Ролевые концепции личности, социально-ролевой конфликт
Социальная роль распадается на ролевые ожидания - то, чего, согласно «правилам игры», ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение - то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Всякий раз, беря на себя ту или иную роль, человек более или менее четко представляет связанные с ней права и обязанности, приблизительно знает схему и последовательность действий и строит свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Общество при этом следит, чтобы все делалось `как надо`. Для этого существует целая система социального контроля - от общественного мнения до правоохранительных органов и соответствующая ей система социальных санкций - от порицания, осуждения до насильственного пресечения.
Границы ролевого поведения достаточно жестки, поскольку смешение разных функций или неадекватное их исполнение может привести к нарушению равновесия всей социальной системы. Но эти границы не абсолютны: роль задает общую направленность и цель действий, а стиль их выполнения - фактор вариативный. Например, роль директора фирмы предполагает реализацию функции руководства, управления, и ее нельзя смешивать с функцией подчинения или заменять ею. Но руководство может осуществляться различными методами: авторитарными, демократическими, попустительскими, и в этом плане роль директора фирмы не накладывает никаких ограничений.
Один и тот же человек выполняет множество ролей, которые могут противоречить друг другу, не согласовываться друг с другом, что приводит к возникновению ролевого конфликта.
Помимо ролей, несущих непосредственную общественную нагрузку, имеющих смысл и значение для социальной системы в целом, существуют и личные взаимоотношения людей, в которых человек также занимает определенное место и в соответствии с ним выполняет какие-то функции. Этот слой отношений определяется понятием `межличностная роль`. Как и социальные роли, межличностные роли тоже могут быть различными и даже совершенно противоположными в разных малых группах. Зачастую человек вынужден учитывать в своем поведении эту разнообразную палитру ожиданий, предъявляемых к нему, ориентироваться не на одну, а сразу на несколько групп.
Роль может пониматься как объективно, с точки зрения ее общественного значения, так и субъективно, преломляясь в сознании индивида и по-своему истолковываясь им.
В зависимости от того, какие субъекты противодействуют друг другу, социальные конфликты подразделяются на:
Личностный конфликт, т.е. конфликт, происходящий внутри личности на уровне индивидуального сознания. Это чисто психологические конфликты, но опосредованные внешними условиями и способные стать катализаторами для возникновения групповой напряженности.
Межличностный конфликт, т.е. разногласия между двумя или более членами одной группы или нескольких групп.
Межгрупповой конфликт, т.е. противостояние нескольких индивидов, образующих группу, другой группе, не включающей в себя индивидов из первой группы. Это самый распространенный вид конфликта, так как индивиды, собираясь воздействовать на других, обычно стараются найти сторонников, сформировать группу.
Конфликт принадлежности происходит в силу двойной принадлежности индивидов, например, когда они образуют группу внутри другой, большей группы или когда индивид входит одновременно в две конкурентные группы, преследующие одну цель.
Конфликт с внешней средой, т.е. индивиды, составляющие группу, испытывают давление извне (прежде всего со стороны культурных, административных и экономических норм и предписаний). Часто они вступают в конфликт с институтами, поддерживающими эти нормы и предписания.
По этому основанию различают также внутри- и межколлективные, корпоративные, классовые межпартийные, этнические, межконфессиальные, внутри- и межрегиональные, межинституционные, межгосударственные и другие виды конфликтов.
По содержанию проблем, вызвавших противонаправленные действия, выделяют производственные, семейно-бытовые, трудовые, экономические, политические, экологические, идеологические, духовно-нравственные, юридически-правовые и другие конфликты.
Кроме того, конфликты классифицируются по многим другим основаниям, например:
· показатели массовости их участников;
· социальные статусы конфликтующих сторон;
· реальность причины;
· временная длительность и характер протекания;
· степень остроты и степень регулируемости (управляемости);
· психологическая форма проявления и т.д.
По своим функциям конфликты обычно делятся на:
Разрушающие (дезинтегративные) – такие конфликты дестабилизируют социальные системы. Внутренний конфликт разрушает групповое общество; забастовки могут оставить без работы тысячи людей и нанести серьезный урон промышленности; супружеские конфликты мешают объединению супругов; и, наконец, атомный конфликт грозит уничтожению всего человечества.
Созидающие конфликты – могут усилить групповое взаимодействие. В результате конфликта возможно скорейшее внедрение нового лидера, использование новой политики и новых норм. Конфликт может оказаться единственным выходом из напряженной ситуации. Если в группе ущемляются права личности, нарушаются общепринятые нормы, то часто только конфликт приводит к достижению равновесия и снятию напряжения. .
По своему внутреннему содержанию социальные конфликты также делятся на рациональные и эмоциональные.