Образование как средство социального контроля
В условиях снижения контролирующей роли таких традиционных институтов, как религия и семья, значение образовательного института в этой сфере резко возрастает. Большую часть дня дети, в особенности в странах с обязательным начальным и средним образованием, находятся в школе, где их поведение контролируется учителями и другими представителями школьных властей. Однако и в тех случаях, когда учащиеся оказываются вне школьных стен, контролирующие функции этих образовательных заведений косвенно сохраняются (о подростках, находящихся на учете в милиции, сообщают по месту учебы). Высшие учебные заведения, как правило, предъявляющие повышенные требования к социальному поведению индивидов, через систему позитивных и негативных санкций также выполняют функции социального контроля.
Образование как фильтрующее устройство и фактор вертикальной мобильности
С точки зрения функционализма образование представляет собой разумный способ распределения людей в соответствии с их способностями и достоинствами, что, в свою очередь, оказывается позитивным фактором для общества в целом. Соответственно, самые способные и трудолюбивые люди благодаря образованию получают возможность занять в обществе более высокий статус.
Образование как фактор демократизации общества
Образованные люди в меньшей степени подвержены «фактору толпы» и необдуманным эмоциональным действиям, они обладают более широким кругозором, благодаря чему оказывается весьма затруднительным манипулировать их поведением. Кроме того, по мнению ряда исследователей, образование ослабляет предрассудки по отношению к группам меньшинств. Однако необходимо помнить, что этот фактор действует лишь как тенденция, например, немцы всегда были одной из самых образованных наций, тем не менее именно они приняли фашизм со всей его архаической символикой и, более того, выказывали Гитлеру практически религиозные чувства (Юнг).
Представители конфликтологического подхода (Маркс, Дарендорф), для которого характерно отношение к обществу как к совокупности противоборствующих социальных групп и слоев, как к системе, естественным (а не аномальным) состоянием которой является состояние внутренней борьбы и конфликта, выделяют следующие функции образования:
Образование как статусообразующий фактор
Поскольку получение образования способствует восходящей вертикальной мобильности, образовательный институт следует рассматривать как арену борьбы различных статусных групп за овладение богатством, властью и престижем. Например, привилегированные статусные группы (юристы, врачи) сознательно ставят завышенные образовательные барьеры, чтобы создать препятствия для проникновения в эти группы «посторонних». Таким образом, существующие в различных профессиях требования к уровню образования рассматриваются как результат борьбы определенных статусных групп. Так, повышенные требования к образованию врачей (например, знание латыни) являются фактором, защищающим «традиционных» эскулапов от конкуренции со стороны нетрадиционной медицины.
18.3.6. Образование как фактор, способствующий эксплуатации угнетенных групп
С этой точки зрения учебные заведения созданы прежде всего для формирования и воспроизводства навыков, необходимых для рабочей силы в капиталистическом обществе. Система массовых начальных школ, действительно возникшая одновременно с развитием промышленного капитализма, помимо значимых для этой промышленности знаний, прививает учащимся такие важные для будущих рабочих качества, как пунктуальность, дисциплинированность, привычку подчиняться и т.д. Напротив, в университетах, служащих для подготовки элиты, больше внимания уделяется развитию таких качеств, как умение самостоятельно мыслить и т.д. Таким образом, в отличие от функционалистов, рассматривавших образование как фактор, способствующий вертикальной мобильности и равенству возможностей, представители данного подхода, напротив, видели в образовании фактор закрепления существующей структуры социального неравенства.
Структура образования
С точки зрения структуры образование делится на государственное и частное. Очевидно, что такое образование никогда не может быть в равной степени доступным для разных статусных групп. Доступность образования в конечном счете определяется характером социальной стратификации общества.
Для западных стран и России XIX века была характерна ориентация на жесткую стратификацию образования: большая часть высших и даже средних учебных заведений предназначалась исключительно для лиц из привилегированных сословий, а выходцы из рабочего класса и крестьянства учились в начальных школах. Соответственно, доля государственного образования была невелика. Более того, считалось, что чрезмерное образование сделает бедных неприспособленными к жизни, поэтому их доступ нередко ограничивался даже специальными законами. Большую роль в образовании того времени играли также различные религиозные учебные заведения.
В ХХ веке, напротив, резко возросла доля государственных учебных заведений, а с 1954 г. в США официально было отменено раздельное обучение по расовым и иным признакам. В советский период в России существовало исключительно государственное образование, и лишь в последние полтора десятилетия стали появляться негосударственные учебные заведения. Вопрос об их оптимальном соотношении в российском обществе и по сей день является дискуссионным.
Вертикальная структура института образования (институт образования как организация). Не только в России, но и в большинстве развитых стран и государственные, и негосударственные учебные заведения объединены в единую систему в масштабах всего общества. Во главе этой системы, как правило, стоит соответствующее министерство (в России – Министерство образования), выполняющее в отношении к негосударственным учреждениям контролирующие функции. Одна из задач министерства – стандартизация учебного процесса. На следующих ступенях иерархии стоят местные департаменты образования, далее – школы и институты. Разграничение полномочий между высшими и низшими уровнями образовательного института определяет собой соотношение централизации и децентрализации образования. Институт образования, таким образом, представляет собой сложную формальную организацию.
Как и любая формальная организация, образование предполагает наличие четкой системы социальных ролей и, соответственно, возможность возникновения ролевых конфликтов. Так, например, учитель в школе постоянно выполняет две роли – педагога и воспитателя, которые нередко требуют от него противоположных действий (удаление из класса нарушающего дисциплину ученика может сыграть положительную воспитательную роль, однако знания его от этого пострадают). Другие две роли – роль руководителя в группе учащихся и роль подчиненного в группе с директором. Выработанная тысячелетиями преподавательская этика требует избегать возникновения конфликтов между этими двумя ролями (директор не должен делать замечаний учителю в присутствии учеников). В вузах у профессоров и доцентов возникают конфликты между их ролями ученых и преподавателей (чему отдать приоритет – науке или преподаванию?).