Возможности профилирования курса социологии
Переходя от общих вопросов методики преподавания в вузе к ее частным разделам, необходимо прежде всего остановиться на характеристике плана курса по социологии и его зависимости от профиля специальности. Разумеется, речь идет о курсе социологии для не социологов, то есть об общем курсе социологии в рамках цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин, читаемых для всех специальностей.
Анализ уже изданных или имеющихся на кафедрах общественных наук программ по социологии, а также анализ учебной литературы показывает, что студенты в разных вузах и даже на разных факультетах одного и того же вуза изучают совершенно разный материал под общим названием «Социология». И это несмотря на то, что как в России, так и в Беларуси уже имеются государственные стандарты высшего образования, в которых конкретно указано, что должен знать любой специалист в области социологии. В частности, в российском стандарте указывается, что объем знаний по социологии специалиста с высшим образованием включает в себя: историю становления и развития социологии; общество как социокультурную систему; социальные общности как источник самодвижения социальных изменений; культуру как систему ценностей, смыслов, образцов действий индивидов; влияние культуры на социальные и экономические отношения; обратное влияние экономики и социально-политической жизни на культуру; личность как активный субъект;, взаимосвязь личности и общества; ролевые теории личности; социальный статус личности; социальные связи, действия, взаимодействия между индивидами и группами, групповую динамику; социальное поведение; социальный облик и строение как механизм социальных связей; социальную структуру, социальную стратификацию; социальные институты и социальную организацию; гражданское общество и государство; социальный контроль; массовое сознание и массовые действия; социальные движения; источники социального напряжения; социальные конфликты и логику их разрешения; социальные изменения; глобализацию социальных и культурных процессов в современном мире; социально-культурные особенности и проблемы развития современного общества; возможные альтернативы его развития в будущем; методологию и методы социологического исследования.
Аналогичные требования к объему социологического знания у специалистов-несоциологов зафиксированы и в белорусском образовательном стандарте вузовского обучения.
Именно эти стандартизированные требования и должны определять структуру учебных программ и содержание учебных пособий по социологии для системы высшего образования. Однако на практике происходит нечто иное. Складывается впечатление, что сколько преподавателей в вузе, столько и читаемых курсов. При этом можно заметить, что крен делается либо в сторону истории социологии, либо в сторону теоретической социологии, либо в сторону так называемых теорий среднего уровня, или специальных социологических теорий, либо в сторону методологических разделов прикладной социологии. Все эти проявления социологического знания важны, и
проблема заключается лишь в том, чтобы их объединить в рамках единого общего курса и в то же время учесть профессиональные интересы студентов разных специальностей, что позволило бы как физикам, так и лирикам с одинаковым интересом относиться к изучению этой дисциплины, приобретая нечто полезное для своей будущей профессиональной деятельности.
Анализируя эту проблему и констатируя очевидный факт плюралистичное в изучении социологии, автор практикума по социологии Р.И. Руденко предлагает решение этой задачи за счет выделения пяти основных смысловых блоков (или, как сейчас говорят, модулей), которые вполне согласуются с требованиями стандарта по изучению социологии:
1. Характеристика социологии как науки и учебного предмета.
2. Основные этапы (вехи) исторического развития социологической
мысли.
3. Общество как система: характеристика ее элементов.
4. Специальные социологические теории.
5. Прикладная социология: методика и техника социологических
исследований.
Соглашаясь в целом с выделением указанных блоков в общем курсе вузовской социологии, хотелось бы сделать ряд методических замечаний. Во-первых, необходимо выделять не только смысловые блоки, но и указать в общих чертах те временные рамки, в пределах которых эти блоки могут изучаться. И, во-вторых, проанализировать содержание каждого блока, выделяя его ключевые моменты и те варианты, которые могли бы привлечь к себе внимание слушателей разных специальностей. При этом необходимо исходить из варианта односеместрового изучения этого предмета, как это и принято сейчас в вузах.
Если в качестве анализа взять схему, предложенную Р.И. Руденко, то можно отметить следующее.
Первые два блока относятся к характеристике самой социологии как науки и учебной дисциплине. Здесь студенты должны получить четкое представление о предмете социологии, ее задачах, функциях и структуре; о месте социологии в системе социального познания; об основных этапах ее становления и развития (включая этап институ-ционализации в качестве научного знания).
Сам по себе этот блок весьма обширен по объему и кроме того отличается острой проблемностью ряда вопросов. Даже вопрос о предмете социологии все ещенаходится в стадии теоретической разработки, нет и нескольких учебных пособий, в которых бы этот вопрос излагался однозначно. Складывается впечатление, что чуть
ли ни каждый автор стремится дать такое определение предмета социологии, которое хоть чем-то отличалось от всех предшествующих. То же можно было бы сказать и о структуре социологии, и о времени ее возникновения, и роли в обществе.
Эти вопросы весьма интересны с теоретической точки зрения, особый интерес к ним проявляют специалисты, поэтому для студентов-социологов этот блок может читаться в развернутом виде, по-своему преломляясь в различных социологических курсах. Однако для не социологов вся эта проблематика может оказаться малоинтересной и даже несколько схоластичной. Для не социологов здесь нужен как бы бесспорный материал, который бы давал некоторое общее представление о социологии как об одной из общественных дисциплин, изучающей свой сектор общественной жизни наряду с социальной философией, историей, социальной психологией, демографией и т.д. Поэтому от авторов учебных пособий по социологии для не социологов нужен был бы однозначный подход в освещении этого блока вопросов, своего рода научный конвенционализм для того, чтобы избежать некоторой расплывчатости уже при определении самого предмета социологии. Этот консенсус нужен еще и для того, чтобы не тратить слишком много времени на изучение первых двух блоков. При всей их важности они имеют все же вспомогательное значение для не социологов и вполне могли бы быть прочитаны за одну-две лекции.
Следующий блок («Общество как система») представляет собой ключевое, с теоретической точки зрения, значение в рамках социологического курса. На изучение этой части отводится основное время, предназначенное для этого курса.
Здесь необходимо учитывать следующие обстоятельства. Во-первых, эта тема имеет и философский; и общенаучный смысл. И, видимо, здесь не удастся избежать некоторых общих формулировок о системно-структурной организации общества, о которых студенты уже слышали в рамках социальной философии. Во-вторых, и историк изучает общество как развивающуюся систему. Что также приводит к некоторому перекрещиванию предметов двух наук. Поэтому, разобрав некоторые общие вопросы системной организации общества, социолог должен сразу же перейти к ее специфической интерпретации в рамках своей науки. Эта специфика выражается понятиями страты и стратификации, института и институанализации, общности и группы, общества и личности, социализации и десоциа-лизации, социального действия и взаимодействия, нормального и отклоняющегося поведения, культуры и субкультуры, прогресса и регресса и т.д.
В сущности, основной объектный язык социологии (ее категориальный аппарат) разрабатывается именно в рамках данного блока, чем и определяется его важность, консесуальность и соответствующее время изучения.
Следующий блок курса социологии как раз таки и мог бы быть представлен как та часть этого предмета, которая может легко варьироваться в зависимости от интереса слушателей тех или иных специальностей. Проанализируем этот блок более подробно.
Прежде всего, хотелось бы сказать о самом названии этого блока. В анализируемом варианте он назван «Специальные социологические теории». Кроме этого названия в литературе используются и такие как «Социологические теории среднего уровня», «Дисциплины отраслевой социологии», «Конкретно-социологические дисциплины» и т.д. Мы отдаем предпочтение последнему названию, полагая, что иные названия не вполне точно передают суть данного раздела социологического знания. Здесь следовало бы провести аналогию с другими науками, где есть некое ядро и периферийные разделы знания, например, биология (или общая биология) и весь набор биологических дисциплин, астрономия (как общая дисциплина) и набор самостоятельных астрономических дисциплин и т.д.
Название же специальных социологических теорий (или теорий среднего уровня) создает иллюзию того, что здесь речь идет о сугубо теоретической отрасли познания, хотя любая частная социологическая дисциплина (например, социология семьи, управления или социология культуры и т.д.) имеет как теоретический, так и эмпирический (или прикладной) уровни своей организации.
Второе замечание касается количественного показателя этих дисциплин. Главный редактор журнала «Социологические исследования» Ж.Т. Тощенко считает, что их количество равно 30, с чем вряд ли можно согласиться. Точное указание отраслевых социологических дисциплин вряд ли возможно, т.к. отдельных элементов социальной структуры, социальных явлений и процессов, которые являются или могли бы стать объектом социологического рассмотрения, бесконечное множество. Имеется, например, социология культуры, но наряду с ней имеется социология искусства, за ней следуют социология музыки, театра, кино, массовых зрелищ и т.д. В настоящее время уже существуют социология библиотечного дела, социология чтения, социология детского чтения, социология книги, социология словаря, социология массовой коммуникации и т.д. до бесконечности.
Здесь можно было бы провести аналогию с исторической наукой. Когда речь идет об истории, то имеют в виду некую общую науку об историческом прошлом человеческого общества. А далее эта наука может конкретизироваться и детализироваться, когда речь идет об истории отдельно взятого государства, региона, города, истории техники, истории, предположим, самолетостроения или ракетостроения, истории искусства, истории науки, истории книгопечатания или даже истории отдельно взятой книги, например, Библии и т.д. Никто эти локальные истории не называет историческими описаниями среднего уровня или специальными историческими теориями, все они составляют общее тело исторической науки, различаясь лишь по предмету исследования, это и есть отраслевые исторические дисциплины. Видимо, и в социологии есть смысл все множество социологических дисциплин (количество которых никак не может быть ограничено каким-либо числом) называть именно отраслевыми.
Есть и еще одно важное с методологической точки зрения обстоятельство, касающееся этого блока вопросов. Суть его состоит в том, что один и тот же материал в разных учебных пособиях подается по-разному: в одних случаях речь идет о характеристике основных социальных институтов (семьи, образования, религии, экономики и политики, как это имеет место, например, в учебнике социологии Н. Смелзера), в других же случаях этот же материал трактуется как разновидность социологических дисциплин (например, социология семьи, социология образования, социология религии и т.д.). Ясно, что при таком подходе несколько смещаются ракурсы рассмотрения казалось бы одного и того же предмета, и эти различия необходимо учитывать в учебном процессе.
Наконец, важной методической проблемой является вопрос о том, какое количество отраслевых дисциплин включать в эту часть курса. Отвечая на этот вопрос, можно заметить, что именно эта часть курса социологии наиболее вариабельна. Если учесть, что наряду с социологией в вузе читаются курсы экономической теории, религиоведения, политологии, культурологии, то вряд ли есть необходимость в общем курсе социологии подробно останавливаться на аналогичных вопросах без риска дублирования материала. Из всего перечня отраслевых социологии можно было бы предложить рассмотреть вопросы о браке, семье и управлении (т.к. эти вопросы имеют жизненно важное значение и нигде кроме как в социологии не разбираются) плюс то, что непосредственно связано со специальностью слушателей, предположим, социология медицины и здравоохранения для мединститутов, индустриальная социология и социология труда для технических вузов, социология искусства (с ее подвидами) для вузов
культурологического профиля, социология права для юристов и т.д., что и обеспечило бы профессиональный интерес слушателей.
Вопрос о формировании курса социологии тесно связан с вопросом о том, где, как и для чего возможно применение в будущей профессиональной деятельности знаний, полученных в процессе изучения этого предмета, какие его разделы являются наиболее значимыми для той или иной сферы деятельности. Каждый специалист ищет в этом предмете свой аспект, свои ценностные установки и практические рекомендации, которые можно использовать в своей профессиональной деятельности.
Определяя значимость социологии для специалистов разных профессий, необходимо иметь в виду то обстоятельство, что любой человек, а тем более специалист постоянно находится в определенном социальном окружении. Человек находится в семье, в трудовом коллективе, в политической или общественной организации, в транспорте, на отдыхе, в местах лечения и т.д. И где бы он ни был, он постоянно находится в окружении других людей, ощущая на себе их воздействие. При этом, чем выше социальный статус личности, тем профессиональнее он должен ориентироваться в вопросах социального взаимодействия. Все общественные науки помогают решать эту задачу. Но роль социологии здесь особенно велика. Как современный человек не может нормально жить, не имея элементарных представлений о логике, философии, психологии, экологии и т.д., так же он не может успешно действовать, строить свою жизнь и карьеру, не имея основ обществознания. Социология здесь выступает в качестве общего указателя нормального и отклоняющегося поведения. Можно сказать, что социологический аспект есть во всех сферах человеческой деятельности, поэтому список спецкурсов и дисциплин по выбору здесь просто неисчерпаем. Производство, экономика, политика, власть, управление, наука, искусство, спорт, маркетинг, реклама, религия и многое, многое другое содержат свой социологический стержень, знание которого необходимо как простому человеку, так и специалисту. Именно поэтому, наряду с общим курсом социологии имеются весьма широкие возможности для привлечения внимания студентов к таким разделам социологического знания, которые будут иметь сугубо практический смысл и значение в их будущей профессиональной деятельности.
В этой связи можно порекомендовать следующий набор спецкурсов, а также отдельных тем, из которых можно было бы скомпоновать этот блок общего курса социологии с учетом профессиональных интересов слушателей.
социология управления; социология власти; социология политики;
социология труда;
социология экономики; социология маркетинга; социология техники; социология образования; социология электората; социология массовых коммуникаций; социология библиотечного дела; социология литературы; социология культуры; социология музыки, кино, театра и т.д.; социология образования; социология семьи и брака; социология религии;
социология медицины и здравоохранения; социология рекреации; социология права и правосознания; социология спорта; социология быта; военная социология и т.д.
Четвертый блок вопросов имеет сугубо профессиональный смысл. В общем курсе социологии он имеет скорее всего просветительное значение. Здесь необходимо иметь в виду, что ни врач, ни инженер, ни юрист не будет выступать в качестве профессионального добытчика социологической информации. Поэтому вряд ли им понадобится подробное знание о программе исследования, инструментарии, методах социологического познания и отчетных документах. Однако все эти специалисты, как, впрочем, и все руководители, часто выступают в качестве потребителя социологической информации. А раз так, то им важно знать, как получена эта информация, что определяет ее достоверность, что означает ее репрезентативность, что означает ошибка выборки и т.д. Видимо, этот интерес и должен определять тот круг вопросов, "с которыми должен познакомиться специалист не социолог, изучая методику прикладного социологического исследования. Учитывая тот факт, что многие из этих вопросов требуют практической проработки, их изучение наиболее целесообразно проводить в форме семинарских занятий.
РАЗДЕЛ 3