Объект и предмет социологии 5 страница
В одной из многочисленных своих структур социологическое знание характеризуется соотношением теоретического и эмпирического уровней. Теоретическое знание объясняет социальную реальность сквозь призму общих и специфических тенденций ее функционирования и развития, ориентирует на выявление механизмов их действия и форм проявления в различных сферах общественной жизни. Эмпирическое социологическое знание связано с получением конкретной, развернутой информации относительно тех или иных явлений и процессов. Оно опирается на статистический анализ, использование методов конкретных социологических исследований (опросы — письменный, устный, телефонный, почтовый, экспертный, социологическое наблюдение, изучение бюджетов времени и др.).
Абсолютной границы между теоретическим и эмпирическим уровнями знания нет, хотя некоторые социологи пытались не только поставить между ними прочные пограничные столбы, по даже разделить их крепостными стенами. А чтобы граница оказалась на крепком замке, решили поставить «пограничников» в виде различного рода принципов, запретов (табу), нарушение которых недопустимо и карается отлучением от науки. Поэтому не случайно долгое время теоретическая и эмпирическая составляющие социологического знания развивались параллельно, не только не проявляя интереса к сближению, но, наоборот, уда-ляясь друг от друга все дальше и дальше, пока не были предприняты попытки удержать и сблизить эти разбегающиеся социологические «галактики».
Строго говоря, в развитых науках чисто эмпирического и чисто теоретического уровней знания, как правило, не бывает. Первый так или иначе оказывается включенным в контекст теоретического объяснения, а второй не может не опираться на факты эмпирического знания. Рассмотрение этих фактов и их даже самый поверхностный анализ предполагают существование и использование теоретических интерпретаций. Последние же постоянно подпитывают себя посредством обращения к конкретному фактическому материалу.
Так и в социологии. Теоретический уровень определенного знания возникает, формируется до получения эмпирического материала, существуя чаще всего в форме общих констатации либо системы логических суждений и доказательств относительно каких-либо проблем. Но в процессе получения эмпирического знания создаются возможности для «возвышения» теоретического уровня, появляются предпосылки для нового, более качественного объяснения собранного фак-
Глава 6. Структура социологического знания
i ического материала. Последний же может быть получен лишь на основе теоретического знания, накопленного наукой.
Рассмотрим в качестве примера знание жизненных планов и ценностных ориентации студентов. Можно ли его получить в конкретном пузе или группе вузов, если предварительно не иметь теоретического шания о том, что такое жизненные планы, ценностные ориентации, м го дает их изучение, какой материал социолог может получить, наконец, что представляет собой студенчество как особая группа, каково ее место в'социальной структуре? Подобных вопросов может быть мно-i о. Все они свидетельствуют о важности теоретического уровня социологического знания, без овладения которым получение эмпирического материала обречено на неудачу.
В свою очередь, эмпирическое знание, выводы из него не могут не нлиять на уточнение тех или иных теоретических интерпретаций, касающихся и студенчества, и его жизненных планов, предпочтений, ценност-11 ых ориентации. Так, получив конкретное эмпирическое знание о жизненных планах и ценностных ориентациях школьников и студенчества, i оциологи пришли к выводу о том, что профессиональные ориентации п(-целесообразно рассматривать в отрыве от социальных, что в действи-к'льности нет разрыва между ориентацией на конкретную профессио-мальную деятельность и стремлением к достижению определенных жизненных, следовательно, социальных целей. Ведь и в представлениях молодежи эти ориентации тесно связаны. Выпускник школы, ориентиру-|' ись на рабочую профессию (скажем, наладчика станков с числовым про-i раммным управлением^имеет в виду не только обучение в соответствующем профессиональном училище, но и занятие определенного места в жизни. Этот вывод выходит за пределы локального эмпирического знания и позволяет в дальнейшем при анализе ряда социальных групп обще-с i ва исходить из более верных теоретических предпосылок.
Говоря о двухуровневой структуре социологического знания, можно выделить еще одну ее разновидность, включающую фундамен-|дльный и прикладной у р о в н и. В основе этой структуры лежит ориентация социблогии на тот или иной конечный результат. Вопрос состоит в том, решает ли социология собственно научные (i огда это будет теоретический, фундаментальный уровень) или практические (прикладной уровень) задачи. Если целью знания оказывается развитие теории, то здесь речь идет о его фундаментальном уровне, если же — получение практических рекомендаций, то мы имеем дело с прикладным уровнем знания.
Следует отметить, что сейчас все чаще социологическое знание, яиляющееся результатом конкретных эмпирических исследований,
Раздел II Предмет социологии, социологическое знание и исследование
выполняет функции и теоретического осмысления процессов (проблем), и выработки практических результатов. Поэтому к пониманию характера прикладного знания можно подходить и по-другому, считая, что, в строгом смысле слова, оно не составляет содержания особого уровня социологического знания, ибо выступает одновременно и как теоретическое, и как эмпирическое.
Определив характер социологического знания и рассмотрев его уровни, мы видим, что они в известной мере связаны с уровнями самой структуры и организации общества. Одно дело — знание и изучение общества в целом, как системы социальных организаций и институтов, другое — знание конкретных механизмов общественной жизни, ее основных сфер, третье — изучение социальных общностей, четвертое — анализ конкретных жизненных ситуаций. Эти уровни общественной организации обусловливают дифференциацию уровней ее социологического знания.
Кроме того, есть еще и такой срез общества, как социальные связи. Под ними понимается совокупность факторов, обусловливающих совместную деятельность людей для достижения поставленных ими целей и задач. Эти социальные связи, как и социальные общности разных типов, могут изучаться на различных уровнях социологического знания. Так, в рамках макросоциологического уровня речь идет о знании социальных связей в обществе, охватывающих институты и организации. В рамках микросоциологического уровня изучаются социальные связи межличностного и группового характера. И в том, и в другом случае социальная связь трактуется как такое соотношение сторон жизнедеятельности социальной общности, в котором изменение одной из них приводит к изменениям в других. Как видно, признается и познается определенное микро- и макропространство социальных связей внутри общности и между общностями.
Таким образом, мы старались показать, что уровни социологического знания могут быть выведены не только из общественных структур, но и из структур социологии, прежде всего тех, которые были рассмотрены. Имеются в виду теоретическая и эмпирическая составляющие, макро- и микросоциология. Разумеется, они не тождественны, хотя и пересекаются. Так, макросоциологический уровень знания является теоретическим по характеру и, как правило, редко включает в орбиту своего анализа материал эмпирического знания. Вместе с тем микросоциологический уровень знания нельзя назвать только эмпирическим, поскольку он регулярно касается теоретического осмысления полученных данных, опираясь на соответствующую методологию.
Поскольку в центре внимания социологии — различные типы социальных общностей, связей между ними и внутри их, постольку вокруг
Глава 6. Структура социологического знания
изучения предмета социологии (понимаемого именно таким образом) с гановится возможным соединить (а в перспективе и интегрировать) различные уровни социологического знания. Ведь характеристика социальных общностей — это анализ и различных форм организации жизни и деятельности людей (включая социальные институты), и социальной структуры, и политической системы (включая власть и управление), и общественных процессов (включая массовые движения), и социаль-ных функций (включая ролевое ожидание, предписание и i юведение людей), и многое, многое другое, что может быть описано на различных уровнях социологического знания. Так, если теории среднего уровня позволяют получить знание о состоянии и изменении многообразных форм бытия социальных общностей, то общие социологические теории изучают их взаимосвязи, взаимодействия, массо-кые социальные процессы, глобальные преобразования и проблемы.
То, что оказывается более тесно связанным в жизни, требует и соответствующего отражения, или социологической рефлексии. Стремление к единству и взаимосвязям в отношениях и поведении социальных общностей порождает аналогичные тенденции в социологическом знании. Именно поэтому его различные структуры спо-< обны отразить в своем развитии статику и динамику социальных общностей, их единство и противоборство, общее и различное в процессах их изменения.
§ 3. Ступени социологического знания
Дифференциация социологического знания предполагает рассмотрение сю не только в рамках достаточно формализованных трехуровневой и двухуровневых структур. Как средство изучения, систематизации и ( i руктурирования всего социологического материала, многообразных (оциальных фактов, процессов и проблем такой подход явно не достаточен. Кроме того, особенность «уровневого» рассмотрения социологиче-( кого знания состоит в его известной статичности, поскольку главная задача здесь — зафиксировать характер и содержание этого знания (что, мпрочем, не отрицает возможности в определенных обстоятельствах акцентировать момент развития, появления нового в нем).
В отличие от охарактеризованного выше, есть и иной, динамичный но своей сути подход, дающий представление о последовательном, по-< i епенном переходе социологического знания от одной его ступени к другой. Напрашивается сравнение с восхождением по лестнице, где макро- и микросоциологический, теоретический и прикладной, мак-
Раздел II Предмет социологии, социологическое знание и исследование
ро- и микротеоретический (общесоциологический и частносоциоло-гический) уровни — это площадки лестничных маршей, между которыми существуют ступени. Как человек, поднимаясь по лестнице, не в состоянии перепрыгнуть сразу через несколько ступеней, а вынужден восходить на каждую последовательно, точно так же и социологическое познание должно проходить все ступени. Каковы же они?
Первая ступень — знание об обществе в целом, представление о нем как о системе взаимосвязанных элементов социальной жизни и деятельности. Без такого общего знания социального организма, восприятия его в качестве громадного и сложного мира связей, отношений, процессов, проблем, характеризующих многочисленные группы и слои, нельзя рассчитывать на более глубокое проникновение в недра общественной жизни. Только сформировав «всеохватное» представление, пусть и весьма поверхностное, можно идти дальше.
Вторая ступень — также обогащение представления об обществе «вширь», а не «вглубь». Речь идет о познании общества в горизонтальном разрезе как единого организма со взаимосвязанными сферами материальной, социальной, политической, духовной жизни. (Под сферой здесь понимается область действия определенных видов общественных отношений.) Это крайне важная ступень познания; если ее пропустить, то может сложиться «винегретное» представление о социальном организме, в который, как в бочку, набито все что угодно — и производство, и быт, и семья, и национальные отношения, и обмен информацией, и межличностное общение и т.д. и т.п. При «сфсрном» подходе, который здесь ■ предлагается, социальная жизнь может быть определенным образом разложена по «горизонтальным полочкам», которые и называются сферами общества — материальной, социальной, политической, духовной.
Каждая из названных сфер относительно самостоятельна, поскольку имеет свое содержание и представляет собой определенную целостность. В этом смысле все сферы выступают как сравнительно автономные подсистемы общества. Однако в единстве они образуют иную качественную целостность, более широкую и глубокую, нежели каждая из них в отдельности. Итак, на второй ступени познания общества мы его «разобрали» на сферы, произвели как бы демонтаж, потом сложили и увидели, что общество — это образование намного более «просторное», чем его составляющие.
Убедившись в наличии горизонтальных структур, перейдем к следующей ступени познания общества: вглубь социального организма. Это сделать сложнее, потому что придется прибегнуть к услугам абстрактного мышления. Вширь — это как бы наглядно, вглубь — необходимо представлять, воображать, осмысливать.
Глава 6. Структура социологического знания
Общество обладает не только горизонтальными, но и вертикальными структурами. Одна из них — социальная структура, отражающая наличие многообразных социальных общностей, взаимосвязанных и взаимодействующих в социальном времени и социальном пространстве. Степень общности этих субъектов социальной деятельности может быть разной: от семьи и малой группы до этносов, охва-i ывающих иногда сотни миллионов человек. Естественно, что и осно-иания для выделения социальных общностей различные. Их изучение осуществляется на очередной ступени познания.
Следующая ступень — познание структуры общества как системы и шимосвязанных социальных организаций и институтов. Для поддержания стабильности в обществе, его нормального функционирования необходимы устойчивые формы объединения людей, их совместной деятельности, причем во всех сферах жизни — и экономической, 11 социальной, и политической, и духовной. Эти формы общественной жизни и совместной деятельности образуют своеобразный каркас социального организма. Это собственность и производство, власть и управление, образование и наука, семья и религия и т.д.
Наконец, поднимемся на ту ступень, с высоты которой можно обозревать человеческий мир в его единстве, противоречивости, развитии. Речь идет о социологическом знании личности, без которого невозможно осмысление общества как социального целого и его тенденций, ибо любая из них так или иначе отражает взаимодействие личности и общест-на — через общность, организацию, социальный институт. Поэтому следует иметь в виду не знание личности как таковой, взятой обособленно, » отрыве от социального, а изучение ее в определенном контексте, в единстве с социальным, в его многочисленных структурах.
При рассмотрении ступеней социологического знания, процесса восхождения от одной к другой, естественно, связь между ними оказалась разорванной. Как момент научного анализа это вполне допустимо. Но важно помнить, что переход от одной ступени к другой — это процесс социологического познания, который выводит нас на другие его «срезы», связанные с изучением социальной эволюции и революции, конфликтов и компромиссов, адаптации и отторжения и т.д.
На каждой ступени познания общества проникновение вглубь сопряжено с исследованием поведения людей (в рамках объединяющих их социальных образований) и их отношения к проблемам жизни. 11одлинно социологическое знание предполагает как раз изучение в единстве объективного и субъективного, сочетание названных подходов. Продвижение по лестнице социологического познания может быть успешным лишь в таком случае. Продолжая использовать стро-
[лава 6. Структура социологического знания
, Литература
Гречихин В.Г Лекции по методике и технике социологических исследований. М., 1988. С. 11-18.
Добренькое В.И, Кравченко А.И. Социология: В 3 г. М., 2000. Т. 1. Гл. 5.
Зборовский ГЕ. Социологическая теория и отраслевое знание // Проблемы теоре-шческой социологии. СПб., 1994.
Зборовский Г.Е., Орлов ГЛ. Социология. М., 1995. Гл 5.
Рабочая книга социолога. М., 1983. Гл. 2.
Российская социологическая энциклопедия. М., 1998.
Социология. М„ 1995. С. 62-72.
Тернер Дж. Струк гура социален ической теории М., 1985.
Фролов С.С Социология М., 1996. С. 37-41.
ЯдовВ.А Стратегия социологическою исследования. М., 1998. С. 37—43.
Глава 7
Структура социологического исследования,
его этапы и элементы
§ 1 Виды социологического исследования § 2. Программа социологического
исследования, ее методологический pa iden § 3. Методический раздел
программы Построение выборки. § 4 Обработка и обобщение
социологической информации
Чтобы знать существо социальных процессов, необходимо регулярно получать о них достоверную информацию. В социологии источником такой информации является социологическое исследование. Это изучение социальной действительности, рассчитанное на получение теоретического знания и практическое решение социальных проблем и осуществляемое на основе разработанной программы и научных методов сбора, обработки и анализа социальной информации.
Для осуществления исследования нужны профессиональные знания, умения и навыки. Между тем, многие считают, что провести социологический опрос — легче легкого, главное — составить анкету. Результаты такого понимания и отношения к социологическому исследованию, как правило, плачевны, ибо приводят к получению недостоверных данных. Часто нарушаются правила подготовки и проведения исследования, используется недоброкачественный инструментарий, возникают ошибки в обсчете, интерпретации и анализе данных и т.д.
Здесь можно провести аналогию между подготовкой и проведением социологического исследования и приготовлением пищи. Срабатывает принцип кухонной хозяйки: что положишь, то получишь. Только в сказке можно варить суп из топора. Поэтому очень важно знать содержание, структуру, принципы и правила осуществления социологического исследования. От того, что будет заложено в его программу, зависит конечный результат.
Одно из типичных заблуждений массового сознания — отождествление социологического исследования с опросом. Сложился устойчивый стереотип: провести социологическое исследование — значит оп-
Глава 7. Структура социологического исследования, его этапы и элементы 145
росить как можно больше людей по той или иной проблеме, будь то отношение к экономической политике или политическим лидерам, выборам президента или национальным конфликтам. Тем более что массовые средства информации постоянно воспроизводят результаты многочисленных опросов.
Между тем из поля зрения многих людей выпадают два важных обстоятельства. Во-первых, то, что любое социологическое исследование нельзя сводить только к опросу. Во-вторых, публикуемые результаты — это только видимая, надводная часть «социологического айсберга». Основная часть работы социологов остается неизвестной. Вне зоны видения населения оказываются разработка социологической теории, методологии и методики исследования, способы получения практических рекомендаций по решению ряда конкретных социальных проблем.
Отсюда очевидно, что следует разобраться с видами социологического исследования, его этапами .и программой, формированием выборочной совокупности, обработкой и обобщением социологической информации.
§ 1. Виды социологического исследования
В зависимости от поставленной цели социологические исследования могут быть теоретическими и эмпирическими (конкретными). В социологии нужны и те и другие. Если первые ориентированы на разработку теорий, выявление социальных тенденций развития системы, анализ общих противоречий, возникающих в ней и требующих своего обнаружения и разрешения, то вторые касаются изучения конкретных социальных проблем, часто связанных с решением практических задач, регулированием межгрупповых и внутригрупповых отношений и социальных процессов. Исследования часто имеют смешанный характер и выступают как теоретико-эмпирические.
Социологические исследования бывают разовые и повторные — в зависимости от потребности в информации о статичных либо динамичных социальных явлениях и процессах. Разовое исследование дает возможность получить знание об их состоянии на текущий момент, повторное же — в динамике, изменении, развитии.
Повторные исследования, в свою очередь, могут быть панельными, лонгитюдными, трендовыми, мониторинговыми. Панельные предполагают изучение одного и того же социального объекта с определенным интервалом времени по единой программе и методике. На-
Раздел II Предмет социологии, социологическое знание и исследование
пример, исследуются жизненные планы молодежи, ее ценностные ориентации, интересы и потребности с периодичностью в 5 лет.
Лонгитюдные исследования означают повторное изучение одной и той же совокупности людей в течение ряда лет по единым или близким проблемам. Временные промежутки между повторными исследованиями зависят от характера изменения объекта. Лонгитюдное исследование — это, как правило, исследование молодежи. Хорошим образцом лонгитюдного исследования является изучение жизненных путей поколения родившихся в 1965—1967 гг. Уже проведено два этапа этого исследования, материалы которого нашли отражение в интересных социологических работах конца 1980-х — начала 1990-х гг 1 Третий, заключительный этап позволил бы выявить и проанализировать процесс завершения образования и вхождения в пору трудовой и социальной зрелости названного выше поколения.
Трендовые исследования представляют собой повторные исследования без сохранения выборочной совокупности. Например, мы изучаем профессионально-образовательные намерения учащихся одиннадцатых классов школ определенного населенного пункта. Ежегодные обследования предполагают постоянную смену единиц наблюдения при сохранении одного и того же объекта исследования — учащихся одиннадцатых классов.
Мониторинг — это повторные исследования общественного мнения по различным проблемам. Ими могут быть проблемы отношения различных групп населения к экономическим реформам, к политическим событиям, к вопросам межнациональных отношений, к социальным процессам в сфере культуры и образования.
В зависимости от конкретных задач исследования могут выступать как разведывательные, описательные и аналитические. Разведывательное исследование преследует цель получения оперативной социологической информации, в нем используется сжатый по объему инструмент, а изучению подвергается небольшая группа респондентов. Кроме того, такое исследование применяется для проверки качества разработанного инструментария, тогда оно называется пилотажным. К примеру, принято решение о проведении анкетирования на большом и сложном массиве населения, и для этой цели создана объемная и содержательно насыщенная анкета. В таком случае всегда необходимо провести предварительный опрос небольшого количества респондентов (несколько десятков человек) с тем, чтобы выяснить, насколько хорошо анкета «работает», правильно ли пони-
1 См Начало пути Поколение со средним образованием М, 1989, Жизненные пути одного поколения М , 1992
Пива 7 Структура социологического исследования, его этапы и элементы
мают опрашиваемые все вопросы, хотят ли на них отвечать и т.д. После такого пилотажного исследования в инструмент вносятся поправки, уточняются формулировки вариантов ответов, корректируются некоторые постановки вопросов. Только после такой работы можно проводить опрос большого массива населения.
Описательные исследования преследуют цель получения сведений целостного характера об изучаемом явлении (процессе). В результате получают общую картину состояния объекта. Здесь ставится задача целостного восприятия проблемы без стремления к глубокому проникновению в существо дела.
Что касается аналитического исследования, то в ходе его проведения требуется выявление причин, противоречий, характера и способа разрешения проблем. В аналитическом исследовании устанавливается связь между характеристиками изучаемого явления (процесса), определяются факторы, влияющие на него изнутри и извне. Другими словами, здесь исследование идет уже в глубину.
Одна и та же проблема может быть раскрыта по-разному в зависимости от вида исследования. Возьмем, к примеру, проблему свободного времени студентов (на материалах какого-либо вуза). Пилотажное исследование здесь сведется к выявлению качества социологического инструментария и анализу нескольких вопросов (скажем, об объемах свободного времени студентов данного вуза, удовлетворенности его проведением, частоте тех или иных досуговых занятий).
Описательное исследование даст общую и целостную картину использования студентами своего свободного времени. В ходе его можно выявить различия в использовании свободного времени студентами разных курсов и факультетов, юношами и девушками, живущими в общежитии или с родителями, хорошо или слабо успевающими и т.д. Описательное исследование позволит охарактеризовать бюджет свободного времени студентов и его структуру, сказать, сколько часов и минут уходит на те или иные виды деятельности, ответить на вопрос о пропорциях между ними. Можно будет сказать, какие способы проведения досуга самые распространенные и массовые, какие встречаются реже. Из описательного исследования станет видно, какие формы использования свободного времени предпочитают студенты — коллективные или индивидуальные, публичные или домашние, организованные или нет. Перечень аспектов описательного исследования может быть продолжен и далее, но очевидно, что в этом нет необходимости.
Аналитическое исследование свободного времени студентов, включая в себя описательное лишь как составную часть, как своеобразный «верхний слой», идег вглубь, стараясь дать ответ на вопросы
Раздел П. Предмет социологии, социологическое знание и исследование
преимущественно причинно-следственного характера: почему студенты предпочитают проводить свободное время так, а не иначе? связано ли это с развитием потребностей, интересов, ценностных ориентации студентов и, если да, то как именно? почему одним студентам постоянно не хватает свободного времени, а другие не знают, как его «убить», чем заняться в часы досуга? от чего зависит величина свободного времени студентов? влияет ли учеба на количественную и содержательную стороны свободного времени и, если да, то как? почему одни студенты стремятся заранее спланировать и организовать свое свободное время, а другие предпочитают плыть «по воле волн»? как можно было бы помочь студентам эффективно использовать их свободное время, получить большее удовлетворение от его проведения? Перечень таких вопросов далеко не полон, но он дает представление о глубинных аспектах проблемы свободного времени студентов.
Очевидно, что проведение аналитического социологического исследования требует весьма серьезных теоретических знаний, навыков анализа сложных социальных проблем. Имеет значение умение видеть объект и предмет социологического анализа системно, во всех его внешних и внутренних взаимосвязях и взаимозависимостях.
Еще один критерий выделения видов социологического исследования — их масштабность. Здесь нужно назвать международное, общенациональное, региональное, отраслевое, локальное исследования. Международные исследования охватывают как минимум две страны и проводятся по тематике, представляющей общий интерес. Эти исследования могут вовлекать в свою орбиту и гораздо большее число стран (так, в середине 1960-х гг. было проведено исследование бюджетов времени 13 стран Европы и Америки). Общенациональное исследование проводится в масштабах страны и, как правило, связано с изучением общественного мнения по наиболее злободневным проблемам (например, выборы президента). Региональные исследования осуществляются в масштабах области, края, республики. В таком качестве, к примеру, выступало проведенное в конце 2001 г. под руководством автора исследование профессионального образования в условиях изменяющегося рынка труда в Уральском регионе. Отраслевые исследования представляют интерес с точки зрения изучения проблем, имеющих значение для отдельной отрасли. Так, в самые последние годы проводится много исследований в сфере образования, призванных дать ответ на вопрос об отношении различных групп населения к реформированию (модернизации) этого социального института. Наконец, локальные исследования предполагают изучение и анализ проблем, представляющих интерес и