Альтернативные марксизму направления в социологии
а) В начале XX в. популярной стала концепция психологии толпы.Творцом этой концепции выступал Гюстав Лебон— французский социолог, антрополог, социальный психолог. Он отстаивал концепцию расового определения (детерминизма), признавал иерархический характер расового деления и особую значимость расовой принадлежности и развитии цивилизации;
— Лебон считает, что решающую роль в социальных процессах играет не разум, а эмоции. Важную роль в развитии общества он приписывал идеям, навязываемым массам многими лидерами.
б) Многие проблемы, связанные с анализом психологии толпы оказались плодотворными и продолжены в исследованиях Габриэля Тарда - французского социолога. Его основной труд «Законы подражания», в которых в центре стоит индивид, а общество рассматривается как продукт взаимодействия индивидов;
—согласно Тарду, в основе социологии лежит коллективная психология, которая изучает отношении «Я» с другими «Я» и их взаимоотношения;
— подражание – это процесс повторения различных форм бытия.
в) Автором теории малых групп «Зеркального Я» был американский социолог Чарльз Хортен Кули. Он рассматривал общество как психологический организм, который существует как целостность благодаря тесному взаимодействию между индивидами, социальными общностями, слоями, группами и обществом, где социальное и индивидуальное едины;
— основу взаимодействия обуславливает психическая природа человека, потому что общество не может существовать без психических реакций, чувств, взаимных оценок человека человеком.
г) Следующей разновидностью в психологической социологии является инстинктивизм. Его стержень — теория инстинктов социального поведения Уильяма Мак-Дугалла, главная идея которой состояла в том, что причиной социального поведения человека признаются врожденные инстинкты, выражающие стремление к цели, как общее качество, объединяющее человека и животных.
д) Зигмунд Фрейд— известный австрийский врач, психолог, философ, социолог — уделял большое внимание социологическим проблемам психоанализа;
— основная проблема психоаналитической ориентации –проблема конфликта личности и общества;
— по мнению большинства сторонников психоаналитической ориентации цивилизации, социальные и моральные нормы, запреты, санкции, социальный контроль и репрессивность, вытесняя исходные влечения
или потребности человека, ведут к прогрессивному отчуждению, развитию неврозов.
3. ОБЩЕСТВО КАК ДУХОВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ, ПЕРВИЧНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ (Э. ДЮРКГЕЙМ), ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ- (М. ВЕБЕР, Г. ЗИММЕЛЬ), ЭЛИТАРНАЯ СОЦИОЛОГИЯ (ПАРЕТО)
а) Творцом методологии реализма на Западе выступает Эмиль Дюркгейм – патриарх французской социологической школы:
— его концепции называют социологическим реализмом. Он разграничилпонятия индивидуального и коллективного, доказывая безусловный приоритет коллективного над индивидуальным;
—Дюркгейм дал типологию форм общественной жизни, обратился к понятиям орда, клан;
—выдвинул вопросы структурной организации, считая, что таксомония (видовая наследственность) и исторические фазы развития — это принципиально различные вещи;
—отвергая биологический и психологический редукционизм, Дюркгейм требовал объяснить социальное с социальным, что означало обязательность применения социологического метода для всех общественных наук;
—главное место в социально-политической программе отводилось реформам. Его концепции легли в основу формирования теоретического фундамента западной социологии.
б) Объектом социологического анализа в трудах Макса Вебера выступают политические и правовые отношения прошлого и современности:
— в политической аналогии власти Вебер ищет различия и одновременно взаимосвязи между тремя основными сферами общественной жизни:
—сфера власти;
—сфера экономики;
—сфера ценностей.
—по его мнениюгосударственная власть опирается не только на насилие, но и на авторитет тех, кто управляет;
—Вебер выделяет три чистых типа легитимного господства:
—господство традиционное;
—харизматическое;
—легальное.
— традиционное господство базируется на вере в обычаи;
харизматическое— построено на безоглядном доверии вождю, слепом подчинении; легальное — базируется на определенной системе введенных правил, которые определяют кто, кому и как подчинен.
в) Формальная социология Георга Зиммеля — представителя немецкой социологии, различает три этапа духовной эволюции:
—первый — натуралистический,связан с воздействием на него прагматизма, социал-дарвинизма, спенсеровского эволюционизма;
—второй — неокантианский,связан с возникновением различных миров культуры (религии, философии, науки и др.);
—третий— определяется разработкой идеи жизни.
—Г. Зиммель считалглавным тезисом эмпирической социологии признание факта относительной социативности человеческого общежития.
г) Концепция политического класса и теории элиты сформированы исследователем Вильфредо Парето:
—в «Трактате всеобщей социология» он изложилконцепцию социального действия, считая, что специфически человеческое достоинство состоит в способности использовать разум в корыстных целях;
—он отдавал предпочтение чувствам, считая их истинными движущими силами истории;
—согласно концепции политического класса и теории элит индивиды, наделенные от рождения предрасположенностью к манипулированию массами при помощи хитрости и обмана, или способностью применения насилия, создают два различных типа правления, приходящих на смену друг другу, с последующей деградацией элиты;
— если правящая элита не противодействует деградации путем кооптации новых членов из низших классов, в изобилии обладающих соответствующими качествами, то наступает социальная революция, весь смысл которой, по Парсто, состоит в обновлении персонального
состава правящей верхушки — элиты общества.