Общественная территория
Общность городского коллектива во все времена проявлялась в общественном пространстве. Общественное пространство— это открытая городская территория, свободная от построек жилого типа и торговых зданий, она используется для самых разных общественных нужд. В отличие от него места публичных собраний— это ограниченные территории, которые отмечены историческими памятниками и по традиции почитаются. Таким образом,
городское общественное пространство служит функциональным, ритуальным или повседневным целям людей, а в местах публичных собраний люди выражают свое мировоззрение, традиционные и этические понятия.
Разделение городского пространства на общественную и домашнюю территории началось еще в античности. Можно выделить несколько исторических типов организации общественной территории и исторического центра городов. Среди них — греческая агора и римский форум.
В древнегреческомполисе, который обозначал не только место в материальном смысле, т.е. населенный людьми и застроенный зданиями участок земли, но и совокупность обычаев, истории, религиозных верований и политических учреждений народа, общественное пространство представляло собой открытую городскую территорию, свободную от построек жилого типа и торговых зданий: оно использовалось для самых разных общественных нужд. В отличие от него места публичных собраний — это ограниченные территории, которые были отмечены историческими памятниками и по традиции почитались.
У античных греков роль общественного центра выполняла агора — место для публичных выступлений политиков и народных трибунов, жарких диспутов и ожесточенных теоретических дебатов. Назначение находящихся на ней статуй, произведений живописи и архитектурных ансамблей заключалось в том, чтобы влиять на личность человека, возвышать и утверждать его,
Врезка
Т. Пнин
А переулку— переулково
...Если русскую «широту» обусловили бескрайность и неоглядность среднерусского ландшафта, то узкие московские переулки привнесли в менталитет ограниченность, сдержанность, узость. Узость вообще была ключевым принципом русского градостроительства; старая Москва вся плотно пригнана: двор к двору, улица к улице, стена к стене, семья к семье. Белокаменная огораживалась заборами и брандмауэрами, опоя-
сывалась бульварами, тщательно подтыкала одеяло парков, закручивалась тупичками, уютно, как кошка, свертывалась в клубок, по-домашнему поджимая ножки переулков.... И гордилась ими столица не меньше, чем храмами: Камергерский переулок— читай «МХаТ», Лаврушинский — Третьяковка, Столешников — Гиляровский, Трехпрудный — Цветаевы... Не только поэты жили в переулках; сама поэзия в них обреталась: в Скатертном жила Анна Онегина, в Глазовском — Сказка из «Первого свида-
ния» Андрея Белого. Да что там! Столешников, Калашный, Калошин, Староконюшенный, Тишинский: что ни переулок — легенда, что ни название — вкусное, сдобное, московское «ш»! Сами переулки — в стихи заверстывали, «хвосты» подрубая; «Здесь, в старых переулках, за Арбатом — совсем особый город», — писал Бунин. ...Переулки — узкие, темные, кривые — были такой же «неотъемлемостью» Москвы, как прямые проспекты — Питера. В Москве проспектов практически не было; все «широченности» — наследство XX в.: Калининский, проломившийся сквозь задворки Собачьей площадки, проспект Маркса, сожравший сразу три улочки. Тверская, ставшая — реконструкцией — шире в три раза... По генеральному плану 1935 г. Москва должна была превратиться в подобие Ленинграда; скромной Тверской отводилась роль парадного Невского, Красная площадь утюжилась под Марсово поле, река одевалась в гранит под стать царственной Неве, а из переулков кроились проспекты. В начале века их было 936, сейчас — 715. Переулки вырубались и выкорчевывались, как старые пни; в них жило прошлое: в этом сумраке, в герани на окнах, в сохнущем белье, которого никто не стесняется, в ушедших под землю подвальных окнах, в чудом сохранившейся керамике богатых особняков; тут город жил своей будничной, непарадной, неофициальной жизнью. Здесь было законное диссидентство, законное подполье. Сокращено по источнику: АиФ. 1994. № 6.
карать и утешать, забавлять, просвещать и поучать. Памятники посвящались местным героям, политическим деятелям, защитникам свободы, выдающимся личностям прошлого.
В Афинах главные храмы, почти все судебные и административные учреждения, основные ремесленные и торговые районы, все городские кварталы и места занятия спортом, а также памятники находились на агоре или примыкали к ней. Крытые галереи служили естественным дополнением агоры, давали защиту от дождя и зноя, увеличивали пространством в то же время являлись величественным архитектурным фоном.
В Древнем Риме форумом называли площадь и рынок, являвшиеся, как в Древней Греции агора, центром культурной жизни. Главный форум Рима — форум Романум, развиваясь с VI в. до н.э., превратился в парадный архитектурный ансамбль. Этот символ могущества Рима, построенный этрусками как политический центр города, в дальнейшем достраивался Юлием Цезарем и Августом. Он был дополнен базиликами Юлия и Эмилия, зданием Сената и Рострой (трибуной для ораторов). Октавиан построил собственный форум — Форум Августа. «Я нашел Рим кирпичным, а оставлю его мраморным», — говорил Август. Последующие императоры запечатлевали свои деяния в монументальных архитектурных формах. Так возникли Храм мира на форуме Веспасиана, Форум Траяна — последний и самый замечательный из всех императорских форумов.
В средневековом европейскомгороде центром общественного пространства выступала рыночная площадь. Ее рассматривали не как пространственный, а как рабочий центр города — место обмена, причем не только товарами, но и информацией. Ее символом служила городская церковь (реже собор), возведенная в честь святого — покровителя города и ярмарки, которая здесь периодически проводилась. Собор выступал символом духовной власти, которую олицетворял епископ, а городская церковь выражала победу горожан, добившихся самоуправления в борьбе с местным феодалом.
В период раннего Средневековья площадь становится центром светской (и прежде всего политической) и религиозной жизни. Так, соборная площадь во Флоренции с баптистерием и дворцом епископа была единственным городским центром. Собор служил не только оплотом веры, но и местом принятия политических решений, ибо там заседал городской совет.
К общественной территории относятся улицы и перекрестки, железнодорожные и аэровокзалы, жилое здание и двор, лестничные пролеты, лифты, подъезды и многое другое.
Наконец, сюда надо включить городские переулки — особый «жанр» городского архитектурного ландшафта...
Общественная территория — это также внутридомовое помещение, клубные, кружковые, спортивные помещения. Общественная территория — место в городской среде, доступное всем жителям, в котором индивид должен сообразовывать свое поведение с официальными нормами. К общественной территории относятся: само жилое здание и двор, лестничные пролеты, лифты, подъезды.
Здесь человек согласует свое поведение с общепринятыми нормами и правилами; его поведение контролируется другими людьми. Такие правила ограничивают или запрещают определенные действия либо появление в общественных местах определенной категории лиц. В вечернее время городские
улицы патрулирует милиция. Сотрудники МВД могу! проверить паспорт у подозрительных лиц, призвать к порядку, доставить в участок нарушителей, заглянуть в любой потаенный уголок городского парка.
Городская улица или городской парк являются общественной территорией. Однако здесь могут возникать феномены личного пространства. Когда влюбленные уединяются на скамейке в тенистой аллее, окружающие понимают, что им лучше не мешать. Это личное пространство, возникшее в границах общественной территории.
Рис. 46. Запрещающие, разрешающие, информирующие знаки на общественной территории
Каждый человек может вспомнить множество житейских примеров соблюдения личного пространства в наиболее посещаемых местах: в сквере гуляющие рассаживаются, как правило, подальше друг от друга. Точно так же ведут себя пассажиры метро и автобуса: если есть возможность, они стараются сесть поодаль друг от друга. Личное пространство в квартире — кабинет отца, детская комната, спальня родителей.
Общественная территория — это область предписанного поведения индивидов, которое незримо контролируется нормами приличествующего (должного) действия. Кроме неформальных, т.е. конвенциональных, норм здесь существуют также и формальные правила поведения в общественных местах, издаваемые государственными (центральными и местными) исполнительными органами (рис. 46). Их нарушение пресекается уже не общественным мнением, а уголовным правом (правонарушения). Такие правила ограничивают (запрещают) либо проявление определенных действий (курение, распитие спиртного, выгул собак), либо появление в общественных местах определенной категории лиц (например, нетрезвых либо в пачкающей прохожих одежде).
Личное пространство на общественной территории может быть нефиксированным и фиксированным. Скамейка в городском сквере или обычное сиденье в автобусе — образец нефиксированного пространства. Напротив, специальные сиденья в автобусе или метро, обозначенные надписью «Места для пассажиров с детьми и инвалидов», относятся к типу фиксированного пространства. На них не указана фамилия того, кто имеет право занимать подобные ниши. На общественной территории этого не делается и в принципе делать нельзя. Зато обозначена групповая принадлежность. Каждый индивид идентифицирует себя принадлежащим к определенной социальной группе, например инвалидам, и соответствующим образом реагирует на социально-групповое пространство. Таким образом, личное пространство на общественной территории принимает безличную форму. Мы ее назвали социально-групповой.
Случай нефиксированноголичного пространства — это место на скамейке в городском парке или в библиотеке, на сиденье автобуса. Здесь границы личного пространства не фиксированы, хотя, например, личное пространство в автобусе или в метро очерчивается разделительными границами одного сиденья. Тем не менее если сосед занял часть отведенного вам места, вы можете попросить его подвинуться. Его сиденье, как и ваше, не считается частной собственностью. Правда, места для пассажиров с детьми и инвалидов тоже не являются частной территорией, но если вы принадлежите к данным социальным группам, у вас есть приоритетное право занять его первым.
В строгом смысле нефиксированное личное пространство, поскольку оно существует чаще всего в общественных местах, называется персональной территорией. Ведь она есть нечто такое, что индивид всегда носит с собой, она не закреплена за ним (например, место в автобусе).
Утопическое пространство. Вединое общественное пространство можно превратить не только отдельный город или его часть, но и всю страну. Со-
Врезка
В. Глазычев