Социально(-профессиональная) структура сферы образования
В понимании этого вопроса можно выделить два подхода. Согласно первому из них, группы выделяются в соответствии с их местом в сфере образования, с естественным разделением труда в учебном процессе: базисные группы – учащиеся и обучающие и примыкающие к ним третья группа, которая поддерживает, обслуживает как учебный процесс, так и всю инфраструктуру сферы образования.
Согласно второго подхода, структура сферы образования соотносится с социальной структурой общества в целом. В связи с этим преподавателей и примыкающих к ним научных сотрудников, методистов, НТР, управленцев относят к интеллигенции.
Позиции (социальные) учащихся определяются либо как самостоятельной (особой группы), либо в зависимости от семейного положения, происхождения родителей, предшествующей или будущей профессии.
Представляется, что занятых в сфере образования необходимо (и можно) классифицировать в зависимости от выделяемых в социальной структуре вообще групп и слоев.
Важно выяснение тенденций изменения социальной структуры сферы образования.
1. Вовлечение в сферу образования все более широких групп общества (с учетом непрерывности образования и вовлечения в эту сферу детей более младшего возраста).
2. Значительный рост в сфере образования не только учащихся, но и обучающих. Однако в этом закономерном процессе могут быть исключения, связанные с кризисным состоянием общества, демографической ситуацией в стране.
В то же время соотношение между преподавателями и учащимися (с учетом возрастания технических средств обучения, социальной политики) государства также может меняться.
3. Увеличение доли обслуживающего сферу образования персонала, что обусловливается, в частности, фактором в той или иной мере самообслуживания учащихся.
4. Постепенное сближение (в условиях нормального развития общества) социальной структуры общества и социальной структуры обучающихся. Хотя и ныне по-прежнему имеют место факты, свидетельствующие о влиянии классовой, социальной, расовой, этнической принадлежности на возможность получения образования представителями названных групп и общностей. Сказываются также и половые различия.1
Эти факторы сказываются также на социальной мобильности, на карьере получивших образование.
Одним словом, в определенных общественно-политических условиях образование, его качество вряд ли обеспечивают социальное равенство.
5. Рост взаимообмена (в нормальных условиях) специалистами сферы образования и других сфер производственно-трудовой деятельности (переход их зависит от ситуации в обществе).
6. Проявляет себя тенденция разнообразия социально-ролевых позиций учащихся в плане учебно-предметной специализации (форм образования, методов обучения), в выборе ценностных ориентаций.
Заключительная часть темы может быть посвящена обсуждению подготавливаемой и в определенной мере осуществляемой в нашей стране реформы образования: изменениям в управлении образованием, структуре, в учебном процессе, сроках обучения, приемных экзаменов и т.д.
Эти вопросы адресуются студентам-заочникам для самостоятельной проработки с последующим их обсуждением на занятиях с участием преподавателей.
Вопросы для повторения
1. Как Вы понимаете объект и предмет социологии образования.
Учебные и практические задания
1. Дайте характеристику образованию как социальному институту, функциям образования в современном мире и значению его для функционирования других социальных институтов.
2. Покажите вклад отечественных и зарубежных ученых в разработке социологии образования.
3. Сравните различные модели образования (экстенсивную, продуктивную и интенсивную). Какая из них является приоритетной и почему?
4. Попробуйте провести социологический опрос в группе (потоке) для выявления мотивации поступления в вуз на вашу специальность, степени заинтересованности студентов в учебе (могут быть и другие цели). Проанализируйте итоги, попробуйте выявить их связь с ходом учебного процесса (успеваемостью в группе и др.).
5. Объясните суть и необходимость процесса гуманизации и гуманитаризации образования; выявите сходство и различие понятий.
6. Дайте характеристику реформы образования в нашей стране (изменений в управлении образованием, структуре, в учебном процессе и т.д.).
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Аллак Жак. Вклад в будущее: приоритет образования. - М., 1993.
2. Гаврилюк В.В. Социология образования: Учебное пособие. – Томск, 2003.
3. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. - М., 1998.
4. Добреньков В.И., Нечаев В.Я. Общество и образование. – М., 2003.
5. Жуков В.И. Университетское образование: История, социология, политика. – М., 2003.
6. Нечаев В.Я. Социология образования. - М.: Изд-во МГУ, 1998.
7. Ракитов А.И. Наука, образование и технология в России: Научно-аналитический обзор. - М.: Изд-во РАН, 1996.
8. Сорокина Н.Д. Образование в современном мире (социологический анализ). Монография. – М., 2004.
9. Социологическая энциклопедия. Т. 1,2. – М., 2003.
10. Социология образования перед новыми проблемами. – Москва – Омск, 2003.
11. Социология: Энциклопедия. – Минск, 2003.
12. Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы». – М., 2003.
13. Тощенко Ж.Т. Социология образования // Социология: Общий курс. - М.: Прометей, 1998, с. 329-348.
14. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. - М.: Юристъ, 1997.
1 Нечаев В.Я. Социология образования. – М.: Издательство МГУ, 1992, с. 355.
2 См.: Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – М.: Прометей, 1994, с. 241.
1 См.: Материалы к занятиям по социологии. Вып. 3. – М.: ГАСБУ, 1994.
1 См.: Нечаев В.Я. Указ. соч., с. 61-62.
1 См.: Нечаев В.Я. Указ. соч., с. 107-108.
1 См.: Нечаев В.Я. Указ. соч., с. 110-111.
2 См.: Материалы к занятиям по социологии. Вып. 3. – М.: ГАСБУ, 1994.
1 В нашей стране они действуют и в системе государственных не государственных (коммерческих) вузов. Степень централизации образования в разных странах различна (см.: Смелзер Н. Указ. соч., с. 442-443).
2 См. Педагогика. 1983.
1 См. Спелзер Н. Социология/Пер. с англ. – М.: 1994, 441-442 стр. и др.