Общественная территория

Общность городского коллектива во все времена проявлялась в обще­ственном пространстве. Общественное пространство— это открытая город­ская территория, свободная от построек жилого типа и торговых зданий, она используется для самых разных общественных нужд. В отличие от него мес­та публичных собраний— это ограниченные территории, которые отмечены историческими памятниками и по традиции почитаются. Таким образом,

городское общественное пространство служит функциональным, ритуаль­ным или повседневным целям людей, а в местах публичных собраний люди выражают свое мировоззрение, традиционные и этические понятия.

Разделение городского пространства на общественную и домашнюю тер­ритории началось еще в античности. Можно выделить несколько историчес­ких типов организации общественной территории и исторического центра городов. Среди них — греческая агора и римский форум.

В древнегреческомполисе, который обозначал не только место в материаль­ном смысле, т.е. населенный людьми и застроенный зданиями участок земли, но и совокупность обычаев, истории, религиозных верований и политических учреждений народа, общественное пространство представляло собой открытую городскую территорию, свободную от построек жилого типа и торговых зданий: оно использовалось для самых разных общественных нужд. В отличие от него места публичных собраний — это ограниченные территории, которые были от­мечены историческими памятниками и по традиции почитались.

У античных греков роль общественного центра выполняла агора — место для публичных выступлений политиков и народных трибунов, жарких дис­путов и ожесточенных теоретических дебатов. Назначение находящихся на ней статуй, произведений живописи и архитектурных ансамблей заключа­лось в том, чтобы влиять на личность человека, возвышать и утверждать его,

Врезка

Т. Пнин

А переулку— переулково

...Если русскую «широту» обусловили бескрайность и неоглядность среднерусского ландшафта, то уз­кие московские переулки привнесли в менталитет ограниченность, сдержанность, узость. Узость вообще была ключевым принципом рус­ского градостроительства; старая Москва вся плотно пригнана: двор к двору, улица к улице, стена к стене, семья к семье. Белокаменная ого­раживалась заборами и брандмауэрами, опоя-

Общественная территория - student2.ru

сывалась бульварами, тщательно подтыкала одеяло парков, закручивалась тупичками, уют­но, как кошка, свертывалась в клубок, по-домаш­нему поджимая ножки переулков.... И гордилась ими столица не меньше, чем хра­мами: Камергерский переулок— читай «МХаТ», Лаврушинский — Третьяковка, Столешников — Гиляровский, Трехпрудный — Цветаевы... Не только поэты жили в переулках; сама поэзия в них обреталась: в Скатертном жила Анна Оне­гина, в Глазовском — Сказка из «Первого свида-

ния» Андрея Белого. Да что там! Столешников, Калашный, Калошин, Староконюшенный, Тишин­ский: что ни переулок — легенда, что ни назва­ние — вкусное, сдобное, московское «ш»! Сами переулки — в стихи заверстывали, «хвосты» под­рубая; «Здесь, в старых переулках, за Арбатом — совсем особый город», — писал Бунин. ...Переулки — узкие, темные, кривые — были та­кой же «неотъемлемостью» Москвы, как прямые проспекты — Питера. В Москве проспектов прак­тически не было; все «широченности» — наслед­ство XX в.: Калининский, проломившийся сквозь задворки Собачьей площадки, проспект Маркса, сожравший сразу три улочки. Тверская, ставшая — реконструкцией — шире в три раза... По генераль­ному плану 1935 г. Москва должна была превра­титься в подобие Ленинграда; скромной Тверской отводилась роль парадного Невского, Красная площадь утюжилась под Марсово поле, река оде­валась в гранит под стать царственной Неве, а из переулков кроились проспекты. В начале века их было 936, сейчас — 715. Пе­реулки вырубались и выкорчевывались, как ста­рые пни; в них жило прошлое: в этом сумраке, в герани на окнах, в сохнущем белье, которого никто не стесняется, в ушедших под землю под­вальных окнах, в чудом сохранившейся керами­ке богатых особняков; тут город жил своей буд­ничной, непарадной, неофициальной жизнью. Здесь было законное диссидентство, законное подполье. Сокращено по источнику: АиФ. 1994. № 6.

карать и утешать, забавлять, просвещать и поучать. Памятники посвящались местным героям, политическим деятелям, защитникам свободы, выдающим­ся личностям прошлого.

В Афинах главные храмы, почти все судебные и административные уч­реждения, основные ремесленные и торговые районы, все городские квар­талы и места занятия спортом, а также памятники находились на агоре или примыкали к ней. Крытые галереи служили естественным дополнением аго­ры, давали защиту от дождя и зноя, увеличивали пространством в то же вре­мя являлись величественным архитектурным фоном.

В Древнем Риме форумом называли площадь и рынок, являвшиеся, как в Древней Греции агора, центром культурной жизни. Главный форум Рима — форум Романум, развиваясь с VI в. до н.э., превратился в парадный архитек­турный ансамбль. Этот символ могущества Рима, построенный этрусками как политический центр города, в дальнейшем достраивался Юлием Цезарем и Августом. Он был дополнен базиликами Юлия и Эмилия, зданием Сената и Рострой (трибуной для ораторов). Октавиан построил собственный форум — Форум Августа. «Я нашел Рим кирпичным, а оставлю его мраморным», — говорил Август. Последующие императоры запечатлевали свои деяния в мо­нументальных архитектурных формах. Так возникли Храм мира на форуме Веспасиана, Форум Траяна — последний и самый замечательный из всех им­ператорских форумов.

В средневековом европейскомгороде центром общественного пространства выступала рыночная площадь. Ее рассматривали не как пространственный, а как рабочий центр города — место обмена, причем не только товарами, но и информацией. Ее символом служила городская церковь (реже собор), воз­веденная в честь святого — покровителя города и ярмарки, которая здесь периодически проводилась. Собор выступал символом духовной власти, которую олицетворял епископ, а городская церковь выражала победу горо­жан, добившихся самоуправления в борьбе с местным феодалом.

В период раннего Средневековья площадь становится центром светской (и прежде всего политической) и религиозной жизни. Так, соборная площадь во Флоренции с баптистерием и дворцом епископа была единственным го­родским центром. Собор служил не только оплотом веры, но и местом при­нятия политических решений, ибо там заседал городской совет.

К общественной территории относятся улицы и перекрестки, железнодо­рожные и аэровокзалы, жилое здание и двор, лестничные пролеты, лифты, подъезды и многое другое.

Наконец, сюда надо включить городские переулки — особый «жанр» го­родского архитектурного ландшафта...

Общественная территория — это также внутридомовое помещение, клуб­ные, кружковые, спортивные помещения. Общественная территория — ме­сто в городской среде, доступное всем жителям, в котором индивид должен сообразовывать свое поведение с официальными нормами. К общественной территории относятся: само жилое здание и двор, лестничные пролеты, лиф­ты, подъезды.

Здесь человек согласует свое поведение с общепринятыми нормами и пра­вилами; его поведение контролируется другими людьми. Такие правила ог­раничивают или запрещают определенные действия либо появление в обще­ственных местах определенной категории лиц. В вечернее время городские

улицы патрулирует милиция. Сотрудники МВД могу! проверить паспорт у подозрительных лиц, призвать к порядку, доставить в участок нарушителей, заглянуть в любой потаенный уголок городского парка.

Городская улица или городской парк являются общественной территори­ей. Однако здесь могут возникать феномены личного пространства. Когда влюбленные уединяются на скамейке в тенистой аллее, окружающие пони­мают, что им лучше не мешать. Это личное пространство, возникшее в гра­ницах общественной территории.

Общественная территория - student2.ru

Рис. 46. Запрещающие, разрешающие, информирующие знаки на общественной территории

Каждый человек может вспомнить множество житейских примеров со­блюдения личного пространства в наиболее посещаемых местах: в сквере гуляющие рассаживаются, как правило, подальше друг от друга. Точно так же ведут себя пассажиры метро и автобуса: если есть возможность, они ста­раются сесть поодаль друг от друга. Личное пространство в квартире — ка­бинет отца, детская комната, спальня родителей.

Общественная территория — это область предписанного поведения инди­видов, которое незримо контролируется нормами приличествующего (дол­жного) действия. Кроме неформальных, т.е. конвенциональных, норм здесь существуют также и формальные правила поведения в общественных мес­тах, издаваемые государственными (центральными и местными) исполни­тельными органами (рис. 46). Их нарушение пресекается уже не обществен­ным мнением, а уголовным правом (правонарушения). Такие правила огра­ничивают (запрещают) либо проявление определенных действий (курение, распитие спиртного, выгул собак), либо появление в общественных местах определенной категории лиц (например, нетрезвых либо в пачкающей про­хожих одежде).

Личное пространство на общественной территории может быть нефикси­рованным и фиксированным. Скамейка в городском сквере или обычное сиденье в автобусе — образец нефиксированного пространства. Напротив, специальные сиденья в автобусе или метро, обозначенные надписью «Мес­та для пассажиров с детьми и инвалидов», относятся к типу фиксированно­го пространства. На них не указана фамилия того, кто имеет право занимать подобные ниши. На общественной территории этого не делается и в прин­ципе делать нельзя. Зато обозначена групповая принадлежность. Каждый индивид идентифицирует себя принадлежащим к определенной социальной группе, например инвалидам, и соответствующим образом реагирует на со­циально-групповое пространство. Таким образом, личное пространство на общественной территории принимает безличную форму. Мы ее назвали со­циально-групповой.

Случай нефиксированноголичного пространства — это место на скамей­ке в городском парке или в библиотеке, на сиденье автобуса. Здесь грани­цы личного пространства не фиксированы, хотя, например, личное про­странство в автобусе или в метро очерчивается разделительными граница­ми одного сиденья. Тем не менее если сосед занял часть отведенного вам места, вы можете попросить его подвинуться. Его сиденье, как и ваше, не считается частной собственностью. Правда, места для пассажиров с деть­ми и инвалидов тоже не являются частной территорией, но если вы при­надлежите к данным социальным группам, у вас есть приоритетное право занять его первым.

В строгом смысле нефиксированное личное пространство, поскольку оно существует чаще всего в общественных местах, называется персональной территорией. Ведь она есть нечто такое, что индивид всегда носит с собой, она не закреплена за ним (например, место в автобусе).

Утопическое пространство. Вединое общественное пространство можно превратить не только отдельный город или его часть, но и всю страну. Со-

Врезка

В. Глазычев

Наши рекомендации