Альтернативные марксизму направления в социологии

а) В начале XX в. популярной стала концепция психологии толпы.Творцом этой концепции выступал Гюстав Лебон— французский социолог, антрополог, социальный психолог. Он отстаивал концепцию расового определения (детерминизма), признавал иерархический ха­рактер расового деления и особую значимость расовой принадлежности и развитии цивилизации;

— Лебон считает, что решающую роль в социальных про­цессах играет не разум, а эмоции. Важную роль в развитии общества он приписывал идеям, навязываемым массам многими лидерами.

б) Многие проблемы, связанные с анализом психологии толпы оказались плодотворными и продолжены в ис­следованиях Габриэля Тарда - французского социоло­га. Его основной труд «Законы подражания», в которых в центре стоит индивид, а общество рассматривается как продукт взаимодействия индивидов;

—согласно Тарду, в основе социологии лежит коллективная психология, которая изучает отношении «Я» с дру­гими «Я» и их взаимоотношения;

— подражание – это процесс повторения различных форм бытия.

в) Автором теории малых групп «Зеркального Я» был американский социолог Чарльз Хортен Кули. Он рассмат­ривал общество как психологический организм, который существует как целостность благодаря тесному взаимодействию между индивидами, социальными общно­стями, слоями, группами и обществом, где социаль­ное и индивидуальное едины;

— основу взаимодействия обуславливает психическая при­рода человека, потому что общество не может суще­ствовать без психических реакций, чувств, взаимных оценок человека человеком.

г) Следующей разновидностью в психологической социоло­гии является инстинктивизм. Его стержень — теория инстинктов социального поведения Уильяма Мак-Дугалла, глав­ная идея которой состояла в том, что причиной социального поведения человека признаются врожденные инстинкты, выражающие стремление к цели, как общее качество, объединяющее человека и животных.

д) Зигмунд Фрейд— известный австрийский врач, психо­лог, философ, социолог — уделял большое внимание социологическим проблемам психоанализа;

— основная проблема психоаналитической ориентации –проблема конфликта личности и общества;

— по мнению большинства сторонников психоаналити­ческой ориентации цивилизации, социальные и мо­ральные нормы, запреты, санкции, социальный кон­троль и репрессивность, вытесняя исходные влечения
или потребности человека, ведут к прогрессивному отчуждению, развитию неврозов.

3. ОБЩЕСТВО КАК ДУХОВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ, ПЕРВИЧНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ (Э. ДЮРКГЕЙМ), ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛО­ГИЯ- (М. ВЕБЕР, Г. ЗИММЕЛЬ), ЭЛИТАРНАЯ СОЦИОЛОГИЯ (ПАРЕТО)

а) Творцом методологии реализма на Западе выступает Эмиль Дюркгейм – патриарх французской социологи­ческой школы:

— его концепции называют социологическим реализмом. Он разграничилпонятия индивидуального и коллективно­го, доказывая безусловный приоритет коллективного над индивидуальным;

—Дюркгейм дал типологию форм общественной жизни, обратился к понятиям орда, клан;

—выдвинул вопросы структурной организации, считая, что таксомония (видовая наследственность) и истори­ческие фазы развития — это принципиально различ­ные вещи;

—отвергая биологический и психологический редукцио­низм, Дюркгейм требовал объяснить социальное с со­циальным, что означало обязательность применения социологического метода для всех общественных наук;

—главное место в социально-политической программе отводилось реформам. Его концепции легли в основу формирования теоретического фундамента западной социологии.

б) Объектом социологического анализа в трудах Макса Вебера выступают политические и правовые отношения прошлого и современности:

— в политической аналогии власти Вебер ищет различия и одновременно взаимосвязи между тремя основными сферами общественной жизни:

—сфера власти;

—сфера экономики;

—сфера ценностей.

—по его мнениюгосударственная власть опирается не только на насилие, но и на авторитет тех, кто управляет;

—Вебер выделяет три чистых типа легитимного господства:

—господство традиционное;

—харизматическое;

—легальное.

— традиционное господство базируется на вере в обычаи;
харизматическое— построено на безоглядном доверии вождю, слепом подчинении; легальное — базируется на определенной системе введенных правил, которые определяют кто, кому и как подчинен.

в) Формальная социология Георга Зиммеля — представи­теля немецкой социологии, различает три этапа духов­ной эволюции:

—первый — натуралистический,связан с воздействи­ем на него прагматизма, социал-дарвинизма, спенсеровского эволюционизма;

—второй — неокантианский,связан с возникновени­ем различных миров культуры (религии, философии, науки и др.);

—третий— определяется разработкой идеи жизни.

—Г. Зиммель считалглавным тезисом эмпирической со­циологии признание факта относительной социативности человеческого общежития.

г) Концепция политического класса и теории элиты сфор­мированы исследователем Вильфредо Парето:

—в «Трактате всеобщей социология» он изложилконцепцию социального действия, считая, что специфически человеческое достоинство состоит в способности ис­пользовать разум в корыстных целях;

—он отдавал предпочтение чувствам, считая их истин­ными движущими силами истории;

—согласно концепции политического класса и теории элит индивиды, наделенные от рождения предрасположенно­стью к манипулированию массами при помощи хитрос­ти и обмана, или способностью применения насилия, создают два различных типа правления, приходящих на смену друг другу, с последующей деградацией элиты;

— если правящая элита не противодействует деградации путем кооптации новых членов из низших классов, в изобилии обладающих соответствующими качествами, то наступает социальная революция, весь смысл кото­рой, по Парсто, состоит в обновлении персонального
состава правящей верхушки — элиты общества.

Наши рекомендации