Государственный образовательный стандарт специальности
(«социология»).Следующим шагом стандартизации вузовской деятельности является государственный документ, определяющий теоретическую модель специалиста с высшим образованием по каждой конкретной специальности. В виду того, что многие государственные образовательные стандарты России и Беларуси унифицируются, можно это рассмотрение провести на примере государственного образовательного стандарта по социологии принятого в Беларуси.
Прежде всего укажем на структуру этого руководящего документа, которая определяется его содержанием и является общим для любой вузовской дисциплины.
Содержание государственного стандарта высшего образования по специальности «Социология»
1. Область применения.
2. Нормативные ссылки.
3. Основные термины и определения.
4. Общая характеристика специальности
5. Требования к уровню образованности абитуриента и составу вступительных экзаменов.
6. Содержание профессиональной деятельности специалиста.
7. Квалификационная характеристика специалиста.
8. Требования к знаниям и умениям по циклам дисциплин.
9. Структура учебного плана специальности.
10. Минимум содержания образовательной программы по циклам дисциплин.
11. Квалификационная аттестация.
Требования к условиям реализации основной образовательной программы
Итак, что же определяет государственный стандарт высшего образования (по специальности «Социология»)?
Этот документ представляет собой теоретическую модель специальности и специалиста, то есть он отвечает на вопросы, что это за специальность, какой объем знаний необходим для ее приобретения и какими навыками должен обладать специалист данной квалификации. Рассмотрим некоторые пункты стандарта более подробно.
Область применения определяет назначение, структуру и содержание специальности «Социология», определяемой шифром Г.08.01.00, что представляет собой номер ее государственной регистрации. В этой части указывается, что стандарт обязателен для применения во всех вузах Республики Беларусь, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
Нормативные ссылки определяют ряд государственных документов, на базе которых формируется данный стандарт.
Наличие такого раздела, как «Основные термины и определения», диктуется необходимостью однозначного понимания и использования основных терминов данной специальности и квалификации. В частности, в госстандарте по социологии определяются такие понятия, как «специалист с высшим образованием», «социолог» и «социология».
В рамках общей характеристики специальности указываются: 1) время утверждения специальности государственным органом (в частности, министерством образования); 2) формулировка профессиональной квалификации («Социолог. Преподаватель социологии и социально-политических дисциплин»). Подобная запись в дипломе означает, что выпускник может работать как в сфере научно-исследовательской деятельности, так и в сфере преподавательской деятельности, начиная от школы и кончая вузом, причем не только по социологии, но и по другим дисциплинам общественного профиля, например, по политологии или истории); 3) место специальности
в системе обществознания; 4) специализации, имеющие свои шиф-ровые указатели. В действующем госстандарте указывается семь специализаций основной специальности:
• Теория, методология и история социологии;
• Методы социологических исследований;
• Социология труда и экономическая социология;
• Социальная структура и социальные процессы;
• Политическая социология;
• Социология духовной жизни;
• Социология управления.
Эта часть стандарта наиболее подвижна, может изменяться и дополняться по мере необходимости другими специализациями.
В пятом пункте стандарта определяется уровень знаний абитуриентов, стремящихся, получить указанную специальность, и устанавливается примерный перечень вступительных экзаменов по основным дисциплинам. Как правило, это:
• Человек и общество (устно).
• Математика (письменно).
• Белорусский язык и литература или русский язык и литература (письменно).
• Иностранный язык (устно).
В пункте о содержании профессиональной деятельности специалиста указываются: объекты, виды и сферы профессиональной деятельности (для социолога это научно-исследовательские, образовательные, управленческие организации, учреждения культуры, средств массовой информации, общественные и государственные организации и родственные им сферы деятельности); указываются и основные функции профессиональной деятельности социолога (к ним относятся: постановка проблем и задач, выработка и принятие решений, планирование деятельности и умелое ее осуществление, организация взаимодействий, управленческих мероприятий, анализ социальных факторов производства и общественной жизни, овладение приемами и навыками обучения).
Седьмой и восьмой пункты госстандарта представляют собой квалификационную характеристику специалиста (в данном случае социолога). В узком смысле слова именно эти пункты и представляют теоретическую модель специалиста, определяя количественный и качественный параметры его знаний и умений.
Эта модель конкретизируется девятым и десятым пунктами, в которых указывается общий перечень дисциплин, необходимых для формирования специалиста-социолога (с указанием общих часов изучения по каждой дисциплине, предполагается, что социолог за пять лет обучения без факультативов и дополнительных видов обу-44
чения должен усвоить 15 общегуманитарных и социальных дисциплин, три из цикла математических и естественнонаучных дисциплин, 23 дисциплины общепрофессионального цикла, 13 спецкурсов, т.е. всего 56 дисциплин) и дается их краткая содержательная характеристика, указываются также виды и сроки практик.
Одиннадцатый пункт определяет формы контроля знаний в ходе обучения и на заключительной стадии в виде государственного экзамена по специальности и защиты дипломного проекта в государственной экзаменационной комиссии.
Заключительный пункт раскрывает те организационные и другие требования, которые призваны - обеспечить реализацию основных пунктов госстандарта. Здесь подробно описывается организация учебного процесса, требования к кадровому составу, учебно-методическому и материальному обеспечению учебного процесса.
На базе государственного образовательного стандарта специальности разрабатываются три нижеследующих документа: квалификационная характеристика, профессиограмма и учебный план специальности. Особое значение для планирования и организации учебного процесса подготовки специалиста имеет учебный план специальности. Рассмотрим его подробнее.
Учебный план специальности
Хотя образовательный стандарт по специальности и содержит перечень предметов, которые должен освоить будущий специалист, с указанием общего количества часов, отводимых на каждую дисциплину, все же этот перечень нельзя назвать учебным планом, т.к. в нем нет соответствующей разбивки учебных заданий по курсам и семестрам. Эта цель достигается только в учебном плане, который также представляет собой государственный документ, утверждаемый соответствующим государственным органом (как правило, министерством образования).
Учебный план специальности представляет собой как бы стратегический план подготовки специалиста. Прежде всего, он устанавливает название специальности, определяет квалификацию и срок обучения. Затем определяется перечень дисциплин, необходимых для подготовки специалиста того или иного профиля. Дисциплины разбиваются на пять основных групп:
• гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
• математические и.естественнонаучные дисциплины;
• общепрофессиональные и специальные дисциплины;
• дисциплины специализации;
• дополнительные виды обучения.
Далее в плане указывается в каком семестре и на каком курсе изучается та или иная дисциплина, сколько отводится часов на ее изучение и какая форма отчетности (зачет или экзамен). Кроме этого в учебном плане специальности указываются время и сроки проведения различных видов практики, подготовка курсовых работ и дипломных проектов, сроки проведения государственных экзаменов и защиты этих проектов. Весь этот объем работ должен уложиться в отведенные сроки обучения. При пятилетнем обучении это 105 рабочих недель при шестичасовой ежедневной загрузке, остальное время отводится для самостоятельной работы студентов.
Рабочие планы и расписание занятий
На основе учебного плана специальности составляются рабочие планы. Эти планы составляются работниками деканатов соответствующих факультетов и представляют собой дальнейшую детализацию учебного процесса. Дело в том, что хотя учебный план специальности и представляет собой общезначимый государственный документ, жизнь, как говорится, вносит свои коррективы. Так семестры могут различаться по количеству рабочих недель, праздничные дни (которые сейчас чуть ли не каждый год меняются) также изменяют количество рабочих дней в том или ином семестре и некоторые другие факторы заставляют несколько корректировать (чаще всего в сторону уменьшения) сетку часов, отводимых на изучение той или иной дисциплины. Эта коррекция и осуществляется в рабочих планах. Особенность этих планов состоит в том, что они составляются для каждого курса и для каждого семестра отдельно. Они помогают более четко организовать учебный процесс, устанавливают связь между деканатом и кафедрами. Последние назначают преподавателей, в центральной диспетчерской вуза запрашивается необходимое количество аудиторий, определяется сменность занятий и время проведения лекций и семинаров. Все эти данные необходимы для составления расписания занятий -основной планирующий и организующий документ, благодаря которому осуществляется реальный учебный процесс.
План курса дисциплины
Время, отведенное в учебном плане специальности и конкретизированное в рабочих планах, определяет те временные рамки, которые отводятся для изучения той или иной дисциплины. Одни дисциплины требуют меньшего времени для своего изучения, другие -большего; одна и та же дисциплина может изучаться либо один, либо два семестра, может быть поставлена на младших курсах, а может быть втиснута где-нибудь и на выпускном курсе (что весьма часто 46
происходит именно с социологией) - все это требует индивидуального подхода к планированию читаемого курса.
Если раньше основные общественные науки читались в строгой последовательности по одной для всех вузов программе, то сейчас такая унификация отсутствует, и кафедрам (а, точнее, самим преподавателям) приходится в каждом отдельном случае иметь соответствующий план и программу читаемого курса (в том числе и по социологии). Что, с одной стороны, вроде, и хорошо, так как все курсы по общественным наукам превратились в авторские, но, с другой стороны, это создает и весьма широкий разброс как в качественном, так и в количественном выражении содержания предмета. И это несмотря на то, что в настоящее время уже существуют государственные стандарты по изучению общественных дисциплин, однако чаще всего требования этих стандартов не выполняются. Министерские же чиновники весьма робко выполняют свои контрольные функции. На этой основе сформировались две крайние позиции: одни предлагают ввести некий интегральный госэкзамен, который бы объединил основные знания в области философии, политологии, социологии и экономики; другие же предлагают вовсе отказаться от экзаменов по обществоведческим дисциплинам, в частности, отменить даже кандидатский экзамен по философии в качестве общеобразовательного. И у той, и у другой позиции есть свои весьма убедительные аргументы, так как здесь противостоят две идеологии: тотального моно-мыслия и индивидуалистского плюрамыслия.
Структурно учебный план и программа курса отличаются друг от друга, но взаимопредполагают друг друга. Начальным документом, безусловно, является план курса, который представляет собой перечень основных тем, предназначенных для изучения с почасовой разбивкой на лекции и семинары. Это то, что иногда называют тематическим планом курса.
На основе тематического плана курса составляется программа курса. Программа представляет собой аннотацию каждой темы с указанием основной и дополнительной литературы. С методической точки зрения программа может быть узкой и расширенной. В узком плане программа действительно дает лишь аннотацию темы, в расширенном же варианте могут быть сделаны указания на необходимость выделения тех или иных вопросов, более детальное рассмотрение учебной и научной литературы, например, с указанием соответствующих разделов и страниц и т.д.
Часто учебный план и программа курса даются совместно в едином документе, который и называется программой курса.
Рабочая программа
Очень часто один и тот же предмет, читаемый даже одним и тем же преподавателем, но на разных потоках, курсах или факультетах, требует своей детализации с точки зрения времени чтения, специфики курсов (младшие или старшие), специфики специальности (естественники, общественники), специфики форм обучения (очное, заочное) и т.д. Поэтому преподавателю часто приходится варьировать свой материал: какие-то темы сокращать, какие-то расширять, какие-то разбирать на лекциях и на семинарах, а какие-то изучать только на семинаре и т.д. Эти вариации могут быть зафиксированы в рабочих программах, где указывается, кто читает курс, в каком объеме с точным указанием часов и дней работы, какие темы будут освещены в лекциях, а какие следует разобрать на семинарских занятиях. В сущности, по одному и тому же предмету у преподавателя может быть несколько рабочих программ, которые помогают ему ориентироваться при распределении материала в зависимости от конкретных условий обучения.
План лекции
Является необходимой частью работы преподавателя вуза. Даже тогда, когда имеется программа курса и определенный опыт преподавательской работы преподавателю все равно часто приходится решать проблему, что давать, в каком объеме и в какой последовательности. Эта проблема и решается за счет планирования лекционного материала. Как правило, в лекции выделяются три-четыре ключевых вопроса, раскрывающих сущность темы. Эти вопросы помогают отобрать необходимый материал к лекции и точно рассчитать его передачу студентам. Без такого плана лекция утрачивает свою основную функцию - систематического изложения материала, и превращается в свободное собеседование с достаточно произвольным переключением внимания учащихся на разные житейские темы, что достаточно легко происходит в ситуации преподавания общественных дисциплин. Именно поэтому вопрос о планировании лекции имеет большой методический смысл, помогающий максимально систематизировать излагаемый материал. План лекции следующий этап конкретизации и систематизации материала, это именно тот случай, где максимально проявляются творческие способности преподавателя, т.к. ему необходимо соединить воедино объективные требования, предъявляемые к читаемому курсу, и свои собственные субъективные интересы.
План семинара
Семинарское занятие как форма обучения по своей методике весьма существенно отличается от лекции. Это отличие выражается и в планировании семинара. Хотя главным здесь, как и в лекции, остается, выделение ключевых вопросов, предназначенных для обсуждения, но сама структура этого плана весьма отличается от лекционного планирования. План семинара, в какой-то мере, может быть сравнен с режиссерским планом, который должен выводить на сцену актеров (студентов) с заранее выученными ролями и разыгрывать своеобразный спектакль под названием семинарское занятие. Именно поэтому план семинара должен включать не только основные, но и дополнительные вопросы, преподаватель должен заранее наметить как основных, так и дополнительных выступающих, ему необходимо быть готовым не только выслушивать ответы, но и самому включаться в диспут, выводя его на уровень теоретического анализа и обобщения. Все эти особенности проведения семинара должны быть отражены в его плане, что помогает как преподавателю, так и студентам перейти от экспромта к серьезному обсуждению проблемы. Учитывая то обстоятельство, что семинары весьма существенно могут отличаться друг от друга по своему виду, меняется и их плановая основа. План семинара является не только организующим документом, но может служить и отчетным документом при проверке работы преподавателя.
Таким образом, можно заключить, что система образования вообще и высшего образования в частности сверху до низу пронизана различного рода планирующими мероприятиями и соответствующими им документами, что и придает ей характер систематического с четким определением целей и задач социального действия, направленного на организацию учебного процесса и подготовку специалистов высшей квалификации.
РАЗДЕЛ 2