Iv. образ общества в визуальных искусствах
ОЛИМПИАДА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Тип задания – комментарий-интерпретация к различным текстам, картинам, музыкальным фрагментам об общественной жизни: работам по экономике и социологии, историческим казусам и свидетельствам, текстам художественной литературы, публицистическим аналитическим статьям.
Во всех заданиях, кроме тестового задания - выполняется только один вариант.
Объем каждого выполненного задания: не более 250 слов.
ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ (ВЫПОЛНЯЮТСЯ ОБА ВАРИАНТА!)
ВАРИАНТ I
Что такое «девальвация»?
а) то же самое, что инфляция;
б) снижение покупательной способности национальной валюты на местном товарном рынке;
в) продиктованное экономической политикой снижение реального валютного курса;
г) то же самое, что дефляция.
ВАРИАНТ II
Какой философ специально рассматривал понятие «здравого смысла» (sensus communis)?
а) Марк Туллий Цицерон, в связи с понятием «согласие»;
б) Аврелий Августин, в связи с понятием «община»;
г) Энтони Эшли Купер Шефтсбери, в связи с понятиями «остроумия» и «юмора»;
д) Георг Вильгельм Фридрих Гегель, в связи с понятием государства.
I. ОБЩЕСТВО КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА
ВАРИАНТ 1.
Как Вы понимаете моральную проблему, сформулированную Фридрихом Ницше? Проиллюстрируйте его мысль известными вам примерами. Попробуйте возразить мысли Ницше.
Что ягнята питают злобу к крупным хищным птицам, это не кажется странным; но отсюда вовсе не следует ставить в упрек крупным хищным птицам, что они хватаютмаленьких ягнят. И если ягнята говорят между собой: "Эти хищные птицы злы; итот, кто меньше всего является хищной птицей, кто, напротив, является ихпротивоположностью, ягненком, - разве не должен он быть добрым?" - то натакое воздвижение идеала нечего и возразить, разве что сами хищные птицывзглянут на это слегка насмешливым взором и скажут себе, быть может: "Мывовсе не питаем злобы к ним, этим добрым ягнятам, мы их любим даже: чтоможет быть вкуснее нежного ягненка". - Требовать от силы, чтобы она непроявляла себя как сила, чтобы она не была желанием возобладания, желаниемусмирения, желанием господства, жаждою врагов, сопротивлений и триумфов,столь же бессмысленно, как требовать от слабости, чтобы она проявляла себякак сила. Ф.Ницше Из эссе «К генеалогии морали»ВАРИАНТ 2Как Вы понимаете моральную проблему, сформулированную Иммануилом Кантом? Проиллюстрируйте его мысль известными вам примерами. Попробуйте возразить мысли Канта.
Просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине — это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Sapere aude! — имей мужество пользоваться собственным умом! — таков, следовательно, девиз Просвещения.
И.Кант Из статьи «Ответ на вопрос: что такое просвещение?
II. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЩЕСТВА
ЭКОНОМИКА В ЦИФРАХ
ВАРИАНТ 1
Общая численность населения в стране 147 млн. человек. Рациональные, научно обоснованные нормы потребления мяса и мясных продуктов составляют 6,7 кгв среднем на душу населения в месяц. Производится 4,7 млн.т., импортируется 3,0 млн. т мяса и мясных продуктов в год. Определите, какова степень насыщенности (в %) потребностей населения в мясе всего, в том числе за счет собственного производства, за счет импорта.
ВАРИАНТ 2
Функция предложения на говядину имеет вид: QD = 30 – P, где QD – величина спроса на говядину за день (кг), а Р – цена за один килограмм. Функция предложения описана следующим уравнением: QS = 15 + 2P, где QS – величина предложения за день (кг).
Необходимо построить графики спроса и предложения; найти равновесный объём и равновесную цену на мясо; какая ситуация возникнет на рынке мяса, если цена установится на уровне 3 ден.ед. за кг?
Решить алгебраическим методом; если предложение уменьшится на 60% при каждом уровне цен, как это повлияет на равновесное количество и равновесную цену?
III. ОБРАЗ ОБЩЕСТВА В ЛИТЕРАТУРЕ
ВАРИАНТ 1
Как бы Вы могли охарактеризовать позицию автора стихотворения? Что его больше всего возмущает в поведении московского общества? Могло ли бы появиться похожее стихотворение сегодня? Обоснуйте свою точку зрения.
Современная песня
Был век бурный, дивный век,
Громкий, величавый;
Был огромный человек,
Расточитель славы:
То был век богатырей!
Но смешались шашки,
И полезли из щелей
Мошки да букашки.
Всякий маменькин сынок,
Всякий обирала,
Модных бредней дурачок,
Корчит либерала.
Деспотизма супостат,
Равенства оратор,-
Вздулся, слеп и бородат,
Гордый регистратор.
Томы Тьера и Рабо
Он на память знает
И, как ярый Мирабо,
Вольность прославляет.
А глядишь: наш Мирабо
Старого Гаврило
За измятое жабо
Хлещет в ус дав в рыло.
А глядишь: наш Лафайет,
Брут или Фабриций
Мужиков под пресс кладет
Вместе с свекловицей.
Фраз журнальных лексикон,
Прапорщик в отставке,
Для него Наполеон -
Вроде бородавки.
Для него славнее бой
Карбонаров бледных,
Чем когда наш шар земной
От громов победных
Колыхался и дрожал,
И народ, в смятенье,
Ниц упавши, ожидал
Мира разрушенье.
Что ж?- Быть может, наш герой
Утомил свой гений
И заботой боевой,
И огнем сражений?..
Нет, он в битвах не бывал -
Шаркал по гостиным
И по плацу выступал
Шагом журавлиным.
Что ж?- Быть может, он богат
Счастьем семьянина,
Заменя блистанье лат
Тогой гражданина?..
Нет; нахально подбочась,
Он по дачам рыщет
И в театрах, развалясь,
Все шипит да свищет.
Что ж?- Быть может, старины
Он бежал приманок;
Звезды, ленты и чины
Презрел спозаранок?
Нет, мудрец не разрывал
С честолюбьем дружбы
И теперь бы крестик взял...
Только чтоб без службы.
Вот гостиная в лучах:
Свечи да кенкеты,
На столе и на софах
Кипами газеты;
И превыспренний конгресс
Двух графинь оглохших
И двух жалких баронесс,
Чопорных и тощих;
Всё исчадие греха,
Страстное новинкой;
Заговорщица-блоха
С мухой-якобинкой;
И козявка-егоза -
Девка пожилая,
И рябая стрекоза -
Сплетня записная;
И в очках сухой паук -
Длинный лазарони,
И в очках плюгавый жук,
Разноситель вони;
И комар, студент хромой,
В кучерской прическе,
И сверчок, крикун ночной,
Друг Крылова Моськи;
И мурашка-филантроп,
И червяк голодный,
И Филипп Филиппыч - клоп,
Муж... женоподобный,-
Все вокруг стола - и скок
В кипеть совещанья
Утопист, идеолог,
Президент собранья,
Старых барынь духовник,
Маленький аббатик,
Что в гостиных бить привык
В маленький набатик.
Все кричат ему привет
С аханьем и писком,
А он важно им в ответ:
Dominus vobiscum!
И раздолье языкам!
И уж тут не шутка!
И народам и царям -
Всем приходит жутко!
Все, что есть,- все пыль и прах!
Все, что процветает,-
С корнем вон!- ареопаг
Так определяет.
И жужжит он, полн грозой,
Царства низвергая...
А России - боже мой!-
Таска... да какая!
И весь размежеван свет
Без войны и драки!
И России уже нет,
И в Москве поляки!
Но назло врагам она
Все живет и дышит,
И могуча, и грозна,
И здоровьем пышет.
Насекомых болтовни
Внятием не тешит,
Да и место, где они,
Даже не почешет.
А когда во время сна
Моль иль таракашка
Заползет ей в нос,- она
Чхнет - и вон букашка!
Денис Давыдов
ВАРИАНТ 2
Как бы Вы могли охарактеризовать позицию автора стихотворения? В чем сложность отношения поэта к декабристам? Могло ли бы появиться похожее стихотворение сегодня? Обоснуйте свою точку зрения.
«14 декабря 1825»
Вас развратило Самовластье,
И меч его вас поразил, —
И в неподкупном беспристрастье
Сей приговор Закон скрепил.
Народ, чуждаясь вероломства,
Поносит ваши имена —
И ваша память для потомства,
Как труп в земле, схоронена.
О жертвы мысли безрассудной,
Вы уповали, может быть,
Что станет вашей крови скудной,
Чтоб вечный полюс растопить!
Едва, дымясь, она сверкнула
На вековой громаде льдов,
Зима железная дохнула —
И не осталось и следов.
Ф.Тютчев
IV. ОБРАЗ ОБЩЕСТВА В ВИЗУАЛЬНЫХ ИСКУССТВАХ
ВАРИАНТ 1
Напишите эссе «Общественные настроения, выраженные в живописи» по картине А.Лактионова «Переезд на новую квартиру» 1952. Как художник выразил общественную атмосферу сталинской эпохи? Какие детали в первую очередь обращают на себя внимание и почему? Как воспринимается эта картина в современном констексте?
ВАРИАНТ 2
Напишите эссе «Общественные настроения, выраженные в живописи» по картине В.Серова «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?» 1905. Как художник выразил общественную атмосферу кризиса николаевской эпохи? Какие детали в первую очередь обращают на себя внимание и почему? Как воспринимается эта картина в современном констексте?