Возникновение и развитие социологии как самостоятельной сферы научного знания

СОЦИОЛОГИЯ

Конспект лекций

для студентов всех специальностей

дневной и заочной форм обучения.

Донецк – 2011

Содержание

Модуль 1. Общая теория и история социологии.

Тема 1. Социология как наука…………………………………………… 3

Тема 2. Возникновение и развитие социологии как самостоятельной сферы научного знания………………………………………………………….19

Тема 3. Методика социологических исследований……………………..47

Тема 4. Социология общества……………………………………………75

Тема 5. Социальные институты и организации…………………………88

Модуль 2. Специальные социологические теории

Тема 6. Социология культуры…………………………………………...116

Тема 7. Социальная структура общества……………………………….134

Тема 8. Социология семьи……………………………………………….149

Тема 9. Социология личности…………………………………………...161

Литература………………………………………………………………..186

МОДУЛЬ 1. Общая теория и история социологии.

Тема 1.

Социология как наука

План

1. Сущность предмета социологии.

2. Основные категории и законы социологии.

3. Структура и функции социологии.

При рассмотрении первого вопроса темы«Сущность предмета

социологии» студенту необходимо выяснить специфику этой науки, объективные предпосылки её возникновения. Термин «социология» — производное от двух слов: латинского слова societas - общество и греческого logos - слово, понятие, учение. Следовательно, этимологически социология - наука об обществе.

В широком смысле соціологія - это наука о законах становления, функционирования и развития общества в целом, социальных отношениях и социальных общностях. Кратко социологию можно определить как науку, которая изучает общество и общественные отношения.

Понятие «социология» было введено в научный оборот французским философом О. Контом в 30-х гг. XIX ст. В его понимании социология была равнозначна обществознанию, включающему все, что относится к обществу.

Основным объектом исследования социологии, по мнению Конта, является общество. Социология изучает общество как целостную систему, как особый и единый организм. Следует также подчеркнуть, что в период своего становления как самостоятельной науки социология нуждалась в четко определенном понятии общества, поскольку стремилась построить теорию общества, которая опиралась бы на некие естественные основы социального порядка. Понятие общества было необходимой предпосылкой выделения социологии в отдельную науку, предполагавшую развитие этого понятия в теоретическом мышлении и публичных дискуссиях.

Социология отвечает на вопрос о природе социального порядка. В настоящее время социология представлена многими альтернативными способами мышления, которые рассматриваются как «направления» или «парадигмы» социологического знания.

Студент должен знать, что возникновение социологии как отдельной науки было подготовлено всем предшествующим ходом развития социально-политической мысли. Социология возникла как ответ на потребности формирующегося гражданского общества. На смену привычному порядку феодально-абсолютистского строя с его жесточайшей тотальной регламентацией всей социальной жизни шел процесс становления общества, утверждающего торжество прав и свобод человека.

Именно в условиях самоорганизующегося общества возникает массовая потребность в знании реальных социальных явлений. Качественное расширение границ свободы человека, существенное увеличение возможностей выбора, пробуждали интерес гражданина к знанию основ жизни социальной группы, социальных процессов. Кроме того, свободная конкуренция в экономике и политике поставила результативность деятельности предпринимателей и политиков в прямую зависимость от того, насколько умело используют они знания конкретных социальных механизмов в реальной жизни.

В предметной области социологического знания сформировались две теоретические модели изучения общества — макросоциологическая и микросоциологическая. Их взаимосвязь сложна и противоречива. Но эти тенденции — реальность в современной мировой социологии.

Макросоциология связана с общественными мировыми системами и их взаимодействием с различными типами культуры, с социальными институтами и общественными структурами, с глобальными процессами. Макросоциологию интересует общество как целостный социальный организм, его структура, социальные институты, их функционирование. Основное внимание она уделяет процессам, помогающим понять общество в целом. Сюда включаются такие институты как семья, образование, религия, политический строй. Она изучает крупномасштабные социальные явления (нации, государство).

Микросоциология интересуется повседневным взаимодействием людей (интеракцией). В центре ее внимания личности со своими поступками, мотивами, определяющими их взаимодействия. Микросоциология обращена к социальному поведению, межличностному общению, мотивам действия, социализации и индивидуализации, стимулам групповых поступков. Здесь «микро» не только (и не столько) «малый», а скорее «внутренний» аспект действий людей, их поведения.

Отсюда два разных подхода к определению социологии: один - в направлении развертывания ее предмета как науки о целостности общественного организма, о социальных организациях и социальной системе, другой — как науки о массовых социальных процессах и массовом поведении.

Социология - теоретическая и эмпирическая дисциплина, изучающая общественные системы в их функционировании и развитии. Социология изучает общественную жизнь как систему отношений. Системность позволяет обнаружить в разных явлениях устойчивые элементы — «функциональные узлы»: социальные институты, социальные группы и организации, социальные действия и роли. Принцип системности выступает организующим началом научного познания. Социология исходит из того, что само общество, независимо от нашего сознания, представляет собой органическую целостность. Это единая цивилизация. Входящие в нее элементы взаимосвязаны, взаимодействуют, взаимопроникают друг в друга.

Социология изучает, прежде всего, механизм функционирования систем. Важно понять, как общество функционирует, что связывает его в единое целое, как общество постоянно воспроизводит себя. Особенность социологии в том, что ее теория основана на систематизированном наблюдении действительности, поставленных экспериментах, конкретном анализе материала, добытого с помощью социологического исследования.

Студент должен четко знать, что научное изучение общества долино опираться на социальные факты. Социальный факт - это каким-либо образом фиксированный фрагмент социальной действительности. Социологи различают 3 группы фактов: биологические (сон, еда и т.д.); психологические (эмоции, любовь, ненависть); социологические факты, связанные с обществом иобщественными отношениями.

В зарубежной социологии используют 5 основных подходов для наблюдения и объяснения разных групп фактов:

1. Демографический, объясняющий поведение людей в социуме с

помощью народоописания.

2. Психологический, объясняющий поведение с помощью

мотивов ипривычек.

3. Общностный, изучающий поведение какой-либо группы.

4. Отношенческий - описывает общественную жизнь

через специфичность отношений.

5. Культурологический - исследует правила и нормы

поведения отдельных людей, социальных групп, используя понятия и термины культуры.

Социология — наука о современном обществе. Предмет этой науки связывается не просто с социумом, а с гражданским обществом как определенной системой. Социология теоретически осмысливает противоречивую целостность современного мира. Она «начинает» с общества и восходит к индивиду. В конечном счете, цель социального познания — человек в его неповторимом своеобразии. В процессе социологического анализа возникает познавательная ситуация движения от индивида к обществу. Образуются как бы два встречных потока: индивид — общество, общество — индивид.

Социология - это наука обобществе. А что есть общество? Ответить на этот вопрос нелегко. Необходимо найти особую единицу измерения, с помощью которой можно попытаться определить общество. Она должна быть в прямом смысле «органическим элементом» социальной системы. При первом же взгляде таковым выступает индивид, - отдельно взятый человек, который думает, действует, стремится к чему-то и т.п. Значит, индивид - основополагающее начало, создающее социальный мир? Но подобное допущение некорректно, поскольку общество - не просто конгломерат людей. Это люди, работающие с вещами, пользующиеся нормами, правилами и законами. Субстратом (основой) общества является не просто телесность человека (без чего, впрочем, нет общества), а определенная совокупность людей, владеющая орудиями, средствами труда для совокупного производства. В отдельно взятом индивидууме мы всего этого не увидим.

Есть и другие попытки найти искомую «единицу» общества, в частности, такой «социальный атом», как малая группа. Это своеобразная модель общества, состоящая из нескольких человек, находящихся в непосредственном контакте, связанных между собой отношениями, деятельностью, опирающихся на соответствующие традиции, нормы, имеющих общие ориентации в труде, досуге, в политических действиях.

Студенту следует разобраться с понятиями объект и предмет социологии. В качестве объекта науки выступает определенная сфера объективного мира, в то время как предметом науки является результатом теоретического абстрагирования, позволяющего исследователям выделить те стороны и закономерности развития и функционирования изучаемого объекта. Следовательно, объект - это эмпирическая данная реальность, представляющая ту или иную сторону объективного мира. Предмет науки представляет собой воспроизведение эмпирической реальности на абстрактном уровне, путем выявления наиболее значимых с практической точки зрения закономерных связей и отношений. Предмет социологического исследования существует только в голове исследователя, т.е. полностью зависит от самого знания и является его частью. Определяя предмет исследования, мы абстрактно выделяем одну из сторон объекта и пытаемся изучить ее.

Итак, в ответ на объективные общественные потребности возникла наука «Социология». Она призвана изучить общество как единую целостную систему и высказать предположения о перспективах его развития и методах совершенствования. Социология – это наука об обществе как социальной системе. Функционирование и развитие этой системы происходит через ее составные элементы: личность, общности людей, социальные институты.

При рассмотрении второго вопроса «Основные категории и законы социологии» студенту необходимо выяснить содержание и специфику этих понятий.

Для уяснения специфики предмета социологии необходимо разобраться в том, что представляет собой понятие «социальное». Существует множество толкований этой категории. Устойчивое ядро в различных определениях «социального»: совместность, общность, взаимодействие. Понятие «социальное» используется тогда, когда исследуется природа отношений людей друг к другу, факторы и условия их жизнедеятельности, положение человека и его роль в обществе.

Можно выделить основные черты и особенности, которые характеризуют специфику социального:

1. Социальное - это то общее свойство, которое присуще

различным группам индивидов.

2. Социальное выражает взаимное положение индивидов и ту

роль, которую они выполняют в различных общественных структурах.

3. Социальное проявляется в отношениях индивидов и групп

друг к другу, к своему положению в обществе.

4. Социальное есть результат «совместной деятельности

индивидов» и формы взаимодействия этих индивидов.

Социальноеэто не просто одна из сфер общественной жизни, а общественная жизнь в целом, взятая во взаимосвязи с действием субъектов исторического развития. Как отмечает академик Осипов Г., социальное — это совокупность общественных отношений данного общества, интегрированная в процессе совместной деятельности индивидов в конкретных условиях места и времени.

В ряду важнейших категорий, раскрывающих специфику социологической науки, стоят такие понятия как «социальная система», «социальная общность». В них отражается сущность самодвижения, развития социального целого, его источник.

Категория «социальная общность» (группа, класс, страта, организация, коллектив, семья, нация, народ и т.д.) уже фактом своего существования объясняет устойчивость, стабильность социальных систем. Есть немало оснований считать категорию «социальная общность» одной из базовых в социологическом анализе. Эта категория соединяет макро- и микроуровень анализа: поведение людей, массовые процессы, культуру, социальные институты, отношения собственности и власти, управление, функции, роли, ожидания.

Социальная общность - это не общество как целое, а своеобразная единица социального измерения, «социальный ген». Слово «общность» охватывает все разновидности образований, члены которых связаны общим интересом и находятся в прямом или косвенном взаимодействии. Различие интересов социальных общностей способствует возникновению альтернатив или перспектив исторического процесса.

Социальные общности — это живые образования социума. Они деятельны, и пассивны, создают и разрушают, осознают и пребывают в беспамятстве. Во многом правы те социологи, которые утверждают, что понять человека можно только через его социальную общность. Совокупность разнообразных социальных общностей, групп, их взаимоотношения и иерархия образуют «социальную систему».

Важное значение для понимания категорий социологии имеют понятия, характеризующие социальные процессы. Познание общественных процессов начинается с того, с чего начинается сам жизненный процесс, то есть с действия, с акта человеческой деятельности. Но «социальное действие» - это не всякий поступок, а действие, имеющее общественное значение. Реальный деятель - конкретный индивид, группа, общественное движение и др. Действующее лицо эмпирически наблюдаемо. Для социологии это имеет принципиальное значение, как и то, что действие носит целесообразный характер. Оно есть цель, процесс и реальный результат. Совокупность действий образует «социальный процесс», особенность которого, помимо всего прочего, состоит в том, что конкретный деятель не выступает на первый план. Действующее лицо здесь найти труднее — существеннее сам процесс социального действия.

Двигаясь от отдельных поступков к социальным действиям, от них — к социальным процессам, мы наблюдаем тенденцию: действия шаг за шагом становятся менее разнообразными. Социальные процессы уменьшают вариативность действий, появляются общие тенденции процесса, целостная система социальных общностей. Поэтому можно сказать, что социология - это наука о социальных взаимодействиях, образующих общество.

При изучении социальных процессов социология опирается на ряд принципов:

- принцип идеологической нейтральности, т.е. непредвзятости исследователя, независимости результатов исследования от его социальной позици;.

- принцип объективности, требующий изучения всех объективных закономерностей, которыми определяются процессы (положительные и отрицательные), опирающийся на доказательность и научность аргументации;

- принцип историзма, предполагающий изучение проблем, процессов в их развитии, что позволяет извлечь уроки из прошлого;

- принцип системности, требующий изучения отдельных явлений в неразрывной связи с целым. Системный подход исходит из того, что любая система находится в определенной среде и необходимо учитывать её связи и отношения с окружающей действительностью. Отсюда второе требование системного принципа - учитывать, что каждая система выступает как подсистема иной, большей системы. А это, в свою очередь, предполагает выяснение иерархии элементов системы, форм передачи информации между ними, способов их влияния друг на друга;

- принцип верификации, то есть установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки;

- принцип квантификации, то есть количественного измерения качественных признаков.

Важным принципом социологии является использование многообразного эмпирического материала. При изучении общественного сознания, общественного мнения, различных социальных общностей используются методы анализа документов, опроса, в том числе анкетирования, наблюдения и т.п.

Студенту следует обратить внимание на проблему законов социологии. В обществе имеется бесконечное множество социальных систем и связей. Значительная часть таких связей носит случайный и временный характер. Особенность социологии как науки состоит в том, что социальные связи изучаются на уровне социальных законов и закономерностей.

Социальные законы - более или менее полное отражение явлений, присущих окружающему миру. Социальный закон - это выражение существенной, всеобщей и необходимой связи социальных явлений и процессов, прежде всего связей социальной деятельности людей.

Социальные законы складываются в различных сферах деятельности человека и, прежде всего, в сфере его материальной деятельности. Существуют общие и специфические социальные законы. Общие законы -предмет изучения философии, специфические социальные законы изучаются социологией.

Еще сравнительно недавно считалось, что социальные законы - это независящая от субъекта повторяющаяся связь явлений, характер которой определяет содержание социального развития, то теперь некоторые социологи считают, что законов истории нет. То, что называлось ранее законами, считают они, в действительности лишь описание вероятных тенденций развития.

С этой точки зрения, для социологических исследований приоритетное значение приобретает типологизация не законов, а именно тенденций. Самое важное здесь - установление форм связей и способов их проявления. Что отражают тенденции? Скажем так, инвариантное сосуществование социальных явлений (например, производства и потребления). Тенденция может отражать изменение структуры социального объекта, т.е. его развитие (например, эволюцию форм собственности, их плюрализм). В ней всегда значим фактор времени, ибо определяющим моментом развития выступает предшествующее состояние. Тенденции могут выражать функциональную зависимость различных социальных объектов, режим их жизни, относительную устойчивость (например, взаимодействие государства и общества).

Объективность социальной тенденции закона - это ряд совокупных действий миллионов людей. Социальный закон реализуется и воплощается в жизнь не вообще, а в конкретной форме - в деятельности людей. А каждый отдельный человек - осуществляет свою деятельность в конкретных условиях общества, в системе которых он занимает определенное производственное и социальное положение.

В социологии выделяют пять групп социальных законов (тенденций):

1. Законы, констатирующие сосуществование социальных явлений.

Согласно таким законам, если есть явление А, то должно быть и явление Б. Так, индустриализация и урбанизация общества определяют сокращение занятого в сельском хозяйстве населения.

2. Законы, устанавливающие тенденции развития. Они обуславливают

изменение структуры социального объекта, переход от одного порядка взаимоотношений к другому.

3. Законы, устанавливающие связь между социальными явлениями.

Законы функциональны. Они выражают связь между основными элементами социального объекта, определяют характер его функционирования.

4. Законы, фиксирующие причинную связь между социальными

явлениями (сочетание общественных и личных интересов).

5. Законы, утверждающие возможность или вероятность связи между

социальными явлениями. Уровень бракоразводов в различных странах колеблется вместе с экономическими циклами.

Любой социальный закон или тенденция проявляется на практике не

вообще, а в конкретной форме – в деятельности отдельного человека, в конкретных условиях общества.

При рассмотрении третьего вопроса «Структура и функции социологии»следует уяснить структуру и уровни социологического знания их различия и в тоже время органическое единство.

Социология, как и каждая наука, характеризуется структурой своих знаний, взаимосвязью теоретических и прикладных положений социологии. Структура социологического знания - это не только совокупность информации об общественных явлениях и процессах, но и определенная упорядоченность знаний об обществе, как динамично развивающейся системе.

Социальные знания, а также их структура зависит от круга объектов изучаемых социологией. В частности, определяя объект социологического исследования, следует начинать с общества как целого, так как все, что есть в обществе, является продуктом его развития и имеет социальную природу.

Другим элементом структуры социального знания является взаимосвязь и развитие отдельных сфер общественной жизни: экономической, социальной, политической, духовной.

Важным элементом структуры социологического знания являются знания о социальном составе населения и социальной структуре общества.

Еще один элемент структуры социологического знания являются научные представления, взгляды, теории, относящиеся к политической социологии.

Весомым элементом структуры социологического знания являются научные представления о деятельности существующих в обществе социальных институтов.

Единая структура социального знания отражает различные стороны общественной жизни, социальные связи, отношения и взаимодействия.

Выделяют следующие уровни социологического знания:

а) общесоциологические теории или общетеоретическую социологию;

б) специальные социологические теории или частные теории;

в) конкретные социологические исследования.

Сущность этих уровней можно охарактеризовать так:

* Эти теории касаются, как правило, глубинных или сущностных моментов развития общества в целом, исторического процесса. На этом уровне формируются теории общественной, прежде всего производственной деятельности людей, показывается роль труда в развитии общества (Гегель, Сен-Симон, К. Маркс и др.). На данном уровне выявляется сущность общественных отношений, их роль и механизм взаимодействия. Исследуется взаимодействие экономической, социальной, политической и других сфер жизни общества вскрываются их взаимосвязи.

* Данные теории касаются отдельных сфер общественной жизни,
социальных групп и институтов. Их объем более узок. Он ограничен отдельными подсистемами (к примеру, экономической или социальной сферой жизни общества). Специальные социологические теории направлены на решение практических проблем сегодняшнего дня и ближайшего будущего, они органично связаны с практикой. Среди специальных отраслей знаний можно выделить: социологию труда, социально-классовые отношений, социологию семьи, социологию политических отношений и т.п. Во всех этих случаях
объектом социологического изучения выступают определенные сферы общественной жизни.

* Следующий уровень социологического знания представлен
конкретными социологическими исследованиями. Они проводятся различными методами и осуществляются с целью получения объективных данных о различных сторонах социальной действительности. Главное - получить объективную информацию о том, что происходит в обществе и как на это реагирует население. Эмпирика потом осмысливается общесоциологическими и конкретными теориями.

При рассмотрении данной проблемы студенту следует знать, что социология выполняет многообразные познавательные и практические функции. Функции социологии - это совокупность ролей, которые она выполняет в организации общества как системы. В современных условиях, когда политики все чаще обращаются к социологии и эмпирическому материалу, возникает опасность превращения социологии в инструмент политики. И это осложняет деятельность социолога. Он должен быть борцом, отстаивающим истину, свою независимость. Все большее значение в этих условиях приобретают вопросы профессиональной этики.

Как общественная наука, социология выполняет две основные функции: теоретико-познавательную и управленческую. В свою очередь, эти основные функции могут образовывать производные подфункции, которые в научной литературе иногда определяются как самостоятельные. К ним относят следующие: теоретическую, методологическую, описательную, информационную, прогностическую, идеологическую и др.

Теоретическая функция социологии состоит в пополнении и развитии имеющегося социологического знания на основе исследования социальной действительности и выявления типичных, повторяющихся связей между ее отдельными сторонами, в описании закономерностей и связей в системе социологических категорий и понятий.

В числе важнейших функций - методологическая. Социология предлагает технологию конкретного анализа. Причем каждый тип социологии предлагает свою «технологию». Например, марксизм подобен хирургическому вмешательству. Понимающая социология изыскивает средства для улучшения общения, делает акцент на медленное изменение социальной реальности путем реформ и т.д.

Объяснение - одна из первостепенных функций науки. Ее нередко признают высшей функцией научных исследований. Объяснение есть раскрытие сущности объясняемого объекта посредством познания отношений и связей с другими объектами.

В ходе описания эмпирическая информация подвергается предварительной теоретической обработке. Описание образует переходный этап между опытом и теоретическими процедурами. Описание сводит данные опыта (общественной практике) к такой форме, при которой они становятся доступными для различных теоретических операций. Описание «переводит» информацию об объектах внешнего мира на язык науки, причем научное описание осуществляется в контексте определенной научной теории.

Прогностическая функция социологии заключается в ответе на вопрос, какой будет действительность в будущем или когда наступят определенные события? Формой реализации и результатом данной функции являются, прежде всего, гипотезы. Их можно назвать прогностическими в отличие от ранее указанных объяснительных гипотез. В том, насколько наука способна восполнить данную функцию проявляется истинность ее объяснительных моделей, эффективность методов и т.п. Особо важен прогноз в переходный период общества. В этом случае социология способна: 1) определить, каков диапазон возможностей, вероятностей, открывающихся на данном этапе; 2) представить альтернативные сценарии будущих процессов; 3) рассчитать вероятные потери по каждому из вариантов, включая побочные эффекту, а также долговременные последствия и т.д.

Большое значение в жизни общества имеет использование социологических исследований для планирования развития разнообразных сфер общественной жизни. Социальное планирование развито во всех странах мира. Оно охватывает широкие области жизни, отдельные регионы, страны, а также планирование жизни городов, сёл, отдельных предприятий и коллективов.

Инструментальная функция науки должна отвечать на вопрос, какие необходимо принять решения, чтобы достичь желаемого результата? Что нужно сделать, чтобы предвидения о будущей действительности осуществились или не осуществились. Результатом исследования будут определенные правила поведения – правильные (реализуемые) или неправильные (утопические).

Идеологическая функция - предмет фундаментальных противоречий относительного того, следует ли ее вообще причислять к функциям науки. Отвечая на вопрос, к каким целям надо стремиться или какие ценности нужно реализовать, наука входит в сферу нормативной аксиологии (учения о ценностях). Результаты исследований могут использоваться в интересах каких-либо социальных групп или сил для достижения ими определенных социальных целей.

Социологические знания нередко служат средством манипулирования поведением людей, формирования определенных стереотипов. Но социология может служить и улучшению взаимоотношений между людьми, формированию у них чувства близости, что, в конце концов, способствует совершенствованию общественных отношений. В современную эпоху идеологические споры должны решаться с помощью научных аргументов, с учетом действительных социальных интересов и специфики структур, реализующих данные интересы.

Завершая рассмотрение темы, студенту надо уяснить, что в системе социально-гуманитарных наук социология занимает особое место. Это объясняется тем, что, во-первых, она является наукой об обществе, его явлениях и процессах; во-вторых, она включает в себя социологическую теорию или теорию общества, которая выступает как теория, методология всех других социальных и гуманитарных наук; в-третьих, все социальные и гуманитарные науки, изучающие различные стороны жизнедеятельности общества, всегда включает в себя социальный аспект, т.е. законы и закономерности, которые исследуются в той или иной сфере общественной жизни, реализуются через посредство деятельности людей; в-четвертых, техника и методика изучения человека и человеческой деятельности, разрабатываемые социологией, необходимы и используются всеми другими социальными и гуманитарными науками; в-пятых, сложилась целая система исследований, проводимых на стыке социологии и других наук, которые получили название социальных исследований (социально-экономические, социально-политические, социально-демографические и т.д.).

То, что социология занимает общее, а не частное место среди социальных и гуманитарных наук, не означает ее превращения в науку философскую. Ее значение для других наук заключается в том, что она дает научно обоснованную теорию общества и его структур, понимание законов и закономерностей взаимодействия его различных структур, взаимодействия субъектов исторического действия с обществом. Положение социологии по отношению к специальным научным общественным дисциплинам такое же, как и положение общей биологии по отношению к анатомии, физиологии, морфологии и др.

Однако в системе общественных наук есть наука, с которой связь социологии является наиболее тесной и взаимно необходимой. Этой наукой является история. И история, и социология имеют объектом и предметом своих исследований общество и его закономерности в конкретных проявлениях. Эти науки воспроизводят социальную действительность в единстве необходимого и случайного. Как исторические, так и социальные явления – многозначны и многочисленны: по своему генезису, по совокупности вызвавших их причины, по своему влиянию. Они не имеют одной причины, поэтому не могут быть однозначно объяснены. Различие между ними состоит в том, что история воспроизводит (на уровне дескриптивной и объяснительной функции) социальный процесс postfaktum, футурология - prefaktum, а социология - infaktum.

Итак, социология, используя категории и законы других наук, а, также применяя собственные категории и методы познания, анализирует субъекты государства, а также социальные процессы, происходящие в обществе. Используя богатый эмпирический и теоретический материал, социология не только познает социальную реальность, но и пытается прогнозировать тенденции социального развития человечества.

Тема 2

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

ПЛАН

1. Становление социологии как самостоятельной науки на основе методологии позитивизма.

2. Классический период развития социологии.

3. Основные направления западной социологии ХХ – начала ХХI веков.

История социологии - это история движения социологической мысли, которое являлось результатом сложения усилий множества участников процесса познания. Знакомясь с теми или иными персоналиями, концепциями, мы всякий раз прибавляем к спектру своего знания какую-то новую краску, научаемся видеть содержание науки с разных точек зрения, приобщаемся к накопленному научному и исследовательскому опыту. Знание истории социологии позволяет лучше понять, для решения каких практических задач возникла новая наука, с какими науками она генетически связана, как изменялось толкование предмета социологии.

Социология как самостоятельная наука о закономерностях функционирования и развития социальных систем возникла в первой половине ХІХ в. Однако история позволяет утве­рждать, что люди с глубокой древности интересовались социальными проблемами, т.е. во­просами совместной жизни и труда. 0ни наблюдали и анализировали реальные факты со­циального бытия, творили идеи, делали попытки концептуализации социального опы­та и построения рационально обоснованной теории общества.

Но только с публикацией «Курса позитивной философии» Огюста Конта (1798-1857)социология обрела свое собственное имя и систему. Огюст Конт пересмотрел устоявшуюся классификацию наук и выделил в ней отдельную науку об обществе, назвав ее «социальной физикой». Это название в своей сущности передавало основной замысел «позитивного» метода познания – открытие объективных законов общественного развития, столь же необходимых и непреложных, как «закон тяготения». Позднее Конт заменил термин «социальная физика» термином «социология», подчеркнув тем самым, что эта наука должна быть не описательной, а теоретической.

Конт полагал, что его наука базируется на пяти принципах, выражающих суть позитивизма:1)она должна быть «точной, естественной наукой», опираться на методы, которые бы позволили результаты одного исследователя перепроверить и подтвердить или опровергнуть другим исследователем; 2) отличаться реализмом (в противоположность идеально-утопическим проектам); 3) быть полезной, в частности, способствовать «водворению мира», «укреплению общественного порядка», «улучшению положения низших классов»; 4) обладать определенностью; 5) быть положительной, нацеленной на открытие «неизменных законов».

Позитивная социальная теория, согласно Конту, должна использовать научные методы, т.е. методы естественных наук. Поэтому ученый взял на вооружение эмпирические методы, характерные для естествознания: метод наблюдения, метод эксперимента, метод сравнения.Контовский позитивизм – это синтез эмпирического исследования и его теоретического обобщения.

Он определил социологию как генерализирующую (обобщающую) науку о социальном порядке и социальном прогрессе и в соответствии с этим разделил ее на «социальную статику»и«социальную динамику».

В «социальной статике» Конт анализирует семью как базовый, цементирующий общество, элемент. Следующий стабилизирующий компонент общества – кооперация, основанная на разделении труда. Далее он исследует государство как орган социальной солидарности и гарант общественного порядка, религию и церковь – как регуляторы социального поведения. Таким образом, принцип солидарности и гармонии общественных явлений, взятых одновременно, составляет основной закон социальной статики.

Основную идею «социальной динамики» Конт видел в постепенном развитии, эволюции человечества.Основным фактором этого развития О.Конт считает развитие человеческого духа, интеллекта: "умственное развитие является преобладающим принципом развития человечества". Развитие общества, по Конту, является проявлением «закона трех стадий»,в соответствии с которым человеческий разум в своем развитии проходит три стадии – теоло

Наши рекомендации