Являются ли избиратели (электорат) социальной общностью?
Электорат (от лат. избиратель) – круг избирателей, голосующих за кого‑либо на парламентских, президентских, муниципальных и других выборах.
Как социальное явление электорат появляется уже в условиях первобытной демократии. Например, выборы вождя племени, принятие решения о войне и мире и т. д. Государственные формы демократии и выборы впервые возникли в Афинской республике в V в. до н. э.
Это была преимущественно коллективистская (прямая) демократия, в которой избирателями считались все граждане‑мужчины, достигшие определенного возраста.
С введением конституционных правовых норм, понятие избиратели принимает более четкое юридически закрепленное определение. В демократических странах избирателями считаются все граждане, достигшие определенного возраста. Поэтому количественный состав электората на определенный момент времени можно подсчитать с точностью до одного человека. Так в России на парламентских выборах в декабре 2003 г. и на президентских в марте 2004 г. списочный состав избирателей колебался в пределах 108 млн человек.
Но списочный состав людей, имеющих право голоса, представляет собой всего лишь «потенциальный электорат». Так как не все потенциальные избиратели реализуют свое право выбора. Например, в России в различного рода выборах принимают участие от 60 до 75 млн человек. Людей, участвующих в выборах, можно условно отнести к социальной категории – электорат.
Электорат, как большая социальная общность, имеет свою внутреннюю структуру. По характеру политических пристрастей всю совокупность избирателей можно условно разделить на три структурных элемента: политическое «болото», группа «контра» и собственно электорат.
Политическое «болото» объединяет тех людей, которые совершенно не интересуются политикой, а также конформистов, которые на словах высказывают те или иные политические пристрастия, а на деле остаются безучастными наблюдателями[18].
Группа «контра» – это те избиратели, которые голосуют «против». Они, в свою очередь, делятся на тех, кто голосует против определенной партии (политического лидера) и тех, кто голосует против всех.
Основную часть в структуре потенциального электората составляют избиратели голосующие «за». В нее входят люди с более или менее устоявшимися политическими взглядами и предпочтениями.
Активность электората, как правило, начинает проявляться в период предвыборной компании. Многие люди определяются в своем выборе уже на избирательном участке. Но среди избирателей есть относительно устойчивые социальные группы, являющиеся убежденными сторонниками той или иной партии, того или иного политического направления. Такие группы составляют электоральное ядро, которое придает партии политическую жизнестойкость и сохраняет ее потенциал даже в условиях кризиса.
В странах со сформировавшейся партийной системой, каждая крупная партия имеет свое, относительно устойчивое электоральное ядро. Особенно это свойственно странам с двухпартийной политической системой. В России наиболее устойчивое и многочисленное электоральное ядро имеет лишь КПРФ (около 10 % избирателей). Ядро таких партий как ЛДПР и «Яблоко» составляет 3–4 %. Весьма сложно определить электоральное ядро партии «Единая Россия», набравшей на парламентских выборах в декабре 1993 г. более 35 % голосов. Дело в том, что это – «партия власти», партия чиновников, использующая «административный ресурс». Поэтому, как только этот ресурс иссякнет, то ее может постичь участь другой аналогичной партии – «Наш дом Россия» (НДР), которая развалилась как только потеряла поддержку Президента, Правительства и администрации многих субъектов РФ.
Размер электорального ядра дает представление о нижнем пределе числа голосов, на которые может рассчитывать партия на предстоящих выборах. В ходе развития предвыборной компании, электоральное ядро обрастает «оболочкой», состоящей из менее последовательных сторонников.
Существует также понятие «потенциальный электорат партии». Он очерчивает круг тех избирателей, за голоса которых партии следует бороться. Если электоральное ядро дает представление о нижнем пределе числа голосов, которые может получить партия, то объем потенциального электората очерчивает верхние пределы возможных сторонников партии на выборах.
В зависимости от политических предпочтений и мировоззренческих ориентаций, электорат принято делить на «электоральный центр», «правое крыло» и «левое крыло».
Что такое толпа?
Толпа – временное, внутренне не структурированное (слабо структурированное) множество людей, объединенных непосредственной пространственной близостью, внешним стимулом и эмоциональной общностью.
По мотивам объединения и характеру поведения выделяют следующие типы толпы:
Случайная толпа – люди непреднамеренно собрались вместе, например, в связи с тем, что произошло неординарное событие (крушение поезда, столкновение автомобилей, пожар, наводнение и т. п.). Основным объединительным фактором случайной толпы является общий интерес (например, любопытство). Индивиды слабо эмоционально включены в случайную толпу и при желании могут свободно ее покинуть.
Экспрессивная толпа – люди собираются вместе для совместного выражения каких‑либо чувств (радости, горя, протеста) или совершения ритуальных действий (праздничные гуляния, фестивали, религиозные шествия).
Конвенциональная толпа состоит из людей, собравшихся с заранее поставленной целью и с соблюдением определенных норм и правил, например, футбольные болельщики, зрители представления и др.
Действующая толпа – любой вид толпы, которая проявляет свою активность в тех или иных действиях. Например, футбольные фанаты, устраивающие погром после матча, бесчинствующие манифестанты, люди, штурмующие Бастилию или общественный транспорт, сборище религиозных фанатиков и др. Для действующей толпы характерными являются уличные беспорядки, погромы, склонность к насилию, самоуправство (самосуд), повышенная эмоциональность.
Одной из разновидностей действующей толпы является восставшая толпа, которая представляет собой одну из форм проявления социального недовольства (неудовлетворения). Действия восставшей толпы напоминают социальный (коллективный) взрыв, последствия которого в большинстве случаев непредсказуемы. В ее состав могут входить различные социальные группы, в критический момент действующие сходным образом. Поведение восставшей толпы слабо структурировано и легко поддается различного рода манипулированию.
Для толпы характерными являются следующие свойства:
внушаемость – люди в толпе легко усваивают общие чувства, мнения, настроения;
подражательность – действия отдельных участников копируются и тиражируются;
спонтанность – действия в толпе в значительной степени зависят от эмоций и случайных ситуаций;
анонимность – человек в толпе теряет свою индивидуальность и сливается с общей массой, совместные действия и эмоции превращают его в обезличенный и безвольный элемент «стихии»;
неуязвимость – индивид, как правило, не задумывается о своих действиях и их последствиях, в толпе он чувствует себя неуязвимым;
сопричастность – совместные действия многих людей сами по себе как бы «оправдывают» участие в этих действиях;
повышенная эмоциональность – эмоции отдельных участников складываются и умножаются, создавая общее повышенное эмоциональное состояние толпы.
41. Каково содержание понятия «публика»?
Публика – духовная и информационная общность людей, являющихся приверженцами (потребителями) определенного духовного и информационного продукта. Если эмоционально‑психологическое единство толпы создается единством физического пространства и физическими контактами людей, то единство публики создается приверженностью к определенным информационным (духовным) ценностям. Люди могут быть рассредоточены в пространстве, но их объединяет сходство мнений и приоритетов в выборе тех или иных духовных ценностей и источников информации. Например, по тиражам тех или иных периодических изданий или рейтингам телепередач можно судить о количественном и качественном составе приверженцев этих изданий. Посещаемость публичных библиотек также дает разностороннее представление о публике.
Интенсивный процесс развития публики начинается с появлением и развитием средств массовой информации (СМИ) и ростом периодических изданий. Общедоступность информации превращает публику в самую многочисленную форму объединения людей.
В отличие от толпы в публике личность не нивелируется (не растворяется), а получает возможность развивать свою индивидуальность и самовыражаться.