Понятие “общество” в истории социальной мысли
Системный подход к обществу дополняется в социологии детерминистским и функционалистским. Детерминистский подход ярче всего выражен в марксизме. С точки зрения этого учения, общество как целостная система состоит из следующих подсистем: экономической, социальной, политической и идеологической, каждую из которых, в свою очередь, можно рассматривать как систему. Чтобы отличить эти подсистемы от собственно социальной, их называют социетальными. Во взаимоотношении между этими системами главенствующую роль играют причинно-следственные связи. Это означает, что каждая из этих систем существует не сама по себе, а, согласно марксизму, находится в причинно-следственной зависимости от других систем. Все эти системы представляют собой иерархическую структуру, то есть находятся в соотношении субординации, подчиненности в том порядке, как они перечислены. В марксизме четко указывается на зависимость и обусловленность всех систем от особенностей экономической системы, в основе которой лежит материальное производство, базирующееся на определенном характере отношений собственности.
Однако марксизм - противник упрощенной трактовки социального детерминизма. Он не стремится свести все богатство общественных отношений к экономической обусловленности. С точки зрения марксизма, экономическая система является лишь главной причиной, она лишь "в конечном счете" определяет развитие других систем общественной жизни. В марксизме подчеркивается обратная связь всех социетальных систем. Каждая последующая система оказывает обратное воздействие на предыдущие. Взаимное воздействие непосредственно связанных между собой социетальных систем носит диалектический характер. В результате такого подхода общество рассматривается в марксизме как живой, находящийся в постоянном движении и развитии организм, в изучении которого ведущую роль играет анализ производственных отношений.
Детерминистский подход в социологии дополняется функциональным. Марксизм также является сторонником функционального подхода. В марксизме принято различать суммативные, органические и целостные системы Общество как система складывается при переходе от органической к целостной системе. Развитие органической системы состоит в саморасчленении, дифференциации, которую можно охарактеризовать как процесс формирования новых функций или соответствующих элементов системы. В общественной системе формирование новых функций происходит на основе разделения труда. Движущей силой этого процесса являются общественные потребности. Производство средств, необходимых для удовлетворения потребностей, и непрерывное порождение новых потребностей К.Маркс и Ф.Энгельс называли первой предпосылкой человеческого существования. Итак, на основе этого развития потребностей и способов их удовлетворения общество порождает известные функции, без которых оно не может обойтись. Предназначенные для выполнения этих функций люди образуют новую отрасль разделения труда. Тем самым эти люди приобретают особые интересы, в том числе и по отношению к тем, кто "уполномочил" их на этот вид деятельности, т.е. они становятся относительно самостоятельными по отношению к ним. Так по мнению марксистов, над сферой материального производства надстраиваются социальная, политическая и духовная сфера, выполняющие свои специфические функции.
Однако, как отмечалось выше, для марксизма более характерен детерминистский подход к объяснению общественной жизни. Идеи функционализма в большей мере присущи англо-американской социологии. Основные положения функционализма были сформулированы англ. Социологом Г.Спенсером. В его трехтомном труде "Основание социологии" и развиты английским этнографом А.Рэдклифф-Брауном и американскими социологами Р.Мертоном и Т.Парсонсом.
Рассмотрим же вкратце, в чем состоят основные принципы функционального подхода по Г.Спенсеру:
-- Так же сторонники, как сторонники системного подхода, функционалисты рассматривали общество как целостный, единый организм, состоящий из множества частей: экономической, политической, военной, религиозной и т.д.
-- Но при этом подчеркивали, что каждая часть может существовать только в рамках целостности, где она выполняет конкретные, строго определенные функции.
-- Функции частей всегда означают удовлетворение какой-либо общественной потребности. Все же вместе они направлены на поддержание устойчивости общества и воспроизводство человеческого рода.
-- Поскольку каждая из частей общества выполняет только ей присущую функцию, то в случае нарушения деятельности этой части, чем больше функции отличаются друг от друга, тем труднее другим частям восполнить нарушение функции.
-- Спенсер придавал большое значение социальному контролю. Социетальная система, по его мнению, сохраняет стабильность, главным образом, потому, что она содержит в себе элементы контроля. Сюда входят политическое управление, органы правопорядка, религиозные институты и моральные нормы.
По мнению Г.Спенсера, социальный контроль держится на "страхе перед живыми" и "страхе перед мертвыми". "Страх перед живыми"создает государство, "страх перед мертвыми" - церковь. Главным же условием сохранения общественной целостности является согласие большинства общества с принятой в нем системой ценностей.
Функционализм в социологии получил свое развитие в работах Р.Мертона. Разделяя основные принципы функционализма, сформулированные Спенсером, Мертон внес в эту концепцию ряд уточнений:
-- Как одно явление может иметь различные функции, так и одна и та же функция может выполняться различными явлениями.
-- Мертон вводит понятие дисфункции, т.е. разрушающей функции. Он считает, что одни и те же элементы могут быть функциональными по отношению к одним системам и дисфункциональны по отношению к другим.
-- Мертон вводит различия между явными и скрытыми (латентными) функциями. Явная функция - это то следствие, которое вызвано намеренно и признано в качестве такового. Латентная функция - это то следствие, вызвать которое не входило в намерение действующего лица, и оно не знает, что вызвало его.
Значительным этапом в развитии методологии функционализма является структурный функционализм Т.Парсонса. По Парсонсу, любая общественная система имеет две основные ориентации, которые он называл"осями ориентации".Первая ось - внешнее - внутреннее. Это значит, что любая система ориентируется на события окружающей среды, либо на свои собственные проблемы. Вторая ось - инструментальное - консумоторное.Это означает, что ориентация систем связана либо с сиюминутными, актуальными, либо с долговременными, потенциальными потребностями и целями.
Из положения этих осей в крестообразных таблицах возникает набор из четырех основных функциональных категорий: адаптации, целедостижения, интеграции и воспроизводства структуры. Эти функции по Парсонсу, обеспечиваются различными подсистемами. Так, внутри социальной системы функцию адаптации обеспечивает экономическая подсистема, функцию целедостижения - политическая подсистема, функцию интеграции - правовые институты и обычаи, функцию воспроизводства структуры - система верований, мораль и органы социализации, включая системы и институты образования.
Функционализм широко используется в эмпирических научных исследованиях. Однако социологи, придерживаясь иных методологических установок, подчеркивают три главных недостатка функционализма:
-- Внеисторический подход к изучению общества. Общество в функционализме рассматривается статично, вне динамики развития.
-- Неспособность дать описание и анализ конфликтов, идеологическую ориентацию на стабильность, в то время, как в современном обществе происходит масса социальных конфликтов.
-- Неспособность должным образом отразить в социальном индивидуальное.
Решение последней проблемы, зафиксированы критиками функционализма, взяли на себя представители методологии индивидуализма Дж.Хоманс, Дж.Линд, Г.Блумер и др. Основная идея методологии индивидуализма сводится к следующему: всякое социальное явление, в том числе и общественная жизнь, может быть объяснено через совокупность индивидуальных действий.
С точки зрения представителей индивидуализма, схема действия включает в себя следующие элементы:
-- действующее лицо, т.е. индивида или группу;
-- вовлеченность в ситуацию, которая характеризуется наличием определенной доли принуждения;
-- преследование какой-либо цели через действие;
-- манипулирование ресурсами для достижения цели;
-- более или менее четко обозначенное поведение.
Что же такое совокупность индивидуальных действий? Объяснение этому явлению предлагает ряд теорий социального взаимодействия. Одной из таких теорий является теория социального действия Дж.Хоманса. Он делает упор на влияние на поведения людей вознаграждений и затрат. Он сформулировал следующие положения своей теории:
-- Чем чаще поступок вознаграждается, тем чаще он повторяется.
-- Если в прошлом получение вознаграждения происходило в определенной ситуации, то люди стремятся создать такую же ситуацию.
-- Если вознаграждение велико, то люди, чтобы его получить, готовы платить больше, чем при малом вознаграждении.
-- Когда потребности человека почти полностью удовлетворены, он в меньшей степени стремится прикладывать усилия для их удовлетворения.
Модификацией данной теории является теория справедливого обмена Дж.Адамса, Дж.Уолстера и др. Эта теория сформулирована также в виде системы постулатов:
-- Индивиды всегда стремятся к максимизации личных выгод, что вытекает из эгоистической природы человека.
-- Группы увеличивают коллективные выгоды, ограничивая индивидов и добиваясь "справедливых" отношений.
-- Индивиды, обнаруживающие свое участие в "несправедливых" отношениях, испытывают психологический дискомфорт.
-- Чем сильнее воспринимается "несправедливость", тем сильнее дискомфорт и интенсивнее попытки восстановить "справедливые" отношения.
Таким образом, центральное место в этой теории занимает категория "справедливое отношение", определяемая как пропорциональность вкладов и результатов участников взаимодействия. Достижение социальной справедливости преподносится сторонниками этой теории как главный стимул действия индивидов и групп. Другой теорией, базирующейся на методологии индивидуализма, является символический интеракционизм (от англ. Interaction - взаимодействие). Наиболее видные представители данного направления - Джордж Мид и Герберт Блумер. Дж. Мид утверждал, что поведение индивида - это реакция на поведение другого индивида. Человеческие существа живут в мире значимых объектов. Значения возникают только в процессе социального взаимодействия. Различные социальные группы вырабатывают миры, и эти миры меняются, когда составляющие их объекты меняют свое значение.
Согласно символическому интеракционизму, взаимодействие между индивидами представляет собой непрерывный диалог, в процессе которого люди прослеживают, интерпретируют намерения друг друга и реагируют на них. Интерпретация стимулов заключается в установлении связи, стимула с символом и выборе ответной реакции на основе осмысления этого символа. Установление социальной связи, коммуникация становятся возможными благодаря тому, что люди придают одно и тоже значение данному символу. По Миду, социальное "Я" включает в себя два момента: собственно "Я" и "Мы". Собственно "Я" - индивидуальное сознание. "Мы" - индивидуальное сознание в глазах других, или, иначе говоря, задача, поставленная через "Я" другим "Я". "Я" оценивает свои действия через внутреннее освоение "Мы". Таким образом, общество оказывается как бы внутри "Я". Социальное "Я" утверждается в совокупности процессов межиндивидуального взаимодействия. Богатство и своеобразие заложенных в той или иной личности реакций, способов деятельности, символических содержаний зависит от разнообразия и широты систем взаимодействия, в которых она участвует.
Таким образом, в объяснении вопроса, что собой представляет общество, каковы механизмы его образования и функционирования, социология располагает рядом методологических подходов, которые нередко согласуются друг с другом, но могут вступать и в противоречие. Однако все концепции общества придают важнейшее значение в формировании его как целостной системы роли культуры.