Субъекты, стадии и механизм регулирования конфликта
Важным вопросом при рассмотрении социальных конфликтов является вопрос о “действующих лицах и исполнителях” конфликтных отношений. Как утверждает Ю.Г. Запрудский, наряду с понятием “сторона конфликта” сюда могут быть отнесены и такие понятия, как “участник”, “субъекты”, “посредник”. Заметим, что не следует отождествлять участников и субъектов социальных конфликтов, так как это может привести к путанице в понимании выполняемых в конфликте ролей.
Участником конфликта может быть любой человек, организация или группа лиц, которые принимают участие в конфликте, но не отдают себе отчета в целях конфликтного противоречия. Участником может быть стороннее лицо, случайно оказавшееся в зоне конфликта и неимеющее своего интереса.
Субъектом же социального конфликта является отдельный человек или социальная группа, способные создать конфликтную ситуацию, т. е. прочно и относительно самостоятельно влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами, оказывать влияние на поведение и положение других, вызывать те или иные изменения в социальных отношениях.
Поскольку потребности субъектов, их интересы, цели, притязания могут реализовываться через использование власти, постольку в конфликтах непосредственное участие могут принимать такие политические организации как партии, парламентские организации, государственный аппарат, “группы давления” и т.д. Они являются выразителями воли соответствующих социальных групп и личностей.
Нередко социальный конфликт принимает форму конфликта политических, этнических, и других лидеров ( широкие массы выходят на улицы лишь в моменты наивысшего обострения ситуации).
В конфликтах различают три вида социальных групп.
Первичные группы - непосредственные участники конфликта, которые находятся в состоянии взаимодействия по поводу достижения объективно или субъективно несовместимых целей.
Вторичные группы - те, кто стремится быть не замешанными непосредственно в конфликте, но вносит вклад в его разжигание.
Третьи группы - силы, заинтересованные в разрешении конфликта.
Кроме того, конфликтологи различают три основные модели поведения в конфликте и соответствующие типы субъектов.
1.Деструктивный тип характеризуется постоянной готовностью к развязыванию конфликта, не склонен к компромиссам и настроен на полное подавление противника. В быту - это эгоист, зачинщик ссор и скандалов; в учреждении - кляузник; в толпе - инициатор беспорядков и разрушительных действий; на межгосударственном уровне подобные субъекты конфликтного действия - милитаристские державы и различные экстремистские организации.
2.Субъекты конформистского типа пассивны, они скорее уступят, чем продолжат борьбу. Этот тип опасен, потому что объективно способствует чужим агрессивным устремлениям. Но может сыграть и позитивную роль, если противоречия между субъектами носят пустячный характер, и тогда компромисс является лучшим способом предотвращения и разрешения конфликта.
3.Конструктивный тип стремится погасить конфликт, найти решение, приемлемое для обеих сторон, ищет варианты удовлетворения обоюдных интересов.
На пути перерастания противоречия в конфликт складывается своеобразное состояние, которое называют предконфликтной ситуацией На этой стадии субъекты прежде чем решиться на открытые действия, оценивают свои возможности (материальные ценности, власть, информацию, связи и т.д.), предпринимают шаги для консолидации сил противоборствующих сторон, поиска сторонников. Кроме того, предконфликтная стадия является периодом формирования каждой стороной своей стратегии действия.
На начальной стадии конфликта создаются те или иные условия для вмешательства с целью преодолеть начавшийся конфликт. Каждая из сторон уже столкнулась с сопротивлением противника, почувствовала его силу и может понять, как нелегко ей будет приблизиться к победе. Начало конфликта является периодом наибольших колебаний участников. Не случайно сторонники открытых конфликтов проводят работу по поддержанию боевого духа участников, убеждая их идти до конца. Именно на этом этапе могут быть предприняты действия, которые позволят остановить открытое столкновение, прийти к компромиссному решению.
В самом конфликте действия могут быть открытыми, непосредственными или же скрытыми, опосредованными. Они могут быть физическими, психологическими, идеологическими и т.д. В них проявляется специфическое поведение людей. Эти действия могут быть предсказуемыми и непредсказуемыми, но обычно они расширяют сферу конфликта.
Итак, для начала конфликта требуются три условия: объективно складывающаяся конфликтная ситуация, субъекты конфликтов и наличие повода для конфликта, т.е. своеобразного “спускового механизма", способствующего развитию событий.
Третьей стадией протекания социального конфликта является разрешение конфликта. Это стадия предполагает знание объекта конфликта, состава его участников, его исторических корней и непосредственного повода, а также представления об уровне напряженности.
Признаком разрешения конфликта служит завершение инцидента. Это значит, что между конфликтующими сторонами прекращается конфликтное взаимодействие. Устранение инцидента - необходимое, но недостаточное условие для погашения конфликта, ибо при определенных обстоятельствах угаснувший конфликт может вспыхнуть вновь.
Разрешение конфликта возможно лишь при изменении конфликтной ситуации, точнее, если будет изжита коренная причина конфликта, когда изменится установка соперников в отношении друг друга и они перестанут видеть в друге противников, когда изменятся требования сторон и соперник идет на уступки (но возможны и одновременно обоюдные уступки).
Успешное разрешение конфликта связано с определенными условиями, а именно:
- своевременной и точной диагностикой его причин. В ходе этого выявляются объективно существующие противоречия, интересы и цели. На основе такого анализа определяется так называемая деловая зона конфликта;
- обоюдной заинтересованностью сторон в преодолении противоречий. Это возможно при взаимном признании интересов каждой из сторон, для чего субъектам конфликтов необходимо освободиться от недоверия друг другу;
- совместным поиском путей преодоления конфликта. В данной ситуации могут быть использованы самые разные средства и методы.
В социологической науке соответствующее внимание уделяется выработке технологии регулирования конфликтов, управления ими, разработаны некоторые общие рекомендации по управлению конфликтами. Термин “управление” (регулирование) сам по себе уже означает, что конфликты не всегда и не обязательно должны иметь разрушительный (деструктивный) характер. Их следствием может быть инновационное (обновлённое) решение самых разных проблем, возникновение здоровой конкуренции.
Задача управления конфликтом состоит в том, чтобы не допустить его разрастания и снизить негативные последствия. В качестве субъекта управления конфликтом может выступать как одна из его сторон, и та, скажем, третья сила, не участвующая в нем, но заинтересованная в его урегулировании. Кто бы ни выступал субъектом управления социальным конфликтом, важно найти способы или технологию регулирования конфликтных отношений. Этому могут способствовать следующие меры:
- сделать социальные конфликты (прежде всего теневые, неявные, латентные) достоянием гласности, максимально открытыми. Это позволит поставить их под контроль и своевременно отреагировать на процессы, происходящие в ходе противоборства сторон;
- снизить степень социально-психологического возбуждения, чтобы воспрепятствовать появлению детонирующих ситуаций в отношениях сторон.
Разрешение социального конфликта - дело довольно сложное. Оно может идти различными путями, могут быть использованы различные методы. Известный российский конфликтолог Н. В. Гришин так описывает три принципиальные возможности действий в сложившихся конфликтных ситуаций:
1)путь “борьбы”, направленный на то, чтобы всеми доступными средствами добиться желаемого;
2)уход от конфликта;
3)ведение переговоров с целью найти приемлемое решение возникшей проблемы.
Жизнь показывает, что конкретный способ выхода из конфликта подсказывает ситуация, в которой данный конфликт развивался. Как указывалось выше, он обычно проходит несколько этапов: возникновение разногласий; возрастание напряженности в отношениях; осознание ситуации как конфликтной хотя бы одним из её участников; собственно конфликтное взаимодействие; исход (разрешение) конфликта.
Далее необходимо выяснить скрытые и явные причины конфликта, что действительно является предметом разногласий, противоречий. Иногда сами участники не могут или не решаются чётко сформулировать главную причину конфликта.
Затем необходимо перейти к определению проблемы в категориях целей, а не решений, проанализировать не только различные позиции, но и стоящие за ним интересы.
Интересы - вот на чём необходимо сконцентрировать внимание, так как именно в них, по утверждению специалистов, ключ к решению проблемы.
Конфликтологи советуют делать разграничение между участниками конфликта и возникшими проблемами, поставить себя на место оппонента(ов). “Ваша проблема - не вина других”, - утверждают американские специалисты по управлению конфликтами Р. Фишер и У. Юри. Они советуют быть жёсткими по отношению к проблеме и мягкими по отношению к людям.
Правильным будет также справедливое и непредвзятое отношение к инициаторам конфликта. Не следует забывать, что за недовольством и претензиями, как правило, стоит достаточно существенная проблема, которая тяготит человека, доставляет ему беспокойство и неудобство. Продуктивно зарекомендовал себя метод “игнорирования” конфликта - как особая форма реакции на конфликтную ситуацию, когда идёт сбор информации о проблеме, возникает своеобразная пауза; лица, втянутые в конфликт имеют возможность выйти из него. Не нужно расширять предмет конфликта, лучше сократить число претензий. Нельзя сразу разобраться во всех проблемах.
Для разрешения конфликтов надо учитывать, что конфликт = конфликтная ситуация + инцидент.
Конфликтная ситуация - это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.
Инцидент - это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.
Конфликтная ситуация и инцидент независимы друг от друга, не являются следствием или противоречием друг друга. Поэтому разрешить конфликт - это значит:
1)устранить конфликтную ситуацию и 2) исчерпать инцидент.
Первое сделать сложнее, но более важно. В практической жизни дело часто ограничивается лишь исчерпыванием инцидента ( например, извинились друг перед другом за неудачные обидные слова), но конфликтная ситуация сохраняется и увеличивается вероятность новых конфликтов.
Различают три главные цели, к которым надо идти в конфликтной ситуации:
1.Разрешение конфликта, то есть поиск такого решения, которое устроило бы обе стороны и сняло внутреннее напряжение.
2.Сохранение своего достоинства так, чтобы потом не было стыдно за своё поведение иди неловко, или не возникло ощущение, что вёл себя некрасиво.
3.Продолжение отношений с партнёром. Ведь ты не желаешь превратить его во “врага”.
Типичное поведение (по статистике он составляет 77 процентов всех случаев) в конфликте - стремление к односторонним выигрышам, ориентацию на стандартную победу, где есть победитель и побеждённый.
Только ориентация на равенство и сотрудничество даёт выход из конфликта.
Литература
1.Бродкин Ф.М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт! – Новосибирск, 1993.
2.Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта. // СОЦИС. 1994. № 5.
3.Джини Г. Скотт Способы разрешения конфликтов. – Киев. 1991.
4.Запрудский Ю.Г. Внутри конфликта. // СОЦИС. 1993. № 7.
5.Ковачик П., Малиева Н. Предупреждение и разрешение конфликтов. - М., 1994.
6.Шеллинг Т. Стратегия конфликта. _М., 2007.
7..Ядов В.В.Социология. Основы общей теории. Учебное пособие. – М., 2006