого самосовершенствования, совершения морального подвига и постепенного приближения к подлинному идеалу христианина через нравственное изменение своей природы. Секта революционна, она предлагает все сразу, требуя идеологической преданности и воинственности. Создавая иллюзию достижения идеального состояния через год, 5, 10 лет, внушая приближение через какой-то срок конца света, секта воздействует на слабости людей — склонность к паническому страху, к суевериям, скрытый мистицизм, желание сделать нечто без усилий и побыстрее.
Опасность тоталитарных сект обусловлена криминальными наклонностями их внутренней жизни, зомбированием своих членов, методами вербовки новообращенных, формами действий против традиционных религий. Например, всего за четыре года после регистрации секта «Свидетели Иеговы» покрыла сетью своих центров всю Россию, организовав сотни общин (по 150— 200 человек в каждой) в различных городах и областях страны.
Богословы-ортодоксы всегда смотрели на секты как на объединения еретиков — отступников от «правильной» веры, сепаратистов, разрушающих единство церковной организации.
Понятие секты тесно связано с понятием ересей. Так, небольшие отклонения от главной идеи о природе Христа породили несколько ересей — арианство, несторианство, монофизитство и др.
Институт монашества
Одним из важных институтов в мировых религиях, без которого их невозможно себе представить, является монашество. Монашество(от греч. monachos — отшельник, монах) — социальная религиозная группа, члены которой берут на себя следующие обязательства: «уход из мира»; как правило,
отказ от имущества; воздержание (обязательное безбрачие); разрыв старых родственных и социальных связей; прикрепление к монастырю, подчинение его уставу. Монашество зародилось в буддизме в середине I тысячелетия до н.э.; в III—IV вв. н.э. появилось в христианстве (отсутствует в протестантизме). Иногда (не вполне правомерно) к монашеству причисляют мусульманских дервишей. На Руси монахом называли человека, отрекшегося от светской суеты; он же постриженник в ангельский образ, мних, инок либо чернец, приписанный к монастырю. В разных культурах монашество принимало разные формы организации. Так, отличительной чертой католического монашества выступает образование орденов и братств.
Монастыри(от греч. monasterion — келья отшельника) сыграли огромную роль в развитии мировой культуры в целом и религии в частности. Они представляют собой общины монахов (мужской монастырь) или монахинь (женский монастырь), принимающие единые правила жизни (устав) и живущие уединенно вдали от мирской суеты. Монастыри есть в буддизме и христианстве (православии и католицизме), их нет в исламе, иудаизме и протестантизме.
В словаре В. Даля монастырь трактуется как обитель, общежитие братии и сестер, монахов, монахинь, иноков, монашествующих, принявших монашество, монашеский обет.
Первые христианские монастыри возникли как поселения отшельников в III—IV вв., но не в Европе, а в Северной Африке и на Ближнем Востоке и имели облик крепостей. Первые два-три столетия христианство не знало института монастырской жизни. Более того, оно не знало и общинной жизни. Поскольку в первые века нашей эры христиан преследовали, они могли существовать только в статусе подпольных организаций. Только в IV в. христианские общины и монастыри получили юридическое признание и право на суверенное существование.
Началом монастырского движения следует, пожалуй, считать евангелическую миссию св. Патрика в Ирландию, основанную в 430 г. Католические монастыри вели активную миссионерскую деятельность. С самого начала монастыри выполняли не только миссионерскую функцию, обращая в христианство язычников, но и культурно-просветительскую, поскольку тех же язычников, чтобы они могли читать и понимать Библию, приходилось учить грамоте.
Монастырские школы служили основным институтом образования в эпоху, предшествующую появлению университетов. И в средневековой Европе, и в допетровской Руси образование чаще всего получали в школах при монастырях, которые тогда играли роль центров духовной культуры.
В IX в. католические монастыри по примеру христианского Востока стали открывать школы, в которых детей с ранних лет готовили не только к духовной деятельности, но и административной. Сюда принимали учащихся в зависимости от их способностей, а не только по их принадлежности к знати, что давало возможность выходцам из низов сделать хорошую карьеру. Таким образом, монастырские школы исполняли важную культурную роль: они выявляли и воспитывали талантливых людей из разных слоев общества.
Ученики, которые, как правило, посещали школу пять лет, приобретали элементарные навыки чтения и письма. Сначала учились писать стилом на восковой табличке, затем писали пером на пергаменте. Поскольку книг было
мало (каждый экземпляр монахи изготовляли вручную), их заучивали наизусть. Много времени отводилось занятиям музыкой, так как не хватало певчих для церковных хоров. Ученики знакомились с античной литературой и латинскими богословскими сочинениями, поэтому в школах особое внимание уделяли изучению латинского языка, на котором во всех европейских монастырских школах и велись занятия. За стадией первоначального обучения следовал так называемый тривиум, включавший грамматику, риторику и диалектику (искусство вести дискуссию). За тривиумом следовал квадри-виум: арифметика, геометрия, музыка и астрономия.
Рис. '13. В школах пни католических t/.оиастыпях детей готовили но только к духовной, но и к административной деятельности
Монастырь как культурный центр включал в себя, кроме школы, библиотеку и мастерские. Монастырские библиотеки собирали христианские и языческие тексты, хранили творения античных ученых и поэтов, ставшие основой итальянского Ренессанса и философии гуманизма. Монахи прославились искусством украшать книги. Созданные в монастырских мастерских рукописи отличаются изысканным каллиграфическим письмом и великолепными инициалами (заглавные буквы). Страница Евангелия, сплошь покрытая орнаментом, напоминает драгоценное ювелирное изделие.
На Руси в соборных церквях, некоторых княжеских и боярских домах создавались крупные собрания рукописных книг. Благодаря просветительской деятельности церкви духовная культура становилась общедоступной.
Частью института монашества выступает церковное учительство, возникшее в XVIIв. Церковное учительство— практика проповеди духовенства в церкви в форме живой проповеди в виде назиданий, предшествовавших исповеди, а также и во внецерковной обстановке. Частью церковного учительства выступали учительные книги. В России к ним относят учительные книги «Пчелы», сборники христианско-назидательного характера «Златоструи», «Златоусты», «Златые Чепи», «Измарагды» и др. Учительная литература — способ общения священнослужителей с паствой в назидательно-поучитель-
ном тоне в целях воспитания; она учила должному и предостерегала от недостойных поступков, но учила, не отрываясь от живой практики. У учительной литературы постепенно создалась своя аудитория любителей книжного чтения и книжного учения. Это рядовые миряне — ремесленники и крестьяне, увлекающиеся таким чтением. Элементом учительной литературы выступали проповеди.
На Тибете монашествующего духовного учителя называют яя. Одна из важнейших его миссий — сопровождать душу умершего в период между кончиной и новым рождением. Для овладения этим искусством ламы проводят многие годы в учении и медитации.
Буддийские монахи должны стремиться к Просветлению из сострадания к мукам ближнего. Это нужно делать с любовью, но без привязанности, чему можно обучиться с помощью 10 видов совершенствования: даяния, нравственности, терпимости, решимости, сосредоточенного созерцания (медитации), проникновенной мудрости, способа, молитвы, силы и знания. Состояние абсолютного покоя (нирваны) является конечной целью религиозного пути. Предварительным условием вступления на этот путь было, по примеру Будды, оставление всех мирских забот и обязанностей, забвение привязанностей и склонностей, разрыв родственных уз и пострижение в монахи. Только они считались членами общины-сангхи.
Буддийский монах, не обремененный имуществом, ведет очень скромный образ жизни. Он обязуется никому не причинять вреда, не красть, не принимать возбуждающих средств, не вступать во внебрачные отношения, не лгать. Их имущество состоит из чаши для подаяний, пояса, иголки с ниткой, точильного камня, бритвы и цедилки для воды и трех кусков ткани: один носится на бедрах, второй — на левом плече, третий покрывает голову во время церемоний или в пути.
В средние века за стенами монастырей не только сосредоточивалась вся духовная культура. Монастыри выступали единственным учреждением общественного призрения. Общественное призрение (призревать — это значит опекать) заключается в устроении пристанища для старых, бедных, больных, вдов и сирот. Документально засвидетельствовано, что на Руси система общественного призрения стала складываться в XIв., когда появились первые православные монастыри, которые и стали центрами благотворения. Киево-Печерский монастырь, получивший впоследствии статус лавры, монастыри Волыни, Владимира, Ростовской земли в течение нескольких веков, получая княжеские и боярские пожертвования, использовали их для целей общественного призрения.
Попечительством о бедных, больных, бездомных отличались великие русские князья, начиная с княгини Ольги. Ее доброта к немощным и неимущим красной нитью проходит через многие летописи. Важное значение имел Устав великого князя Владимира Красное Солнышко (996), который определил общественное призрение как одну из основных функций государства. Он служил основанием для устройства благотворительных учреждений в России вплоть до XVIIIв. Устав князя Владимира опирался на правила и законы Православной греческой церкви, «Правила поместного Собора» (347): «Епископы должны суть помогать сиротам и вдовицам; вдовицы и нищие, и пришельцы странны и от церкви да питаются, и всякое угодие да приемля-ют». Князь Владимир по примеру своей бабки — княгини Ольги открыл ряд
22Б
богаделен и странноприимных домов в Киеве, построил церковь во имя Пресвятой Богородицы, ставшую приютом всех страждущих. Он повелел при этой церкви из своей казны кормить убогих, странных, сирот и вдовиц. В период княжения Ярослава Мудрого расцвела древнерусская монастырская медицина, гордостью которой стали преподобные Антоний, Домиан, Феодосии Печерский.
Не только служение Богу, но работа и учение играли важную роль в монастырской жизни. Благодаря высокой производительности монастырского земледелия и прибыльной торговле монастыри превратились в важный экономический фактор. По мнению А.А. Кауфмана, видного дореволюционного историка и экономиста, монастыри по способам ведения хозяйства были для своего времени чем-то вроде передовых, образцовых сельскохозяйственных предприятий. Они осуществляли расчистку лесных земель и осушали болота, на монастырских землях выращивались лучшие для своего времени сельскохозяйственные культуры. По своей производительности и организации труда хозяйства монастырей превосходили хозяйства светских собственников-феодалов.
Распространение монашества, а затем развитие городов дали толчок к рождению новой изобразительной и строительной культуры: гигантские монастыри, построенные как города-крепости, были местом обитания тысяч людей. Новые соборы возникли повсюду в Европе — и в Испании, и во Франции, и в Италии, и в Германии, и в Англии. Массовое передвижение монахов, паломников, крестоносцев, ремесленников, зодчих способствовало распространению общих художественных приемов, стилей и символов, в основе которых лежало христианское вероучение. Поощряя паломничество, монастыри строили дороги, мосты, гостиницы, лазареты.
Русские монастыри56
В России к концу XVI в. насчитывалось более 400 монастырей. Они возникали в силу самых разных обстоятельств. Некоторые служили для дальнейшего распространения христианства в землях «дикарей» (монастыри в царствах Казанском и Астраханском после покорения их Россией), другие воздвигались в благодарность Богу, иногда по обету или в память явления чудотворных икон. Так, Тихвинский Успенский монастырь основан в память явления чудотворной Тихвинской иконы Божьей Матери. Довольно много монастырей было основано благочестивыми иноками, которые мечтали найти себя и дать другим приют для строгой монашеской жизни и подвигов. Большинство тогдашних обителей сооружалось потому, что многие иноки после своего пострижения в каком-либо монастыре вскоре начинали испытывать непреодолимое желание удалиться в пустыню и основать свой мона-стырек или пустыньку. Они уходили в дремучий лес или другое безлюдное
"ри подготовке данного параграфа использовались материалы студента Православного университета им. И. Богослова К.В. Смоляра (факультет богословия).
место, ставили небольшую келью и часовню. К ним впоследствии присоединялись еще два-три инока, и они возводили себе кельи. Так возникала новая пусты нька.
В большей части монастырей жили по два, три, по пять и по десять иноков; в других — от 10 до 20. Больших монастырей (более 50 иноков) насчитывалось тогда не более 5—6. Исключение составляла Троице-Сергиева лавра, где находилось около 300 монахов.
К середине XV — в XVI в. сложились две основные формы монастырской жизни: 1) большой общежительный (общежитейный) монастырь и 2) маленькие необщежительные монастыри, называвшиеся по своей малолюдности монастырьками и пустыньками. К последним относилась большая часть русских монастырей того периода. Образ жизни, устав и уклад жизни в монастырях обоих типов различались. Только в крупных монастырях иноки жили на началах строгого общежития и по чину, большинство их проживало в отдельных кельях. Отдельное проживание называлось «лаврским обычаем».
Рис. 44. Христианские храмы
Первый в Западной Европе общежительный монастырский устав, состоявший из 73 статей, создал, воспользовавшись примером христианского Востока, св. Бенедикт в VI в. Суровый устав св. Бенедикта, сформулировавшего основные принципы монашеского общежития и во многом определившего строй жизни западного монашества, предписывал монаху целомудрие, отречение от собственности, верность до самой смерти избранному монастырю.
В России подобные уставы появились почти на тысячу лет позже. Самый древний устав (середина XV в.) Евфросина Псковского гласит: «Монахи не
должны иметь ничего своего, но все должны отдать во власть монастырю. Не должно ни есть, ни пить как только в трапезной. Игумену предавайте свою волю: послушание есть вторая лестница на небо и выше поста и пустынного подвига. Женщины да не входят никогда в нашу обитель. Бани вовсе не должно быть в обители, чтобы никто из иноков, кроме великой болезни, не обнажал своего тела и даже сам не видел его». Непокорного инока после третьего наказания изгоняли из обители и не отдавали ему ничего, что было внесено им в обитель. Появившегося в монастыре странника оставляли на несколько дней, окружали заботой, не принуждали ничем заниматься, а отпуская, давали милостыню.
Устав монастырского общежития направлял деятельность иноков на соблюдение трех главных обетов — в самоотвержении, в отречении от мирских благ и нестяжательности, в обуздании плоти, самоумерщвлении и целомудрии. Каждый инок в общежитном монастыре пользовался наставлениями своего духовного старца, поучениями игумена, житиями древних святых подвижников, которые постоянно читались и в храме, и за трапезой, и в кельях. Живя в таких условиях, иноки ни в чем не нуждались и все усилия тратили на духовное совершенствование. Все иноки независимо от социального происхождения и звания считались равными, как братья: «бывший князь и бывший холоп стаивали на одном клиросе и едали из одного блюда». Главная забота иноков состоит в том, чтобы обращать других людей к своей вере. Этот подвиг был связан с величайшими трудами и опасностью для жизни.